Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование Древнерусского государства 2 страница






Обельные холопы – самые настоящие рабы со всеми вытекающими из этого последствиями. Они навечно закреплены за своими хозяевами. Правда, в отличие от рабов классического рабства, холопы в Древнерусском государстве могли иметь свою семью, свое жилье.

Временное холопство ограничивалось договором. Когда свободный поступал в холопы, то при свидетелях устанавливался срок, по истечении которого он вновь становился свободным.

Как мы говорили уже, рабы не были главной производительной силой на Руси. Рабский труд постепенно и систематически вытеснялся более прогрессивным трудом феодально-зависимых людей.

Закупы составляли основную группу феодально-зависимых людей в Древнерусском государстве.

Закупы - это чаще всего смерды-общинники, которые оказались в трудном материальном положении, испытывали острую нужду и брали что-либо взаймы у феодала. Так, например, земледельцы нередко брали у феодала хлеб, зерно, лошадь, плуг и другие орудия производства, и предметы домашнего хозяйства. Кроме того, закупы представляли собой людей, лишившихся земли и бравших ее взаймы у феодала на правах временного пользования.

То, что человек брал, во временное пользованье называлось купой. В качестве купы могли выступать и деньги. По другому закупы еще назывались рядовичами, от слова «ряд» – договор.

Дача купы оформлялось договором в присутствии свидетелей. Согласно такому договору, закуп, пока он пользуется взятой взаймы вещью, не является свободным. На время договора он отдает свою свободу за купу (отсюда закуп). Купу должник оставляет себе и может ею пользоваться, но сам он должен за это идти к феодалу и работать на него до тех пор, пока не подойдет срок, и он не вернет купу. Из ряда статей «Русской правды» мы узнаем о положении закупа во дворе феодала. Закуп находился фактически на положении холопа. Он не смел, например, выйти за ворота двора своего господина без разрешения. В противном случае он возвращался силой и превращался в обельного холопа.

В связи с этим правилом феодалы нередко прибегали к самым разнообразным злоупотреблениям. Об этом свидетельствуют восстания бедноты в Киеве. О существовании таких злоупотреблений мы можем также судить на основании того, что Владимир Мономах в «Русской правде» предпринял некоторые попытки облегчить положение закупов. Так, уход закупа в суд уже не стал рассматриваться как его бегство. Кроме того, было запрещено бить закупов без достаточного к тому основания.

Итак, закупы – феодально-зависимые люди, которые становятся таковыми на время пользования купой. Но все ли закупы могли выйти из зависимого положения и вновь стать свободными? Конечно, нет. Дело в том, что не всегда после окончания срока должник мог отдать свой долг. Больше того, это бывало редко. С другой стороны, феодал мог в связи с купой предъявить должнику совершенно непосильные для него требования. Он мог обвинить его, например, в порче вещи и требовать большего возмещения. В тех же случаях, когда земледелец в качестве купы брал землю (ролейный закуп), то он уже не мог от этой земли отказаться.

Таким образом, закупничество – институт исключительно феодальный. Это один из способов установления феодальной зависимости.

По поводу смердов в науке происходил спор между академиком Б.Д. Грековым и профессором С.В. Юшковым. Б.Д. Греков высказал мнение, что смерды - это сельское население, общинники, значительная часть которых, а возможно даже основная масса, оказалась в феодальной зависимости. Среди смердов, по мнению Б.Д. Грекова, были и общинники, не попавшие в зависимость к отдельным феодалам.

С.В. Юшков в ряде своих работ говорит о том, что название «смерды» относится не ко всем земледельцам, а только к тем, которые попали в феодальную зависимость.

Более обоснованной является точка зрения Б.Д. Грекова и она получила множество сторонников.

В «Истории России с древнейших времен до XVIII в.» отмечается, что на рубеже X-XI вв. «свободный, платящий дань лишь государству смерд был главной фигурой сельского мира Руси… Территории, на которых жили свободные смерды, были уже «окняженными», т.е. принадлежали великому князю как верховному руководителю государства[7].

