Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформы системы образования и цензуры






В общем ряду реформ 60-80-х годов существенное место за­нимали школьные и университетские реформы, а также рефор­ма цензуры. Развитие капитализма требовало отмены сослов­ных ограничений для разночинной интеллигенции, наиболее зажиточной части крестьян и квалифицированных рабочих. Развивавшаяся промышленность нуждалась в массовой квали­фицированной рабочей силе, что требовало решительного расширения начального образования. Все это и обусловило реформы системы просвещения. В 1863 г. был утвержден новый университетский устав, который ввел автономию университе­тов. Ректоры стали избираться советами университетов, а де­каны - советами факультетов. Советы избирали на должности (по конкурсу) профессоров и преподавателей. Однако минист­ру народного просвещения принадлежало право утверждения в должности избранных советами лиц, а попечитель учебного округа осуществлял контроль за деятельностью университетов и имел право отменять решения их советов. В 1869 г. были от­крыты высшие женские курсы университетского типа в Петер­бурге (высшие Бестужевские курсы), а затем в Москве, Киеве и Казани. Начали работать врачебные женские курсы. В 1864 г. был утвержден новый Устав гимназий и прогимназий (давав­ших неполное среднее образование), вводивший в средней школе всесословный принцип обучения, открыты были и жен­ские гимназии. В том же 1864 г. утверждено Положение о на­чальных народных училищах. Народные училища открывались как Министерством просвещения, так и земствами, и частными лицами, однако под контролем государственных чиновников, для чего в каждой губернии учреждались должности директора и инспекторов народных училищ. Программы обучения ут­верждались Министерством и контролировались уездными и губернскими училищными советами.

Либерализация идеологического контроля в системе обра­зования была дополнена некоторой либерализацией цензуры. Новые Временные правила о цензуре, принятые 6 апреля 1865 г., отменяли предварительную цензуру на книги объемом более 10 печатных листов, хотя для массовой литературы (книг, брошюр менее 10 листов) предварительная цензура со­хранялась. Периодическая печать (газеты, журналы) с разре­шения министра внутренних дел освобождалась от предвари­тельной цензуры, но за опубликование чего-либо преступного, с точки зрения правительства, авторы и издатели могли быть привлечены к судебной ответственности, а при обнаружении («вредного направления» - подлежали административной ответственности (предостережению, штрафу). Половинчатый характер цензурной реформы усугублялся тем, что цензура с 1863 г. была передана из Министерства народного просвещения в Министерство внутренних дел, в составе которого было создано Главное управление по делам печати.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.