Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кереи (кереиты) и найманы (12в)






Улус состоял из найманов, кереитов и меркитов. Правитель – хан.

Главная ставка (орда) кереитов – Хатун-балык (на р. Орхон), южная – излучина р. Хуанхэ. Будущие правители и вожди воспитывались при ханском дворе кереитов (Чингис-хан). Толук - хан. В 1007г приняли христианство. В 12в – митрополия Кашгара и Навакета. В 1203г разорены Чингис-ханом, а найманы в 1204г. Было налажено делопроизводство.

В Западной Европе пресвитером Иоанном признавали хана кереитов Тогорил - хана (Ван - хана), но составители тестов думают, что это Чингиз-хан. Он привлекал на службу канглы.

Глава найманов Кучлук-хан одолел карахытаев. Государство найманов располагалось от Хангая до Тарбагатая. У найманов было 8 племен («найман» значит «восемь»). «Найманы занимали земли от Орхона до р. Иртыш, к востоку от них жили кереиты».

Уйгурский каганат (744г - 840г)

Возник на территории восточных тюрков («восточный туркестан»), которых разбили силы карлуков, уйгуров и басмылов в 744г. Енисейские киргизы вынудили их переселиться и ликвидировали их государство.

 

Культура древнетюркских государств

Жизнь эпохи:

Феодальное землевладение – на юге К. Оседлость, земледелие, города – на юге К. Города были самостоятельны (имели свои дружины, монеты), их главная функция – административная. Города Юго-Западного Семиречья выполняли торговую функцию. Планировка городов (городищ) – округлая. Широкое распространение торговли города и его округой. В северо-восточном Семиречье (Илийская долина) – новый район городской культуры (12→ 70 городов, в 25 раз население). В 9в - 12в проживало в Испиджабе – 40т, Отраре – 16т, Тараз, Баласагун, Каялык – по 10т, но больше всего городов с 1 – 3т человек. Основное население – тюркское, об этом говорят тюркские названия городов. Важную роль в распространении городской культуры в Юго – Западном Семиречье играли согдийцы. Развитие городской культуры в 13в было прервано монгольским нашествием. Главный потребитель продукции – ремесленно–торговое население. О развитии ремесла можно говорить по археологическим находкам. Ярмарки развивались в пограничных с кочевым миром городах (Сауран, Янгикент, Каялык). Больше всего – кузнецов, потом – медников (часто они ювелиры). Культурное единство от Хорасана (Юж. Туркмения) до Семиречья. Появляются стремена, новые типы наконечников, сабли. Широко распространяются боевые пояса, украшенные металлическими накладками. Во многих могилах человек вместе с боевым конем. Этноним «тюрк» представляется седоком, сросшимся с конем – кентавром. Из оружия в погребениях чаще всего находят стрелы.

Письменность и язык:

Первые тюркские надписи – р. Орхон (Монголия), в Казахстане – р. Талас.

В 6в – 10в – согдийское письмо (рунического типа), 9в - 12в – арабский язык и письмо.

Самые известные памятники рунической письменности, древнейшие памятники древнетюрксой письменности – надписи в честь Бильге-кагана и Кюль-Тегина (блестящие образцы политической прозы, традиции ораторского искусства, единый литературный язык, богатырские деяния). Монгольские стелы – памятники письменности. Памятники письменности в К – надмогильники Таласа, надписи монет, бытовых предметов. Впервые о письменности тюрков говорит Менандр Протектор («скифское письмо»). Древнетюркский рунический алфавит на основе согдийского. О самостоятельной письменности тюрков в 6в говорят китайские источники.

Искусство:

Каменные изваяния балбалы, могильники, одиночные погребения обязаны своему появлению тюркам. Балбалы - каменные бабы изображали бородатых мужчин с сосудами, олицетворяли знать могилы, лицом к востоку, при исламе перестают делать. Из керамики выделяются горшки (зеленые и коричневые). Орнаменты: геометрические, буквенные, растительные, зооморфные. Искусства стран Шелкового пути «взаимовлияли». Тюркского правителя философы называют «царем хищных зверей». Общественное сознание и политические концепции 11в отражены в книге Баласагуни «Кутадгу билик» - «Наука, приносящая счастье» (первый памятник светской литературы). 10в - 12в – складывается Северо-Туркестанская архитектурная школа («традиции степного искусства»).

Мавзолей Кара-хана – памятник караханидского зодчества (вообще мавзолеи – памятники архитектуры 10в - 12в). Показатель высокого уровня архитектуры 11в - кубический мавзолей Бабаджа-хатун в Таразе (раннее мусульманское мемориальное сооружение). Мавзолеи Айша – биби (11в - 12в, Тараз,), Сырлытам (12в, Сырдарья). Дворцы Кедера и Джамуката (монументальные постройки 7в - 9в).

