Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рабочая учебная программа по дисциплине




Б1.Б.4 «Педагогическая риторика»

Для направления 050100.62 «Педагогическое образование»

профиль «_______________________________________»

 

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Нормативный срок освоения программы 5 лет

Форма обучения очная

 

 

Славянск-на-Кубани

2012 г.

 

 


Рабочая программа по дисциплине «Педагогическая риторика» разработана на основании ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) бакалавр), разработанного Министерством образования и науки РФ и утвержденного приказом № 788 от 22.12.2009 г. и Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», утвержденной приказом Министерством образования и науки РФ № 788 от 22.12.2009 г. и зарегистрированной в Минюсте РФ 5 февраля 2010 г. № 16277.

Курс 2 Семестр 3.

Объем трудоемкости: 3 семестр - 4 зачетные единицы, 108 часов (из них: 54 часов аудиторной нагрузки: 50 часов практические занятия , 4 часа КСР; 54 часа – самостоятельной работы, зачет с оценкой.

 

Составители рабочей программы:

Фролова Наталья Николаевна – старший преподаватель кафедры русского языка, литературы и МП филиала КубГУ в г. Славянске-на-Кубани,

________________ __________________

(подпись) (Ф. И. О)

 

Рецензент: Пинаева Т.В.,. директор школы № 44 г. х. Семисводный Славянского района

________________ __________________

(подпись) (Ф. И. О)

 

Дата составления 30 августа 2012 г.

 

Согласовано:

Нач. УМО филиала ___________________ А.В.Баранов

 


Направление: педагогическое образование

Квалификация (степень): бакалавр

Объем трудоемкости: 3 кредита (108 часов, из них: аудиторных 54: практических занятий – 50, КСР – 4; 54 часа самостоятельной работы, зачет с оценкой).

Цель дисциплины:формирование коммуникативной компетентности педагога на основе познания законов эффективного общения, описанных в исследованиях по педагогической риторике.

Задачи дисциплины. Курс педагогической риторики позволяет решить одну из важнейших задач профессиональной подготовки учителя – формирование коммуникативной компетенции, что предполагает:

· Познакомить студентов с основами знаний о речи и общении, видах общения, речевой деятельности, с качествами речи (правильность, чистота, точность, богатство, выразительность, коммуникативная целесообразность), с основными нормами современного русского литературного языка; добиться их соблюдения;

· Научить анализировать речь учащихся и свою собственную речь (с риторических позиций);



· Научить будущих учителей владеть своим голосом, речевым аппаратом, с тем чтобы педагогическое общение было максимально эффективным;

· Подготовить к созданию профессионально значимых речевых произведений.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Педагогическая риторика» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин, гуманитарный, социальный и экономический цикл (1.1.4.)

Для освоения дисциплины «Педагогическая риторика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин «Профессиональная этика», «Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире», «Культурология», «Профессиональная коммуникация в иноязычной среде».

Для того, чтобы студенты могли успешно осваивать дисциплину, на предшествующих этапах обучения должен быть начат процесс формирования следующих компетенций:

· Владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2).

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· Владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

· Готов исследовать, проектировать и оценивать реализацию управленческого процесса в сельской школе.

В процессе изучения дисциплины «Педагогическая риторика» студенты должны овладеть знаниями:



· о сути, правилах и нормах общения;

· о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативных ситуациях;

· о тексте как единице общения;

· о требованиях к его созданию с учетом ситуации общения;

· о нормах речевого поведения учителя;

· о специфике педагогического общения, особенностях коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессионального общения;

· о приемах анализа речевого поведения, в том числе и речевого поведения учителя;

· о жанрах педагогического общения;

· о приемах их создания, о специфике их использования в реальной педагогической деятельности.

На основе полученных знаний у студентов формируются коммуникативно-речевые умения:

· ориентироваться в ситуации общения;

· анализировать и оценивать характер общения и созданные в процессе общения тексты;

· формулировать и реализовывать коммуникативное намерение (цель высказывания);

· анализировать и создавать профессионально-значимые типы высказываний;

· реализовать созданное высказывание в речевой практике;

· адекватно оценивать свои коммуникативные удачи, неудачи, промахи.

