Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел IV. Психология развития аномального ребенка.






 

Тема 18. Психологические закономерности дизонтогенеза.

Представления об “аномальном ребенке”. Науки, занимающиеся аномальным развитием: дефектология, детская психиатрия, детская клиническая психология. Клинические закономерности дизонтогенеза. Биологические и социальные факторы, обусловливающие аномальное развитие. Негативные, продуктивные, возрастные симптомы. Психологические закономерности дизонтогенеза. Функциональная локализация нарушения мозговых механизмов психической деятельности, общий и частный дефект. Связь характера психического дизонтогенеза с временем поражения нервной системы. Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Механизмы возникновения вторичных нарушений. Нарушения межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза. Психологическая классификация дизонтогенеза В.В.Лебединского.

 

Тема 19. Вклад Л.С.Выготского в изучение аномалий развития.

Единство закономерностей нормального и аномального развития. Различие первичных и вторичных нарушений психики, положение о первичном и вторичном дефекте в работах Л.С.Выготского. Теория компенсации, ее основные положения. Возможные исходы компенсации, факторы от которых зависит исход компенсации. Современные представления о психологической компенсации.

 

Тема 20. Психическое недоразвитие.

Биологические предпосылки психического недоразвития: генетические и экзогенные факторы. Клинико-психологическая структура дефекта при психическом недоразвитии. Тотальность и иерархичность нервно-психического недоразвития при олигофрении. Структура нарушений психической деятельности при умственной отсталости в работах Л.С.Выготского. Систематика олигофрений. Динамика психического развития детей, страдающих олигофренией. Образ Я и самооценка умственно отсталого ребенка. Закономерности структуры психического недоразвития. Первичный и вторичный дефект при психическом недоразвитии.

 

Тема 21. Задержанное психическое развитие.

Задержанное психическое развитие конституционального происхождения. Задержанное психическое развитие соматогенного происхождения. Задержанное психическое развитие психогенного происхождения. Задержанное психическое развитие церебрально-органического генеза. Клинико-психологическая структура дефекта при задержке церебрально-органического генеза: а) дети с эмоционально-волевой незрелостью; б) дети с отставанием в развитии познавательной сферы. Нейропсихологическое исследование задержанного психического развития церебрально-органического генеза. Социальная ситуация развития ребенка с задержкой психического развития. Первичный и вторичный дефект при задержке психического развития церебрально-органического генеза.

 

Тема 22. Поврежденное психическое развитие.

Факторы, обуславливающие поврежденное психическое развитие. Резидуальная органическая деменция. Прогрессирующая деменция. Факторы, оказывающие влияние на психическое развитие при поврежденном дизонтогенезе. Структура психических нарушений при поврежденном развитии. Различные варианты (типы) поврежденного психического развития. Психическое развитие при эпилептической болезни. Отношение к своему заболеванию у детей, больных эпилепсией. Первичный и вторичный дефект при поврежденном психическом развитии.

 

Тема 23. Дефицитарное психическое развитие.

Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха. Соотношение параметров первичного дефекта (его модальности, времени возникновения, тяжести выраженности) и особенностей образования вторичных нарушений при аномалиях зрения и слуха. Неравномерность психического развития ребенка с дефицитарным типом дизонтогенеза. Общие закономерности аномалий развития при патологии сенсорной сферы. Способы приспособления личности ребенка с нарушениями сенсорной сферы к своему дефекту. Аномалии развития в связи с недостаточностью двигательной сферы. Особенности структуры аномалий развития моторной сферы при недостаточности различных отделов нервной системы (нарушения коры, нарушения подкорки). Нарушения психического развития у детей с церебральным параличом. Особенности личности детей с церебральным параличом. Формирование задержек психического развития у детей с церебральным параличом (исследование Е.М.Мастюковой).

 

Тема 24. Искаженное психическое развитие.

Основные симптомы раннего детского аутизма, его этиология. Клинико-психологическая структура дефекта при искаженном психическом развитии. Динамика развития аутичного ребенка. Соотношение основного и вторичных дефектов при раннем детском аутизме. Аутизм как вторичный синдром, направленный на защиту от травмирующей среды. Влияние аутистических установок на психическое развитие ребенка с искаженным типом дизонтогенеза. Нарушение игровой деятельности у аутичного ребенка. Особенности формирования мышления и интеллекта у детей с искаженным психическим развитием /исследования Ю.Ф.Полякова/. Коррекция психического развития аутичного ребенка, игротерапия О.С.Никольской.

 

Тема 25. Дисгармоническое психическое развитие.

Психопатии и акцентуации личности. Клинико-психологическая структура дефекта при психопатиях. Этиология психопатий. Определение психопатии. Систематика психопатий. Учение П.Б.Ганнушкина о психопатиях. Классификации психопатий у детей и подростков. Нарушение психической деятельности при психопатии. Определение неврозов. Варианты детских неврозов: истерический невроз, невроз навязчивых состояний, невроз страха, неврастения. Этиологические факторы детских неврозов. Психическая травма. Преневротические патохарактерологические радикалы. Дисгармония семейных отношений. Дисгармония семейного воспитания. Характеристика внутриличностного конфликта при детских неврозах. Невротический конфликт как личностно неразрешимая проблема “быть собой среди других”.

 

Тема 26. Диагностика аномального развития ребенка.

Особенности диагностики психических нарушений у детей. Этапы анализа аномального развития. Методы патопсихологической диагностики в детском возрасте. Диагностика нарушения психического развития младенцев. Патопсихологическое исследование от 1 года до 5 лет. Нейропсихологическое исследование детей. Психологическое консультирование детей с отклонениями в развитии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.