Смерды имели необходимые для производства орудия труда, владели участками земли, вели свое хозяйство. Таким образом, смерды – это все земледельцы-общинники, без всякого различия, являются ли они зависимыми или нет.

Сохранение общины в период феодализма является одним из способов укрепления устойчивости хозяйств смердов. Община лучше, чем отдельные земледельцы, препятствовала грабежу их хозяйств, более успешно боролась за сохранение находящихся в ее пользовании земель.

Земля в общине являлась общим достоянием. Однако пользование землей носило частный характер. Каждая из входивших в общину семей получала участок во временное пользование. Она не могла считать землю своей собственностью, но пользовалась ею по своему усмотрению. Время от времени в общине происходил передел земли. Такие переделы сначала не были регулярными, а затем проводились примерно через каждые 10-15 лет. Переделы вызывались уменьшением или увеличением земли у отдельных семей, а это вызывалось либо увеличением числа членов семьи (приход новых членов), либо сокращением числа членов семьи.

В Древнерусском государстве сохранялись общины свободные. Они были обязаны платить подать государству, которая носила название дани. Сначала князья сами ездили в полюдье за данью, а затем начали посылать бояр. Дань общины платили натурой, причем еще во времена княгини Ольги были созданы особые пункты – погосты, в которые тиуны – слуги князя по сбору дани – свозили полученную ими дань. В погостах же она и хранилась.

В остальном земледельцы считались свободными. Но постепенно начинает развиваться процесс, когда они попадают в зависимость от феодалов. Так, все чаще князья начинают жаловать земледельцев с занимаемой ими землей боярам, монастырям. Такие пожалования записывались в особых дарственных указах.

После пожалования земледельцы не могли сказать, что земля, на которой они работают, является собственностью общины, их собственностью. Земля теперь становилась собственностью монастыря или боярина, феодальной собственностью. Смерды по-прежнему продолжали пользоваться землей. Но дань начинает уже обращаться в феодальную ренту. Начинают вводиться типично феодальные сборы, например, брачная пошлина, мостовщина, ратная и военно-конная повинность.

Тем самым смерды начинают в известной своей части в той, в которой феодалам удается установить свое господство над отдельными общинами, становится феодально-зависимыми людьми. Вместе с тем меняется и правовое положение находящихся в феодальной зависимости смердов. Часть смердов вместо уплаты дани должна была выполнять ряд повинностей, главные из которых оброк – денежная и натуральная рента, а также отбывать барщину.

Итак, по данным XI-XII вв. часть смердов представляла собой особую группу феодально-зависимых людей. Возникает вопрос: были ли они только феодально-зависимыми или уже крепостными, т.е. связаны не только земельными повинностями, но феодалы обладали правами и над их личностью. Из юридических памятников, в том числе и из «Русской правды» ясно вытекает, что смерды не могут рассматриваться как крепостные. Но с другой стороны, мы встречаемся с фактом целого ряда ограничений прав смердов в сравнении со свободными людьми. Эти ограничения касаются и ограничения права на защиту их жизни и личности, их правоспособности и дееспособности, права наследования и т.д.

Это, конечно, не крепостная зависимость в том виде, в каком мы ее увидим позднее, но нужно отметить, что личность смерда начинает становиться предметом закрепощения, что выражается в ограничении правоспособности смердов. В этом смысле наиболее характерным был институт закупничества.

Еще одним из способов, при помощи которых светские феодалы и церковь устанавливали свою власть над смердами и превращали их в зависимых от себя людей, был патронат. Феодалы добивались от князя признания за ними права осуществлять свое покровительство, а вместе с тем свою юрисдикцию над отдельными группами людей.

Патронат боярина и церкви изолировал человека, пользовавшегося их защитой, от других экономических и политических влияний и создавал тем самым благоприятную обстановку для превращения патронируемого в феодально-зависимого.

