Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Открытая экономика: сущность, показатели, факторы, влияющие на степень открытости экономики.






Открытая экономика – это экономика, которая естественным путем интегрирована в мировое хозяйство на микро-, макро- и межгосударственном и наднациональном уровне достаточно полно реализует преимущества МРТ, в высокой качественной и количественной степени вовлечена в систему МЭО, использует различные формы МЭО (свобода движения товаров, услуг и факторов производства), имеет экономических субъектов, способных без ограничений осуществлять операции на международных рынках, обеспечивает разумную доступность внутреннего рынка, зависит от мировых тенденций развития и внешнеэкономических факторов. Факторы, влияющие на открытость экономики: емкость внутреннего рынка (-+); уровень экономического развития страны (+); конкурентоспособность товаров, услуг, факторов производства, предприятий, страны (+); доля базовых (энергетика, металлургия), добывающих отраслей, сельского хозяйства в структуре экономики (-); доля обрабатывающих отраслей в структуре экономики (машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия) (+); степень дифференциации структуры национального продукта страны (+); обеспеченность природными ресурсами (+ -); высота барьеров для МЭО (-); развитость рыночных институтов (финансовых, собственности, экономического права, производственной инфраструктуры) (+); прогресс рыночных реформ в трансформационной экономике (+). Показатели открытости экономики

экспортная квота = (EX / Y)•100% – в РБ – 56%

импортная квота = (IM / Y)•100% – в РБ – 65%

внешнеторговая квота = ((EX+IM) / Y)•100% – в РБ – 128%

объем экспорта на душу населения = EX / N – в РБ – 747 долл.

доля в мировом экспорте = (EXстр / EXмир)•100% – РБ – 0, 13%

коэффициент эластичности экспорта к ВВП (∆ EX / ∆ Y) – в РБ -2, 00

коэффициент эластичности импорта к ВВП (∆ IM / ∆ Y) – в РБ -1, 79

приток и отток инвестиций к ВВП и на душу населения

квота международной эмиграции и иммиграции

экспорт, импорт услуг в процентах к ВВП и на душу населения

экспорт, импорт патентов, лицензий и т.д. в процентах к мировому

 


6. Глобализация международной экономики: сущность, признаки, факторы, последствия и противоречия. Глобализация– слияние национальных экономик в единую общемировую систему, основанную на «легкости» и «простоте» перемещении капитала; новой информационной открытости; на технологической революции; развитии новых видов транспорта; реализации телекоммуникационных технологий; интернационализация образования. Признаки: формируется глобальное мировое производство, развития долгосрочных производственных связей; темпы роста международной торговли опережают темпы увеличения производства, изменяются направленность и структура международной торговли, возрастает товарообмен наукоемкой, высокотехнологичной продукцией между развитыми странами; прогрессирующий рост валютных, фондовых, кредитных рынков; возрастают роль и значение глобального капитала, формируются виртуальные рынки глобального капитала, базирующиеся на новейших информационных и финансовых технологиях; усиливается ориентация развитых экономик на расширение всех сфер человеческой активности, поиск мирового центра управления и инструментов регулирования глобальных хозяйственных процессов. Факторы: движение товаров между странами и секторами экономики; движение услуг между странами и секторами экономики; движение финансового капитала между странами; передвижение людей между странами, вызванное потребностями осуществления экономических функций; валютные операции на международных валютных рынках; движение интеллектуальной продукции и идей между исследовательскими и учебными центрами. Глобализация связана с формированием экономического пространства, где отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учётом мировой конъюнктуры, а экономические подъёмы и спады приобретают планетарные масштабы. Она выражается в резком увеличении масштабов и темпов перемещения капиталов, опережающем росте международной торговли по сравнению с ростом ВВП, возникновением круглосуточно работающих в реальном масштабе времени мировых финансовых рынков, способность финансового капитала к быстрому перемещению, что содержит в себе, по крайней мере, потенциально, способность к разрушению устойчивых экономических систем. Глобализация с одной стороны, она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создаёт условия для доступа стран к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс. С другой, глобализация ведёт к негативным последствиям: закреплению периферийной модели экономики, потере своих ресурсов странами, не входящими в «золотой миллиард». Глобализация распространяет конкурентную борьбу на всех участников, в том числе на слабые страны, что приводит к разорению малого бизнеса, снижению уровня жизни населения и др. Сделать положительный эффект глобализации доступными максимальному числу стран, и при этом смягчить негативные последствия — одна из декларируемых целей международной политики.

