Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство общения врача






Гиппократ писал: «В медицине есть три составляющих: болезнь, больной и врач... Больному нелегко понять, что происходит, почему ему становится лучше или хуже, именно врач должен ему все объяснить». Доктор богословия Франсис Майнаб писал: «При первой встрече решающую роль играет поведение врача, его манера говорить и держаться».

Профессионализм врача определяется не только тем, насколько хорошо он знает этиологию и патогенез болезней, методы их диагностики и лечения, но и его умением консультировать, т. е. общаться, учить, советовать. Умение врача общаться определяет его взаимоотношения с больным, только завоевав доверие больного, можно собрать подробный анамнез, объяснить, что от него требуется в процессе лечения. Опытный специалист излагает свои мысли так, чтобы они были доступны, нс порождали тревогу. Он умеет не подорвать доверия к себе и не отнять у больного надежду на успех лечения.

(Дж. Мерта. Справочник общей практики - М.: Практика, 1998. -1230 с.)

 

? Какие три составляющие медицины выделял Гиппократ? Как вы думаете, прав ли доктор богословия? Выразите свое согласие (несогласие) с мнением Фр.Майнаба. Чем определяется профессионализм врача?

 

13. Ознакомьтесь с аннотациями.Представьте себе, что ваши коллеги заинтересовались данным атласом. Составьте диалог, используя текст аннотаций.

Планы ведения больных: диагностика, лечение, предупреждение осложнений / под ред. О. Ю. Атькова, О. В. Андреевой, Е. И. Полубенцевой.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 525 с.: табл.


В электронном издании представлены планы ведения больных, подготовленные опытными врачами на основе национальных и международных клинических рекомендаций. Клинические рекомендации, достоверно характеризующие эффективность и безопасность лечебно-диагностических мероприятий, являются международным стандартом медицинской помощи. Однако больницы и поликлиники имеют различные уровни технического, финансового и кадрового обеспечения, что делает выполнение ряда современных методик не всегда возможным в условиях конкретного медицинского учреждения. Международный опыт показывает, что для решения этой проблемы целесообразно в каждом лечебном учреждении разрабатывать и использовать типовые планы ведения больных с установленным заболеванием (клинические пути). План должен определять оптимальные объём и последовательность лечебно-диагностических мероприятий с учётом имеющихся технических и кадровых возможностей, пути взаимодействия с другими организациями, опираться на клинические рекомендации, учитывать государственные требования к порядку оказания медицинской помощи. Доказано, что внедрение в клиническую практику планов ведения больных улучшает результаты медицинской помощи, уменьшает число осложнений, позволяет оптимизировать расходы. В первое издание включены планы ведения при заболеваниях, которые в клиническом диагнозе часто являются основными или сопутствующими. Издание предназначено для практических врачей, руководителей лечебных учреждений и студентов старших курсов медицинских вузов.

Ивашкин В. Т. Клинический диагноз / I Москов. гос. мед. ун-т им. И. М. Сеченова. - М.: Литтерра, 2011. - 224 с.: ил.

Представляемая читателям книга содержит клинические наблюдения, которыми богата современная терапевтическая клиника и в частности клиника пропедевтики внутренних болезней первого МГМУ им. И.М. Сеченова. В процессе оценки клинических диагнозов пациентов мы сопоставили те подходы, которые практиковал у постели больного великий клиницист Сергей Петрович Боткин с тем, что возможно в современных условиях. Такой сопоставительный анализ позволяет не только представить масштаб тех возможностей, которые приобрела современная терапевтическая клиника по сравнению с " золотым веком" клинической медицины XIX столетия, но и одновременно проверить собственную клиническую компетентность. Оценка симптомов и синдромов непосредственно у постели больного в процессе наблюдения за ним в целях принятия решения об окончательном диагнозе составляет по существу самую увлекательную и в то же время самую гуманистическую сторону медицины. Издание, будет полезным для клиницистов первичного звена здравоохранения и врачей общей практики, поможет им правильно ориентироваться в многообразии методик обследования больного и не ошибиться в постановке клинического диагноза.

Инзель Т. Н. Дифференциальный диагноз: трудности в клинической практике и алгоритмы их решения: руководство - М.: МИА, 2012. - 616 с.: ил.

