Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка рекомендаций по






9.1 психологическим терапиям (арт-терапия, сказка-терапия, цвето-терапия, драма-терапия, песочная терапия и др.);

9.2 коррекции определённых качеств личности;

9.3 развитию конкретных психических процессов и умений личности.

9. Основные психодиагностические ситуации и действия психолога по получению информации в этих ситуациях. Схема получения психодиагностиче-ских данных. Общие методологические основы психодиагностики 3 принципа, которые использует и современный диагност:

1. Целостный подход к изучению человека – внешний вид, личностные свойства, проф. стсоавляющие, и т.д.

2. Создание экстремальных ситуаций.

3. Тестирование имело соц. направленность и никогда не носило развлекательного характера.

Для понимания средств и способов получения психологической информации необходимо различать задачи клиента и задачи психолога в ситуации психодиагностической работы.

Клиент строит свое взаимодействие с психологом-диагностом в зависимости от того, какой для него пред­ставляется эта ситуация: ситуация экспертизы или ситуация психологической помощи.

Естественно, что ситуация экспертизы, в которой клиент может оказаться и не по своей воле (например, ситуация судебно-психологической экспертизы), перестраивает все задачи взаимодействия клиента (подэкспертного) и психодиагноста по типу социальных задач. Другими словами, клиент в ситуации экспертизы предельно ориентирован на осознанное соблюдение социально одобренных форм поведения, то есть стремится действовать правильно.

В ситуации оказания психологической помощи взаимодействие клиента и психодиагноста строится совсем по-другому. Если психодиагност имеет дело с клиентом, который уже начал формулировать свою психологическую задачу (а именно здесь и начинается реальное оказание психологической помощи), то он встретится с удивительным к себе отношением клиен­та — открытостью, направленностью на сотрудниче­ство. Клиент готов выполнять все инструкции, он вно­сит в них свое, уточняя, переспрашивает, просит еще и еще заданий. Эта ситуация резко повышает требова­ния к личностным качествам психодиагноста, к его умению не смешивать профессиональную работу и личные отношения с клиентами.

Для психодиагноста появляется необходимость четко рефлексировать свои задачи взаимодействия с клиентом — это одна из особенностей ситуации про­фессиональной работы с клиентом для психодиагноста-практика.

Вот эти две принципиально разные ситуации с точки зрения клиента и психодиагноста, в которых психологу приходится решать свои профессиональные задачи, главную из них — получение достоверной психологической информации.

Схема получения психодиагностических данных

С точки зрения клиента С точки зрения психолога
1 Оценка ситуации как экспертной или ситуации психологической помощи 1. Принятие заказа. Определение задач взаимодействия с клиентом
2. Реальное поведение в ситуации обследования. 2. Классификация симптомов поведения; выработка гипотез.
3. Участие в клинической беседе. 3. Уточнение гипотез в ходе клинической беседы.
4. Работа с методиками. 4. Проведение обследования с помощью психодиагностических методик.
5. Получение результатов. 5. Обработка результатов; обобщение результатов.
6. Восприятие и использование результатов. 6. Обсуждение результатов психодиаг­ностики с коллегами.

10. Интерпретация психодиагностических данных: количественная и качественная. Виды интерпретации.Сочетание количеств и качественного подходов принципиально важно, при этом на первом плане должна быть их качественная характеристика. Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления, психолог должен уметь сочетать результаты наблюдения и свои собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения объективных методик. Качественная интерпретация –найти самое вероятное личностное значение определенного симптома или действия, поступка,). основана на множественной детерминации психич явлений и многозначности каждого психодиагностич результата. В связи с этим ее точность и адекватность зависят, с 1 стороны, от ситуационной обусловленн и личностными знаниями, а с другой – от возможности модификации значений диагностических данных в зависимости от контекста и констелляции остальных данных. Количественная интерпретация -перевода суммы баллов) в взвешенные баллы, что происходит по определенн правилам.Эффективное использование всех количественных данных теста предполагает знание свойств нормы и значений вероятной погрешности. количе подход к результатам теста подразумевает использование формы профиля, вычисление коэффициентов сходства и различия между профилями и т.д.

11. Требования, предъявляемые к психодиагностическому заключению. Основные нормы взаимодействия с клиентом по поводу информации Психологическое заключение должно ϲ ᴏ ᴏ ᴛ ʙ ᴇ ᴛ ϲ ᴛ ʙ овать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации.должно вытекать из целей диагностики.В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком. должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы.важно указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как: состояние респондента; характер контакта испытуемого с психологом; нестандартные условия тестирования; Одним из главных моментов передачи психодиагностической информации является ее безоценочность. Для этого психолог проводит предварительную беседу с клиентом, в ходе которой он старается показать ему различие задачи социальной или этической и задачи психологической, которую решает психодиагност.

Итак, основные нормы взаимодействия с клиентом по поводу психологической информации: - сообщать информацию, а не оценивать ее; - сообщать в адекватной форме, получать обратную связь о степени ее понимания клиентом.Письменное (или устное) заключение является конечным этапом психодиагностики.

12. Методология, метод, методика - особенности взаимосвязи. Требования к выбору психодиагностического инструментария. Психодиагностика –– область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуальных особенностей личности (Л.Ф. Бурлачук).

Метод — широкий класс методик, обладающих родством основного приема или теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик. Методика — конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве) у конкретного контингента испытуемых (в определенном классе ситуаций) для решения определенных задач.Каждая наука, в том числе и педагогическая психология, для того чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает.- методология и теория.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.