7. Современный мировой рынок (товаров, услуг, капиталов, трудовых ресурсов, технологий). Конъюнктура мирового рынка. Мировой рынок – составная часть всемирного хозяйства, представляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товара и услуг. Международная торговля товарами – это процесс купли и продажи товаров в разных странах, который происходит между продавцом, покупателем и посредниками и имеет важное значение, поскольку торговля товарами способствует не только насыщению рынка изделиями, необходимыми обществу, но и более эффективному использованию ресурсов. Услуга – деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает ее потребитель изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей. Мировой рынок услуг - неотъемлемая часть международных экономических отношений наряду с мировыми рынками товаров, капитала и рабочей силы. Виды торговли услугами: трансграничная (41%); потребление за рубежом (20%, туризм, лечение, образование за рубежом); перемещение физических лиц; коммерческое присутствие (38%). Международная передача технологий – совокупность экономических отношений, которые возникают между предприятиями различных государств в связи с использованием зарубежных НТП. С делки на коммерческой основе (ЮНКТАД, ООН): 1) передача, лицензий всех форм собственности; 2) «ноу-хау» и технический опыт; 3) технологических знаний; 4) промышленное и техническое сотрудничество; 5) передача технологии в рамках НТР; 6) инвестиционного сотрудничества. Мировым рынком капиталов - сфера обращения капитала (совокупности имущества, активов и товаров, используемых для извлечения прибыли) между хозяйственно-экономическими системами отдельных государств. В узком - перемещение капиталов на международном финансовом рынке с целью - получения прибыли. Субъекты рынка капиталов: комм.банки отдельных стран, транснациональные банки, страховые компании и пенсионные фонды, фондовые биржи. Мировой рынок ТР – система отношений, возникающий по поводу постоянного балансирования спроса и предложения относительно мировых ТР, которая сложилась в связи с неравномерностью количественного и качественного размещения рабочей силы по миру. Международная миграция рабочей силы - процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Конъюнктура мирового рынка – уровень спроса, предложения, цен на мировых рынках, условия продажи на этих рынках, тенденции изменения этих показателей. Факторы, определяющие конъюнктуру: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношения спроса и предложения ценных бумаг, их доходность. Уровни конъюнктуры: общеэкономическая, отдельных сегментов мирового рынка, отраслевая конъюнктура; рынков отдельных товаров и услуг.

 

8. Меркантилистская теория внешней торговли. Теории абсолютных и сравнительных преимуществ (А.Смит, Д. Рикардо). Меркантилизм - экономическое учение и политика, отражавшие интересы торговой буржуазии во время разложения феодализма и становления капитализма (15-18 вв.), исходившие из того, что источником богатства является сфера обращения, а не производства. Ранний меркантилизм (конец 15 в. - 2я пол. 16 в): увеличение денежного богатства за счет удержания денег в стране и запрещения их вывоза; больше экспортировать, меньше импортировать; доход от экспорта тратить на покупку местных изделий; наличие золотых запасов - основа процветания. Поздний меркантилизм (2я пол. 16 в. – сер. 18 в.): богатство фиксировано, рост возможен только за счет перераспределения богатства других стран; система активного торгового баланса (EX> IM); источник богатства – разница между стоимостью экспорта и импорта, которая обеспечивалась следующими способами: 1.экспорт готовых изделий, 2. запрет на торговлю колоний с иными странами, 3. госограничение импорта (таможенные пошлины, квоты, налоги), 4. госпоощрение экспорта за счет выплаты премий. Большое количество денег в обращении стимулирует развитие нацпроизводства, увеличивает занятость, позволяет финансировать захват колоний. Допущения, теорий А.Смита и Д.Рикардо: 2 страны, 2 товара, 1 фактор производства – труд (L), который мобилен только внутри страны, кривая производственных возможностей – прямая линия, отсутствие внешнеторговых барьеров, нулевые транспортные издержки, совершенная конкуренция, сбалансированность международной торговли (EX=IM), отдача от масштаба неизменна, отсутствие НТП, одинаковые предпочтения потребителей. Теория абсолютных преимуществ (А.Смит) – принцип, в соответствии с которым одни страны могут производить некоторые товары более эффективно. Закон абс. преимуществ: выигрывают от экспорта товаров, в производстве которых у них есть абсолютное преимущество и от импорта товаров, в производстве которых у них нет абсолютного преимущества. Абсолютное преимущество: наличие в стране такого товара, которого на единицу затрат труда она может производить больше, чем другие страны (производительность Δ Q/Δ L больше); наличие в стране такого товара, на производство единицы которого затрачивается меньше фактора труда, чем в других странах (трудоемкость Δ LХ/Δ Q меньше). Теория сравнительных преимуществ (Д.Рикардо) – любая страна может извлечь выгоду из внешней торговли, если она специализируется на производстве и экспорте товаров, которые может произвести с относительно-низкими издержками. Закон сравн. преимуществ: страны выигрывают от экспорта товаров, в производстве которых у них есть сравнительное преимущество и от импорта товаров, в производстве которых у них его нет. Сравнительное преимущество наличие такого товара в стране, производство которого более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных. Новые предположения: 2 фактора производства – труд (L) и капитал (К), страны по-разному наделены факторами производства, возрастающие издержки => выпуклая кривая произв. возможностей, одинаковые технологии в обеих странах.


