Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отечественная история с древнейших времен до начала XX века. 6 страница






Часть исследователей основную причину распада индоевропейского единства связывают с начавшейся социальной и имущественной дифференциацией. Говоря о причинах распада индоевропейской общности, академик Б.А. Рыбаков писал: «На рубеже IV-III тысячелетий до н.э. в северной половине Европы (от Рейна до Днепра) усилилось скотоводческое пастушеское хозяйство, быстро возникает имущественное и социальное неравенство. Крупный рогатый скот становится символом богатства (в старом русском языке «скотница» - казна), а легкость отчуждения стад ведет к войнам и неравенству племен и вождей, тем самым нарушается первобытное равенство. Начавшаяся повсеместно борьба за стада и пастбища привела к широчайшему расселению пастушеских племен не только по Центральной, но и по Восточной Европе вплоть до Средней Волги. Расселение велось отдельными, самостоятельно действующими племенами».

Согласно еще одной точке зрения, распад индоевропейского единства был обусловлен переходом в период бронзового века к металлическим орудиям труда и к оружию. Овладение металлическими орудиями труда и оружием обусловило быстрое развитие индоевропейских племен. Они начали обособляться друг от друга и говорить на индоевропейских диалектах. Славяне, как считают большинство историков, обособились из славянской общности в середине II тыс. до н.э.

Первые письменные источники о славянах. Из письменных источников о предках нынешних славянских народов известно давно. Как предполагает часть исследователей, первые письменные свидетельства о славянах, как большой группе племен, содержались у известного историка древности Геродота, путешествовавшего в V в. до н.э. по Северному Причерноморью. Возможно, что именно о предках славян говорит Геродот, когда описывает земледельческие племена среднего Поднепровья. Он называет их «сколотами» или «борисфенитами» (Борисфен – название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия. Он отмечал, что сколоты занимались земледелием и экспортировали хлеб через греческий порт Ольвия, расположенный на Черном море. Латышско-литовские племена, жившие в глухих лесах, которые отдельные исследователи причисляют к северным племенам восточных славян, Геродот называл неврами. По его словам, невры стояли по своему развитию на более низком уровне, чем сколоты.

Античные (I-II вв.) авторы упоминали славян под именем венеды. Наиболее ранние известия о славянах под именем венедов, или венетов, встречаются в конце I-II вв. н.э. Они принадлежали римским и греческим писателям: Гаю Плинию Секунде Старшему (24-79 гг.) – римскому писателю, ученому и государственному деятелю; Публию Корнелию Тациту – римскому писателю-историку (около 58 - после 117 гг.) и Птолемею Клавдию (100-147 гг.) – древнегреческому астроному, математику, географу, создателю геоцентрической системы мира.

Обычно первым упоминанием славян в письменных источниках считается текст 37-томной «Естественной истории» Плиния Старшего. В истории Плиния говорилось о некоем племени венедов, обитающем рядом с сарматами, скифами и гиррами. Римский ученый сообщал, что венеды жили к юго-востоку от Вислы. Известный римлянин писал: «Некоторые писатели передают, что она (Эрингия - мифический остров или полуостров, который комментаторы отождествляют с Висло-Одерским междуречьем – А.Б.) населена вплоть до реки Вистулы (Вислы – А.Б.) сарматами, венедами, скифами и гиррами…».

Впервые мысль о том, что в данном случае речь идет о славянах, высказал В. Суровецкий (1824 г.). Сопоставив данные Плиния со сведениями готского историка VI в. Иордана, который прямо относил венедов к славянам, и названиями славян в финских и германских языках, он посчитал венедов Плиния древнейшим упоминанием славян. Никакой аргументации, кроме фонетической близости этнонимов, В. Суровецкий не предложил. Тем не менее, его точку зрения приняли такие авторитетные ученые, как П. Шафарик и Л. Нидерле, и вскоре она стала весьма популярной в кругах славистов.

Однако далеко не все исследователи разделяли и разделяют точку зрения античных авторов, согласно которой венеды

– древнейшие славяне. Первым кто усомнился в тождестве венедов Плиния и древнейших славян был А.А. Шахматов.

Против отождествления славян и венедов выступают и современные исследователи. По мнению Ф.В. Шелова- Коведяева венеды упомянуты Плинием в контексте архаичных, неясных и полусказочных представлений. Их окружали племена, существование которых в бассейне Вислы весьма сомнительно. Исследователь пишет: «Характерно, что Плиний поместил упоминание венедов в полусказочный контекст: он понимал, что венеды побережья Северного Океана - один из элементов древних легендарных представлений, а не живой, современной ему реальности. Прочных оснований для отождествления их со славянами текст Плиния не дает».

