Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Естественное и гражданское состояние.






Естественное и общественное неравенство. Естественное – неравенство, порождаемое различиями в физической силе, уме, энергии. Общественное неравенство – основано на социальных условиях. Традиционный взгляд: общественное неравенство – прямое следствие естественного: богаты и знатны трудолюбивые, сильные люди. Руссо не согласен: повсюду сильный подчинен слабому, мужественный – трусливому.

Стадии естественного состояния: 1) состояние дикости; Люди жили поодиночке, общались с природой, удовлетворяя свои потребности за счет нее. Не было основания завидовать другим. Для полного счастья человеку не хватало регулярного общения с себе подобными; 2) потребности охоты и рыболовства приводят к объединению людей - начинается вторая фаза. Появляются зачатки морали (правила поведения по отношению к другим людям) и одновременно первые конфликты.

Роль частной собственности в образовании государства. С обработкой земли возникла частная собственность, которая привела к разладу в обществе. Появление частной собственности и социального неравенства привели к несправедливым захватам богатых, зависти и мести бедных. Началась война всех против всех.

Особенности понимания общественного договора. Выход был придуман богатыми: выработать соглашение о создании государственной власти и законов, которым должны все подчиняться. Но такое соглашение обман. Правила, благоприятные для богатых, были возведены в ранг закона. Потеряв естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Действительный выход – создание гражданского состояния как подлинного договора между народом и правителем.

Концепция народного суверенитета. Объединившись в государство, люди отказались от своей естественной свободы в пользу «общей воли». «Общая воля» не тождественна «воли всех». Общая воля имеет в виду общие интересы, воля всех – частные, сумму изъявленных воль частных лиц. Частные партии, группы и объединения вступают в конкуренцию с сувереном (народом). Их воля становится общей по отношению к своим членам и частной по отношению к государству. Поэтому Руссо отвергает осуществление высшей власти через представителей. Суверенитет, т.е. право законодательствать, пребывает только в народе. Народный суверенитет неотчуждаем и неделим. Обеспечение: нарушение общественного договора приводит к возвращению в естественное состояние, допускается восстание народа.

Народный суверенитет и права человека. Права личности приносятся в жертву народному суверенитету, диктатуре общей воли.

Формы правления. Формы государство – законодательная власть. Формы правительства – исполнительная власть. Форма управления зависит от воли народа. На выбор формы влияет территория, население, климат.

Демократия; невозможно держать народ постоянно в сборе для ведения управленческих дел (противник представительной демократии). К тому же законодатель не должен занимать исполнением законов.

Монархия; одобренная всем народом и выборная, представляется Руссо законной (как форма правительства) - республиканская монархия. Монархическое правительство самое сильное, но легче всего поддается частным желаниям.

Аристократия; сильные и умные управляют народом, а народ выбирает их, демонстрируя при этом свою мудрость.

Идеал для Руссо: форма государства – демократическая, форма правительства – аристократическая.


19. Политико-правовые взгляды И. Канта

И. Кант (18-19 вв.) родился в Кёнигсберге (Восточная Пруссия).

Труды: " Критика чистого разума", " Критика практического разума", " Критика способности суждения".

Два периода творчества:

1) доктрический; Канта верит в способности человеческого разума познавать явления такими, какие они есть на самом деле;

2) критический; он занимается исследованием форм познанияи отвергает такую возможность. Воспринимаемые нашими органами чувств явления не дают нам представления об их подлинной природе (вещи в себе).

Агностицизм - учение о непознаваемости истинного бытия.

Кант считает, что невозможно ни доказать, ни опровергнуть Бога, т.к. он не поддаётся опыту. Но вера в него нужна для нравственного порядка в мире.

Познание - функция теоретического разума, а действие - практического.

Этика Канта. Императив- правило, характеризующиеся должествованием, выражающим объективное принуждение к поступку; если бы разум полностью определял волю, поступок должен был быть совершён по этому правилу. Императивы могут быть условными (гипотетическими) и безусловными (категорическими).

Основа его учения - долг.

Два категорических императива:

1) поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время хотел, чтобы она стала всеобщим законом;

2) поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в лице своём, и в лице другого так же, как к цели, и никогда не относился только как к средству.

Следование категорическому императиву позволяет преодолевать противоречия между людьми.

Право и мораль - две части учения о нравах или метафизике. В основе права и морали те же принципы, но разные мотивы. Принуждение - важное отличие права от морали.

Право - совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона.

Виды:

- естественное право (покоится на принципах, продиктованных разумом), положительное право (право вытекает из воли законодателя);

- прирождённое право (принадлежит каждому от природы), пробретённое право (требуется правовой акт);

- частное право (совокупность законов, которые не нуждаются во внешнем обнародовании, в естественном сотоянии), публичное (нуждается во внешнем обнародовании, гражданское состояние);

- право в строгом смысле (ничего этического, возможность полного принуждения), право в широком смысле (правовое регулирование не может быть определено никакими законами: справедливость - право без принуждения и крайняя необходимость - принуждение без права).

Государство. В основе происхождения государства теория общественного договора. Государство - объединение множества людей, подчиненных правовым законам.

Формы правления. Согласно количеству носителей высшей власти выделяет 3 формы государства: автократия (шире монархии), аристократия, демократия. При наличии разделения властей – государство республиканское, при отсутствии – деспотическое. Категорический императив означал требование республики.

Изменение форм правления – нормальное явление, но оно должно происходит не путем народного бунта (у народа нет права на восстание), а путем реформ. Но если революция произошла, то следует подчиниться новой власти.

Кант о войне и мире. Кант выделяет правомерные (оборонительные) и неправомерные войны. Кант – пацифист, антимилитарист, борец за мир. Формирует ряд принципов, которые способствуют предотвращению войны. Гарантии мира в республиканском строе, при котором право объявления войны принадлежит законодательному собранию.

Теория вечного мира. Полное торжество мира возможно только при объединении всех государств в федерацию на началах права (каждое государство сохранят свой суверенитет). Вечный мир – это категорический императив, хотя и нереальный.


20. Политические взгляды Г.В.Ф. Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (18-19 вв.) родился в Германии, объективный идеалист, основная категория его философия - абсолютная идея. Она означает первичную реальность, т.е. то, что вечно. Она проходит в своём развитии три этапа:

1) раскрытие абсолютной идеи - развитие понятий, от общих к конкретным;

2) самодвижение абсолютной идеи - её воплощение в природе, раскрывает в природе своё содержание.

3) раскрытие самой абсолютной идеи, её возвращение к себе самой через природу.