Книга построена таким образом, что в ней последовательно освещаются вопросы диагностики тех заболеваний органов и систем, которые наиболее часто вызывают диагностические трудности. Читатель найдет в книге решение вопросов диагностики головной боли и острой боли в животе. Отдельные главы посвящены трудностям диагностики острых нарушений мозгового кровообращения; болей в грудной клетке, сопровождающихся удушьем, лихорадкой, нарушениями ритма; приобретенных пороков сердца; поражений суставов; системных васкулитов и диффузных болезней соединительной ткани. По ряду тем автор предлагает дифференциально-диагностический поиск, предлагая читателю прекрасный образец клинического мышления. Таким путем автор представляет алгоритм диагностики анемии, геморрагического синдрома, лимфаденопатии, отечного синдрома. Дополнительную значимость книге придают подробные данные о ранних клинических симптомах, клинико-функциональных особенностях и путях метастазирования опухолей различной локализации. Книга написана хорошим литературным языком и представляет по своей сути справочное пособие по дифференциальному диагнозу. Для врачей-терапевтов, а также врачей различных специальностей и студентов медицинских вузов.

 

14. Прочитайте. Составьте по данному образцу диалог.

Пациент: Вы не могли бы мне поподробнее рассказать о составе витаминного препарата “Компливит”?

Врач: Да, конечно. “Компливит” - это витаминно-минеральный комплекс, содержащий основные витамины и жизненно необходимые минералы. Это витамины А, В1, В2, В6, В12, С, Е, Р, РР и другие. Микроэлементы железа, меди, кальция, кобальта, марганца, цинка, магния. Из отечественных витаминных комплексов “Компливит содержит самое большое количество витаминов и микроэлементов.

Пациент: Спасибо за консультацию.

15. Подготовьтесь к полилогу на одну из тем «К какой из деловых культур относится Казахстан?», «Культура общения составляет важную часть профессиональной культуры врача».

16. Выразите свое согласие (несогласие) с мнением Дейла Карнеги: «Успехи того или иного человека в его финансовых делах в любой сфере или деле на 15% зависят от его профессиональных знаний и на 85% - от его умения общаться с людьми».

17. Работа по мини-группам. Ситуативная задача: Каждая из групп должна доказать свою точку зрения на один из предложенных аргументов.

Успех человека зависит: 1. От профессиональных знаний. 2. От умения общаться с людьми.

18. Используя основные принципы делового общения, составьте микродиалоги на одну из тем: «На приеме у врача», «В поликлинике», «Осмотр пациента».

19. Подготовьтесь к ролевой игре: «Устройство на работу. Собеседование».

Лингвистическая игра «Скажите одним словом»

- этикет, при котором используются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения

- этикет, при котором соблюдаются нормы поведения и делового общения

- совокупность принятых правил определяющих порядок какой-либо деятельности

- профессии, для которых важное значение имеет речевая культура и соблюдение этики речевого поведения

☼ ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Почему тонкая кишка такая длинная?

6-метровая тонкая кишка такая длинная потому, что она выполняет основную работу по перевариванию пищи. Требуется за короткое время извлечь из пищи максимальное количество питательных веществ, которые должны давать телу энергию. Если бы она была короче, то составные части пищи покидали бы тело неиспользованными. Пищеварительные вещества, поступающие из печени и поджелудочной железы, отвечают за расщепление жиров и преобразование сахара. Они помогают таким образом приготовить пищевую кашицу, чтобы она была приемлема для клеток тела. Этот процесс называется обменом веществ. Через пальцевидные «кишечные ворсинки» на внутренней стенке тонкой кишки преобразованные питательные вещества поступают в систему кровообращения для дальнейшего использования.

После проглатывания пища попадает через желудок в тонкую кишку. У перехода в толстую кишку находится похожая на мешок слепая кишка. Для чего она нужна, неизвестно.

 

Приходит к врачу пожилой мужчина и жалуется:
- Доктор, вы знаете, когда взберусь на бугор - второй, у меня просто дух захватывает, дышать нечем.

Врач посмотрел на пациента и говорит:
- А вы зачем по буграм лазаете? Сидите дома и дышите нормально.

 

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

СРСП

1. Ознакомьтесь с интересными фактами и выполните задания 1- 10.