Историк И. Н. Данилевский также согласен с утверждением, что никаких серьезных оснований для отождествления славян и венедов «Естественная история» не содержит. По его мнению, само присутствие этнонима венеды в «Естественной истории» не может, судя по-всему, рассматриваться в качестве бесспорного доказательства их реального обитания в Повисленье в середине I в. н.э.

Кроме Плиния Старшего об этом древнем народе писали и другие античные авторы. О венедах, которые вместе с племенами певкинов и феннов, жили восточнее германцев и западнее сарматских племен, сообщал в конце I в. н.э. римский писатель-историк Корнелий Тацит. Но он связывал венедов либо с германцами, либо с сарматами. «Я колеблюсь, - отмечал Тацит в своем труде «О происхождении германцев и местоположении Германии», - причислить ли народы певкинов, венедов и феннов к германцам или сарматам. Впрочем, певкины, которых некоторые называют бастарнами, в отношении речи, образа жизни, мест обитания и жилищ ведут себя как германцы. Все они живут в грязи, а знать в бездействии. Смешанными браками они обезображивают себя, почти как сарматы. Венеды многое усвоили из их нравов, ведь они обходят разбойничьими шайками все леса и горы между певкинами и феннами. Однако они скорее должны быть отнесены к германцам, поскольку и дома строят, и носят (большие) щиты, и имеют преимущество в тренированности и быстрое пехоты - это все отличает их от сарматов, живучих в повозке и на коне». При этом Тацит отмечал воинственность и жестокость венедов, которые, например, уничтожали пленных.

К сарматам причислял венедов Клавдий Птоломей, который писал: «Сарматию занимают очень большие племена: венеды вдоль Венедского залива (Балтийское море – А.Б.): над Дакией господствуют певкины и бастарны; на всей территорию прилегающей к Меотийскому озеру, языги и роксоланы…».

Скорее всего, этот этноним – венеды, обозначал у разных авторов в разное время и разные народы. К сожалению, перечисленные авторы, за исключением Тацита, ограничиваются лишь упоминанием об этих племенах, ничего не сообщая об их образе жизни.

Небезынтересно отметить, что другие античные писатели начала н.э. (Цезарь, Страбон, Помпелла Мела и др.) связывали венедов с кельтскими или германскими племенами. Как бы то ни было, но об одном можно говорить с полной уверенностью: у авторов наиболее ранних источников, упоминавших венедов или венетов, этот этноним ассоциировался с северными окраинами классического мира.

Большинство современных исследователей, следуя за античными авторами, отождествляют венедов с древнейшими славянскими племенами, причем с их западной ветвью. Небезынтересно отметить, что для обозначения славян немцы еще в средние века использовали названия «wenden» и «wInden», а финны и в настоящее время именуют русских «venaja».

В середине VI в. в сочинениях древних авторов появляются новые имена: «склавины» и «анты». Склавины и анты упоминались в книгах готского историка VI в. Иордана «О происхождении и деяниях готов» (551 г.) и Прокопия Кессарийского «Война с готами» (555 г.). Современные исследователи склонны считать склавинов южными, а антов – восточными славянами. Что же известно из истории тех, кого принято считать предками восточных славян?

Анты – предки восточных славян. Мощный союз племен антов сложился в бассейнах Днепра и Днестра во II-V вв. н. э. Анты знали пашенное земледелие, оседлое скотоводство, ремесло, добычу и обработку железа, высокоразвитое гончарное производство, ювелирное ремесло, обработку камня, кости, ткачество и т.д. У антов существовала внутренняя и внешняя торговля, в частности, с Римом, что свидетельствовало о наличии у них развитого ремесла. Возникло денежное обращение для которого могли быть использованы серебряные римские монеты.

Для антского общества была характерна сельская община. Археологам известны остатки обширных поселений антов, состоявших из ряда отдельных хозяйств, ремесленных мастерских. Имущественное расслоение у антов прослеживается по многочисленным кладам монет и драгоценных вещей. Большого развития достигло рабовладение. Византийские историки писали о многих десятках тысяч военнопленных, захватывавшихся антами с целью превращения их в рабов, но форма рабской зависимости у антов была мягче, чем в Византии.