На превый взгляд эта система сложна и необычна, но на самом деле Гегель воспроизводит основы христианства (первая стадия - существование Бога до сотворения мира, затем Бог создаёт природу, но этот мир стремтся через сознание человека обратно к Богу).

Его философия имеет систему и метод.

Система Диалектика - как метод и как теория

1) наука логики Метод познания основан на тезис-антитезис-синтез.

2) философия природы Теория - онтология бытия.

3) философия духа:

А. Субъективный дух (индивидуальная душа)

- антропология (душа как чувствующая субстанция тела)

- феноменология (превращение души в сознание)

- психология (теоретические и практические способности души)

Б. Объективный дух - к нему относятся право и государство.

- абстрактное право - это правоспособность лиц, не связанных статусом граждан; сфера возможного проявления свободной воли человека. В триаду, объединяемую этим названием Гегель включает собственность (право осущ. волей одного), договор (согласование воли двух или несколбких лиц) и неправо (здесь не согласие, а противоречие). Второе звено триады - мораль (область должного, а не возможного, оценка поедения человека, его поступков). Абстрактное право и мораль приходят к единству в нравственности (это сфера общественная). В сфере нравственности человек является субъектом объединения, которых три: семья, гражданское общество и государство. Они и входят в триаду, раскрывающие нравственность. Семья - естественное объединение, основанное на взаимной любви и помощи, ей противостоит гражданское общество, где отрицается принцип единства, на котором строится семья, это сфера обособленности, противоречий и конфликтов. Отсюда необходимость высшей власти государства, призванного обеспечить подлинную свободу индивидов взамен войны всех против всех.

В. Абсолютный дух

- религия

- эстетика

- философия.

Идеальная форма правления - конституционная монархия. Наследственная монархия предпочтительней выборной, она предаёт государству индивидуальную форму. В процессе законодательства участвуют король, правительство и представительные органы. Представительные органы формируются по сословному признаку. Верхняя палата формируется из земельной аристократии. Нижняя палата представляет три сословия гражданского общества (субстациональное, промышленное и всеобщее). Депутаты делигируются общинами, корпорациями. Гегелевская " Конституция" не дотягивает до уровня конституционной монархии. Это приспособление парламентских форм к жёсткой структуре просвещённого абсолютизма и и деализация прусских порядков.

Высшая форма развития для Гегеля - национальное государство, поэтому он считал международное право не действительным, а лишь долженствованием.

Гегель видит в войне нравственное начало, которое не позволяет считать её абсолютным злом. Он считает, что война укрепляет национальное единство, останавливает внутренние беспорядки.

Представление Гегеля о всемирной истории также проникнуто националистическим духом. Он делит всё прошлое на 4 фазы: восточное, греческое, римское и германское. Каждая эпоха отмечена лидерством одного народа.

Работы: " Философия права", " Наука логики".


21. Историческая школа права

возникла в конце 18 века и сложилась к 19 века в Германии.

Представители: Густав Гуго, Фридрих Карл Савиньи, Георг Пухта (все жили в 18-19 вв.).

Право - национально-культурный феномен, который основывается на базе национальных традиций и обычаев.

Густав Гуго.

1) " Учебник естественного права как философия положительного права". В этой работе Гуго ставит вопрос о длительном историческом процессе формирования права и отвергает мнение о том, что правовое регулирование может осуществляться сверху. Закон - не единственный источник права.

2) " Законы не являются единственным источником юридических истин". Здесь Гуго дополнительно аргументирует выдвинутые им раньше положения. Он утверждает, что право развивается вместе с языком и складывается само по себе, без чьих-либо приказов. Формирование права отождествляется с правилами игр, которые возникают независимо от игроков. Они формируются с течением времени, и в результате многократного применения устанавливаются твёрдые правила.

Многие не читают законов, но фактический порядок всем известен, т.е. определённость и известность достигаются обычным правом.

Что можно сказать об этом? Обычное право складывалось исторически - первый этап формирования права, но затем серьёзную роль стали играть люди. Гуго одобряет существующие порядки, но ведь в Германии кризис.

Фридрих Карл Савиньи.

" Система современного римского права". В Германии были препятствия для развития капитализма, что нашло отклик в статье одного юриста Тибо " О необходимости всеобщего ГП в Германии", т.е. в создании ГК и вытиснении феодализма. Савиньи критиковал Тибо за веру во всемогущество законодателя. Право по Савиньи - органический продукт народного духа, оно развивается независимо от воли законодателя. Но в то же время Савиньи не отрицает роли юристов в разработке права и выделяет две стадии:

- стадия естественного права (право живёт в сознании народа);

- научное право (труды юристов).

Но кодификацию Савиньи объвляет более поздней стадией развития права и считает, что для Германии это время ещё не пришло. Это защита обычного права и феодалов.

Георг Пухта.

" Обычное право" и " Курс институций".

Право - результат деятельности народа, продукт народного духа, выражение общего сознания народа, оно развивается исторически и имеет свою историю. Государство создано той же силой, что и право и оба они имеют божественное происхождение. И правительство, и правительственная власть происходят от Бога. Пухта сторонник монархии.


22. Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона

Томас Джефферсон (1743 – 1826). Произведения: " Заметки о штате Виргиния", проект Декларации независимости США (1776 ).

За исключением раннего периода своей жизни, Т. Джеффер­сон сознательно воздерживался от систематического изложения своих взглядов на общество, государство и право. То, что мы зна­ем о его идеях, почерпнуто из Декларации независимости и ог­ромного эпистолярного наследия. Наиболее ярко политические взгляды Джефферсона изложе­ны в Декларации независимости Соединенных Штатов. В преамбуле Декларации Джефферсон решительно отказыва­ется от распространенной тогда доктрины «божественного права королей» и отстаивает теорию общественного договора и естественных, неотчуждаемых прав человека. Затем идёт список злоупотреблений Георга III, который занимает добрых две трети доку­мента, хотя, как полагали многие критики Джефферсона, хва­тило бы и одной фразы. За ним в основной части Декларации идет перечень попыток воззвать к совести монарха. Тем самым Джефферсон добился композиционного контраста: агрессивно­му узурпатору противостоит робкая жертва. Вывод автора Дек­ларации категоричен: народ имеет право на независимость от тирана. На фундаменте естественных прав человека Джефферсон вы­строил свою концепцию государства. Ее главная идея состояла в том, что государство — это продукт общественного договора, оно создается людьми для максимально полной реализации своих неотъемлемых прав. Учредив государство, народ остается един­ственным носителем суверенитета. Из идеи народного суверени­тета выводилось право народа на смену власти. Но в конечном счете симпатии Джефферсона склонились к регуляр­ным и весьма глубоким политическим реформам, приводящим государство в соответствие с потребностями каждого нового по­коления американцев. По форме правления Джефферсон видел США только респуб­ликой. С республиканских позиций он критиковал взгляды Ш.Л. Монтескье о преимуществах монархии для большого по территории государства. В конце XVIII в., когда вплоть до буржу­азной революции во Франции Европа не знала ни одной сколько-нибудь крупной республики, идеи Джефферсона по этому воп­росу представляли собой новое слово в политической науке и способствовали развитию антимонархических и антифеодальных процессов. В качестве формы государственного устройства Джефферсон предпочитал конфедерацию, в которой широкие права штатов практически поглощали полномочия центра. Сторонник концепции правового государства, Джефферсон разделял принцип верховенства права в широком смысле и зако­на—в более узком, а также принцип обеспечения прав и свобод личности. Что касается разделения властей, идеи в то время от­нюдь не новой, Джефферсон видел в нем скорее некий общий принцип, нежели инструмент для достижения подлинного наро­довластия. Вся власть д. исходить от народа, отправляться в его интересах и формироваться из его представителей. Только народ может быть гарантом свободы, поэтому его права необходимо не уре­зать, а расширять. Будущие Соединенные Штаты виделись Джефферсону аграрной республикой с сильны­ми демократическими традициями, поставщиком сельскохозяй­ственной продукции на европейские рынки. Всячески пытался закрепить принцип мирного решения международных проблем.