 

В Древнем Риме больные спускались на арену цирка, чтобы пить теплую кровь раненых гладиаторов. Кроме того, римлянам в качестве лекарственных средств служили кал, моча и мясо самых разнообразных животных и пресмыкающихся. Плиний старший считал, что лекарственные средства животного происхождения действуют более интенсивно, чем растительного, ибо они ближе к живому организму.

В XIX столетии, после замечательных открытий в области физиологии, выяснения роли желез внутренней секреции и появления экспериментальной медицины, началась новая эпоха в применении лекарственных веществ животного происхождения.

В 1889 году Броун-Секар воскресил производство органопрепаратов, бесславно забытое несколько веков тому назад. Этот момент считается началом новой органотерапии и производства органопрепаратов. На основании своих теорий он стал готовить вытяжки сначала из семенников кроликов, а впоследствии из семенников молодых быков. Эти вытяжки он впрыскивал себе, в результате чего (ему в то время было 72 года) отметил значительное улучшение своего состояния: он стал более работоспособным и бодрым.

В терапевтических целях Пелем в 1890 году была предложена хлористоводородная соль Sperminum-Poehl для подкожных впрыскиваний. В сообщении, сделанном в 1892 году в Парижской академии наук, Пель высказал следующую мысль: «Если жизнь есть постоянная борьба против смерти, то спермин является для клеточных образований одним из самых важных средств противодействия».

Большинство лекарств в больницах XVIII–XIX вв. принимались только с пивом. Как прекрасный тонизирующий, дезинфицирующий и общеукрепляющий напиток пиво давали выздоравливающим больным в больницах Петербурга вплоть до середины XIX века. Мюнхенский институт пива научно доказал, что один литр нефильтрованного пива в 10 раз полезнее, чем один литр молока.

У лошадей крайне редки сердечно-сосудистые заболевания. Английский ветеринар С. Литлджон объясняет это следующим образом: «Лошади не курят, не пьют, придерживаются строгой вегетарианской диеты и много занимаются физкультурой».

 

2. Укажите количество абзацев в тексте. Запишите ключевые слова каждого абзаца. Сформулируйте основную мысль текста.

3. Как бы вы озаглавили текст? Предложите свой вариант заголовка.

4. Выпишите из текста термины-слова. Объясните их значение. При затруднении используйте терминологический словарь по специальности.

5. Выпишите из текста терминосочетания. Объясните их значение. Укажите главное и зависимое слова в словосочетаниях, обозначьте окончания.

6. Выпишите из текста словосочетания с числительными, записав их словами. Укажите разряд.

7. Найдите в 1-м абзаце предложение с вводным словом. Что оно обозначает. Прочитайте с соответствующей интонацией данное предложение.

8. Прочитайте 1-е предложение, соблюдая интонацию перечисления однородных членов.

9. Укажите количество предложений с прямой речью. Объясните постановку знаков препинания.

10. Составьте вопросы по содержанию текста и ответьте на них. Какой тип диалога у вас получился?

СРС: Подготовьте реферат на тему «Этика речевого поведения фармацевта».

 

АРМ

1. Решите тесты по теме «Человек и здоровье».

1. Наука, изучающая строение тела человека:

а) анатомия;

б) физиология;

в) гигиена;

г) медицина.

2. Главный «командир» в организме.

а) сердце;

б) мозг;

в) желудок;

г) кишечник.

3. Сколько позвонков в позвоночнике?

а) 30; б) 33; в) 39; г) 48.

4. Какую работу не выполняют мышцы в организме?

а) движение крови по всему организму;

б) передвижение пищи в желудок;

в) сгибание и разгибание конечностей;

г) скрепление костей скелета.

5.К какой системе относится гортань?

а)дыхательная;

б) пищеварительная;

в) выделительная;

г) нервная.

6. Какой орган не относится к дыхательной системе органов?

а) трахея;

б) пищевод;

в) бронхи;

г) носоглотка.

7.Какой орган не относится к пищеварительной системе?

а) печень;

б) пищевод;

в) трахея;

г) кишечник.

8. Свертываемость крови обеспечивают:

а) лейкоциты;

б) тромбоциты;

в) плазма;

г) эритроциты.

9. Что не является органом кровеносной системы?

а) сердце;

б) артерии;

в) пульс;

г) вены.

10. Какой орган доставляет мочу в мочевой пузырь?

