Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы обеспечения энергоэффективности в национальной экономике.






Энергоэффективность — эффективное (рациональное) использование энергетических ресурсов — достижение экономически оправданной эффективности использования ТЭР при существующем уровне развития техники и технологии и соблюдении требований к охране окружающей среды.
Эффективное использование энергии, или «пятый вид топлива» — использование меньшего количества энергии, чтобы обеспечить тот же уровень энергетического обеспечения зданий или технологических процессов на производстве.
Для Беларуси, не располагающей достаточными природными энергоресурсами, вынужденной ныне покупать зарубежное топливо по рыночным ценам и переживающей известные трудности переходного периода, проблема экономии энергии одна из наиважнейших на данном этапе. Большинство промышленных, сельскохозяйственных и транспортных предприятий не в состоянии оплачивать потребляемую энергию по непомерно высоким тарифам и вынуждено сокращать свое производство. Необходимость удешевления энергообеспечения в республике стало острой национальной проблемой, требующей незамедлительного решения.
Кроме того, к проблемам энергоэффективности можно отнести: полное или частичное несоответствие качества материальных ресурсов мировым стандартам; неправильное хранение материальных ресурсов; несоответствие технологических процессов обработки и переработки сырья установленным параметрам; отсутствие заинтересованности трудовых коллективов в экономии материальных ресурсов; низкий уровень организации и культуры производства, техники и технологии, не обеспечивающий снижение материало-, тепло-, энергоемкости продукции и пр.
Для повышения энергоэффективности экономики, в первую очередь необходимо внедрять инновации. Но при этом недостаточно использовать современные технологии, разработанные зарубежом, нам необходимо создать собственную технологическую базу, способную обеспечить энергетическую безопасность.

 

 

30. Оценка уровня и динамики ВВП и производства промышленной продукции в РБ.
Среди важнейших параметров, определяющих энергетическую эффективность национальной экономики, выделяют энергопотребление на душу населения и энергоемкость валового внутреннего продукта (ВВП). Темпы снижения последнего показателя свидетельствуют об эффективности энергосберегающей политики государства.
Энергоемкость ВВП - это отношение суммарного энергопотребления к величине ВВП. Если числитель - физическая величина, довольно точно фиксируемая потребителями энергоресурсов и органами статистики, то при оценке значения ВВП возникают затруднения, особенно для экономики с трансформационными процессами. Это обусловлено прежде всего нестабильностью курса валюты и цен на товары.
В условиях глобализации и интеграции отечественной экономики в мировую становится актуальной проблема сопоставления уровня энергоемкости валового внутреннего продукта с аналогичными показателями в других странах. Это необходимо для формирования государственной политики регулирования цен на энергоресурсы.
Энергоемкость ВВП измеряется в килограммах условного топлива на единицу национальной валюты, например килограмм условного топлива на миллион рублей. В международной практике этот показатель рассчитывается в килограммах нефтяного эквивалента на доллар США. Величина, обратная энергоемкости, показывает, сколько единиц продукции можно произвести, затратив единицу количества энергии, и характеризует энергоэффективность.
В 2010 году энергоемкость ВВП снижается медленно. Беларусь в нынешнем году не импортировала электроэнергию из России, а использовала собственную. Также осуществлялись перетоки из Украины, но в небольших объемах. " Мы вырабатывали электроэнергию на собственных источниках, а они у нас еще недостаточно эффективны", - констатировал Виктор Акушко. В летний период, когда останавливали на ремонт более эффективное оборудование, приходилось включать другое, где высокие удельные нормы затрат. Это также стало причиной медленного снижения энергоемкости.
Сегодня растущая промышленность Беларуси требует больше энергоресурсов. После прошлогоднего спада производства в настоящее время темпы роста промышленного производства в некоторых отраслях реального сектора экономики достигают 118-124%. И в этом случае темпы роста производства превышают темпы потребления топливно-энергетических ресурсов, что способствует снижению энергоемкости, отметил собеседник.
К 2015 году энергоемкость ВВП в Беларуси должна снизиться на 50% по отношению к уровню 2005 года, к 2020 — на 60%. Это предусмотрено " Стратегией развития энергетического потенциала Республики Беларусь". Для реализации данной цели в Беларуси будет совершенствоваться организационно-экономическая политика энергосбережения. В том числе будут разработаны новые и усовершенствованы существующие экономические механизмы, стимулирующие повышение энергоэффективности использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) при выпуске продукции. Также будут улучшены механизм, методика и качество проведения обязательных и добровольных энергетических аудитов потребителей ТЭР. Для снижения энергоемкости также планируется увеличить коэффициент полезного использования энергоносителей на всех стадиях производства, транспортировки и потребления.
Так, в сфере производства электрической и тепловой энергии удельный расход топлива к 2015 году планируют снизить на 10%, а к 2020 году - на 15%. В промышленности удельные энергозатраты на производство продукции должно снизиться на 15 - 20%. Кроме того, с целью повышения энергоэффективности в топливном балансе Беларуси планируется увеличить доли местных ТЭР, а также вторичных энергоресурсов и возобновляемых источников энергии.