В III-IV вв. у антов складывается государство. В письменных источниках упоминаются политические деятели антов: цари – Бож, Ардагаст, Пирагаст; вельможи – Идарий, Келагаст; полководцы – Хильбудий, Доброгаст; дипломат Межамир и др. Полагают, что имя Божа было известно автору «Слова о полку Игореве», вспоминавшему «время Бусово». Анты имели сильную военную организацию. В IV в. они вели упорную борьбу с готской державой Германариха. О войне остготов с антами в IV – начале V вв. упоминал Иордан. В своем известном сочинении «О происхождении и деяниях готов» известный историк упоминал о войне остготов с антами в IV – начале V вв. В 385 г. готский король Винитар (Витимир) стремился подчинить антов своей власти, но потерпел поражение. Позже ему удалось захватить в плен Божа и казнить его вместе с сыновьями и 70 вельможами. Иордан писал: «Про них известно, что по смерти короля их Германариха они, от­деленные от везеготов и подчиненные власти гуннов, остались в той же стране, причем Амал Винитарий удержал все знаки своего господствования. Подражая доблести деда своего Вультульфа, он, хотя и был ниже Германариха по счастью и удачам, с горечью переносил подчинение гуннам. Понемногу освобождаясь из-под их власти и пробуя проявить свою силу, он двинул войско в пределы антов и, когда вступил туда, в первом сражении был побежден, но в дальней­шем стал действовать решительнее и распял короля их Божа с сыновьями его и с семьюдесятью старейшинами для устрашения, чтобы трупы распятых удвоили страх покоренных. Но с такой свободой повелевал он едва в течение одного года: (этого положения) не потерпел Баламбер, король гуннов; он призвал к себе Гезимунда, сына великого Гуннимунда, который, помня о своей клятве и верности, подчинялся гуннам со значительной частью готов и, возобновив с ним союз, повел войско на Винитария. Долго они бились; в первом и во втором сражениях победил Винитарий. Едва ли кто в силах припомнить побоище, подобное тому, которое устроил Винитарий в войске гуннов! Но в третьем сраже­нии, когда оба (противника) приблизились один к другому, Баламбер, подкрав­шись к реке Эрак, пустил стрелу и, ранив Винитария в голову, убил его; затем он взял себе в жены племянницу его Вадамерку и с тех пор властвовал в мире над всем покоренным племенем готов, но, однако, так, что готским племенем всегда управлял его собственный царек, хотя и (соответственно) решению гун­нов».

На рубеже V-VI вв. анты совместно со склавинами вступили в борьбу с Византийской империей и начинают фактическую колонизацию византийских владений. Эта борьба была частью общего сражения европейских племен с рабовладельческими государствами Средиземноморья и Причерноморья, что являлось одним из признаков кризиса рабовладельческого строя. Вначале она носило характер набегов для захвата пленных и добычи, но уже во время войны 550-551 гг. часть антов и склавинов осталась на Балканах. С этого времени быстро развивается славянская колонизация Балкан. Борьба славян с Византией продолжалась в течение 100 лет и закончилась тем, что в VII в. славяне почти целиком заселили Балканский полуостров.

Великое переселение народов. Особая страница в истории славянского массива была связана с Великим переселением народов. Великое переселение народов – условное название совокупности этнических перемещений, происходивших в Европе в IV-VII вв. в Римскую империю и в ее пределах, хотя часть исследователей ведут отсчет начала этого интенсивного миграционного процесса с III в. Непосредственным толчком Великого переселения народов послужило передвижение на запад гуннов во главе с Аттилой, которые, выступив с Приуралья в 370 г., переправились через Волгу и затем вместе с покоренными ими аланами обрушились на готов в Северном Причерноморье.

Гунны – союз кочевых племен, сложившийся на основе древних центрально-азиатских племен народа хунну (сюнну) в первых веках н. э. Воинственные гунны были выходцами из монгольских степей. Оттуда они откочевали через Забайкалье в Западную Сибирь. Здесь они вошли в военно-дипломатический союз с вогулами (манси). Затем они перекочевали в Приуралье и вобрали в себя автохтонов, в том числе угров и сарматов. В 370 г. гунны перешли Дон. В 70-х гг. IV в., сломив сопротивление алан, гунны ворвались в Северное Причерноморье и разгромили готский союз Германариха. Часть готов бежала на запад, другая – подчинилась гуннам. Бежавшие на запад привели в движение и другие германские племена, граничившие с Римской империей.

