Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цена земли






(46)
Цена земли прямо пропорциональна доходу, который приносит земельный участок и обратно пропорциональна альтернативной ставке доходности (чаще всего в качестве ставки доходности используется величина рыночной ставки ссудного процента).

РL = R / r,

где РL – цена участка земли;

R – годовая рента;

r - ставка ссудного процента.

 

 

8. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

8.1. Введение в макроэкономику

Макроэкономика занимается экономическим анализом комплексных или агрегированных величин, характеризующих движение экономики как единого целого: ВНП (а не выпуск отдельной фирмы), средний уровень цен (а не цены на конкретные товары), рыночную ставку процента (а не ставку процента отдельного банка), уровень инфляции, занятости, безработицы и т.д.

Макроэкономика является основой формирования государственной экономической политики, разработки программ, направленных на оздоровление тех или иных секторов общественного производства или национальной экономики в целом.

Различают четыре агрегированных экономических субъекта: домашние хозяйства; бизнес; государство; иностранцы.

Домашние хозяйства – все частные хозяйственные ячейки внутри страны, чья деятельность направлена на удовлетворение собственных потребностей. Они являются собственниками экономических ресурсов, продаваемых ими фирмам. За счет продажи ресурсов домашние хозяйства получают доход, который распределяется на текущее потребление и сбережение. Таким образом, домашние хозяйства проявляют следующие виды экономической активности: продают факторы производства, потребляют часть полученного дохода и сберегают другую его часть.

Бизнес – совокупность фирм, зарегистрированных внутри страны. Их деятельность сводится к покупке производственных ресурсов, производству и продаже готовой продукции, инвестированию (превращению в дополнительный капитал сбережений домашних хозяйств).

Под иностранцами понимаются все экономические субъекты, имеющие постоянное местонахождение за пределами страны. Воздействие их на отечественную экономику осуществляется через обмен товарами, услугами, капиталом и национальными валютами.

Государственный сектор – все государственные институты и учреждения страны.

8.2. Экономические функции государства

Государственное регулирование экономики осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах мира.

Экономических функций правительства (целевых установок, стоящих перед органами власти при регулировании экономических отношений) много, и они разнообразны, и на деле невозможно составить исчерпывающий их перечень.

Некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддерживать и облегчать функционирование рыночной системы. В этой сфере отметим следующих два важнейших вида деятельности правительства:

1) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;

2) защита конкуренции;

3) путем выполнения второй группы задач правительство усиливает и модифицирует функционирование рыночной системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции правительства;

4) перераспределение дохода и богатства;

5) корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта;

6) стабилизация экономики, то есть, контроль за уровнем занятости и инфляции, а также стимулирование экономического роста.

Таким образом, государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям.

Воздействие государства на экономические процессы предполагает сочетание рыночного саморегулирования с государственными регуляторами.

Государство применяет регуляторы, стабилизаторы и социальные компенсации. Важной является также контрольная функция (разработка различных стандартов). Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности.

К методам прямого государственного воздействия относятся:

- определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах:

- государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

- государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

- нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

- правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;

- лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеэкономических операций.

Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют правила игры в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:

- налогообложение, уровень обложения и систему налоговых льгот;

- регулирование цен, их уровней и соотношений;

- платежи за ресурсы, ставки за кредит и кредитные льготы;

- таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.

Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширения воспроизводства.

8.3. Цели, направления и методы антимонопольного регулирования

Монополия – существование единственной фирмы, контролирующей весь рынок. Но чаще слово «монополия» – используется в более широком смысле, а именно, как «предпринимательская монополия» – когда одна фирма или небольшое количество фирм контролирует основную долю производства отрасли.

Компании могут увеличивать свою рыночную долю, расширяясь в размерах (инвестируя свои прибыли и строя новые предприятия). Однако более легким способом увеличить свою долю на рынке или просто разрастись, является слияние с другой компанией.

Существует несколько видов слияний:

Горизонтальные слияния – при которых соединяются компании одной отрасли – запрещены, если такое будет способствовать снижению конкуренции на рынке. Антитрестовские меры применяются, если при слиянии компаний их совокупная рыночная доля превысит 15%. Исключение делается лишь для фирм находящихся на грани банкротства.

Вертикальные слияния имеют место, когда соединяются две фирмы, работающие на различных стадиях производственного процесса, и обычно не допускаются, если каждая из фирм обладает 10% или большей долей соответствующего рынка.

Конгломератные слияния – приобретение фирмы одной отрасли другой, несвязанной отрасли – как правило, разрешаются. Следовательно, если автотранспортная компания приобретает страховую компанию, то, вероятно, никакие антитрестовские меры не будут приняты на том основании, что в результате слияния ни одна фирма не увеличила своей доли на собственном рынке.

Большинство чисто монопольных отраслей являются естественными монополиями и поэтому подлежат общественному регулированию. Естественный монополист, имеющий огромное преимущество по затратам перед потенциальными конкурентами и сталкивающийся с неэластичным спросом по цене, может резко повысить цены, что позволит ему получить монополистическую прибыль и породить значительную экономическую неэфффективность. Методы регулирования естественных монополий выходят за пределы традиционного антимонопольного законодательства.