 

 

23. Политические взгляды К.А. де Сен-Симона

Клод Анри де Сен-Симон (18-19 вв.) родился во Франции, представитель утопического социализма.

Произведения: " Очерк науки о человеке", " Промышленная система", " Новое христианство".

История по Сен-Симону проходит 3 этап в развитии:

- теологический (период господства религии, рабовладельчесоке и феодальное общества);

- метафизический (период крушения феодальных и теологических систем);

- позитивный (будущий общественный строй, основанный на науке).

Концепция Сен-Симона позвоялала обосновать необходимость установления нового общественного строя, рассматриваемого как закономерный результат предшествующей истории.

Для Сен-Симона " ассоциация" есть прежде всего объединение промышленности, достигаемое путём максимальной централизации производства. Поэтому и политика как наука об обществе должна превратиться в науку о производстве, т.е. науку, ставящую себе цель установление порядка вещей, наиболее благоприятного всем видам производства. Иными словами политика превращается в науку об организации промышленности.

Сен-Симон выделяет три класса: 1) учёных, 2) собственников, 3) неимущих.

Проект справедливого общественного устройства предполагает, что всем должна быть обеспечена возможность трудиться, вытекающая из всеобщей обязательности труда на благо общества. При этом сохраняется частная собственность и главенствующая роль фабрикантов, купцов и банкиров в управлении экономическим процессами.

В пректах политической организации будущего промышленного строя Сен-Симон сохраняет наследственную королевскую власть, Совет министров и двухпалатную парламентскую систему. Но между королём и палатами создаются две новые инстанции: 1) Совет учёных - разрабатывает план социальный преобразований, 2) Совет промышленников - составление проекта бюджета и проверка его исполнения.

Осуществление реформы должно было произойти сверху. Сен-Симон полагался на королевские волю и власть.

 


24. Политико-правовые взгляды А.Н. Радищева

Эпоха.

Россия второй половины XVIII в.

Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802) (сын помещика; окончил Московский университет, петербургский пажеский корпус, Лейпцигский университет (юридический факультет)); после публикации «Путешествия из Петербурга в Москву» арестован, приговорен к смерти, казнь заменили ссылкой).

«Путешествие из Петербурга в Москву» (призыв к уничтожению крепостничества).

Происхождение государства.

Государство создается для блага граждан и является результатом молчаливого договора в целях защиты слабых и угнетенных, той силой, которая заставляет всех граждан выполнять законы.

Характеристика государства (определение государства).

Исходя из демократической трактовки общественного договора, сделал вывод (самодержавие – наипротивнейшее человеческому естеству состояние; люди не могли предоставить кому-либо над собой неограниченную власть, законы должны устанавливаться и исполняться на пользу народа; если государь нарушает законы и допускает неправосудие, народ не обязан ему повиноваться, должен судить его строже, чем обычного преступника).

Высоко оценивал преобразования Петра I (однако, обратил внимание, что в его царствование народ был подчинен беспредельной самодержавной власти, так как Петр истребил последние признаки свободы).

Полностью отвергает теорию просвещенного абсолютизма и порывает с верой просветителей в великолепие и мудрость монархов (самодержавие возникло в результате узурпации, грубого нарушения общественного договора, что представляет народу право на восстание; зло в самом принципе монархии – попрание элементарных прав человека, торжество произвола и насилия).

Призывает к уничтожению крепостничества (крестьяне лишены земли и права собственности, вынуждены работать на барщине до шести дней в неделю; их истязают, ссылают на каторгу, продают как скот; бесчеловечность помещиков доводит крестьян до того, что они в отчаянии убивают своих тиранов; надежды на нравственное воспитание помещиков бессмысленны; крестьян освободит только гибель угнетателей).

Формы государства (идеальное государство).

Революционно-демократическая трактовка идей естественного права (позволила создать проект народного правления, основой которого признавалась крестьянская община; опирался при этом на факты русской истории (народное правление в Новгороде)).

Народное правление (устанавливается в результате революции; борьба будет тяжелой, долгой, но завершится победой народа).

Народная республика (строй равных людей; объединение самоуправляющихся общин на основе вечевых сходок; высший государственный орган – Собор; народ постоянно надзирает за деятельностью должностных лиц, предупреждает их произвол, что создает предпосылки для сохранения свободы (близость к учению Руссо о непосредственной демократии).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

В формировании общественно-политического идеала обращается к теории естественного права (центральная категория – естественное состояние (жизнь в обществе, так как природа из различия полов основала в человеке склонность к общежитию)).

В естественном состоянии человеку свойственно внутреннее ощущение правового и неправового (люди следуют правилу – не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе; до появления собственности в обществе существовало единомыслие; закон ом было побуждение каждого к общественной пользе).

Общество прошло ряд стадий развития (при переходе народов к земледелию появляется государство и положительные законы; основной фактор, образующий государство, – собственность).

Закон – общая воля (в его основе должно лежать естественное право; вывод о естественных неотчуждаемых правах человека (право на собственность, безопасность, вольность, жизнь); в интересах общей пользы могут ограничиваться в случаях, предусмотренных положительным законом, отражающим общие интересы граждан).

Закон, не основанный на естественном праве, вообще не существует (право как выражение народного суверенитета и естественных законов будет действовать тогда, когда опирается на реальную силу – государство или восстание граждан).