В византийских источниках гунны представлены «племенем, превосходящим всякую меру дикости, не знающим огня и хлебопашества». Имя гуннов впоследствии надолго сохранилось как синоним варварства, необузданной воинственности и жестокости. Провоевав в Европе около 80 лет, гуннский племенной союз распался. В 454 г. гунны были разбиты гепидами. Одна часть племен, оставшись на Дунае и в Причерноморье, постепенно была ассимилирована их соседями. Другая часть ушла обратно на восток, где также «потерялась» в круговороте этнических и политических перемен.

В советской историографии 20-30 гг. Великое переселение народов фактически приравнивалось к движению германских племен и ничего не говорилось о роли славян, тюркских племен, арабов. Это заведомо ограничивало вскрытие масштабов исторического действия и не давало ответа на вопрос о значении Великого переселения народов для истории нашей страны.

В V-VI в. в мировой миграционный процесс включились славяне. Расселение славян про­исходило в VI-VIII вв. по трем основным направлениям: на юг – на Балканский полуостров: на запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север – по Восточно-Европейской равнине. Таким образом, в эпоху Великого переселения народов единый славянский массив распался на три ветви: южных, западных и восточных славян. На их основе в последующем сформировались народы: болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы - из южных славян; чехи, поляки, словаки - из западных славян; русские, украинцы и белорусы - из восточных славян. Обособление из единой славянской общности ветви восточного славянства относится к VI в.

Первые восточнославянские объединения и их расселение. В каком направлении продвигались предки восточных славян после распада некогда единого славянского массива – еще одна загадка истории, которая порождает различные гипотезы, научные споры и дискуссии. Изложение научных взглядов по данному вопросу заняло бы ни одну страницу. В самом общем виде взгляды дискутирующих сводятся к следующим утверждениям: 1) предки восточных славян первоначально проживали в бассейнах Эльбы, Вислы и Одера, и отсюда началось их расселение по двум направлениям – на север, в район будущего Новгорода и в Прикарпатье, откуда они проникли в Приднепровье; 2) первоначальная прародина восточных славян – Карпаты, откуда продолжилось их дальнейшее расселение; 3) восточные славяне – автохтоны, они ниоткуда не приходили, а жили на своих территориях издавна.

К VII-VIII вв. н.э. восточнославянские племена расселились по огромной, покрытой лесами и болотами территории по Днепру и его притокам, достигли Западной Двины, Чудского озера, реки Ловати, озера Ильмень, Волхова и Невы, дошли до Белого озера и рек Волги, Москвы и Оки.

Отечественные историки отмечают сложность процесса формирования исторических общностей славян, в т.ч. восточных. Общеизвестно, что они первоначально проживали родовыми общинами, на смену, которой пришла территориальная или соседская община. Территориальная община сменилась объединением более высоко порядка – племенем, характерными признаками которого были: общность территории проживания и языка, племенное самоназвание и самосознание, общеплеменные органы управления и др. Каждое отдельное племя в свою очередь делилось на множество родов. Мелкие древнейшие племена затем объединялись в более крупные племена – племенные союзы или «союзы союзов». Речь о политических и военных союзах, включавших в себя до ста и более мелких племен и называвшихся по имени одного из них, самого сильного и многочисленного историки считают, что восточнославянские союзы племен были зародышевой формой государства, иногда их даже именуют протогосударствами.

Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием (VI в.). Летопись рассказывает, что в конце V в. полянский князь Кий, его братья Щек и Хорив, сестра Лыбедь основали на Днепре город Киев, ставший центром союза племен полян. По имени Кия был назван основанный братьями город.

К моменту образования государства у восточных славян насчитывалось примерно полтора десятка. племенных союзов. Древляне занимали правый лесистый берег Днепра и земли южнее Припяти до реки Случь, т. е. в бассейнах рек Горынь, Припять, Днепр. По сообщению летописца, древляне «живут зверинским образом», убивают друг друга, едят «все нечистое» и браков у них нет, но «умыкают девиц у воды».

Поляне размещались, примерно, в районе современных Киевской и Черкасской областей. Поляне встречаются не только на берегу Днепра, но и в Моравии, в Болгарии и в верховьях Вислы. Предположительно, их самоназвание происходит от слова исполин (из полян), то есть из гигантов. Летопись сообщает: «Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее - что дают».