9. Теория Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева. Теорема Столпера-Самуэльсона. Эффект усиления Джонса. Теория соотношения факторов производства (Э.Хекшер, Б.Олин): товары, требующие для производства значительных затрат избыточных факторов производства и небольших затрат дефицитных факторов, экспортируются в обмен на товары, производимые с использованием факторов в обратной пропорции. Парадокс Леонтьева – это полученный эмпирическим путем (на примере США) вывод о том, что теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина не подтверждается на практике, поскольку трудоизбыточные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталоизбыточные – трудоемкую. Объяснения Парадокса Леонтьева: Наличие внешнеторговых барьеров, Неоднородность факторов производства, Различия вкусов и предпочтений потребителей в разных странах, Реверс факторов производства - один и тот же товар может быть трудоемким в трудонасыщенной стране и капиталоемким в капиталонасыщенной и др. Теорема Столпера-Самуэльсона рассматривает влияние торговли между странами с разной отраслевой структурой на распределение дохода, показывает влияние торговли в двухпродуктовой, двухфакторной модели с постоянным эффектом масштаба и с неполной специализацией. Теорема доказывает, что торговля увеличивает реальный доход от производственного фактора, который имеется в изобилии в данной стране и используется относительно интенсивно экспортными отраслями производства, но снижает реальный доход от ограниченного производственного фактора, который используется относительно широко в отраслях, зависящих от импорта. Рост или снижение цены факторов происходит в большей степени, чем растет или снижается цена товара, произведенного с их помощью. Действие эффекта усиления Джонса, означает, что рост относительных цен на товар приносит владельцам фактора, относительно более интенсивно используемого для его производства, намного большие доходы, чем из изменения цен, ущемляя владельца другого фактора производства.

Современные теории международной торговли. Теория жизненного цикла продукта. В середине 1960-х разработана теория жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Цикл жизни продукта охватывает четыре этапа — внедрение, рост, зрелость и упадок. На 1 этапе происходит разработка новой продукции в ответ, как правило, на возникшую потребность внутри страны. На этапе роста спрос на продукт растет, его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны. На этапе зрелости преобладает крупносерийное производство, в конкурентной борьбе доминирующим становится ценовой фактор, и но мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не обладает конкурентными преимуществами. При переходе на этап упадка, спрос сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится чистым импортером. Существует много товаров с коротким жизненным циклом. Теория эффекта масштаба - альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на эффекте масштаба. Суть: при определенной технологии и организации производства долговременные издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия из-за массового производства. Теория конкурентных преимуществ. В 1991 г. М. Портер опубликовал книгу «Международная конкуренция». Конкурентные преимущества, позволяющие фирме добиваться успеха на мировом рынке, зависят от правильно выбранной конкурентной стратегии и от соотношения факторов этих конкурентных преимуществ. 2 фактора выбора стратегии: структурой отрасли и позицией фирмы в отрасли. Для успеха на рынке необходимо оптимальное сочетание правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны. Конкуренция - динамичный процесс, в основе которого лежат инновации и постоянные обновления технологии.

11. Международная торговля товарами: понятие, особенности, структура. Международная торговля — сложная экономическая категория, которая может рассматриваться по меньшей мере в трех аспектах: организационно-техническом, рыночном и социально-экономическом. В международной торговле различаются понятия торгуемых товаров, которые реализуются на зарубежных рынках и неторгуемых товаров, которые не реализуются за рубежом, а реализуются лишь в той стране, где они были произведены. Торгуемые товары: Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и рыболовство (их продукция). Продукция добывающей промышленности. Продукция обрабатывающей промышленности.

Также делятся на 1.экспортируемые: товары реального экспорта; субституты экспорта - товары, которые продаются на внутреннем рынке, но в определенной ситуации могут быть реализованы и за рубежом. 2. импортируемые: товары реального импорта; субституты импорта - те отечественные товары, которыми в случае необходимости можно заменить иностранные товары. Неторгуемые товары: Коммунальные услуги и строительство. Оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы. Транспортировка, хранение и связь и финансовое посредничество. Оборона и обязательные социальные услуги. Образование, здравоохранение и общественные работы. Прочие коммунальные, социальные и личные услуги. Характеристика международной торговли. Показатели: стоимостной и физический объем мирового товарооборота; общая, товарная и географическая структура; уровень специализации и индустриализации экспорта; коэффициенты эластичности МТ, экспорта и импорта, условия торговли; внешнеторговая, экспортная и импортная квоты; торговый баланс.