Темп роста производства промышленной продукции в Беларуси в 2009 году составил 97, 2% к 2008 году. По итогам 2009 года темп роста валового внутреннего продукта составил 100, 2%. Правительство решило все вопросы с учетом действия антикризисной программы, полностью оправдала себя принятая система мер, и уровень ВВП вышел на показатели докризисного года. Перерабатывающая отрасль, в условиях прошлого года увеличили показатели работы. Наиболее сложный сектор экономики - предприятия Минпрома сработали на уровне 77, 3% к 2008 году. В целом в промышленности удалось снизить остатки готовой продукции с максимальных 95% в середине года до 68% на 1 января 2010 года.

31. Направления международного сотрудничества в области энергосберегающей деятельности. Закон Республики Беларусь от 15.07.1998 N 190-З " Об энергосбережении"
Статья 4. Международное сотрудничество в сфере энергосбережения:
Республика Беларусь принимает участие в международном сотрудничестве в сфере энергосбережения в соответствии с законодательством Республики Беларусь и международным правом. Основными направлениями международного сотрудничества в сфере энергосбережения являются: взаимовыгодный обмен с иностранными и международными организациями энергоэффективными технологиями; участие Республики Беларусь в реализации международных проектов в области энергосбережения; приведение показателей энергоэффективности, предусмотренных техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации, в соответствие с требованиями международных стандартов.
Республика Беларусь присоединилась к Международному агентству по возобновляемым источникам энергии. Устав Международного агентства по возобновляемой энергии вступил в силу 8 июня 2010 г. Беларусь является 76-й страной, подписавшей Устав Агентства.
Обмен технологиями. В 2001-2005гг. реализацию данного направления целесообразно осуществлять путем создания в республике совместных предприятий, выпускающих энергосберегающее оборудование, соответствующее мировым стандартам.
Участие РБ в реализации международных проектов в области энергосбережения представляет интерес как с точки зрения привлечения в республику иностранных инвестиций для выполнения работ по снижению энергопотребления отдельными объектами, так и зарубежных специалистов по подготовке высококвалифицированных кадров для повышения энергоэффективности различных отраслей экономики.
В период 2001-2005 гг. необходимо сосредоточить усилия на следующих направлениях в данной области: взаимодействие со Всемирным Банком, направленное на предоставление Республике Беларусь основного займа для реализации энергосберегающих мероприятий в социальной сфере (школы, больницы);
участие в реализации проекта ЕЭК ООН " Инвестиции в области энергоэффективности для смягчения последствий изменения климата";
участие в межгосударственных проектах ТАСИС по обучению специалистов в области энергоэффективности и охраны окружающей среды;
интенсификация сотрудничества с Министерством топливаи энергетики Российской Федерации в рамках Соглашения о сотрудничестве в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии, подписанного в 1997г.;
подписание и реализация аналогичных Соглашений со странами СНГ, Украиной, другими государствами.
Особый интерес в настоящее время представляют такие направления деятельности, как возможность получения финансирования для реализации различных проектов по энергосбережению по линии Глобального Экологического Фода --международной структуры, созданной для софинансирования мероприятий, имеющих глобальный (в масштабах всей планеты, а не в национальных масштабах) эффект по защите окружающей среды и подготовка предложений с целью финансирования проектов по линии Экспериментального Углеродного Фонда Всемирного Банка.

Стандартизация. На первом этапе следует разработать национальный стандарт маркировки по показателям энергоэффективности производимого в республике бытового оборудования в соответствии с международными нормами, а также механизм ограничения импорта в республику энергопотребляющего оборудования, не соответствующего междунароным нормам энергоэффективности. Для практической реализации этого направления деятельности целесообразно проведение сертификации всего импортного оборудования на его соответствие энергетической и экологической эффективности.