Особенности теории.

Большое влияние на формирование мировоззрения оказали французские просветители (Вольтер, Гельвеций, Руссо, Мабли).

По историко-философским взглядам близок к русским просветителям (занимал особое место благодаря бескомпромиссному отрицанию демагогии просвещенного абсолютизма и скептическому отношению к реформам сверху – вывод о возможности нового крестьянского восстания, которое низвергнет самодержавие и крепостное право; признает закономерность бунта, готов мириться с революционным насилием; демократизм, выразившийся в признании народного суверенитета).


25. Политические взгляды декабристов

Павел Иванович Пестель и Никита Михайлович Муравьёв (оба жили в 18-19 вв.) Политико-правовые идеи радикльного крыла (Южное общество) изложены в работе Пестеля " Русская правда". Происхождение общества и государства Пестель связывает с естественными законами человеческого бытия, которые определяют обязанности людей по отношению к друг другу. Согласование целей и средств достигается при помощи общественного договора в гражданском обществе, где все должны быть равны перед законом. Цель общественного договора - благоденствие всего общества вообще и каждого из его членов. Пестель предлагает проект аграрной реформы с частичным обобществлением земли. Правительство должно создаваться не для ограничени ясвободы, а для содействия ей. Революция является радикальным средством прекратить злоупотребления и восстановить свободу. Общество страдает не от революции, а от её отсутствия. Пестель был сторонником диктатуры Временного верховного управления, которое продлиться 10-15 лет после победы революции. Его сочинение призвано послужить временному правительству. Самодержавие по его проекту решительно уничтожалось, весь царствующий физически истреблялся в самом начале революции и провозглашалась республика, базирующаяся на принципе народного суверенитета. Объявлялось равенство всех перед законом.

Республика Пестеля - унитарное государство и состоит из губерний, областей. В каждой области ежегодно избиралось общее собрание жителей, котрое выбирало своих депутатов в местные органы власти - наместные собрания, которые выбирали представителей в высший законодательный орган власти - Народное вече (депутаты избирались на 5 лет, только оно имело право издавать законы, объявлять войну и заключать мир). Исполнительная власть вручалась Державной думе (состоит из 5 членов, выбранных Народным вече на 5 лет, председателем был тот, кто заседает последний год). Наряду с исполнительной и законодательной властями Пестель выделял блюстительную власть (контроль за первыми двумя). Ей центральным органом был Верховный собор (состоял из 120 членов). Вводился гласный суд присяжных заседателей, равный для всех граждан. Пестель настаивал на освобождении крестьян с землёй, а в каждой волости хотел разделить землю на две части: общественную землю и ту, которая держится на праве собственности.

Умеренное направление декабристов представлял член Северного общества Муравьёв. Россия - федерация (из 13 держав). Законодательная, исполнительная и судебная власти разделены в его Конституции. Орган законодательной власти - Народное вече (верхняя палата - Верховная дума, нижняя - Палата народных представителей). Исполнительная власть принадлежит императору. В державах также существовала двухпалатная система. Законодательная власть принадлежала законодательному собранию, состоявшему из двух палат - Палаты выборных и державной думы. Вводился суд присяжный и полиция. Конституция характеризовалась высоким имущественным цензом: только земельный собственник или владелец капитала был полноправным гражданином.


26. Политико-правовые взгляды И. Бентама

 

Иеремия Бентам (18 век), Англия, либералист.

Произведения: " Фрагмент о правительстве", " Анархические софизмы".

Общественный договор - фикция, которая ведёт к смуте. Государство возникает путём насилия. Бентам стремится поставить право на научную основу, главный принцип - утилитарность, полезность, критерием которого является обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей. Более подробное обнородование принципа полезности дано в " Введении к принципам нравственности и законодательства". Бентам анализирует механизм человеческого поведения, в основе которого эгоизм. Также поведение человека может определяться и общественными санкциями - моральными, религиозными.

Бентам видит в государстве конгломерат граждан, индивидов. Сначала он хотел довести здравые мысли до правящих кругов (предлагал проект преобразования тюрем, больниц), но король не понял этого, что убедило его в том, что власть преследует только свои цели. Бентам хотел провести реформу права. С той поры его деятельность была направлена на обеспечение парламентской реформы.

" Конституционный кодекс". Его содержание распадается на 4 части:

1) теоретические вопросы (политические принципы); целью правительства в любом государстве должно быть наибольшее счастье наибольшего числа людей. КП призвано превратить правительство в опекуна своих подданых. Два понятия суверенитета: а) учредительная власть принадлежит народу и б) действующая власть, которая делится на законодательную и исполнительную.

2) формы государвства; он отвергает монархию, аристократия также основана на ложных принципах. Единственная возможность осуществить принципы утилитаризма - демократия.

3) плохое управление; своекорыстные власти удерживают народ в повиновении посредством коррупции, сомволов (трон, корона...).

4) организация, компетенция и деятнльность новых политических учреждений; правительство служит общему благу, только если учреждения строятся так, что правители, чиновники, стремясь к собственному счастью, не смогут в то же время не служить общему счастью. Высший законодательный орган - однопалатный парламент формируется на один год на основе равного всеобщего избирательного права. Премьер-министр избирается парламентом на 4 года.

Средства обеспечения хорошего аппарата управления: контроль общественного мнения, экзамены для кандидатов.

Всякое государственное регулирование экономики является покушением на свободу. Он сторонник либерализма в экономике.

Право - воля суверена. Квалификационный признак права -санкция, правом может быть только то, что наказуемо. Закон должен быть ясным и общедоступным. Это он видел в системе кодификации.

Международные отношения. Государство имеет право на сопротивление внешней агрессии. Бентамовский план состоял в создании конфедерации.


 

27. Политико-правовые взгляды Дж.Ст. Милля

Джон Стюарт Милль(1806-1873). Сын Джеймса Милля, сподвижника Бентама.

Произведения: " Принципы политической экономии" (1848), " Утилитаризм", " Автобиография" (1870), важнейшие политические сочинения: " О свободе", " Мысли о парламентскойреформе" (1859), " Представительное правление".

Отходит от атомизма Бентама, для которого существовали только индивид и государство или общество, понимаемое как конгломерат индивидов. По мнению Милля в обществе не только сущ. классы, но и господство одних классов над другими, обусловленность общественной нравственности интересами господствующего класса. Принцип равенства не сводил к формальному равноправию. Милль – противник классового понимания социализма. Рабочие и наниматели должны обладать примерно равным представительством в парламенте. Его путь – пропаганда социалистических принципов, нравственное воспитание, реформы, постепенность, смягчение неравенства. Предлагал ограничить право наследования.