Великий Шелковый путь:

Пушнина, лен, просо и мед шли по Шелковому пути из Руси. Золотые византийские солиды на Шелковом пути играли роль международной валюты. В 6в - 7в наиболее оживленный отрезок Шелкового пути – из Китая на запад через Семиречье. Кашмир, индиго, экзотические животные шли по Шелковому пути из Индии. Значение Шелкового пути: взаимодействие культур, рост городов, развитие внешних связей, развитие торговли. Шелк ценился на вес золота. Участок в К начинался в Газгирде. О международной торговле говорит серебряный клад из Отрара.

Города (как их шифруют в тестах):

  • Тараз (Талас, современный Жамбыл) – «город купцов»; «обратили главную церковь в мечеть»; «место торговли мусульман с тюрками»; самый богатый город карлуков и караханидов; византийское посольство Юстиниана; «город славных и благословенных тюрков-чаруков»; бронзовый медальон с манихейским богом; важнейший центр транзитной торговли
  • Испиджаб – «источник ископаемых для торговцев всего мира»; крупнейшее население в 9в -12в; в 13в стал называться Сайрам; крупный торговый на Ш пути; «город на Белой реке»; тимы
  • Кулан – «приятный городок на границе страны тюрок и Мавераннахра»
  • Эквиус (Икиогуз) – Рубрук писал о купеческой колонии иранцев
  • Отрар (Фараб)– «место стечения купцов»; в 812г захвачен арабами; баня из 10 помещений; крупный город в 10в – 12в; обнаружены очаги-алтари (маздеизм); памятник городской архитектуры 15в; центр города - хисар
  • Суяб (Акбешиме) – «в нем смешанно живут торговцы из разных стран, а половину города составляют купцы»; крупнейший город Семиречья
  • Кедер – главный город Фараба (Отрарский оазис); «место стечения купцов из разных стран»
  • Янгикент – колония хорезмийских купцов, крупный торговый центр
  • Навакет – крупный город Семиречья; резиденция каганов; город согдийцев; «Новгород»
  • Каялык – ставка карлукских племен северо-востока Илийской долины; «христианское селение»

Кипчаки: Дженд, Сыгнак, Барчкент

Карлуки: Тараз, Каялык (центр владений), Юго-Западное Семиречье

Огузы: Каратау, Средняя и Нижняя Сырдарья

Кимаки: Побережье Алаколь и по Иртышу (пишет Ал-Идриси)

Хозяйство, быт:

В 9в - 12в распространена поливная посуда с подглазурной росписью и гравировкой. Стекло – 10в. Земли, водное хозяйство вместе с налогами получило мусульманское духовенство. Бани отапливались жаропроводящими каналами. Бани (Тараз, Отрар, Баласагун) и водопроводы – в коммунальном хозяйстве. На реке Талас добывали серебро (везли через Тараз). Главный центр производства серебряных изделий – Семиречье. Новые анфиладные типы жилищ (помещения в ряд, 11в, юг К).

Деньги:

Важную роль в международной торговле играли монеты разных стран. На монетах Отрара (медных и бронзовых) изображен лев и лук с квадратом (8в). С 8в по 10в в К были в обращении тюргешские монеты. На рынке 9в -11в - бухархудатские «черные дирхемы»: Мусеяби – самые высокопробные, Мухаммеди – низкопробное серебро, Гитрифи – медь (дольше всего), они отличались составом и курсом. Золотые динары вошли в обращение при караханидах. «Серебряный кризис» 11в - 12в - медные дирхемы с серебром лишь на поверхности (истощение запасов). В Испиджабе и Таразе 11в чеканились серебряные дирхемы. Медные фельсы найденные в Отраре – монеты саманидских и караханидских правителей, выполняли мелкие разменные функции. Итак, фельсы – медь, дирхемы – серебро, динары – золото. Монеты чеканили: Испиджаб, Отрар, Будухкет, Тараз.

Люди:

  • Абу Райхан Бируни – макет земного шара, координаты городов, гелиоцентрическая система мира, книга «Хронология древних народов»
  • Аль-Фараби (870г - 950г)– второй учитель мира (после Аристотеля), философ, энциклопедист. Трактат «Возникновение наук». Практические науки: этика и политика, теоретические: логика, естествознание, математика. Родился в Весидже (округ Фараб), учился в Бухаре и Багдаде. Писал на арабском языке.
  • Ахмед Яссауи (12в) – мыслитель, поэт, проповедник, отрешившийся от мирской жизни и проживший в подземной келье другие 63 года жизни, основал суфизм, повлиял на распространение ислама. Труд «Диван и Хикмет» - «Книга премудрости» (этические нормы, исследование языков, этнографические исследования, социально – бытовые сведения). Поэзия духовного направления. Его учитель – Арыстанбаба. Мавзолей в Туркестане где он жил. Бекыргани – его ученик.
  • Кашгари (11в)– Труд «Диван-лугат ат-тюрк» - «Словарь тюркских наречий» (1074г) – языкознание и вооще энциклопедия тюркоязычных народов. Изучал язык и обычаи 11в.