 

12. Международная торговля услугами: сущность, виды, классификация услуг. Услуга - деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает ее потребитель. Особенности услуг: неосязаемость и невидимость, невещественность, нельзя хранить, неразрывность производства и потребления во времени, неоднородность или изменчивость качества. Виды по способам предоставления: трансграничная торговля - ни продавец, ни покупатель физически не пересекают границу (41%); потребление за рубежом - движение покупателя в страну продавца (20%, туризм, лечение); перемещение физических лиц - движение продавца в страну покупателя (1%); коммерческое присутствие - движение коммерческой организации по оказанию услуг в страну покупателя, связано с ПИИ (38%). Классификация услуг по ВТО: 1. Деловые - 46 видов, 2. Связи (коммуникац.) - 25 видов, 3. Строительные и инжиниринговые услуги - 5 видов, 4. Дистрибьюторские (распределительные) услуги - 5 видов, 5. Образовательные услуги - 5 видов, 6. Услуги по охране окружающей среды - 4 вида, 7. Финансовые услуги - 17 видов, 8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги - 4 вида, 9. Туризм и относящиеся к путешествиям услуги - 4 вида, 10. Рекреационные, культурные и спортивные услуги - 5 видов, 11. Транспортные услуги - 33 вида, 12. Прочие услуги. Классификация услуг по МВФ: 1. Транспорт. 2. Поездки. 3. Связь, телекоммуникации. 4. Строительство. 5. Страхование. 6. Финансовые услуги. 7. Компьютерные и информационные услуги. 8. Роялти и лицензионные платежи. 9. Другие деловые услуги: юридические, бухгалтерские, исследовательские, рекламные, маркетинговые. 10. Личные, культурные, рекреационные услуги. 11. Правительственные услуги. По отношению к международному движению факторов производства: факторные – возникающие в связи с международным движением факторов производства, нефакторные – остальные услуги.

13. Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности (технологий, знаний, информации): структура, особенности. Структура мирового рынка объектов ИС: 1. рынок продукции, содержащей ОИС: высокотехнологичные товары, материальные носители для информации, являющейся объектом авторского права, промышленной собственности, коммерческой тайны или смежных прав. 2. рынок работ и услуг по разработке ОИС, и консультированию. 3. рынок непосредственно прав на ОИС (рынок технологий), где осуществляется их передача в виде патентов, лицензий, проектов и документации. Структура рынка технологий: 1. Купля-продажа права на использование защищенных в правовом отношении: патентуемых изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков; 2. Купля-продажа незащищенных в правовом отношении ноу-хау- это незащищенная в правовом отношении научно - техническая продукция, использование которой обеспечивает определенные преимущества: технические знания, опыт, чертежи, инструкции, информация, сведения технологические, экономические, административные, финансовые. Особенности мирового рынка ОИС: находится на этапе становления, в основном является рынком технологий, неоднородность объектов, причисляемых к ОИС, совершение сделок по лицензионным договорам, уникальность лицензионных договоров, права на ОИС не распространяются за границы государства, выдавшего патент, что предполагает наличие международной системы регулирования торговли ОИС, неоднородность мировой системы защиты прав ОИС и усиление охраны прав ОИС, деление стран на экспортеров и импортеров ОИС, мировое лидерство США, ЕС и Японии на рынке ОИС, 2/3 соглашений заключается внутри ТНК, внутри ТНК оборудование и материалы становятся сопутствующими при поставках знаний и услуг, растет доля договоров на передачу «ноу-хау» (50% лицензионных соглашений).

 

14. Внешнеторговая политика: понятие, виды. Политика свободной торговли и протекционизм. Внешнеторговая политика – это система экон., организ. и полит. мер по развитию внешнеторговых отношений страны или группы стран. Функции: защита национальных производителей от конкуренции со стороны импорта, обеспечение дополнительных доходов госбюджета, стимулирование динамичного развития нацэкономики, обеспечение возможности для выгодного участия в МРТ. Виды: Экспортная – мероприятия правительства, направленные на наращивание конкурентоспособного экспорта товаров и услуг, освоение новых при условии сохранения старых рынков сбыта, стимулирование и поддержку развития экспорта и экспортного производства, обеспечение благоприятных условий для доступа товаров на внешний рынок, развитие экспортной инфраструктуры, улучшение параметров платежного баланса. Импортная: стимулирование развития импортозамещающих отраслей и производств, защиту внутреннего рынка и товаропроизводителей, рационализацию импорта по товарным группам и странам происхождения, уменьшение дефицита торгового баланса. Виды гос. внешнеторговой политики: протекционизм - экономическая политика государства по защите внутреннего рынка от иностранной конкуренции, включающая систему инструментов по стимулированию экспорта товаров, услуг и факторов производства. Преимущества протекционизма: Защита молодых отраслей промышленности, Уменьшение негативного воздействия внешней среды, Обеспечение национальной независимости и экономической безопасности страны, Создание новых рабочих мест и обеспечение занятости, Поддержка профессиональной структуры и образовательного уровня населения, Защита малообеспеченных слоев населения, Гарантирование приемлемого уровня жизни работающих, Защита производителей от недобросовестной конкуренции, Обеспечение стабильности развития страны, Защита культурных традиций, нравственности здоровья, Защита экологии и охрана окружающей среды. фритрейдерство - экономическая политика государства, предполагающая минимальное государственное вмешательство в ВЭД и движение товаров, услуг, факторов производства через национальную границу без каких-либо ограничений. Преимущества фритрейдерства: Рост конкуренции, Снижение монополизации внутреннего рынка страны, Ограничение использования системы привилегий, Рост качества и снижение цены товаров, Рост выгод, связанных с участием в МРТ.