 

Владеет:

· Риторическими знаниями о сути, правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в различных коммуникативно-речевых ситуациях;

· Коммуникативно-речевыми (риторическими умениями);

· Спецификой педагогического общения, особенностей коммуникативно-речевых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности учителя;

· Умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения;

· Опытом анализа и создания профессионально значимых типов высказываний;

· Творческой активности речевой личности, умеющей применять полученные знания и сформировать умения в новых постоянно меняющихся условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации, способной искать и находить собственное решение многочисленных профессиональных задач;

· Знанием о сути речевого идеала как компонента культуры и педагогического речевого идеала как образца педагогического общения.

Структура и содержание дисциплины (модуля).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 кредита (108 часов, из них: аудиторных 54: практических занятий – 50, КСР – 4; 54 часа самостоятельной работы, зачет с оценкой).

Таблица 1. Содержание разделов дисциплины

№ раздела Наименование темы     Форма текущего контроля Разработано с участием представителя работодателей  
  Раздел 1
1. Риторика как учебный предмет, цели и задачи риторики. Устный опрос, групповое задание Пинаева Т.В., директор МБОУ ООШ №44 х. Семисводный Славянского р-на
2. Общение и коммуникация. Устный опрос, групповое задание, деловая игра  
3. Невербальные средства общения Устный опрос, деловая игра  
4. Коммуникативная ситуация, ее составляющие. Устный опрос, групповые задания, индивидуальные задания  
5. ИТОГО 1 РАЗДЕЛ Контрольная работа № 1.  
Раздел 2
6. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Устный опрос, групповые задания, выполнение роли в ролевой игре  
7. Текст как продукт речевой деятельности. Устный опрос, групповые задания, составление тестовых заданий, групповой исследовательский проект  
8. Речевые жанры. Устная речь ее основные жанры. Устный опрос, групповое задание, групповой проект  
9. Коммуникативные качества речи. Устный опрос, анализ текстов, создание собственных высказываний  
10. Межличностное речевое взаимодействие. Деловая игра  
11. Устные высказывания профессионального характера. Создание текстов, устные выступления  
12. ИТОГО 2 РАЗДЕЛ Контрольная работа №2  
Раздел 3
13. Публичное выступление. Устный опрос, групповые исследовательские задания, тезисы сообщения  
14. Основы полемического мастерства. Устный опрос, групповое задание  
15. Письменная речь. Устный опрос, групповые задания, выполнение роли в ролевой игре  
16. Речевой этикет и культура общения. Устный опрос, групповое задание  
17. ИТОГО 3 РАЗДЕЛ Тестирование, контрольная работа  

Таблица 2. Структура дисциплины «Педагогическая риторика»

Вид работы Трудоемкость, часов
3 семестр Всего
Общая трудоемкость
Аудиторная работа:    
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные работы (ЛР)
Самостоятельная работа  
КСР  
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)
Подготовка и сдача зачета с оценкой
Вид итогового контроля зачет с оценкой зачет с оценкой

 

Таблица 3. Календарно-тематический план дисциплины «Педагогическая риторика»

Тема Аудиторная нагрузка Самост. работа Всего
Лекции Практ. занятия Лабор. работы КСР Итого
Раздел 1
Риторика как учебный предмет, цели и задачи риторики.     -
Общение и коммуникация.     -
Невербальные средства общения.     -
Коммуникативная ситуация, ее составляющие.    
Подготовка к 1-ой контрольной работе          
Раздел 2
Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.     -
Текст как продукт речевой деятельности.     -
Речевые жанры. Устная речь ее основные жанры.      
Коммуникативные качества речи.      
Межличностное речевое взаимодействие.      
Устные высказывания профессионального характера.    
Подготовка ко 2-ой контрольной работе          
Раздел 3
Публичное выступление.      
Основы полемического мастерства.      
Письменная речь.      
Речевой этикет и культура общения.      
Подготовка ко 3-му текущему контрольному тестированию          
Итого    
Подготовка к зачету
Вариативная составляющая самостоятельной работы
  Итого    

Содержание лекций, практических и лабораторных работ

5.1. Содержание практической части учебного материала (50 часов)


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал