Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет, объект и задачи методики






Преодоление или достаточно заметное сглаживание тя­жёлых последствий врождённого или приобретённого в ран­нем возрасте нарушения слуха возможны при своевремен­ной организации квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи глухим и слабослышащим детям. Процесс психофизического развития таких детей, страдаю­щих полным отсутствием или глубоким недоразвитием речи, специфическим нарушением мышления, неадекватностью многих компонентов личности, может быть направлен в нужное русло исключительно при правильной диагностике дефекта и создании условий для направленного коррекци-онно-педагогического воздействия.

Опираясь на представления о полноценной личности как «системном качестве» (А.Н. Леонтьев), понимая, что любой дефект в развитии имеет, как правило, системный характер (поскольку при этом следует учитывать не только первич­ные, но и последующие нарушения), наибольшего эффекта в развитии глухих и слабослышащих детей можно ожидать только при целостной системе коррекционно-воспитатель-ных воздействий, а не за счёт суммы отдельных приёмов и методов работы.

Творческому овладению сурдопедагогической системой помощи детям с нарушенным слухом способствует подго­товка специалистов на дефектологическом факультете в вузах, а также длительное накопление опыта в процессе последующей самостоятельной работы с такими детьми.

 

Глава 1. Научные основы методики развития речи

 

Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха входит в число педагогических дисциплин и базиру­ется на общих дидактических принципах. Вместе с тем она основательно и в значительном объёме использует достиже­ния смежных наук: психофизиологии, нейро- и психолинг­вистики, языкознания, акустики, семиотики и др.

Предметом данного учебного курса, составляющего ядро современной дошкольной сурдопедагогики, является осве­щение исторически сложившейся научно обоснованной си­стемы формирования словесной речи у дошкольников с на­рушениями слуха.

В целостной многоуровневой системе внимание акценти­руется на основных аспектах языковой действительности и на специальных методах приобщения детей, естественный ход речевого развития которых заторможен, к содержанию и к самой материи языка как универсальному знаковому образованию, которым «пронизаны решительно все сторо­ны мозговой деятельности человека»1.

 

Методическое пособие направлено на решение следующих задач:

формирование исходных теоретических позиций, бази­рующихся на фундаментальных исследованиях психо­физиологических и языковедческих наук;

обогащение общепсихологических представлений, лин­гвистических знаний и коммуникативных умений;

понимание принципов, задач, содержания и методов со­временной системы обучения языку дошкольников с на­рушениями слуха с учетом закономерностей речевого развития на ранних возрастных стадиях;

ознакомление с условиями речевого развития детей с на­рушенным слухом при условии варьирования форм пе­дагогической помощи глухим и слабослышащим до­школьникам;

формирование устойчивых профессиональных умений в плане специального обучения детей словесной речи;

 

 

________________

1 Чуприкова Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. — М., 1967.

 

 

Раздел I

 

формирование практических умений обследования ре­чевых возможностей детей с нарушениями слуха и оп­ределения адекватных условий обучения; анализ про­граммного материала, планирования содержания и методов работы; освоение способов учета реальных до­стижений детей в речевом развитии;

развитие способности к восприятию и объективному ана­лизу нетрадиционных способов обучения глухих и сла­бослышащих детей словесной речи;

формирование навыков самостоятельной работы с науч­ной и методической литературой, умение анализировать, обобщать и творчески применять полученные знания в работе с детьми;

выработка оптимистического взгляда на возможности детей в овладении словесными средствами общения и развития их речемыслительной деятельности как важ­нейшего фактора социального развития.

Решению данных задач должно способствовать не толь­ко глубокое, вдумчивое освоение представленных в методи­ке научных сведений по проблеме и методических рекомен­даций, выполнение заданий ко всем главам, но и системати­ческое изучение как обязательной литературы по программе учебного курса, так и разнообразной альтернативной мето­дической документации в целях сравнительного анализа и обоснованности избрания определённых педагогических подходов к работе с детьми.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.