Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные проблемы частного предпринимательства в России.






Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

В Москве, например, на данный момент, развивается все направления (и торговля, и реализация разнообразного товара, и научно - технические малые предприятия).

Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.

Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение " убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.

  1. Проблемы и перспективы экономической интеграции стран СНГ.

Современные тенденции в интеграционных процессах на постсоветском пространстве позволяют сделать ряд выводов.

Тесная экономическая интеграция со странами СНГ, по прежнему, отвечает стратегическим интересам России. Однако, она должна носить более активный, и прагматичный характер.

При реорганизации СНГ целесообразно сохранить ее как " политическую площадку", для обсуждения вопросов взаимодействия в борьбе с терроризмом и экстремизмом, проблем безопасности, взаимодействие правоохранительных органов, гуманитарного и культурного сотрудничества.

В этой связи, радикальная экономическая реформа СНГ не целесообразна поскольку за последние годы были созданы новые интеграционные объединения, которые в отличие от Содружества имеют четкие цели, задачи и механизмы их реализации. Речь идет о ЕврАзЭС, ЕЭП и ОДКБ.

Целесообразно сосредоточить усилия на всемерном укреплении и поддержке ЕврАзЭС. Именно в ЕврАзЭС создана полноценная зона свободной торговли без изъятий и ограничений. Реализуются многосторонние проекты, прежде всего в ключевых секторах экономики - энергетике и транспорте.

Создан региональный банк развития, который будет способствовать реализации крупных совместных проектов.

Как представляется, страны ЕврАзЭС должны вплотную перейти к тесной координации действий в сфере валютной политики и существенно расширить долю национальных валют во взаимных расчетах, создавая возможно преференциальный режим для тех участников внешнеторговой деятельности, которые проводят расчеты, например, в рублях, а не в долларах или евро.

В этих целях необходимы соглашения о стабилизации обменных курсов национальных валют с определением пределов их допустимых колебаний. Задача согласования пределов взаимных колебаний валютных курсов тем более безотлагательна, что, не решив, ее мы не сможем добиться исключения из наших взаимоотношений практики применения специальных защитных мер. В долгосрочной перспективе возможно образование и валютного союза.

Вопросы военно-политического характера полностью закрывает Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая в последние годы значительно активизировала свою работу.

Значительный импульс интеграционным процессам в странах СНГ и активизации торгово-экономического сотрудничества может дать реализация идеи создания Единого экономического пространства России, Украины, Белоруссии и Казахстана.

Чтобы создать такое пространство, необходимо существенно сблизить хозяйственное, внешнеторговое и таможенное законодательство, механизмы ценообразования и налогообложения. Состыковать принципы приватизации и валютного регулирования. Унифицировать стандарты производства товаров и услуг, взаимно признать сертификаты их качества.

Наконец, важно иметь сопоставимые уровни инфляции и дефицита госбюджетов, внешних долгов и ставок рефинансирования, а также схожую социальную политику.

Если мы в рамках формирования ЕЭП приступим к реализации механизмов, обеспечивающих свободу передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы, то это, несомненно, позволит многократно увеличить объем наших торгово-экономических отношений и создать условия для более эффективного использования инвестиций в экономику стран-участниц

Следует подчеркнуть, что создание ЕЭП не противоречит, а наоборот наполняет реальным содержанием политику России по отношению к Европейскому союзу.

Россия четко обозначила европейский вектор своей политики в направлении формирования с Европейским союзом " четырех общих пространств", в том числе и экономического.

В соответствии с концепцией, одобренной на римском саммите России - ЕС в 2003 г. Общее европейское экономическое пространство (ОЕЭП) России и Евросоюза призвано содействовать:

· сближению правовых и экономических систем;

· углублению инвестиционного взаимодействия;

· дальнейшему продвижению энергодиалога;

· решению вопросов сопряженности транспортных сетей;

· реализацию крупных проектов, имеющих общеевропейское значение;

· развитию сотрудничества в инновационной и научно-технических областях.

В таком же формате могла бы двигаться в Евросоюз и Украина. При этом Украина может извлекать из членства в ЕЭП двойную выгоду. Пользоваться доступом к рынкам партнеров по ЕЭП и одновременно готовить экономику и институциональную базу для будущего вхождения в Евросоюз.

К сожалению, проект ЕЭП оказался для Украины чрезмерно политизированным. Однако шансы на принятие прагматичного решения в пользу участия страны в ЕЭП остаются.

 

  1. Мировое хозяйство и развитие международных отношений.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.