Северяне проживали между Днестром и Бугом. Тиверцы располагались между Днестром и Прутом. Хорваты – в современной Галичине. Волыняне (дулебы, бужане) размещались к западу от реки Случь, в верховьях Западного Буга.О них летописец рассказывал, что их «примучили» кочевники обры (авары). Сулычане жили вдоль реки Сулы.

Считается, что предками украинского народа являются древляне, поляне, северяне, тиверцы, хорваты, сулычане и волыняне.

Вятичи жили в бассейне верхней Оки, а на юго-западе от них – радимичи (на среднем Днепре и Соже). В польских летописях приводится легенда о происхождении радимичей и вятичей от западнославянского племени ляхов, часть которых под давлением аваров в VI-VII вв. передвинулась на восток. Во главе переселенцев были два брата: Радим и Вятко. Радим осел в бассейне Сожи, а Вятко – в бассейне Оки. Радимичи, вятичи и северяне, как сообщает «Повесть временных лет», имели общий обычай: жили в лесу, подобно зверям, ели «все нечистое» и срамословили при отцах и снохах. У них также не бывало браков, а устраивались игрища между селами с плясками и песнями; и здесь «умыкали» себе жен по сговору с ними; имели по две и по три жены. Если кто-нибудь из них умирал, то устраивали «тризну» (торжественное прощание с покойником в виде военного состязания, игры или битвы), а затем делали большую колоду из дров и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали. А после, собрав кости, вкладывали их в небольшой глиняный сосуд и ставили на столбах при дорогах.

В Полесье прожили дреговичи (от «дрегва», на старославянском – болото), то есть, болотники. Это те славяне, которые были вытеснены из лесостепи в лесную зону (под давлением сарматов). Дреговичи обитали вдоль рек Березина и Припять.

Из южной Прибалтики на восток прибыли две волны славян: кривичи, основавшие Смоленск, Полоцк, Витебск, Псков, и словены, основавшие Новгород и расселившиеся в Верхнем Поволжье. Словены размещались вокруг озера Ильмень. Южнее их между Чудским озером и верховьями Волги и Днепра жили кривичи, на верхней Двине – полочане.

Как долго восточнославянские племена сохраняли свои имена, а вместе с ними и кое-какие племенные особенности? Владимир Чивилихин в романе-эссе «Память» приводит по этому поводу следующие интересные данные: древляне упоминаются под 990 г., словене под 1018 г., кривичи под 1127 г., дреговичи под 1183 г., вятичи, дольше других жившие без князей под 1197 г.

Древние источники рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании – третьего крупного объединения славян – точно не установлено, хотя высказывается мнение, что это могла быть рязанская или черниговская земля. В исторической литературе утвердилось мнение, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение «Русь», включавшее в себя и часть северян.

К IX-X вв. славяне занимали пространства от Чудского и Ладожского озер на Севере до Черного моря на Юге; от Восточных Карпат на Западе до нижней Оки на Востоке.

Соседи славян. Процесс этногенеза восточных славян протекал в условиях активных этнических контактов, оказавших большое влияние на формирование древнерусской народности, ее ментальность и исторические судьбы.

С первых лет своей истории восточные славяне жили в окружении многочисленных соседей, на одних территориях с балтскими и финно-угорскими племенами. Исследования антропологов показывают, что предками русских, украинцев и белорусов являются не только восточные славяне, но и древние угро-финны и балты.

На северо-западе прибалтийские земли занимали предки современных литовцев, латышей и эстонцев. Балтийские (балтские) племена заселяли в I - нач. II тыс. н.э. территории от юго-запада Прибалтики до Поднепровья и междуречья Москвы и Оки. По некоторым гипотезам, до начала н.э. составляли вместе со славянами балто-славянскую этноязыковую общность. Балтийские племена делились на несколько групп. Западные балты: пруссы, ятвяги; племена центральной группировки балтов: курши, земгалы, селы, латгалы (предки латышей), жемайты и аукштайты (предки литовцев). Восточные балты: голядь, племена Верхнего Поднепровья и др. Частично были ассимилированны восточными славянами и вошли в состав древнерусской народности на рубеже I-II тыс. н.э.

В северо-восточных лесах и тайге жили многие финно-угорские племена. «Повесть временных лет» перечисляла народы, которые платили дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемись, мордва, пермь, печере, ямь, литва, зимигола, корсь, норома, либь. Никоновская летопись прибавляла к числу данников Руси мещеру. Все эти племена поддерживали активные хозяйственные связи со славянами, часто вступали в военно-политические союзы. Шли процессы культурно-бытового заимствования, заключались межплеменные браки. Некоторые финские (меря, мещера, мурома) племена полностью растворились в славянском этническом массиве.