Первым привлёк внимание к возможным отрицательным последствиям демократии. Озабочен соотношением свободы и демократии. Индивидуальную свободу определяет как право гражданина на автономию во всем, что не причиняет обществу вреда, требующего защитных мер. 3 компонента личной свободы: свобода совести (мысли, чувства, мнения); свобода выбора в преследовании той или иной цели (свобода действовать); свобода объединения с другими индивидами. Стремится уберечь личность от тирании не только государства, но и общества. Сторонник расширения демократии, предоставления права голоса всем рабочим, женщинам. Предостерегает от опасностей представителей правления: снижение качества власти и тирания большинства. Для того, чтобы этого избежать предлагает проект реформы избирательной системы, выдвинутый в 1855 году Герром. Суть: делением числа избирателей на число мест в парламенте получают норму представительства. Кандидат должен получить минимальную норму. Голосовать можно за кандидатов, выдвинутых в любом округе. Избиратель может указывать несколько кандидатов, чётко обозначая порядок предпочтения. Если кандидат, указанный первым уже набрал необходимый минимум, то голос переходит ко второому кандидату. Считал разумным, когда люди по своим интеллектуальным качествам более пригодные для руководства, обладали не одним голосом.

Считал, что следует упразднить палату лордов. Как и Бентам, он видел в сочетании демократии с эффективной и подлежащей контролю представит. органов и общественного мнения бюрократией основу разумного гос. строя. Судьи чиновники подбираются на основе конкурсных экзаменов.

Разделение властей – существенный признак правильно функционирующего государства, качества государственного механизма.

Милль внёс существенный вклад в развитие западной либеральной демократии. Его стремление к компромиссу, сближению противоположных тенденций свидетельствует об умеренности, терпимости. Хотя они и нереалистичны во времена Милля. Он хотел создать учение, которое объединило бы рабочих и капиталистов, консерваторов и либералов. Милль стремился выйти за рамки либерализма в социальном плане.

 

28. Политико-правовые взгляды О. Конта

Эпоха.

Эпоха после Великой французской революции (не освободила людей от эксплуатации и не устранила бесправия значительной части населения; получили распространение идеи утопического социализма, вскрывающие пороки капиталистического общества, выдвигающего проекты преобразования, призванные обеспечить социальное равенство, справедливость и свободу).

Огюст Конт (1798 – 1857) (учился в Политехническом институте в Париже; был секретарем и сотрудником Сен-Симона; порвал с ним, но сохранил верность некоторым его идеям).

«Курс позитивной философии» (разработка методологии и системы новой философии).

«Система позитивной политики» (отступление от принципов позитивизма, религиозный уклон и мистика, стремление сконструировать идеальную модель общества).

Особенности теории.

Исходный тезис позитивной философии (требование, чтобы наука ограничилась описанием внешнего облика явлений) (отрицал познаваемость коечной сути, в том числе общественных явлений).

Позитивизм – философия, поставившая себя на службу естественной науке (естественная наука складывается из установленных фактов, определения причинных связей между фактами, формулирования законов) (факты устанавливаются в непосредственном, чувственном восприятии; законы определяются путем обобщения фактов методом индукции – достигаются положительные знания).

Предложил создать социологию (начинается с описания фактов жизни человека и общества, а затем переходит к поиску причинных связей между этими фактами; делится на статику (изучает условия существования общественных явлений) и динамику (изучает развитие общественных явлений)).

Основа эволюции – изменения во взглядах людей (учение о 3 стадиях развития общества – теологическая (все явления рассматриваются как следствие деятельности сверхъестественных сил); метафизическая (явления объясняются отвлеченными сущностями); позитивная (не исследуются цели происхождения вселенной и внутренних причин явлений, все ограничивается установлением связи между различными частными явлениями)).

Политика (теологическая стадия (монархические теории); метафизическая (республиканские концепции, учение об общественном договоре, естественном праве); позитивная (появление новой, позитивной политики, основанной на подлинной науке)).

Общество (теологическая стадия (военного типа); метафизическая (возникают индивидуализм, либерализм и демократия); позитивная (формирование общества промышленного типа, противопоставляемого военному)).

Конструирует идеальную схему (совершенное государство – социократия (служит интересам всего общества)).

Положительная философия должна внушать стойкие и всеобщие убеждения, а положительная политика – обеспечить правильное сочетание начал порядка и прогресса.

Основу порядка составляют общественная солидарность и гармония (все части общество должны составлять единство, в котором индивид, как составная часть, должен выполнять определенную функцию; задача политики – укреплять общественную солидарность и устанавливать гармонию).

Признает наличие классов в обществе (отрицательно относится к классовой борьбе; призывает к солидарности).

Ради обеспечения солидарности в обществе позитивная политика не признает никаких права, кроме права исполнять свой долг (все члены общества выполняют общественные функции; подразделение функций на общественные и частные упраздняется; собственность – также общественная функция).

Обладание капиталом (положительное явление, общественная заслуга; капитал умножает производство).

Организация управления обществом (не имеющим собственности предоставляется право избрать своих представителей, которых возведут в звание верховных начальников и облекут диктаторской властью; при них будет собрание из собственников (банкиров, фабрикантов, коммерсантов), располагающих материальными средствами; преемники не располагающих собственностью на посту директоров – перевоспитанные диктаторами в духе новых принципов собственники; власть неимущих должна иметь моральный характер (воспитательное воздействие на другие группы общества); реальная сила в руках собственников).

Частная собственность, развивая инициативу и дух предпринимательства, ведет к противопоставлению индивида индивиду и индивида обществу (эти тенденции могла бы гасить власть, сформированная демократическим путем – этого в проектах Конта нет; форма организации управления обществом антидемократична; неизбежно выродится в диктатуру нового класса).

Разрабатывает новое религиозное учение (основой должен был стать культ человечества) (приходит к метафизике).

Не мог предложить ничего иного, кроме использования существующей власти, надежд на ее готовность стать орудием прогресса (предложил, по сути, диктатуру банкиров и промышленников; оправдывает власть нового класса служением общественным интересам; диктаторский характер социократии (отрицание демократических методов управления, готовность принести права человека в жертву целому)).


29. Политико-правовые взгляды славянофилов

Эпоха.

Кризисное состояние крепостнической России в XIX в.

Константин Сергеевич Аксаков (1817 – 1860) (русский литератор и историк, сын писателя С.Т. Аксакова; окончил Московский университет; защитил магистерскую диссертацию о Ломоносове

Происхождение государства.