Люди, которые в результате перехода под патронат светских и церковных феодалов превращались в феодально-зависимое население, в XIII в. назывались закладниками. По-видимому, церковные закладники носили особое название и составляли более узкую группу прикладников.

Среди многочисленных людей, патронат над которыми привел в конце концов к их порабощению, следует прежде всего отметить задушных людей и прощенников, а также изгоев.

О задушных людях, так же как и о прикладниках, мы узнаем из устава князя Владимира. Задушные люди – это холопы, отпущенные по завещанию («задушью») и находившиеся под патронатом церкви.

Под прощенниками надо понимать тех людей, которые были превращены в холопов за неплатеж долгов. А потом были прощены и получили свободу, но остались зависимыми от церкви – под патронатом.

Изгои, по-видимому, представляли из себя выходцев из земледельческих общин, лиц, потерявших свою связь с общиной и с общинным имуществом. Во избежание голодной смерти они вынуждены были искать особого патроната.

Князья сажали изгоев на свои земли, снабжали их инвентарем, поскольку были заинтересованы в получении дешевой рабочей силы. Вместе с тем, изгои превращались в феодально-зависимых крестьян.

Наконец, одним из способов установления феодальной зависимости был наем (личный наем). Источники того времени сообщают, что в XI-XIII вв. существовала тенденция превращать наймитов в рабочую силу феодальных сеньорий. Так, в XIII в. возникла особая категория челядинов-наймитов, которые в случае самовольного оставления работы окончательно порабощались.

Городское население. Феодальный город представлял собой торгово-ремесленный центр. В городах оседал большое число ремесленников и купцов. В средние века купцы и ремесленники на Западе были организованы в гильдии и цехи.

Есть основания предполагать, что в Киевском государстве гильдии и цехи могли возникнуть в наиболее крупных городах. Академик Тихомиров М.Н. считает, что в Киеве могло быть объединение купцов–«гречников», т.е. купцов, торговавших с Грецией. Гильдией можно считать и так называемое Иванское купечество, учрежденное и регламентированное князем Всеволодов около 1135 г. в Новгороде особой грамотой. Эта грамота в истории известна под названием Уставной грамоты церкви Иоанна Предтечи на Опоках. Из грамоты можно установить, что Иванское купечество было ассоциацией новгородских купцов. Чтобы стать членом ассоциации, необходимо было внести особый взнос.

Иванское купечество имело и свою администрацию – двух старост. Эти старосты избирались из купцов. Они должны были «управливать» всякие дела Иванские, и торговые, и гостиные и суд торговый.

В дела Иванского купечества по Уставной грамоте не должны были вмешиваться новгородские люди, а также новгородское боярство.

Известные ученые С.В. Юшков и М.Н. Тихомиров предполагают, что в Киевском государстве были организации ремесленников, цехов. М.Н. Тихомиров указывает на возможность объединений «древоделов», «градников», т.е. объединений плотников.

Правовое положение купцов и ремесленников было особым, оно отличалось от пложения боярства и княжеских людей.

Городское население не платило дани. Но оно платило налоги и торговые пошлины. Древнейшей пошлиной был мыт. Русская правда упоминает о мытниках, которые собирали этот налог. Купцы и ремесленники платили пошлины с мер и весов, наблюдение за которыми поручалось церкви.

Кроме того, купцы и ремесленники платили особую дань, которая называлась погородием. Погородие состояло из урока – сбора, выраженного в определенной денежной сумме, и из так называемого почестья, составлявшегося из натуральных приношений (мехов, меда. Рыбы, орудий лова, вещей домашнего обихода.

Жизнь горожан охранялась низшими чем боярства карами, - 40 гривен.

***

 

Феодальное по своей сущности Древнерусское государство по своей форме представляло собой раннефеодальную монархию. Эта специфическая форма государства характерна для большинства стран периода феодального строя.