Среди историков и этнографов признается роль финно-угров в формировании как древнерусского этноса, так и великорусской народности. Но степень их влияния на русский этногенез оценивалась по-разному. М.Н. Покровский заявлял: «В жилах великороссов течет 80% финской крови». Противоположной точки зрения придерживался Д.К. Зеленин, отрицавший ассимиляцию славянами финнов и считавший, что славяне только оттеснили финнов с ареала их обитания. Обе точки зрения являются крайними. Ближе к истине находились сторонники взвешенного подхода – В.О. Ключевский, В.В. Мавродин и др.

Взаимовлияние славян и угров отрицать невозможно. При этом славянский элемент доминировал. Волны славян переселенцев перекатывались через финно-угорские поселения, оставляя рядом с ними славянские деревни, села, хутора. Смешанные браки сопровождались переходом целых родов у мерян, мещеры, муромы на русский язык. Как предполагают историки, поселения были расположены здесь столь редко, что славянам поначалу даже не приходилось вступать в конфликты с местным балтским и угро-финским населением, и мирное соседство приводило к постепенному ославяниванию значительной его части. Однако не всегда это соседство было только мирным. Летописи хранят свидетельства о вспыхивавшем время от времени вооруженном противоборстве славян и местных племен.

Большинство финно-угров крестились по православному обряду, брали русские имена и фамилии. В карельских рунах русские назывались братьями. Финно-угры участвовали в русских военных походах в Византию, в Швецию, в битвах против тевтонских и ливонских рыцарей. Немало финнов находилось в ближайшем окружении киевского князя и местных князей.

Финно-угорское влияние отчетливо просматривается в российской географической топонимике (Москва, Ока, Протва, Сосьва, Лозьва, Муром, Вестегонск и т.п.), в великорусском антропологическом типе, в говоре великороссов, в русской мифологии (водяные, лешие, русалки – калька с финских представлений), в характере хозяйственных промыслов русских, их быту (парная баня, печи-каменки и т.д.).

Итак, процесс формирования восточнославянского этноса занял длительный период, и испытал на себе влияние различных факторов, прежде всего, влияние соседних этносов, с которыми приходилось вступать в разнообразные контакты. Миграции, контакты с местным населением, переход к оседлости на новых местах привели к формированию восточнославянского этноса. Под влиянием сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов у восточных славян складывались предпосылки для образования государства.

Вопросы для самоконтроля:

1. Кто такие восточные славяне?

2. Что такое этногенез?

3. Какими объективными трудностями объясняется сложность изучения этногенеза славян?

4. Какие существуют в исторической науке гипотезы, объясняющие первоначальные места локализации индоевропейцев?

5. В чем заключались главные причины распада индовропейского единства?

6. Когда происходит распад индоевропейского единства?

7. Назовите первые письменные свидетельства о славянах? Чем отличались друг от друга сообщения первых авторов о древних славянах?

8. Какие существовали первые исторические общества славян?

9. О каких первых крупных объединениях восточных славян известно из первоначальной русской летописи?

Рекомендуемая литература:

1. История России / Под ред. Л.И. Семенниковой. М.: Аспект Пресс, 2002.

2. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие. М.: ПБОЮЛ, 2001.

3. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, А.Ю. Полунов, Ю.Я. Терещенко. Основы курса истории России. Учебное пособие. М.: Простор, 2001.

4. Ю.В. Яковец. История цивилизаций: Учебное пособие для студентов гуманитарного профиля. 2-изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1997.

Понятия:

Антропогенез (от греческого «антропос» – человек, «генезис» – происхождение) – наука о происхождении человека.

Славяне – крупнейшая в Европе группа народов, объединенная общнос­тью происхождения и близостью языков. В ее состав входят славяне восточные (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи, словаки) и южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македон­цы, черногорцы, босняки).

Восточные славяне – одна из трех основных групп древних славян, обра­зовавшихся после распада их этнической и языковой общности.

Род – коллектив кровных родственников, имеющих общего предка, об­щее родовое имя. Объединение семей, происходящих от одного предка, совместно владеющих землей и управляемых родовыми ста­рейшинами.

Племя – этническая и социальная общность людей. Обычно состояла из нескольких родов, объединенных единой территорией, общим язы­ком, обычаями, культом. Во главе племени находился выборный племенной совет, военные и гражданские вожди.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.