Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика научной формы познания






Если обратиться к этимологии самого слова " наука", то в переводе с латинского, оно означает " знание". Однако не всякое знание является наукой; научное знание построено на принципах непротиворечивости, доказательности, проверяемости, оно составляет систему, которая рассматривает мир с позиции истинности. Современная наука - это такая сфера деятельности людей, специальной задачей которой является выработка знаний, проверка и доказательство их истинности, сопровождение практической деятельности человека с целью ее оптимизации.

Наука - это целенаправленный, осознанный способ познания мира, исходящий из возможности его понимания. Понимание - это такое овладение знанием, в результате которого оно может быть выражено через понятие. Создание понятий и их прояснение - одна из основных задач науки. Каждое понятие в науке должно быть определено, то есть выражено в кратком определении. Умение составить понятие и дать его определение, в котором выражены основные качества и характеристики исследуемого объекта, отличает ученого от художника или просто обывателя.

Предметом изучения науки являются явления окружающего мира. Наука выявляет законы развития реальности, формулирует их. Закон - это необходимые, устойчивые, существенные, повторяющиеся связи и отношения реальности. То есть закон - не есть нечто мистическое и существующее помимо реальности. Законы - это связи и отношения, существующие между предметами реальности, но связи не всякие, не случайные, не поверхностные, и более глубинные, обладающие четырьмя обязательными атрибутами: необходимость, устойчивость, существенность, повторяемость. Любой объект проявляется лишь через отношение к другому, противоположному объекту и не существует вне своих связей. Стало быть, любой объект так или иначе включается в систему связей и отношений, в которой проявляются законы. Чем более разнообразны связи объекта, тем больше он проявляет свой потенциал, развивается через отношения к другим объектам. В особенности это касается человека, чей потенциал никогда не существует в статике, - он может либо возрастать, развиваться, либо ограничиваться, сокращаться.

Главной особенностью науки является установка на познание, достижение истины. Фундаментальные науки часто ориентируются на достижение истины ради самой истины. Прикладные науки больше направлены на решение практических задач. Без фундаментальных исследований, ставящих целью выявление основополагающих законов и принципов развития реальности, прикладные науки заходят в тупик.

Другими особенностями научного знания являются: его рациональность, системность, интерсубъективность, понимаемая как общезначимость, общеобязательность, наличие специальных методов познания и специального языка понятий, категорий для максимально точного и непротиворечивого выражения полученных знаний. В современной науке существуют организации ученых, координирующие исследования, наличие необходимых материалов, технологий, средств фиксации информации.

Как уже было отмечено, познавать мир можно различным образом и нельзя приписывать задачи и возможности познания мира только науке. Можно отметить религиозное познание, использующее мистическую интуицию и уточняющее те или иные религиозные догмы; эстетическое познание, отражающее мир в духовных образах и выявляющее соответствие предметов эстетическим ценностям, идеалам гармонии и красоты; этическое познание как отражение мира в соответствии с нормами и законами морали и прочее. Наука, в отличие от данных форм, - это познание мира в понятиях, ставящее цель поиска истины. В искусстве, эстетике отсутствует в качестве обязательного императив необходимого осознания, общезначимости, понимания. Например, сюрреалист Сальвадор Дали подчеркивал, что он не знает, что именно он изображает, создает, - картина создается помимо сознания и осмысления. Осмысливает ученый, а художник только рисует; чтобы создавать гармонию, не обязательно знать понятие гармонии, но для создания научной теории необходимо знать и осознавать понятия. Наука отличается от искусства и других явлений культуры тем, что ее содержанием является объективная истина. Художественное творчество отличается от научного направленностью на выражение субъективного начала; в художественном произведении обязательно присутствует субъективное видение художника.

В общественной жизни наука играет существенную роль, которая возрастает с течением времени. Возможно выделить следующие функции науки в современном обществе:

- гносеологическая (познавательная);

- мировоззренческая;

- методологическая;

- систематизирующая;

- производственно-практическая;

- прогностическая.

Можно выделить и другие, менее значительные функции, например, объяснительная, описательная и т.д. В развитии науки могут появляться и новые функции, которые сейчас проявляются в неявном виде.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.