 

15. Формы и методы регулирования международной торговли. Тарифные методы. Формы регулирования: Косвенная, тарифная, экономическая – ТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ, Прямая, нетарифная, административная – НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ. Таможенно-тарифные методы – основаны на использовании таможенного тарифа и предполагают таможенное оформление установление и взимание таможенных пошлин и платежей. Таможенный тариф - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте и экспорте товаров. Виды таможенных пошлин: 1. По объекту обложения: Импортные. Экспортные. Транзитные. 2. По способу взимания: Адвалорные. Специфические, Комбинированные. 3. По характеру: антидемпинговые, компенсационные, сезонные. 4. По стране происхождения товара: Минимальные. Максимальные. Преференциальные. Карательные. 5. По характеру происхождения: Автономные и конвенционные (договорные). 6. По способу развития: простой и сложный таможенный тариф. 7. По типам ставок: постоянные и переменные (ступенчатые) пошлины. 8. По способу вычисления – эффективные и номинальные таможенные тарифы. Тарифная эскалация – метод таможенно-тарифного регулирования, позволяющий дифференциировать таможенный тариф путем увеличения ставок таможенных пошлин по мере роста степени обработки товара: на сырье и материалы - 0-5%, на полуфабрикаты и комплектующие - 5-15%, на готовые изделия - 15-25%

16. Нетарифные методы – любые распоряжения центральных и местных властей, методы реализации законов, постановлений и иных нормативных актов, которые воздействуют на экспорт и импорт товаров (объем, товарную структуру, цены, конкурентоспособность), а также на порядок перемещения товаров через таможенную границу. Количественные – определяют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту: Квотирование – ограничение экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный период. Запрет, эмбарго - квота, полностью запрещающая субъектам (кроме государства и уполномоченных им субъектов) внешнюю торговлю теми или иными товарами по соображениям национальной безопасности, охраны здоровья и жизни людей, животных и растений, сохранения культурного наследия, соблюдения общественной морали и правопорядка. Лицензирование – выдача государством разрешений на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный период. “Добровольное ограничение экспорта” - обязательство одного из торговых партнеров ограничить или не расширять экспорт, принятое в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения о введении экспортных квот. Скрытые: Технические барьеры – это комплекс мер по обеспечению соответствия импортных товаров установленным законодательством требованиям стандартизации и сертификации, требованиям к упаковке и маркировке, экологическим, медицинским и санитарно-ветеринарным нормам. Политика в рамках государственных закупок - метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм. Требование о содержании местных компонентов - метод, устанавливающий долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Налоги и сборы – скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара (НДС). Финансовые: Субсидия - денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта. Экспортный кредит – финансовый метод нетарифного регулирования (разновидность косвенного субсидирования), предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальных предприятий. Демпинг - продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах. Особые – защитные меры в форме временной импортной таможенной пошлины, когда импорт товара причиняет “серьезный ущерб” какой-либо отрасли: Специальные пошлины – в ответ на ущерб или угрозу ущерба отечественным производителям товаров. Компенсационные – в ответ на субсидирование импортных товаров. Антидемпинговые – в ответ на демпинг. Таможенные процедуры и формальности - меры, применяемые таможенными органами: дополнительные требования к таможенному оформлению и декларированию, к товаросопроводительным, транспортным, платежным документам, сложный порядок подтверждения происхождения товаров.