а) мочеточник;

б) почки;

в) потовые железы;

г) кровеносные сосуды

11. Какие органы не являются органами чувств?

а) ухо;

б) кожа;

в) язык;

г) зуб.

Ответы: 1. а, 2. б, 3. б, 4. г, 5. а, 6. б, 7. в, 8. б, 9. в, 10.а, 11 г.

 

2. Разделитесь на микро-группы и организуйте викторину по медицине.

Й тур

1. Белая и пушистая из аптечки. (Вата)

2. Это самый известный зимний вирус (Грипп)

3. Простуда на губах (Герпис)

4. Зеленое лекарство для озорников (зеленка)

5. Врач для животных (Ветеринар)

6. Когда ученик часто прогуливает и хитрит говорят, что у него обострение именно этой болезни (Воспаление хитрости)

7. Самая сильная мышца в нашем организме (Язык)

8. Именно это использовал известный хирург Пирогов, когда еще не придумали вату (Мох сфагнум, так он способен поглотить жидкости в 20 раз больше своего веса)

9. Назовите самый первый антибиотик (Пенициллин)

10. Именно такую клятву дает каждый врач (Клятва Гиппократа)

11. Гирудотерапия – это лечение (Пиявками)

12. Этот врач может отрезать все лишнее (Хирург)

13. Этого доктора придумал Борис Пастернак (Доктор Живаго)

14. Какая часть скелета напоминает о неволе (Грудная клетка)

15. Самая «активная» кость в черепе (Нижняя челюсть, она подвижная)

16. Самый жаркий орган в человеческом теле (Печень)

17. Согласно народной медицине это растение лекарство от семи недуг (Лук)

18. Какая болезнь была у Шурика – героя фильма» Кавказская пленница» (Белая горячка)

19. Он и врач, и автор известного романа «Мастер и Маргарита» (М. Булгаков)

20. Это и водное животное, и прекрасное средство от синяков (Бодяга)

21. Туберкулез, а как это заболевание называли в старину (Чахотка)

22. Место для родов в старину, на Руси (Баня)

23. Врач, автор рассказа «Палата № 6» (А.П. Чехов)

24. Врач – специалист по коже (Дерматолог)

25. КМgO4, а как в простонародье (Марганцовка)

26. Прибор для определения температуры тела (Градусник)

27. Первая медицинская помощь при порезах и кровотечениях, растущая вдоль дорог (Подорожник)

28. Этого врача обычно называют «Ухо, горло, нос», а какая вывеска висит на его кабинете (Отоларинголог)

29. Китайские мудрецы говорят, что обжора роет себе могилу именно этим …(Зубами)

30. Давление 120\60 называется (Космическое)

31. Домик для лекарств (Аптека)

32. Старушка, которая принимала роды (Бабка – повитуха)

33. Это замечательное средство для восполнения витамина Д, жаль только очень противное (Рыбий жир)

34. Согласно песенки из мультфильма именно это нужно пить, чтобы бы здоровым (Молоко)

35. Врач для малышей (Педиатор)

 

Й тур

1. Сколько процентов веса тела человека составляет вода? (60%)

2. Какие функции выполняют левое и правое полушария головного мозга? (Левое «отвечает» за речь, за научное, математическое, логическое мышление. Правое – координирует движения и «командует» творческой и художественной деятельностью.)

3. Почему во время насморка человек не чувствует запахов? (Потому что в носу располагаются обонятельные рецепторы, а во время насморка они из-за скопившейся слизи не функционируют.)

4. Какая косточка человеческого организма самая маленькая? (Слуховая косточка – стремечко. Ее длина около 2, 5-3мм.)

5. Все ли звуки слышит человеческое ухо? (Нет, только в диапазоне от 20 до 20 000 колебаний в секунду.)

6. Почему у кошек светятся в темноте глаза? (Потому что в их глазах присутствуют клетки, способные усваивать даже очень слабые лучи света и отражать их на сетчатке.)

7. На каких участках тела человека самая тонкая кожа, а на каких – самая толстая? (На веках и на ступнях.)

8.Сколько воздуха помещается в лёгких взрослого человека? (6 л.)

9.Сколько крови в организме взрослого человека? (4, 5-5 л.)

10. Сколько времени формируется человек в организме матери? (9 месяцев)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.