Славянские племена не могли сами составить государственное устройство (не могли и не хотели принести в жертву внешнему закону закон внутренний, не могли и не хотели обратиться из общины в государство).

Правда внутренняя могла развиваться только под опекой правды внешней (русский народ сознал и понял необходимость государственной власти на Земле и добровольно призвал ее извне).

Государство в России образовалось не в результате закономерного развития общества, а вследствие добровольного договора и приглашения чужого племени извне (пришельцы принесли готовый аппарат государственной власти, но русский народ остался чуждым его принципам).

Характеристика государства (определение государства).

Государство – воплощение правды внешней, принудительного закона (противоречит самому духу русского народа и всего славянства в целом, изначально вследствие племенных особенностей готового для восприятия великой правды православия).

В истории России, согласно норманнской теории, видит две силы (землю и Государство, находящиеся в системе взаимного невмешательства; государство функционировало по своим законам правды внешней, не нарушая внутренней жизни Земли, которая несла неизбежные государственные повинности, но имела возможность жить своей самобытной жизнью).

Исключал вмешательство государства в дела Земли (Земля же имела возможность оказывать определенное влияние на Государство; у Земли не было политических прав, но она оставила себе неотъемлемое право духовной свободы (свободы мысли и слова)).

Реформы Петра I нарушили исконные взаимоотношения между Государством и народом (Государство совершает переворот, разрывает союз с Землей и подчиняет ее себе, начиная новый порядок вещей; отвергает этим основной принцип своего существования, вторгаясь во внутреннюю жизнь народа так, что довело его до животного состояния, поставило в положение раба).

Между русским государством и общиной создаются особые отношения (существуют параллельно, сохраняя свою внутреннюю целостность и самобытность; община опирается на нравственный принцип, на внутреннюю правду, а Государство – на внешний и формальный закон; преобладание внешнего закона в обществе над внутренней правдой ослабляет нравственное достоинство человека и опустошает его душу).

Государство не вмешивается во внутренний мир Земли, точно так же, как и народ не претендует на функции Государства (народ не должен выйти из самого себя, поставить себе задачу перейти в иную, несвойственную и недоступную ему область государственности).

Формы государства (идеальное государство).

Восстановление духовной гармонии в России (правительству – право действия (следовательно, закона), народу – сила мнения (следовательно, слова)).

Положения о праве крестьян на землю (необходимость освобождения крестьян с землей; наличие двух взаимоограничивающих прав на землю (права владения крестьян и права собственности помещиков); принадлежность верховного права на землю российскому государству).

Прошлый уклад русской жизни отличался крепкими религиозно-нравственными устоями, на которых основывалась личная и социально-политическая жизнь (в общинном начале главный источник русской жизни).

Идеализация Московской Руси (по их мнению, союз земледельческих общин с самодержавной властью царя (народная монархия); идеальное государственное учреждение – Земский собор, в котором осуществлялось единение царя с Землей).

Стремились учесть интересы всех сословий русского общества (крестьянства, нарождающейся буржуазии, помещиков).

Особенности теории.

Славянофилы противопоставляли исконное славянское общество и государство, считая последнее вторичным по отношению к жизни народа.

Некритически относились к историческому прошлому нашей страны (отвергнув западный либерализм, не смогли предложить реальных средств обуздания самодержавия).


30. Политико-правовые взгляды А.И. Герцена

Политические взгляды А.И. Герцена.

1)Александр Иванович Герцен (псевдоним Искандер) (19 век). Произведения: «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы».

2) Герцен называл крепостное право «язвой, пятном, безобразием русского быта», а длительный процесс закрепощения — «историческим преступлением». Герцен был противником «обязанного состояния» (План освобождения крестьян при сохранении феодальных повиннос­тей, но с некоторым их упорядочением) и других переходных мер, видя в них лишь уступку «выжившим из ума старикам». Но, ратуя за скорейший выкуп земли, он недостаточ­но вник в конкретные детали выкупной операции.

3) В политических взглядах А. И. Герцена самым стабильным элементом была защита прав человека. Отсутствия этих прав он не прощал режиму Николая I, их нарушения не простил Александру II.

 

4) Государство для Герцена просто механизм, способный как содействовать прогрессу, так и тормозить его. «Государство не имеет собственного определенного содержания, оно служит одинаково реакции и революции, тому, с чьей стороны сила».

 

5) К середине 60-х гг. «просвещенный деспотизм» Александра II исчерпал свои реформаторские способности. Убедившись вэтом, представители интеллигенции, заинтересованные в углуб­лении и продолжении реформ, начали думать об органе, правомочном встать выше самодержавия. Таким органом мог быть все-; российский Земский собор, вручивший в 1613 г. Романовым го­сударственную власть. Герцен и Огарёв заимствовали у славянофилов идею возрождения земских соборов, но интерпретировали ее по-свое­му. Они понимали будущий Земский собор как «первое учредительное собрание, первый парламент», где «будет свобода слова, | обсуждения и законная почва под ногами». А. И. Герцен и Н. П. Огарев предложили интеллигенции за­няться разработкой «тех вопросов, решение которых подлежит Земскому собору». Легко было предвидеть, что центральное место на Соборе зай­мет аграрный вопрос, что крестьянство предъявит там свои тре­бования. Наряду с аграрным стоял ряд конституционных вопросов: о «развитии выборного самоуправления», об организации суда, опорядке взимания налогов и т. д. Они были сторонниками избирательного права, общего для всех сословий. Для них главное, чтобы в стране утвердились бессословность, правопорядок, самоуправление, федерация. Думая о будущем России, издатели «Колокола» не исключали революционных путей. Но нельзя идти на революцию, не исчерпав реформаторских усилий.

 

6)Герцен и Огарёв прошли путь от либералов-западников до основателей народничества.


31. Политико-правовые взгляды Н.Г. Чернышевского

Н. Г. Чернышевский (19 век)

Основные произведения: " Что делать? ", " Критика философских предубеждений против общинного владения", " Экономическая деятельность и законодательство".

Вопрос об общинном землепользовании. Чернышевский знал о недостатках современной ему крестьянской общины (крепостное право, податной гнет, земельный голод), но считал что все это гибельно для любой формы землевладения. Недостатки общинного землевладения: частые переделы земли, чересполосица – легко устранимы. Он надеялся, что община поможет крестьянам сохранить землю. Общинное владение способно наилучшим образом обеспечить успехи в сельском хозяйстве, поскольку общинная собственность «соединяет собственника, хозяина и работника в одном лице».