17. Международная торговая политика. Международные торговые организации: общая характеристика, инструменты и методы регулирования международной торговли. Международная торговая политика - совокупность различных форм и методов международного регулирования обмена товарами и услугами между странами. Регулирование международной торговли осуществляется региональными экономическими организациями, союзами и группировками, так и организациями общемирового масштаба. Примером региональной экономической группировки является Европейский Союз (ЕС), (ЕЭС учрежденное в 1958г.). Региональные союзы и группировки способствуют развитию международной торговли и снимают всевозможные барьеры во взаимной торговле стран-участниц, проводят политику протекционизма в отношении «третьих» стран, устанавливая определенные барьеры для тех стран, которые не входят в их состав, а также для других торгово-экономических союзов. Наиболее существенную роль в международном регулировании мировой торговли играет Всемирная торговая организация. Цель ВТО - борьба с протекционизмом: отказ от нетарифных и уменьшение тарифных барьеров. В настоящее время в ВТО уже есть система соглашений, связанных с международной торговлей товарами и услугами, правами ИС, инвестиционным сотрудничеством, за соблюдением которых осуществляется регулярный контроль. Функции: организация многостороннего согласования правил международной торговли, форум для торговых переговоров, разрешение торговых споров, мониторинг национальной торговой политики членов ВТО, техническое содействие развивающимся странам, сотрудничество с другими международными организациями. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) Ц ель: содействие интегрированию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику и развитию посредством торговли и инвестиций. Для этого ЮНКТАД проводит исследования и анализ политики, межправительственные совещания, осуществляет техническое сотрудничество и взаимодействие с гражданским обществом и предпринимательским сектором. В составе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят все развитые страны, есть Комитет по торговле. Задача: содействие расширению мирового обмена т\у на многосторонней основе; рассмотрение общих проблем торговой политики, равновесия платежных балансов, заключения о целесообразности предоставления займов. Существенное воздействие на внешнюю торговлю стран развивающихся и с переходной экономикой, оказывает Международный валютный фонд (МВФ). Под давлением МВФ идет ускоренная либерализация рынков этих стран в обмен на кредиты.

18. Внешняя торговля и внешнеторговая политика РБ, перспективы вхождения в ВТО. П ринципы, цели и задачи внешней политики РБ законодательно закреплены в Законе «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики РБ». Это рассчитано на обеспечение безопасности государства и защиту нац. интересов от любых внешних вызовов и угроз и содействие формированию благоприятных условий для стабильного экономического развития страны и повышения благосостояния граждан. Условие: равноправная интеграция РБ в мировое пространство и при этом обеспечение защиты прав и свобод его граждан за границей, сохранение белорусского этноса за пределами страны. Осуществлять внешнеторговую деятельность может любая белорусская компания со дня ее госрегистрации и региональной таможне. Внешнеторговые операции совершаются на основании соответствующих контрактов. Основой торговой политики страны -международные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Основная часть межправительственных соглашений РБ предусматривает установление режима свободной торговли и режима наибольшего благоприятствования. Соглашением о Таможенном союзе между РБ, Россией, Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном предусмотрено установление единого таможенного пространства. Таможенный союз основан на признании международных норм и ориентируется на принципы ВТО. Принципы внешнеторговой политики по отношению к странам - членам ЕС сформулированы в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между ЕСообщ. и его государствами-членами и РБ, подписанном 06.03.1995 г. и ратифицированном парламентами восьми стран - членов ЕС. (ВТО) – это международная экономическая организация по вопросами многостороннего регулирования торговли товарами, услугами и ИС. Переговоры по присоединению к ВТО по 4-м направлениям: 1) приведение законодательства в соответствие с ВТО; 2) доступ на рынок товаров; 3) доступ на рынок услуг; 4) господдержка с\х. Преимущества присоединения к ВТО: доступ к рынкам более 137 государств, междунар. правовая защита экономических интересов страны; открытости торговой политики, безопасность в торговых отношениях; наличие правовой основы для устранения дискриминационных мер; инвестиционная среда; укрепление репутации страны.

 

