Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические приемы






 

Эффективность работы по развитию речи в значительной степени зависит от используемых методов, их многообра-

 

 

Глава 3. Первоначальный этап развития речи

 

зия, соответствия возрасту и особенностям психофизиче­ского развития детей. На начальном этапе развития речи применяются приемы, направленные на формирование ре­чевой активности детей, обучение подражанию предмет­ным и речевым действиям взрослого, усвоение предметной отнесенности слов и выражений, развитие разговорной речи. К наиболее часто используемым приемам относятся наблю­дение, демонстрация предметов, картинок, слайдов, выпол­нение действий по подражанию педагогу, дидактические игры и упражнения, речевые упражнения и др.

Наблюдение. На начальном этапе развития речи прово­дятся разнообразные наблюдения. Этот методический при­ем позволяет устанавливать тесную связь между познанием действительности и усвоением соответствующего речевого материала. Проведение наблюдений позволяет обеспечить содержательную сторону речи, денотативный план, опре­деляющий предметную отнесенность слов. Дети наблюда­ют за действиями взрослого с предметами, игрушками, его речевыми действиями, подражают им. Наблюдения за пред­метами и явлениями проводятся в ходе организации заня­тий по различным темам, в ходе раскрытия значений но­вых слов, обозначающих свойства, качества, функции пред­метов, способы их использования. Например, в ходе занятия по теме «Овощи» дети наблюдают за действиями педагога с овощами (моет, режет), уточняют значения слов, обознача­ющих их форму, цвет. Наблюдения могут быть связаны с проведением экскурсий, осмотров. Знакомя малышей с рыб­кой, педагог организует наблюдения за рыбами в аквариу­ме, уточняет значение слова рыба, вводит слово плавает, предложение рыба плавает. В процессе наблюдений внима­ние детей фиксируется на существенных признаках, кото­рые необходимо зафиксировать в речи. По мере развития речи детей педагог может организовывать повторные наблю­дения за предметами и явлениями. В процессе наблюдений проводится сравнение предметов и действий, позволяющее выделить сходство и различия, обобщать. Например, знако­мя детей с фруктами, педагог показывает детям различные по размеру и цвету яблоки, груши, сливы. Демонстрируя разные по цвету, величине яблоки, он сравнивает их и рас-

 

 

Раздел III

 

кладывает разные виды фруктов в разные корзинки, уточ­няя названия.

В процессе организованного наблюдения происходит рас­сматривание реальных предметов, муляжей, картинок. Не­посредственное восприятие детьми предметов или их изоб­ражений сочетается с речью педагога, действиями детей, отраженным проговариванием. Помимо демонстрации на­туральных объектов, а также других наглядных средств — предметных и сюжетных картинок, рисунков, муляжей, ап­пликации, поделок широко используются демонстрация действий, элементы инсценирования. Например, раскры­вая детям значение глагола моет, педагог демонстрирует действие, привлекает детей к его повторению, уточняя зна­чение слова, показывает картинки с соответствующими дей­ствиями.

Широко используются на занятиях по развитию речи при­емы рассматривания и обследования предметов. Ознаком­ление с предметами позволяет уточнить значения слов, обо­значающих его назначение, свойства и качества, внешний вид, детали предмета. Обследование происходит в ходе ощу­пывания, обведения предмета с привлечением тактильно-двигательных ощущений, в некоторых случаях обоняния, осязания, вибрационных ощущений.

Практическая деятельность — рисование, лепка, ап­пликация, изготовление поделок способствуют закреплению и уточнению слов и выражений. Практическая деятельность детей привлекается для формирования различных речевых умений. Так, в процессе обучения пониманию и выполне­нию инструкций педагог предлагает детям поручения: на­рисуй грушу, нарисуй яблоко... Для уточнения понимания речевого материала по теме «Части тела» предлагаются по­будительные конструкции с глаголами вымой, вытри. Дети в ситуации практической деятельности моют руки, лицо, уши.

Игровые приемы создают положительный эмоциональ­ный фон, способствуют формированию мотивации речи, вли­яют на активность детей, тем самым повышая результатив­ность занятий. Игровые приемы соответствуют возрастным интересам детей и поэтому находят широкое применение на

 

Глава 3. Первоначальный этап развития речи

 

занятиях по развитию речи. Игровые приемы связаны с ис­пользованием разнообразных игрушек, чаще всего образных. Предполагается сюрпризность появления игрушек и пред­метов, действия, «выполняемые» игрушками, их неожидан­ные исчезновения и появления, одобрение или порицание действий детей и др. На начальном этапе обучения преобла­дают занятия с куклой. Кукла является участником заня­тий по разной тематике: куклу купают, одевают и собирают на прогулку, укладывают спать, отмечают день рождения и др. Эмоциональный характер этих игровых действий позво­ляет детям лучше усвоить названия частей тела, предметов одежды, уточнить названия выполняемых действий. Игруш­ки могут не только выполнять какие-либо действия, но и «разговаривать» с детьми: здороваться, прощаться, задавать вопросы или отвечать на вопросы детей, говоря голосом педагога и предъявляя таблички. Образные игрушки (кук­ла, зайка, лиса) одобряют и хвалят или, наоборот, не со­глашаются с действиями детей. Игровые действия сопро­вождают деятельность педагога, привлекают внимание детей к ней.