Для Древнерусского государства как раннефеодальной монархии, характерно наличие сильной монархической власти, распространяющейся на огромную по тем временам территорию с большим населением[8]. Древнерусское государство с IX и особенно к концу Х в. – первой половине XI века (период его наивысшего расцвета) объединило в себе все ранее разрозненные племена восточных славян, а также отдельные неславянские народы. Власть Киевского князя распространялась на огромную территорию: от Новгорода и Онежского и Ладожского озер на Севере до Черного моря на юге, от Карпат на западе до Оки и даже Волги на востоке.

Кульминационным пунктом развития древнерусской раннефеодальной монархии было время княжения Владимира Святославича (980-1015 гг.).

Киевское государство стало одним из крупнейших государств Европы.

Князь Владимир сумел организовать действительную защиту Руси от сильных печенежских орд. Были построены десятки пограничных крепостей - «застав богатырских», и их гарнизоны усилены дружинниками из самых северных, самых отдаленных славянских земель, которым не было дела до печенежских наездов на южно-русские земли. В этом проявилась зрелость раннефеодальной монархии, сумевшей все части молодого государства заставить служить общей цели. Организация борьбы с печенегами в общегосударственном масштабе сосредоточила в руках киевского князя большие военные ресурсы, придавшие действенность и реальность его власти как великого князя всей Руси.

Могущественное Древнерусское государство представляло собой в то время большую международную силу. Вместе с тем построенное на сильной великокняжеской власти Древнерусское государство возникло в тот период, когда еще по сути дела не было необходимых экономических предпосылок для создания централизованного государства. Возникновение раннефеодальной монархии характерно для того времени, когда еще слабо развиты ремесло, торговля, города, когда отсутствует еще сеть развитых, прочных отношений между отдельными частями страны, когда страна не представляет собой в экономическом отношении монолитного целого, а в нее входят земли, находящиеся на самых различных ступенях развития.

Чем же в таком случае объясняется возникновение и существование в разных странах, в том числе и у нас, раннефеодальной монархии с большой территорией и сильной княжеской властью? Причина этого заключается в том, что период возникновения и существования раннефеодальной монархии совпадает с периодом становления первого этапа в развитии феодальной собственности на землю, первого этапа в развитии феодальных производственных отношений. Молодой формирующийся класс феодалов (князья, бояре, монастыри, рядовые феодалы) был заинтересован в создании крепкого государственного аппарата, который помог бы им закрепить захват общинных земель, обеспечить охрану феодального землевладения. Помог бы им закабалить свободных земледельцев-общинников, превратить их в феодально-зависимых людей; обеспечил бы защиту от внешних вторжений.

Таким образом, раннефеодальная монархия представляет собой закономерный итог длительного процесса формирования феодальной собственности на землю, формирования феодальных отношений, основных классов феодального общества.

Поддержка великого князя со стороны всего класса феодалов в целом обеспечила быстрое распространение власти, киевских князей на всю территорию Руси.

Но Древнерусское государство не было централизованным государством. Оно представляло собой конгломерат феодальных сеньорий, причем, отношения между центральной и местной властью строились по принципу сюзеренитета-вассалитета. Между феодалами оформлялись особые, так называемые, феодальные договоры, в которых устанавливались и регламентировались права, с одной стороны, феодалов-сюзеренов, а с другой стороны – феодалов-вассалов.

Сюзеренитет в России в отличие от западноевропейских государств имел свое особое название, а именно «старейшинство». Именно «старейшине» в Древнерусском государстве принадлежал город Киев, что являлось символом его особого могущества и власти.

Князья-вассалы имели по отношению к своему «старейшине» – сюзерену ряд обязанностей, из которых главной являлась военная. Вассалы должны были, как говорилось тогда, «быть в послушании». Однако и на старейшину также ложились определенные обязанности, а именно дача своим вассалам лена, т.е. земли и защиты их от всяких нападений со стороны других князей.