19. Международная миграция капитала: понятие, причины, последствия, формы, особенности и тенденции. Это размещение и функционирование национального капитала за рубежом и иностранного капитала в национальной экономике, встречное движение капиталов между странами, приносящее и собственникам соответствующий доход. Причины: Неравномерность экономического развития стран; Различия в норме прибыли на капитал; Нестабильность в экономике; Желание фирм контролировать добывающие отрасли; Приближение к зарубежному опыту и НТР; Заинтересованность фирм к использованию менее жесткого законодательства по охране окружающей среды; Широкое использование НТР; Стремление к расширению рынков сбыта; Снижение издержек за счет низкой стоимости рабочей силы, ресурсов и др.; Преодоление внешнеторговых барьеров; Максимизация прибыли; Близость к потребителю (последующее техническое обслуживание); Стремление диверсифицировать риски вложения капитала; Преодоление жизненного цикла своей технологии и продукции. + принимающих: Обновление ОФ предприятия, Структурная перестройка экономики; Рост экспорта; Доступ к новым знаниям; Создание новых рабочих мест, Расширение потребительского выбора и изменение предпочтений; Интеграция национальной экономики в мировую; Более эффективное использование факторов производства; Экономия на масштабе производства. ­­­ – принимающих: Уклонение от налогов, Злоупотребление трансфертными ценами, Отток прибыли за границу, Политическое давление, Чужая идеология, Проникновение в отрасли, отвечающие за безопасность страны, Конкуренция для национальных компаний, Отмывание денег, приток криминального капитала, Неустойчивость инвестиционных процессов. + отдающих: Рост конкуренции между отечественными предприятиями, Увеличение национального продукта за счет доступа к зарубежным рынкам и ресурсам, Новые возможности для увеличения экспортируемых товаров и услуг, Новые возможности для развития и модернизации производства. – отдающих: Вывоз не избыточного капитала, Утечка капитала, Снижение уровня занятости внутри страны, Неустойчивость платежного баланса. Формы миграции капитала: По источникам происхождения: Официальные и частные; По характеру использования капитала: предпринимательские и ссудные; По сроку вложения капитала: краткосрочные(< 1), среднесрочные(1-5), долгосрочные(> 5) и бессрочные; По функциям и объектам вложения капитала: приемные и портфельные; По форме вывоза капитала: в денежной форме и в товарной форме; По объекту вложения капитала: в физический капитал, в фиктивный капитал, человеческий капитал, технологический капитал; По степени риска: с меньшей степенью риска и с высокой степенью риска

20. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ): понятие, формы. ПИИ – это Фома экспорта частного предпринимательского капитала С целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, Которая позволяет установить эффективный контроль И дает право непосредственного управления объектом инвестирования За счет того, что доля иностранного собственника составляет не менее 10 % акционерного или уставного капитала. Формы создания: Филиал – 100% ПИИ, Дочерние компании – 99-51% ПИИ, Ассоциированные компании – 10-50% ПИИ. Формы: первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом; все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое вложен его капитал. Формы: 1. Уставный капитал (65% ПИИ): капитал отделений (филиалов), доля акций в дочерних и ассоциированных компаниях, другие вложения капитала. 2. Реинвестированные доходы и прибыли (23% ПИИ): доля прямого инвестора в нераспределенных доходах предприятия прямого инвестирования. 3. Прочий капитал (12% ПИИ): внутрикорпоративные переводы капитала в форме кредитов и займов между прямым инвестором и предприятиями прямого инвестирования или двумя предприятиями прямого инвестирования, имеющими одного общего инвестора. Предприятие прямого инвестирования - корпоративное или некорпоративное предприятие, в котором прямому инвестору принадлежат 10 % и более простых акций или голосов, либо соответствующий эквивалент собственности для некорпоративного предприятия.

21. Динамика, структура и особенности движения ПИИ. Приток Отток

Лидирующие по ввозу:

Крупнейшие инвесторы:


22. Роль международных компаний в международном движении капитала. Современные ТНК и МНК. Международная компания - крупная компания или их объединение с многонациональной структурой, осуществляющая основную часть своей экономической деятельности (инвестиции, производство, сбыт) за пределами страны, в которой она зарегистрирована (транснационально), контролируемая из одного центра, использующая локальные преимущества местных рынков и децентрализацию менеджмента. Критерии (по ЮНКТАД/ООН): филиалы - не менее чем в 6-ти странах мира, годовой объем продаж - не менее 100 млн. $, заграничные операции - 1/5-1/3 общего торгового оборота, доля зарубежных активов - не менее 25%, включает хозяйственные единицы 2 или более стран, проведение согласованной политики и осуществление общей стратегии через один или более руководящий центр, обеспечение взаимообмена знаниями, ресурсами и ответственностью между подразделениями компании, контроль подразделений со стороны головной компании путем участия в их капитале. Индекс транснациональности компании характеризует, насколько значимыми являются зарубежные операции для данной ТНК (чем он выше, тем больше значимость). Индекс транснациональности компании = [(доля зарубежных активов в совокупных активах ТНК) + (доля занятых в зарубежных филиалах ТНК к общему числу занятых ТНК) + (доля зарубежных продаж в общем объеме продаж ТНК)] / 3. Виды международных компаний: Транснациональные: головная компания принадлежит одной стране, а процесс производства, разбитый на части, размещается в разных странах. Многонациональные - головная компания принадлежит разным странам, а процесс производства полностью переносится в принимающие страны. Роль международных компаний в международном движении капитала: 100% мирового вывоза ПИИ (84% из ПРС, 16% - из РС); 90% международной миграции капитала; 11% мирового ВВП; 50% мирового промышленного производства; 33% мирового товарного экспорта. Современные ТНК и МНК: насчитывается 79 тыс. МК и 790 тыс. их подразделений; вывоз капитала преимущественно в форме ПИИ; -операции планетарного масштаба, глобальные сети производства и сбыта; доминирование МК из развитых стран (США, ЕС и Японии); расширение деятельности ТНК из стран с возникающими рынками; рост доли внутрикорпоративных операций ТНК: до 40-60%; 60% МК действует в сфере производства; 37% МК – в секторе услуг; оптимизация всего воспроизводственного процесса в мировом пространстве; значительное влияние на экономическую политику стран.

