Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция техники




Существует ряд концепций исторического развития техники. В классическо-марксистском видении ее история выражена цепочкой последовательных ступеней: ручные орудия, ремесленно-мануфактурный период, машинная техника, автоматизированные системы. Технические функции, осуществляемые человеком в ходе развития общества, переносятся на технические устройства.

Американский философ и социолог Л. Мамфорд предлагает основной вид энергии и основное структурное вещество технических средств в качестве критерия периодизации развития техники. Выделяются три эпохи: первая, «эотехническая» (1000-1750 гг.), имеет в основе технологию «воды и дерева»; вторая, «палеотехническая» (от второй половины XVIII в. до середины XX в.), опирается на комплекс «угля и железа»; последняя, «неотехническая», современная использует комплекс «электричества и сплавов».

Испанский мыслитель Ортега-и-Гассет выделяет 3 значительные стадии технической эволюции: техника случая, техника ремесла, техника человека-техника. Критерием выделения стадий является отношение между человеком и техникой, иначе представление или мнение, которое сложилось у человека о технике, ее функции.

Техника случая – это техника древности, техника доисторического человека. Техническое открытие как таковое отсутствует, случайность способствует изобретению. Сейчас такого рода технику можно наблюдать у пигмеев Новой Гвинеи и центральной Африки, туземцев Австралии и др.

В результате увеличения головного мозга предки человека стали больше ухватывать связи между предметами и запоминать. В результате бессознательного обращения дикаря с окружающими предметами внезапно, по случайности возникала определенная ситуация, приводящая к новому и полезному результату. Первобытный дикарь не осознавал техники как таковой. Открытие - дело случая, а не результат целенаправленного поиска. Скорее само решение ищет человека, а не наоборот. Он считает, что природа сама открывает ему тайны техники. Техника направлена от природы к человеку.

Вторая стадия технической эволюции - ремесленная техника. Это техника Древней Греции, доимператорского Рима и Средневековья. В этих обществах расширился набор технических действий, появились люди специально осваивающие эти действия - ремесленники. Техника понимается через труд ремесленников - сапожников, кузнецов, шорников. Человек не знает о технике как таковой, он знает, что есть люди - техники. Хотя люди отличали ремесло от природных качеств, все же считали его даром природным. Даже сейчас такое понимание сохранилось, например, музыкант от бога.

Ремесло исключало понятие открытия. Ремесленник продолжает традицию, овладевает разными типами техник, появившимися до него. В работе ремесленника в незначительной степени присутствует создание проекта.



Распад ремесленника на две составные части, радикальное отделение техника - инженера от рабочего есть один из главных признаков наступления третей стадии развития техники - стадии человека-техника. Люди - техники (инженеры) посвящают себя изобретательскому делу, являясь живым выражением техники. Причем, прежде чем создать какую-либо технику они овладевают техникой вообще.

Интересно, что развитие философии техники, осмысление сущности техники свое развитие получило в XX веке. Это связано с тем, что современная техника может действовать автоматически, независимо от человека и противостоять человеку.

Гигантский рост технических действий и достижений привел к зависимости человека от сверхприродного. Категории, возникшие в рамках технической деятельности переносятся на другие сферы, в частности, социальная инженерия, культурная инженерия. Значение техники в жизни общества настолько возросло, что возникает понятие техногенной цивилизации.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.009 сек.)Пожаловаться на материал