Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивация как функция менеджмента. Содержательные и процессуальные теории мотивации.






Мотивация — побуждение, создание заинтересованности, формирование мотивов по эффективному труду и качеству работ с помощью материальных и моральных стимулов. Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей орг-ции. Материальные стимулы: зарплата, бонусы и премии, участие в прибылях, доп. вы­платы Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ. Теории мотивации можно разделить на 2 категории: содержательные и процессуальные. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ основываются на определении перечня и структуры потребностей, которые заставляют лю­дей действовать так, а не иначе (Маслоу, МакКлелланд, Герцберг). Упрощенная модель мотивации через потребности: потребность - побуждения (имеют определенную направленность) - поведение (действие) - цель - результат удовлетворения потребности - потребность. Согласно теории Маслоу 5 основных типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, уважения и признания, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая определяет поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены потребности нижних. МакКлелланд дополнил эту струк­туру, введя понятия потребностей власти, успеха и причастности. Герцбер г же пришел к заключению, что факторы, действующие в процессе работы, влия­ют на удовлетворение потребностей. По его мнению, для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие таких факторов, как ощущение успеха, про­движение но службе, признание со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ основываются на том, как люди ведут себя с учетом их восприятия и познания, как человек распределяет усилия для достижения различ. целей и выбирает конкретный вид поведения: теория ожидания, теория справедливости и модель Портера-Лоулера Теория ожиданий основывается на предположении, что человек направляет свои уси­лия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большой вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей. Мотивация явл-ся функцией фактора ожидания «затраты-результат-вознаграждение». Наиболее эффективная мотивация достигается, когда люди верят, что их усилия обяза­тельно позволят им достичь цели и приведут к получ-ю вознагражд-я. В рамках теории справедливости предполагается, что люди подвергают субъективной оценке отношение вознаграждения к затраченным усилиям и сравнивают его с тем, что получили другие работники за аналогичную работу. Несправедливое по их оценкам вознаграждение приводит к возникновению психол. напряжения. Если чел-к считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Модель Портера-Лоудера представляет собой совокупность теории ожидания и справедливости, в соответствии с которой достигнутые результаты зависят от приложенных усилий, его способностей и особенностей, осознания своей роли. В свою очередь, уровень приложенных усилий будет определяться ценностью предполагаемого вознаграждения, а полученное удовлетворение – фактически полученным вознаграждением.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.