Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука как феномен культуры






(М., 1984. С. 5, 6)

Наука как система развивающегося знания отличается от всех явлений культуры, прежде всего тем, что ее содержанием является объективная истина, т.е. содержание научного знания не зависит от человека, от человечества. В этом знании раскрывается объективный мир, его законы и свойства, его связи и отношения. Ленин писал, что «естествознание, отражая внешний мир в «опыте» человека, одно только способно давать нам объективную истину...»[41] Содержание научного знания - если взять его в «идеале» как оно выступает, например, в форме физических законов - не зависит от «случайности» своего происхождения, от условий, в которых оно появилось, от характера своего будущего применения в общественной практике. Рассматривая его в этом плане, мы соотносим его не с субъектом, а только с объектом, и нас интересует лишь вопрос о том, насколько адекватно и полно объект отражен в знании. Субъективна лишь форма выражения знания, но не его содержание. Поскольку целью науки является истина, которая по содержанию не зависима от человека, то наука стремится как можно полнее элиминировать субъективные моменты из содержания научного знания. И чем полнее это сделано, тем лучше - при прочих равных условиях - наука выполняет свою познавательную функцию, но именно познавательную, а не культурную.

В этом отличие научного творчества от художественного, которое как раз направлено на то, чтобы закрепить субъективное начало не только в форме, но и в содержании художественного произведения. Конечно, и в искусстве отображается объективный мир и имеется объективное содержание. Реализм мы ценим за то, что он стремится выразить правду жизни. Но правда в искусстве и объективная истина далеко не одно и то же, ибо эта правда, чтобы быть правдой искусства, должна одновременно воплощать в себе и специфическое «видение» художника, а не только отражать объективную реальность. Поэтому искусство и наука занимают различные места в системе культуры.

Наука, по нашему мнению, выполняет функцию культуры и потому может рассматриваться как явление культуры когда она обращается к человеку, когда добытое ею знание становится фактором человеческого мира. «Различение же науки и культуры, - справедливо отмечал М.К. Мамардашвили, - следует основывать на различении содержания концептуальных образований науки и их феноменологического существования и преемственного изменения во времени»[42].

Феноменологически наука существует в обществе и, следовательно, включена в систему исторически определенной культуры, во взаимодействие с ее различными компонентами. Анализ этих связей мы хотели бы начать с вопроса о социокультурной форме представления знания, о его представленности в существующей системе культуры. Значение этой формы в том, что она должна служить средством интеграции научного знания в существующую систему культуры, т.е. сделать его приемлемым для культуры. Так, в культуре Древнего Египта знание - существовавшие тогда зачатки культуры - было достоянием лишь посвященных и носило эзотерический характер.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.