Древнерусское государство, как и раннефеодальные монархии вообще, существовало непродолжительное время (по начало ХII в.). По мере того, как укреплялась феодальная собственность на местах, усиливалась власть феодалов над закабаленными крестьянами, в условиях слабого развития экономических связей между отдельными частями страны, в условиях обострения классовой борьбы, возникли предпосылки распада раннефеодальной монархии. Постепенное раздробление Древнерусского государства, вытекающее из развития феодальных отношений, стало приводить к возникновению новых, важных для того времени феодальных центров, помимо Киева. Крупные князья стали приобретать большой вес и стремиться к независимости от киевского великого князя.

Высшая власть принадлежала Киевскому великому князю. В более раннюю эпоху (IX-XI вв.) князь всю свою деятельность согласовывал со своими дружинниками, которые в то время были представителями верхушки феодалов. Князья также советовались с теми группами феодалов, которые не входили в дружину. Так, князь Владимир приглашал на совещания градских старцев, а когда усилилась роль церкви, постоянными советчиками князя митрополиты, епископы, игумены. Князь, не согласовавший свою деятельность с руководящей феодальной верхушкой, рисковал своим княжеским местом.

В XI-XII вв. характер княжеской власти претерпевает изменения. Развитие феодальной собственности привело к тому, что вместо дружины князя, осевшей на землю, были созданы феодальные ополчения. Т.е. такие отряды которые по требованию великого князя приводились отдельными вассалами во время военных походов и находились под командованием великого князя.

Значительно расширяется круг деятельности князя по внутреннему управлению и управлению на местах. Особенно сложной стала деятельность князя в собственных владениях (домене), где ему приходилось азначать посадников, волостелей, тиунов и других многочисленных представителей администрации. По мере того, как дань превращается в феодальную ренту, создается сложная финансово-административная система.

Дальнейшее развитие получают функции князя в отношении организации суда и отправления правосудия. Сначала при первых князьях княжеской юрисдикции подлежали лишь княжеские дружинники, челядь, зависимые крестьяне, высшая княжеская администрация.

Позднее же князь начинает непосредственно судить все население главного города, а княжеские судьи – остальное население.

Установление новых норм феодальной эксплуатации осуществлялось путем проведения в жизнь соответствующего законодательства. В связи с этим начинает развиваться законодательная деятельность князей. Князья путем издания законов устанавливают принципы права и процесса. Так, например, появляется первый юридический сборник «Русская правда». Таким образом, древнерусский князь являлся типично феодальным монархом с весьма разнообразными и сложными функциями как в области управления, так и в области законодательства и суда.

Совет при князе. Некоторые историки, например В.О. Ключевский, М. Ф. Владимирский Буданов считают, что в Киевском государстве был такой орган как, Боярская дума, или Княжеская дума. Они полагали, что это был постоянный односословный (состоящий только из бояр) государственный орган. Однако анализ летописных данных и юридических памятников свидетельствует о том, что особого учреждения в Древнерусском государстве, которое бы действовало независимо от князя и ему противоставлялось, не существовало.

При князе состоял совет, но деятельность этого совета была слитной с деятельностью самого князя. советникам князя были сначала дружинники и старцы градские, а затем верхушка феодалов – наиболее крупные бояре. Кроме того, в Совет князя входило высшее духовенство, а также наиболее влиятельные княжеские дворцовые слуги, которые в XII вв. стали по своему влиянию на князя конкурировать с боярами.

Все наиболее важные вопросы решались князем со своим советом: объявление войны, заключение мира, союзов, издание законов, решение крупных финансовых вопросов. Надо иметь в виду, что никакого регламента деятельности Совета бояр не существовало. Он собирался князем по мере необходимости.