В политических вопросах Чернышевский был сторонником правового общества, местного самоуправления, федерации. Одним из самых неблагоприятных последствий крепостного права, по мнению Чернышевского, является всеобщая привычка к беззаконию и бесправию, слабость правового начала в русской жизни. Для подъема благосостояния и нравственного уровня народа необходимо самоуправление. Демократия требует того, чтобы каждый гражданин был независимым в делах, касающихся только его самого; каждое село и каждый город независимы в делах, касающихся его одного; каждая область – в своих делах. Демократия требует полного подчинения администратора жителям того округа, делами которого он занимается». Т.е. " демократия требует самоуправления и доводит его до федерации ". Примером демократии, органично переходящей в федерацию служат США (деревня – маленькая республика; несколько деревень – приход; союз нескольких приходов – графство; несколько графств – республиканский штат; союз штатов – государство). Чернышевский предполагал, что подобный принцип многоступенчатого федерализма окажется приемлемым для России.

Вопрос о формах правления. Его мало интересовал данный вопрос. Он не питал надежд на монарха или иного прогрессивного автократа, т.к. знал, что любая авторитарная власть быстро вырождается во власть окружающей камарильи. Но и республиканская форма сама по себе не представлялась ему абсолютной ценностью (неудачный опыт Второй французской революции).

Государство и экономика. Вопросы производства и распределения нельзя оставлять на волю случая, без содействия закона. Т.к. государство, по мнению Чернышевского, не может не иметь огромного влияния на экономику, то следует заняться «определением истинно полезных предметов и действительно разумных границ для неизбежного вмешательства». Критерий – «не надо делать ничего лишнего» – основной принцип экономической науки. Правительство не должно заниматься такими делами, которые хорошо идут и без его вмешательства. Но если невмешательство грозит большими экономическими потерями и обострением социальной несправедливости, участие государство полезно и даже необходимо.

Концепция прав человека. Чернышевский полностью разделял гуманистические стремления к «улучшению положения низших классов». Он осуждал нежелание богатых платить налоги на социальную помощь бедным, попытки фабрикантов помещать законодательному сокращению рабочего дня, сопротивление крупных землевладельцев всем проектам аграрных реформ. Чернышевский считал, что необходимо дополнить перечень прав человека важнейшими социальными гарантиями, иначе не будет ни правопорядка, ни демократии. Он не призывал к уравнительному распределению общественного богатства, но считал, что общество и государство не имеют права бросать на произвол судьбы своих обездоленных сограждан, должны вознаграждать человека за честный и полезный труд.

Отношение к социализму. Чернышевский видел в социализме наследника либеральных ценностей. Социализм в его интерпретации предстает как естественное дополнение идей свободы идеями социальной справедливости, большего равенства и уверенности в завтрашнем дне. Для успокоения общества необходимо наискорейшее возможное улучшение материальной и нравственной жизни многочисленнейшего беднейшего класса.

 


32. Политико-правовые взгляды П.Ж. Прудона

Н. Ж. Прудон (19 век), Франция.

Работы: " Что такое собственность? ", " Система противоречий, или Философия нищеты", " Главная идея революции XIX века", " Война и мир".

Прудон считает государство прочным установлением, несущим в себе зло и возникает как порождение инстинкта, спонтанности, суеверия, невежества, а не разума и просвещения. Государсвто вырастает из худших патриархальных черт семьи. Его зло в том, что оно представляет собой власть одних над другими, а также его зло и в том, что оно враг свободы. По своей природе оно является эксплуататором по отношению как к личности, так и к обществу.

Анархия - это свободный общественный строй, где каждый управляет собой, т.е. самоуправление. Главное отличие анархии от государства в том, что она перестаёт быть деятельностью внешних сил и чуждых человеку, становится делом каждого, царит полная свободадля индивидов и групп всупать друг с другом в социально-экономические отношения. Добровольные, взаимовыгодные обязательства (" мютюэлизм") - основа социальной и экономической гармонии. Формой объединения свободных общин и коммун служит федерация. Этот союз полностью доброволен, и каждый участник может свободно входить в него и выходить.

Места парламентских ораторов и партийных вождей займут профессора и академики. " Наука управления должна быть сосредоточена в одной из секций академии, а постоянный секретарь является премьер-министром".

Собственность - это кража, которая служит средством эксплуатации и присвоения труда другого. Но Прудон осуждает только крупную собственность, а мелкая частная необходима для воспитания трудолюбия. Задача социального преобразования не в искоренении частной собственности, а в её распределении.

Прудон был противником коммунизма.


33. Политико-правовые взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса

Эпоха.

Карл Маркс (1818 – 1883) (родился в Трире в семье адвоката; окончил Берлинский университет, получил степень доктора философии; редактор «Рейнской газеты» (революционно-демократическая направленность); издание запретили; переехал в Париж, затем в Лондон).

«Манифест коммунистической партии» (совместно с Энгельсом) (анализ состояния современного общества и программа действий пролетариата в ходе его революционного переустройства).

«Нищета философии» (критика «Философии нищеты» Прудона).

«18 брюмера Луи Бонапарта» (говорится о необходимости слома старой государственной машины для успешного развития социалистической революции).

«Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850г.» (впервые дается термин диктатуры пролетариата и употребляется формула обобществление средств производства).

«Капитал» (экономическая основа материалистической интерпретации истории, теория прибавочной стоимости, раскрывающая механизм эксплуатации рабочих капиталом).

Фридрих Энгельс (1820 – 1895) (родился в Бармене в семье текстильного фабриканта; не удалось окончить гимназию, занялся коммерческой деятельностью по настоянию отца; самообразование№ знакомится с Марксом; переезжает в Лондон).

«Анти-Дюринг» (общее изложение мировоззрения марксизма в форме критики взглядов Евгения Дюринга, одного из его ранних ниспровергателей).

«Происхождение семьи, частной собственности и государства» (на историческом материале раскрывается марксистское понимание сущности государства).

«К критике проекта социал-демократической программы 1891 года» (перекликается по содержанию с «Критикой Готской программы»).

Происхождение государства.

Возникновение государства связывается с общественным разделением труда, появлением частной собственности и антагонистических классов.

Государство включает в себя управление общими делами, но не сводится к нему (еще один признак – классовость власти; с расколом общества на классы возникает аппарат власти, оберегающий правящую верхушку и опирающийся на подчиненную ему силу, а не на вооруженный народ – начинается государство).

Характеристика государства (определение государства).

Не государство определяет собственность, а собственность определяет государство (отвергается лозунг свободного народного государства, выдвинутый в Готской программе; государство является классовым по своей природе – форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы).

Деятельность государства охватывает две сферы (выполнение общих дел, вытекающих из природы общества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительством и народными массами).