Дидактические игры — один из наиболее распростра­ненных методических приемов развития речи. Они исполь­зуются при проведении занятий по различной тематике, обеспечивая интерес детей к теме, способствуя усвоению и запоминанию речевого материала. Подбор дидактических игр определяется целями и задачами занятия. Особенно ши­роко используются дидактические игры при проведении сло­варной работы, формировании навыков слухо-зрительного и слухового восприятия, глобального чтения; обучении по­ниманию значений слов и целых высказываний (поручений, просьб, вопросов, сообщений, отрицаний). В качестве ма­териала дидактических игр используются игрушки, кар­тинки, реальные предметы. Некоторые игры предполагают использование атрибутов костюмов представителей профес­сий (врача, почтальона, повара). Занимательная игровая за­дача обеспечивает стабильный интерес к содержанию пред­ложенного материала, игровые действия предполагают ак­тивизацию знакомых детям слов и фраз. Элементы соревнования, часто являющиеся условием игры, способ-

 

 

Раздел III

 

ствуют активизации детей, вносят элементы занимательно­сти. На начальном этапе обучения дошкольников с наруше­ниями слуха широко используются такие игры, как «Чу­десный мешочек», «Дорожки», «Что пропало?» «Кому что нужно?», «Лото», «Парные картинки», «Сложи картинку», «Домино», «Магазин» и др. Планируя проведение дидакти­ческих игр, педагог в процессе подбора игр определяет, ка­кие речевые умения и навыки будут закрепляться в игре, какое оборудование необходимо использовать, уточняет пос­ледовательность игровых действий. Речевой материал, ко­торый дети должны усвоить в процессе игры, фиксируется на табличках.

Приведем примеры использования дидактических игр на занятиях по развитию речи в младших группах.

Дорожки

Цели: учить понимать и выполнять поручения, учить глобаль­ному чтению, развивать мелкую моторику.

Оборудование: лист белого картона с прорезями с двух сторон для домиков и табличек. С одной стороны в прорези вставлены домики с открывающимися окнами (в каждом окошке изображе­ние игрушки: кукла, кот, рыба, мишка и т. д.), а с другой стороны в случайной последовательности в прорези вставлены таблички с названиями этих игрушек.

Речевой материал. Вот дом. Что там? Открой. Там кукла (рыба, кот, мишка). Нарисуй дорожку. Покажи куклу (кота, рыбу и т. д.).

Ход игры

На доске закреплен лист картона, на котором с одной стороны расположены домики с открывающимися окошками, а с дру­гой — в случайной последовательности таблички с названиями игрушек. Педагог говорит: «Будем играть. Вот дом (указыва­ет на один из домиков). Что там?» Педагог просит ребенка подойти к домику и открыть окошко. Ребенок самостоятельно (или отраженно-сопряженно) называет, кто «живет» в домике (например, там кукла). Далее педагог просит ребенка найти соответствующую табличку, при этом он показывает на стол­бик, где написаны названия игрушек. После того, как ребенок

 

Глава 3. Первоначальный этап развития речи

 

правильно показал табличку, педагог просит его нарисовать дорожку: «Нарисуй дорожку». Ребенок рисует дорожку фло­мастером от домика до соответствующей таблички. Педагог про­читывает со всеми детьми название данной игрушки. Дальше дети открывают другие окошки и подбирают таблички с назва­ниями обитателей домика, рисуют дорожки.

Одежда

Цели: закреплять названия одежды, учить понимать инструк­ции, закреплять навык глобального чтения.

Оборудование: шкаф из набора игрушечной мебели с полками и открывающимися дверьми, набор одежды для куклы, таблички с названиями предметов одежды.

Речевой материал: Кукла неаккуратная. Тут платье, шта­ны, кофта, майка, шапка. Положи майку... Повесь платье...