 

32. Мировые тенденции и международные организации, координирующие энергетическую политику в различных странах мира.
1) Международное энергетическое агентство, МЭА— автономный международный орган в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Насчитывает 28 стран-участниц. Образован в Париже в 1974 г. Основная заявочная цель организации — содействие международному сотрудничеству в сферах совершенствования мировой структуры спроса и предложения энергоресурсов и энергетических услуг.
2) Международный энергетический центр начал свою работу в Беларуси. Торжественная церемония открытия Совместного Закрытого акционерного общества «Международный энергетический центр» состоялась 29 октября в Минске. Международный энергетический центр был создан в рамках проекта ПРООН/ГЭФ «Устранение препятствий в повышении энергетической эффективности предприятий государственного сектора Беларуси» в сотрудничестве с Департаментом по энергоэффективности Государственного комитета по стандартам РБ с целью привлечения внутренних и внешних инвестиций в долгосрочные проекты по реализации мероприятий, связанных с повышением эффективности производства и потребления энергии в экономике страны.
3) Мировой Энергетический Совет, МИРЭС МИРЭС - крупнейшая международная неправительственная энергетическая организация, созданная по инициативе энергетиков Великобритании и ряда других экономически и промышленно развитых стран Европы и Северной Америки в 1923 году. Штаб-квартира МИРЭС расположена в Лондоне.
4) Международный совет по большим электрическим системам высокого напряжения, СИГРЭ. СИГРЭ создан в 1921 году, эта организация является крупнейшей международной неправительственной научно-технической организацией в сфере электроэнергетики. Членами СИГРЭ в настоящее время являются около 80 стран. Центральное бюро СИГРЭ расположено в Париже (Франция). Главным мероприятием СИГРЭ является пленарная сессия, проводимая 1 раз в 2 года в Париже. Помимо пленарных сессий в Париже, СИГРЭ в разных странах проводит специальные тематические научно-технические симпозиумы и региональные конференции.
5) Всемирный Экономический Форум, ВЭФ является независимой международной организацией, задача которой состоит в улучшении ситуации в мире путем привлечения лидеров к сотрудничеству. ВЭФ был зарегистрирован в качестве организации в 1971 году. Центральный офис Форума расположен в Женеве (Швейцария). Энергетика занимает важное место в повестках дня как ежегодного собрания ВЭФ в Давосе, так и на региональных саммитах и встречах. В рамках ежегодного собрания Форума регулярно проводится Энергетический Саммит. В настоящее время в качестве ключевых рассматриваются проблемы изменения климата, повышения энергообеспеченности, перспектив энергетической политики, обеспечения энергобезопасности и др.
6) Европейский союз электроэнергетической промышленности, Еврэлектрик - Международная неправительственная организация, образованная в 1999 году на базе двух организаций – ЮНИПЕДЕ (Союз производителей и распределителей электроэнергии) и " Еврэлектрик" (Европейская ассоциация предприятий электроэнергетики). Главной задачей Еврэлектрик является содействие объединению европейских энергосистем и развитию рыночных реформ электроэнергетики стран европейского региона.
7) e8 (прежнее наименование е7, изменено 31 мая 2006 года) – международная организация, основанная в 1991 году и объединяющая крупнейшие энергетические компании из стран " Группы восьми". В состав e8 в настоящее время входят 9 крупнейших электроэнергетических компаний. Основными задачами, которые ставит перед своими членами е8, являются: выработка общей политики устойчивого развития электроэнергетики, организация масштабных дебатов по вопросам охраны окружающей среды, глобализации, социальной политики, обмен опытом в области производства и использования электроэнергии, развития электроэнергетических рынков, оказание помощи развивающимся странам.
8) Электроэнергетический Совет СНГ и его рабочий орган - Исполнительный комитет созданы в соответствии с Соглашением о координации межгосударственных отношений в области электроэнергетики Содружества Независимых Государств, подписанным главами правительств стран СНГ в феврале 1992 года. Целью Электроэнергетического Совета является проведение совместных и скоординированных действий государств-участников Содружества в области электроэнергетики, направленных на обеспечение устойчивого и надежного энергоснабжения экономики и населения государств-участников Содружества на основе эффективного функционирования объединения электроэнергетических систем государств-участников СНГ.

И др. организации

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.