Федеральный закон РФ «О естественных монополиях» определяет естественную монополию как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства). Товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

К сферам действия субъектов естественных монополий, согласно закону, отнесены:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

- железнодорожные перевозки;

- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Регулирующая роль правительства важна в случае возникновения естественной монополии, особенно там, где речь идет о предметах первой необходимости, характеризующихся низкой эластичностью по цене (это, прежде всего, естественные монополии в коммунальной сфере).

Государство может воздействовать на цены в отраслях естественных монополий следующими способами:

- регулированием цен и тарифов;

- внедрением и развитием элементов конкуренции;

- передачей предприятий в государственную собственность.

8.4. Общественные блага и побочные эффекты

Производство общественных благ является одной из самых важнейших функций государства.

Рыночный механизм не может предоставить общественные блага.

На основе рыночной системы производятся товары индивидуального пользования. К общественным благам относятся такие блага, которые неделимы, то есть они состоят из таких крупных единиц, которые не могут быть проданы индивидуальным покупателям. Полезность общественных благ в отличие от частных товаров имеет внешний потребительский эффект и распространяется больше чем на одного человека, то есть не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования выгодами общественных благ, как только эти блага возникают. Поэтому, у частного сектора нет стимулов производить такие блага, поскольку положительным эффектом от их создания могут воспользоваться любые лица, независимо от того, платили они за эти блага или нет.

К общественным благам относятся: национальная оборона, вакцинация населения, дорожная разметка и знаки, маяки, уличное освещение и целый ряд аналогичных благ, где невозможно дозировать их потребление при помощи механизма цен. Общественным благом является и законотворческая деятельность государства, общественный порядок и т.п.

Чтобы общество могло пользоваться такими благами и услугами, обеспечить их должен государственный сектор, а финансировать их производство следует с помощью системы принудительных взысканий в форме налогов.

При этом отсутствует непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потребления данного общественного блага. Принято различать чистые общественные блага и смешанные общественные блага. Чистые общественные блага обладают свойствами неделимости и неисключения из потребления в ярко выраженной степени.

У смешанных общественных (квазиобщественных) благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее. Правительство обеспечивает людям множество товаров и услуг, к которым принцип исключения может быть применим. Пример смешанного блага – автодороги. В некоторых случаях вводится плата при въезде на отдельные участки. Другие пример – полицейская и пожарная охрана, библиотеки и музеи, профилактическое медицинское обслуживание. Эти услуги вполне могут подпадать под действие принципа исключения, то есть на них можно устанавливать цены. Но рыночная система не станет производить их в достаточном количестве. Поэтому правительство берет на себя их производство или финансирование, чтобы не допустить возможного возникновения дефицитного выделения ресурсов в эту сферу.

Государство должно иметь источники для оплаты общественных благ и программ перераспределения дохода. Таким источником для него являются налоги, взимаемые с частных лиц и корпораций, с зарплаты, с продаж потребительских благ и т.д. Все уровни государства: муниципальный, региональный и федеральный собирают налоги для покрытия своих расходов. Налоги напоминают цену, которую мы платим за общественные блага, но налоги не добровольны. Каждый налог является предметом налогового законодательства, все мы обязаны платить, чтобы разделить затраты, на общественные блага.

Внешние (побочные) эффекты

Одна из ситуаций, в которой характеристики рынков не удовлетворяют критериям совершенной конкуренции – существование внешних эффектов, приводящих к недобровольным обменам затрат или выгод. Рыночные взаимоотношения строятся на добровольном обмене, при котором люди меняют товары или услуги на деньги. Но многие взаимодействия выходят за пределы рынка. Возникают ситуации, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товара «перемещаются» к третьим лицам, то есть к сторонам, не являющимися непосредственными покупателями или продавцами. Это явление носит название внешних (побочных) эффектов или переливов ресурсов.

Внешние (побочные) эффекты делятся на положительные (приносящие дополнительные выгоды третьим лицам), либо отрицательные (приносящие третьим лицам дополнительные издержки).

Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде и другим производителям, порождает отрицательные внешние эффекты.

Услуги в области здравоохранения, образования, орошение, и озеленением порождают положительные внешние эффекты.

Внешние (побочные) эффекты нарушают эффективность работы рыночного механизма. Отрицательные внешние эффекты на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объемом продукции. При положительных внешних эффектах, наоборот возникают случаи недопроизводства товаров и услуг.

Решить проблему непропорционального распределения ресурсов, связанную с наличием выгод и издержек перелива возможно следующими способами:

1) принятием соответствующих нормативных актов, которые обязывали бы производителя нести затраты по снижению отрицательных побочных эффектов;

2) стимулированием производителей, занимающихся производством товаров, обладающих положительным побочным эффектом;

3) стимулированием и прямым финансированием потребителей, предъявляющих спрос на товары с «положительным побочным эффектом»;

4) государство может само выступить в роли производителя соответствующих товаров и услуг.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.