Ход игры

На столе у педагога стоит шкаф, а вокруг него разбросана ку­кольная одежда. Педагог говорит детям: «Кукла неаккуратная. Одежда разбросана. Одежду нужно положить в шкаф». Педагог открывает дверцы шкафа и показывает детям, что на полках и на вешалках есть таблички с названиями одежды. Затем он просит одного из детей взять, например, платье и повесить в шкаф (возьми платье, повесь в шкаф). Ребенок находит вешалку, к которой прикреплена табличка «ПЛАТЬЕ», и вешает платье кук­лы на эту вешалку. В случае затруднений можно взять из шкафа вешалку с табличкой и к ней подобрать соответствующий пред­мет. Затем другие дети точно так же вешают или складывают вещи куклы в шкаф на свои места. В процессе игры можно про­вести уточнение значений слов положи—повесь {положи майку, повесь платье).

Почтальон

Цели: закреплять названия игрушек, учить выполнять пору­чения, данные в письменной форме.

Оборудование: конверты по числу детей, костюм почтальона, игрушки (мяч, рыба, кукла, машина, лодка), таблички, на кото­рых написаны поручения.

 

 

Раздел III

 

Речевой материал: рыба, кукла, машина, лодка, иди, дай, возьми, убери, покажи, имена детей. Что там?

Ход игры

В класс входит «почтальон» с сумкой (воспитатель или педагог в костюме почтальона) и говорит: «Привет! Сумка тяжелая. Что там?» «Почтальон» достает из сумки по одной игрушке, спраши­вая детей: «Что это?» Затем «почтальон» вынимает из сумки конверты и показывает их детям. Дети, прочитав имя на конвер­те, указывают на ребенка, которому адресовано письмо. «Почта­льон» отдает конверт этому ребенку, тот открывает конверт и до­стает из него табличку с поручением, например, возьми лодку. Табличка прочитывается, затем ребенок выполняет поручение. Игра продолжается до тех пор, пока «почтальон» не раздаст все «письма» детям.

Образец речевых действий — речевая деятельность пе­дагога, предполагающая ее повторение детьми. Образец (сло­во, словосочетание, фраза) произносится четко, отчетливо, но без утрирования и скандирования. В тех случаях, если педагог дает образец в замедленном темпе, что бывает не­обходимо при предъявлении новых или трудных для детей слов, повторно образец должен воспроизводиться с соблюде­нием речевых норм. Чаще всего образец дается до начала проговаривания детьми, иногда — после говорения детей для сравнения и коррекции.

Отраженное проговаривание — повторение за педаго­гом слова, фразы с целью уточнения его структуры, форми­рования артикуляционного образа, лучшего запоминания. Отраженное проговаривание особенно широко использует­ся на начальном этапе, так как формирует внимание детей к лицу говорящего, подражание речи, речевую активность. Могут использоваться различные варианты повторного про­говаривания: вместе с педагогом (сопряженное проговари­вание), за педагогом индивидуально или хором. Важно, что­бы отраженное проговаривание не носило механический характер, а использовалось в связи с интересной для детей деятельностью.

Оценка речи детей — суждения педагога о речи детей, прежде всего об их речевой активности, потому что на

 

Глава 3. Первоначальный этап развития речи

 

начальном этапе обучения нельзя говорить о качестве речи глухих или слабослышащих дошкольников. Высказыва­ния педагога о речи имеют большое эмоциональное влия­ние, создают мотивацию и интерес к занятиям по разви­тию речи. Педагогам необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности, исходный уровень речевого развития. Поэтому оценивается не столько речь, сколько старание ребенка, его речевая активность с учетом его слухо-речевых возможностей. Педагог хвалит и одобряет дея­тельность ребенка в тех ситуациях, когда он пытается ар­тикулировать или вокализовать по подражанию взросло­му, а до этого момента у него не было и этих речевых реакций. Нежелательны критические отзывы о речи детей типа «не говорил, молчал». Оценка деятельности детей на занятии касается и других моментов: участия в игре, вы­полнения практических или игровых действий и тоже но­сит положительный характер, является стимулом для по­вышения общей и речевой активности детей. В некоторых случаях оценка деятельности детей на разных этапах заня­тия подкрепляется игровыми стимулами (фишками, флаж­ками и др.).

Речевые упражнения необходимы для закрепления ре­чевого материала, его отработки. В отличие от дидакти­ческих игр и игровых приемов они не имеют игровых пра­вил и не включают элементы занимательности. Речевые упражнения используются реже, чем дидактические игры на дошкольном этапе обучения, однако их применение це­лесообразно при усвоении речевого материала по разным темам. Например, в процессе организации занятий педагог уточняет понимание детьми глаголов в побудительном на­клонении (Таня, сядь. Оля, беги. Вова, прыгай. Катя и Женя, сядьте). Особенностью речевых упражнений явля­ется то, что все дети должны быть привлечены к их выпол­нению. Проводя занятия по различной тематике, педагог может предложить детям выполнить поручения (возьми яблоко... грушу...), ответить на вопросы (у кого слива? у кого банан...). Правильные действия и ответы детей могут под­крепляться мелкими игрушками, фишками.

 

Раздел III

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.