Вече. Вече созывалось из жителей города Киева, а также в других городах, являвшихся центрами отдельных княжеств. Вече ведет свое происхождение от древнеславянских народных собраний, племенных сходов, которые существовали и издавна назывались вече. Однако по мере развития феодализма вече, вышедшее из родового учреждения, продолжает созываться, и князья вынуждены с ним советоваться по всем важнейшим государственным вопросам. Но характер вече резко меняется. Демократические массы города – мелкие торговцы, ремесленники, наймиты на вечевых собраниях уже не могут претендовать на какое-либо самостоятельное политическое значение, и вече направлялось, как правило, князьями и боярами.

Характерной чертой вечевых собраний являлось то, что решения на них принимались не большинством голосов, а единогласно. Следовательно, для того, чтобы достигнуть единогласия, было необходимо преодолеть отдельные мнения. Поэтому во многих случаях для принятия единогласного решения требовалось много времени.

Согласно имеющимся у нас данным, можно судить, что вече в Древнерусском государстве созывалось сравнительно редко (особенно в Киеве). Вече созывалось обычно или тогда, когда руководящая феодальная верхушка раскалывалась на ряд группировок, или тогда, когда князья стремились заручиться поддержкой широких масс городского населения и использовать их в своих интересах.

Феодальные съезды. В отдельных случаях, когда возникали вопросы особенно большого политического значения, чаще всего вопросы, затрагивавшие интересы значительной части феодалов, созывались феодальные съезды.

Такие съезды созывались великими князьями. Только они могли их организовать. Строго очерченной компетенции съездов установить невозможно. Значение решений съездов зависело исключительно от степени их поддержки отдельными участниками съезда. Князь и бояре нередко отказывались от ранее принятых ими решений (об этом свидетельствует летопись). Не было, конечно, никаких определенных правил и относительно порядка заседаний съезда и порядка выполнения его решений.

Первый феодальный съезд был собран в Любече в 1097 г. Итогом Любеческого съезда было принятие трех положений:

1) все князья должны забыть свои распри, должны сообща оборонять Русскую землю;

2) каждый должен править только своей «отчиной», своим наследственным владением;

3) «если отныне кто-либо из князей пойдет войной на другого, то он буде наказан всеми князьями как клятвопреступник».

Однако феодальные съезды в период распада раннефеодальной монархии оказались несостоятельными. В дальнейшем подобные съезды князей превратились в простые военные советы перед военным походом, политических надежд на них уже никто не возлагал.

Органы управления. На ранней стадии истории Древнерусского государства в IX в., существовала так называемая десятичная система управления.

Десятичная система была своего рода военно-административной системой. Тысяцкие были начальниками гарнизонов, расставленных в основных центрах Руси, им подчинялись сотские, а тем в свою очередь – десятские. Но по мере феодализации десятичная система должна была превратиться в систему феодальной администрации, а следовательно, все должностные лица изменить свои функции. На смену десятичной системе начинает приходить дворцово-вотчинная система, которую также называют дворцовой, княжеской. Для нее характерно сосредоточение всех нитей государственного управления в княжеском дворе и осуществление княжескими слугами.

Первоначально основные вопросы управления решала дружина, но по мере оседания дружины на землю возрастала роль княжеских дворцовых слуг, которые в большинстве случаев происходили от получивших свободу холопов. Этот процесс особенно характерен для XI в., когда княжеские тиуны, мечники, детские становятся во главе государственной администрации. При этом начинает развиваться специализация княжеских слуг. Появляются тиуны, ведавшие княжеским двором, огнищем (тиуны огнищные); тиуны, ведавшие конюшней (тиуны конюшие) и т.д. Вместе с тем выделяется верхушка тиунства, она обзаводится домами, хозяйством и целыми селами. Тем самым верхушка дворцовых слуг постепенно начинает смыкаться с боярством.

Одним из дворцовых чинов был воевода. Его должность возникла из должности тысяцкого. Воевода стоял не только во главе тысячи, т.е. определенного круга воинов, но уже вообще всех вооруженных сил княжества.