Религия:

Религия раннего средневековья: язычество (Тенгрианство - поклонение Тенгри (Небо); Умай-ана – женское божество - покровительница очага и детей; Йер-Су (Земля-Вода)). «Бир Тенгри» - «Един Господь». Войны, каганы – все было по воле Неба. Культ священных гор. Культ огня. Камнем «джада» (нефрит) вызывали дождь.

В 9в – 11в получили признание мировые религии. Они были на юге К и Семиречье, так как там шла активная торговля и была оседлость. Буддизм начал распространяться по Шелковому пути из Индии с 1в\д (тюрки испытывали сильное влияние с 6в\н). Около г. Испиджаб обнаружен подземный буддийский монастырь (7в\н). Буддийские храмы в Суябе и Навакете. Зороастризм – религия древнего Ирана – почитание 4 стихий (6в\д) – занесена согдийцами в 6в\н (оссуарии – глиняные ящики захоронений). Памятники зороастризма 7в\н обнаружены в сырдарьинских городах. Манихейство – синтез зороастризма и христианства, возник в 3в\н в Иране. В начале 8в глава манихеев имел резиденцию в Самарканде. В сочинении манихеев упоминается Тараз и еще 4 города (Баласагун, Чигильбалык). Буддизм, манихейство в Центральной Азии распространили согдийцы. Буддизм и христианство в 7в\н были распространены в южном К и Семиречье. Христианство (несторианского толка - первая половина 5в) шло из Сирии, Ирана через Шелковый путь (т.е. через Среднюю Азию) через сирийцев и согдийцев (7в - 8в). Христианский эфесский собор (собрание) положил начало гонению несторианства (431г). Азиатский центр - Мерв. В К церкви были сначала в Таразе и Мирки, христиане жили на Сырадарье. Вильгельм Рубрук пишет о христианах Илийской долины со своей церковью в Каялыке. Ислам: 571г – родился пророк Мухаммед. В конце 9в - 10в началась исламизация. Исламские мечети (самые ранние в Кедере и Кульшубе) и мавзолеи начинают строиться в 10в -13в. Наиболее ранняя группа мусульманских мавзолеев – в Буранинском городище (Буланин). Наиболее ранние мусульманские некрополи (могильники) 10в в Отрарском оазисе. В широкие слои населения ислам проникает в 12в. Вытесняет остальные религии. В медресе учебники Яссауи и Бекыргани. Арыстанбаба – главный мусульманский святой для казахов. Погребение: в ямах, склепах, головой на северо-запад, лицом на юг.

История:

Сюань-Цзянь – буддийский паломник 8в, который шел по Шелковому пути из Китая в Индию через Тюркский каганат, оставил ценные сведения. Сирийские изделия найдены на Сырдарье. Заслуга историографии К в отрицании губительной роли кочевников в истории. Коркут – знаменитый жырау, композитор. Священные горы Урун-Ардж – «горы Цзедань» - «здесь каган производит утверждение владетелей». Тюркоязычные племена принимают этноним «кипчак».

9в – 12в: Рост городов за счет рабадов, рост товарно-денежных отношений вместо товарного обмена.

11в - 12в: Расцвет городской культуры, возникают цеховые организации ремесленников, мастерские.

В 10в рост городов шел также за счет оседания кочевников.

Определения:

Цитадель – «центральное место в структуре города» Хисар – «центральная часть города, обнесенная стенами» Тамга – знак рода; ставили на монетах Исмаили – высокопробные серебряные дирхемы Саманидов. Рабад – часть города где жили бедняки Медресе – мусульманская школа Тим – караван-сарай (торговый двор), где торгуют тканями Кыстак – жилища оседлых поселян Шахристан – часть средневекового города, где проживала знать Дехканин – богатый землевладелец Баксы – шаманы

Суфизм – течение в исламе, проповедующее смирение, аскетизм. Кайраки – несторианские надгробные камни (выдающиеся произведения религиозного искусства) Левират (аменгерство) – традиция выхода замуж вдовы за ближайшего родственника. Вилайет – страна, область, провинция Глазурь – покрытие глины стекловидной массой (полива) Майолика – керамика из цветной глины с непрозрачной глазурью Миссионеры – лица, занимающиеся распространением религии

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.