В виде исключения встречаются периоды, когда борющиеся классы достигают равновесия сил (государственная власть получает на время некоторую самостоятельность по отношению к обоим классам (абсолютная монархия XVII – XVIII веков, которая уравновешивает дворянство и буржуазию)).

Государство – публичная власть в классовом обществе (служит интересам господствующего при данном способе производства класса, а не общему благу).

Формы государства (идеальное государство).

Концепция отмирания государства (управление останется, но утратит классовый характер, это произойдет на высшей стадии коммунизма).

Диктатура пролетариата (пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии; первый шаг в рабочей революции – превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии) (не означает власть одного класса, навязываемую силой всему остальному обществу, характеризуется как сплочение с революционизированными элементами мелкой буржуазии и крестьянства).

Овладение пролетариатом властью невозможно без уничтожения старой государственной машины (Парижская Коммуна – первый исторический образец власти рабочих; старая государственная машина была заменена подлинным народным самоуправлением; вместо армии – всеобщее вооружение народа, вместо полиции – рабочие отряды; все должностные лица избирались и могли быть отозваны).

Марксизм нельзя отождествлять с тоталитаризмом (стремление Маркса преодолеть отчуждение человека, провозглашение индивидуальной свободы условием свободного развития общества, понимание пролетарского государства как самоуправления, идея отмирания государства).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Право (не может быть понято из самого себя, коренится в материальных условиях жизни и носит классовый характер; рассматривая право как форму производственных отношений, Маркс подчеркивает, что право не в состоянии подчинить себе первичные производственные связи).

Буржуазное право абстрагируется от личности (при буржуазном строе традиционные представления о праве как отношениях равенства – это фикция; равенство формально, реальной свободы нет; отсутствие частной собственности у бедняков лишает их свободы и равенства).

Особенности теории.

Основа марксизма – материалистическая интерпретация истории, исторический материализм.

В основе имущественного неравенства и общественных противоречий лежит система производства, отношения, в которые люди вступают в процессе производства (производственные отношения) (тип этих отношений предопределен уровнем развития производительных сил (средств производства); производственные отношения определяют весь строй жизни общества и его развитие).

По отношению к способу производства иные аспекты жизни общества выступают как производное, как следствие, как надстройка над экономическим базисом (производственные отношения – экономический базис, над которым юридическая и политическая надстройки).

Производительные силы развиваются (периодически вступают в противоречие со сложившимися производственными отношениями, перерастают их рамки – возникает новый способ производства, существующий до тех пор, пока между ними сохраняется соответствие).

Четыре способа производства:

1) азиатский (сочетание общинного земледелия с верховной собственностью государства на землю; государство эксплуатирует крестьян посредством налогообложения и организации общественных работ; наименее динамичный строй);

2) в Западной Европе история представляет смену античного (при значительном распространении рабовладения) способа производства феодальным, а феодального капиталистическим.

Смена общественного строя происходит путем революции (первоочередная задача – завоевание власти; революции приобретают насильственные формы; цель революции – уничтожение эксплуатации человека человеком, построение бесклассового общества, изжившего частную собственность, подъем производства, культуры и благосостояния масс, а также общечеловеческие задачи – расцвет личности, ее гармоническое существование в обществе).

Создание коммунистического общества (длительный процесс, требует переходного периода, государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата).

Значителен вклад Маркса и Энгельса в науку о государстве и праве, политологию и социологию (исторический материализм; классовый подход к явлениям общественной жизни; пытаются анализировать реальное состояние дел, а не исходить из идеалов, из абстрактных принципов разума; исходят из материальных интересов людей; в основу их анализа положены общие интересы значительных групп людей (классов)).

Маркс и Энгельс недооценили возможности демократии и государственного регулирования (благодаря скачку в развитии производительных сил, вмешательству государства и давлению трудящихся повышался уровень жизни рабочих, росла численность средних слоев, капитализм нашел средства выхода из кризисов, смягчились социальные противоречия, повысился уровень жизни) (пренебрегали возможностями эволюционных перемен).


34. Политическая платформа революционного народничества 60 – 70-х годов XIX в.

Россия второй половины XIX в. (неудовлетворенность реформой, давшей крестьянам свободу, но не землю).

Идейные вдохновители движения (Герцен, Огарев, Чернышевский).

Хождение в народ выявило организационную слабость народнического движения и определило необходимость единой, централизованной организации.

В 1876 создана «Земля и воля» (ее представители стали создавать среди крестьян оседлые деревенские поселения; не оправдались их надежды поднять крестьян на революцию; разочарование, усиление репрессий способствовали обострению разногласий внутри организации; одним из основных средств революционной тактики постепенно становится террор).

Оказавшись не в состоянии осуществить переворот, народовольцы в письме к Александру III выдвинули программу-минимум (обещали в случае провозглашения политических свобод прекратить террористическую деятельность) (правительство игнорировало их требования; они потерпели поражение).

Петр Лаврович Лавров (ученик знаменитого русского математика академика Остроградского; предпочел академической карьере жизнь революционера; сблизился с Чернышевским; за участие в «Земле и воле» сослан в Вологду; переписывался с Огаревым; бежал за границу; принят в одну из секций I Интернационала; стал участником Парижской коммуны; познакомился с Марксом и Энгельсом; примкнул к «Народной воле»

Петр Никитич Ткачев (в революционное движение вошел, будучи студентом столичного университета; член тайного общества «Народная расправа»; осужден и сослан; бежал за границу).

Особенности теории.

Народники были революционными демократами и носителями идей русского крестьянского социализма (отстаивая возможность особого, некапиталистического развития России, отрицали положительный смысл капитализма в нашей стране).

Одна из основных черт направления - идеализация крестьянина и сельской общины (с общиной связывалась вера в возможность особого, некапиталистического развития России).

Общая черта - пренебрежение проблемой конституционных преобразований (в законченной форме свойственно анархическому типу политического сознания) (опасения, что политические перемены, не сопровождающиеся коренным социальным переворотом, приведут Россию к господству буржуазии в социально-политической жизни и к ускоренному разрушению общины).

Связь аполитичности народников с верой в близкую крестьянскую революцию (даст народу полное экономическое освобождение, а попутно разрешит и проблему политической свободы).

Лавров. Пропагандистское течение. Политические взгляды основаны на субъективной социологии (исходит из решающей роли критически мыслящих личностей в историческом процессе; историю двигают одинокие борющиеся личности).

Массы не оказывают существенного влияния на ход событий (по вине эгоистического меньшинства (эксплуататоров) они отстранены от существенного влияния на прогресс в обществе, поэтому интеллигенция должна разъяснить народу его права и возглавить его борьбу за землю и волю).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.