Появляется и другой важный дворцовый чин – конюший, имевший большое значение в феодально-административной системе. В его обязанность входило обеспечение княжеского войска конским составом. Таким образом, дворцово-вотчинная система, типичная для раннего феодализма и приписываемая обычно в исторической литературе Московскому государству, сложилась еще в Древнерусском государстве.

Местными органами управления были посадники в городах и волостели в волостях. Посадник был представителем княжеской власти и осуществлял в городе функции самого князя. Посадники и волостели имели своих помощников в лице тиунов. Они первоначально назначались из числа принадлежавших посадникам рабов. Все они содержались за счет кормов с населения, поэтому такая система управления получила название системы кормления.

Феодальный иммунитет. По мере развития феодальных отношений феодалы стали не только получать право на часть произведенного крестьянами дохода, но вместе с тем приобретать права управления населением принадлежавших им владений, право суда над населением в своих владениях, право на получение той дани, которая раньше уплачивалась государству. Великие и местные князья в специальных иммунитетных дипломах указывали, что княжеским агентам запрещается выезжать во владения отдельных феодалов. Вместе с тем отдельные феодалы стали носителями негосударственной власти в своих владения, получили иммунитет по отношению к центральной власти.

Иммунитет является юридическим оформлением власти отдельных феодалов в своих владениях. Иммунитет обеспечивает феодальную эксплуатацию крупными землевладельцами подвластного им населения. Иммунитет – это прежде всего следствие развития феодальной ренты. С развитием иммунитета все большая часть населения выходила из ведения княжеской администрации и попадала в полное управление феодалов. Местные государственные органы стали осуществлять управление только тем населением, которое проживало на землях не отданных частным владельцам по иммунитетным грамотам.

Военная организация. Одновременно с превращением дружинников в вассалов князя, существенные изменения претерпевает и военная организация в Древнерусском государстве. вначале основной военной силой в Древнерусском государстве являлась дружина великого князя. дружина жила на княжеском дворе и находилась на полном содержании князя. по мере развития феодализма верхушка княжеской дружины получала от князя крупные земельные владения и, оторвавшись от княжеского двора, превратилась в бояр. Некоторые из этих бывших княжеских дружинников князя обзаводились своими дружинами и являлись по зову князя на службу во главе своих дружин. Дружина при дворе великого князя продолжала существовать, но роль ее изменилась. Она перестала быть основной военной силой князя. С усилением местных князей и бояр основной военной силой стало феодальное ополчение (военные отряды, приводимые в распоряжение великого князя его вассалами).

Другая часть феодального войска составлялась из так называемых народных ополчений. До тех пор, пока сохранялись свободные общинники, эти ополчения составляли важную часть военной силы Древнерусского государства.

Наконец, в русское войско привлекались и иноземные отряды.

Суд. В Древнерусском государстве суд осуществляли не специальные судебные органы, а органы власти и управления, как в центре, так и на местах. Высшей судебной инстанцией в государстве считался великий князь. Княжеский двор был весьма частым местом суда. К князю обращались с жалобами на решения низших судей.

Князь, кроме того, судил своих дружинников и бояр, против которых низшие суды не могли возбуждать преследование. В наиболее ответственных и сложных делах великий князь судил совместно с вече. Он мог поручать разбор отдельных менее сложных дел своим слугам – тиунам.

Суд осуществляли представители местной администрации –посадники и волостели.

Наряду с княжеским судом и судом других должностных лиц существовал суд отдельных феодалов, которые действовали на основании иммунитетных грамот.

С принятием христианства стала распространяться судебная компетенция церкви. Органам церковного суда являлись высшие духовные лица: митрополит, епископы, игумены, а в феодальных владениях церковный суд вершили и административные лица. Церковная юрисдикция распространялась на духовенство, а некоторым делам на все население (по семейным делам, преступлениям против церкви, против нравственности).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.