Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел II. Основы патопсихологии. Тема 4. Нарушения восприятия.






Тема 4. Нарушения восприятия.

Нарушения операциональной стороны восприятия. Агнозии при локальных поражениях мозга. Агнозии и псевдоагнозии при деменции. Нарушение динамики процесса восприятия на примере восприятия умственно отсталого ребенка. Нарушения мотивационного компонента восприятия. Инактивность восприятия, отсутствие подконтрольности, целенаправленности восприятия. Нарушение смыслообразующей функции мотива в восприятии. Представление о перцептивной защите. Обманы чувств. Иллюзии и галлюцинации. Зависимость галлюцинаций от внешних раздражителей. Экспериментальное исследование порождения вербальных галлюцинаций С.Я.Рубинштейн. Роль функциональной перегрузки анализаторов в возникновении галлюцинаторных образов. Представление о псевдогаллюцинациях.

 

Тема 5. Нарушения памяти.

Нарушения непосредственной памяти. Забывание текущих событий, представление о “корсаковском синдроме”. Экспериментальные исследования структуры нарушений мнестической деятельности при “корсаковском синдроме”. Конфабуляции. Прогрессирующая амнезия: забывание прошлого опыта, смещение событий во времени. Расстройства памяти и дезориентировка в собственной личности. Нарушения динамики мнестической деятельности. Опосредование как принцип организации высших психических функций. Нарушения опосредованной памяти. Классические методики исследования опосредованной памяти и опыт их использования в клинике. Исследование нарушений высших форм памяти Л.В.Петренко. Нарушения мотивационного компонента памяти. “Эффект Зейгарник” – феномен воспроизведения незавершенных действий. Нарушение “Эффекта Зейгарник” в клинике.

 

Тема 6. Нарушения мышления.

Нарушения операциональной стороны мышления. Снижение процессов обобщения и абстрагирования, конкретно-ситуационное мышление. Методы исследования мыслительных процессов обобщения и абстрагирования. Искажение процессов обобщения и абстрагирования. Нарушение избирательности мышления, опора на латентные признаки. Исследования Ю.Ф.Полякова нарушений социально опосредованной избирательности психических процессов при шизофрении. Нарушения личностного компонента мышления. “Смысловая смещенность” в мыслительной деятельности больных. Разноплановость мышления. Резонерство. Нарушения динамики мыслительной деятельности. Лабильность мышления. Инертность мышления. Нарушения осознания и подконтрольности мыслительных действий, нарушение саморегуляции мышления. Соотношение эмоциональной и рефлексивной форм личностной регуляции мышления и нарушение этого соотношения.

 

Тема 7. Нарушения личности.

Представление о структуре личности в теории деятельности. Нарушение структуры иерархии мотивов. Исследование Б.С.Братуся нарушений личности у больных алкоголизмом. Механизмы формирования патологических потребностей и мотивов. Утрата опосредованности мотивов. Формирование патологической потребности и нарушение физического образа Я при нервной анорексии. Нарушение смыслообразования: изменение смыслообразующей и побудительной функций мотивов, превращение мотива в “знаемый”. Нарушение целенаправленности и критичности поведения. Аспонтанность поведения. Ситуационное поведение “лобных” больных. Закономерности формирования патохарактерологических особенностей личности. Методы исследования личности, применяемые в клинике. Метод психологического анализа историй болезни. Наблюдение поведения больного во время эксперимента. Опосредованное выявление изменений личности с помощью эксперимента, направленного на исследование познавательных процессов. Модели жизненных ситуаций, обостренно вызывающие отношение испытуемого (экспериментальные приемы К.Левина). Проективные методы. Опросники.

 

Тема 8. Нарушения волевой регуляции деятельности.

Проблема понимания процессов волевой регуляции в общей психологии. Волевая регуляция как осознанная и личностная регуляция деятельности. Опосредованность волевой регуляции деятельности внутренней работой со смысловыми образованиями. Нарушения опосредованности и саморегуляции психической деятельности на разных уровнях ее организации. Экспериментальное исследование нарушений волевой регуляции деятельности у больных шизофренией и психопатических личностей.

 

Тема 9. Нарушения умственной работоспособности.

Нарушения внимания. Причины нарушений внимания: колебания психической активности, быстрая истощаемость ц.н.с.; несформированность произвольного внимания. Формы нарушения внимания. Внимание как навык самоконтроля. Нарушение умственной работоспособности как следствие истощаемости. Нарушение умственной работоспособности и целенаправленность деятельности. Влияние нарушений мотивационной сферы, эмоций на умственную работоспособность. Изменение строения отдельных видов познавательной деятельности, как индикатор нарушений умственной работоспособности. Необходимость учета фактора изменений умственной работоспособности в стратегии экспериментального исследования, в организации восстановительной работы с больными.

 

Тема 10. Нарушения сознания и самосознания.

Неоднозначность понятия сознание в психиатрии и психологии. Понятие “ясного” и “помраченного” сознания (К.Ясперс). Условность их дифференциации. Использование этих понятий в психиатрии в качестве “рабочего инструмента”. Психиатрическая характеристика отдельных видов нарушения сознания: оглушенного, онейроидного, делириозного, сумеречного, псевдодеменции.

Проблема исследования сознания в психологии. Структура сознания в теории деятельности. Исследования изменений организации сознания при различных видах патологии.

Нарушение самовосприятия. Феномен деперсонализации. Соотношение самосознания и физического образа Я.

 

Тема 11 Принципы построения и методы патопсихологического исследования.

Деонтологические правила работы психолога с больным человеком. Принципы построения патопсихологического исследования. Системный качественный анализ в патопсихологическом исследовании. Моделирование обычной деятельности в ходе эксперимента. Учет отношения больного к ситуации обследования. Эксперимент как взаимная деятельность психолога и испытуемого. Использование комплекса методик как принцип патопсихологического обследования. Представление о патопсихологическом синдроме. Подготовка к эксперименту и его проведение. Принципы анализа и интерпретации данных. Составление заключения по данным экспериментально-психологического исследования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.