23. Портфельные инвестиции: понятие, виды, причины и препятствия роста. Международные портфельные инвестиции – это капитальные вложения инвесторов, которые осуществляются через инструменты международного и национальных фондовых рынков и не обеспечивают инвестору контроля над компаниями, ограничивая его полномочия получением доли прибыли (дивидендов). По видам ценных бумаг и структуре платежного баланса: 1/ в акционерные ценные бумаги - акции, паи, АДР (американские депозитарные расписки - расписки на иностранные акции), обеспечивающие участие в капитале; 2 / в долговые ценные бумаги - облигации, подтверждающие право кредитора на взыскание долга с должника и простые векселя, долговые расписки, дающие их держателю безусловное право на гарантированный фиксированный денежный доход или на определяемый по договору изменяемый денежный доход; 3/ в инструменты денежного рынка - казначейские векселя, депозитные сертификаты, банковские акцепты, дающие их держателю безусловное право на гарантированный фиксированный денежный доход на определенную дату и продающиеся на рынке со скидкой, размер которой зависит от величины процентной ставки и времени, оставшегося до погашения; 4/ в финансовые дериваты - производные денежные инструменты (опционы, фьючерсы, варранты, свопы), имеющие рыночную цену и удостоверяющие право владельца на продажу или покупку первичных ценных бумаг. Причины: стремление разместить капитал в той стране и в таких ценных бумагах, в которых он будет приносить максимальную прибыль при допустимом уровне риска, стремление сократить риски вложения капитала и получить спекулятивный доход, желание защитить денежные средства от инфляции. Препятствия роста МПИ: сложность получения информаци и об иностранных рынках и эмитентах с той же степенью подробности, какая возможна на национальном рынке, двойное налогообложение, проблемы, связанные с особенностями налогообложения в различных странах, более высокие издержки, по сравнению с внутренними портфельными инвестициями, риски различных национальных рынков, общие для всех инвесторов - резидентов и нерезидентов, дополнительные риски для нерезидентов, связанные с вывозом капитала и дохода, риски падения курсов иностранных валют.

24. Миграция ссудного капитала. Международный рынок ссудного капитала: особенности, участники, организационные формы. Ссудный капитал – средства иностранных банков, международных корпораций, правительств отдельных государств, международных финансовых организаций, а также частных лиц и компаний для финансирования инвестиционных проектов, даваемые взаймы на некоторый срок с целью получения процента. Международный рынок ссудного капитала — сфера рыночных отношений, где осуществляется движение ссудного капитала между странами на условиях возвратности и уплаты процента и формируются спрос и предложение. Организационные формы МРСК: 1. денежный рынок - краткосрочные депозитно-ссудные операции (от 1 дня до 1 года), обслуживающие движение оборотных средств, осуществляемые главным образом между крупными банками с 1950-х гг. Включает рынок евровалют, 2. рынок капиталов - с редне- и долгосрочные иностранные кредиты, характеризуемые единством места и валюты займа, обслуживающие движение основных средств. Включает рынок еврокредитов от 1 года. 3. финансовый рынок - эмиссия, купля-продажа, кредитные операции с ценными бумагами. включае т еврофинансовый рынок (рынок евроценных бумаг). 4. ипотечный рынок- рынок ипотечных ссудных капиталов, на котором происходит купля-продажа ипотечных облигаций, выпускаемых торгово-промышленными корпорациями и используемых для кредитования под залог недвижимости. Особенности международного рынка ссудного капитала: Особенности рынка: Огромные масштабы и неподконтрольность национальным органам, Отсутствие четких границ, Существование в форме кредитно-финансовых учреждений. Особенности операций: автономность от национальных рынков, упрощенная процедура совершения, использование новейших компьютерных технологий. Тенденции рынка: Диверсификация секторов рынка, Универсализация и глобализация, Основные заемщики – ТНК развитых стран (35-40%). Участники рынка: 1. Первичные инвесторы ( владельцы свободных финансовых ресурсов, привлекаемых банками и превращаемых в ссудный капитал), 2. Институциональные инвесторы ( финансовые посредники, которые привлекают (аккумулируют) денежные средства, превращают их в ссудный капитал и за % передают заемщикам, 3. Заемщики ( юридические, физические лица и государства, испытывающие недостаток в финансовых ресурсах).

25. Рынок международного кредита: понятие, классификация международных ссуд. Международный кредитный рынок - сфера и форма организации движения кредитных ресурсов между странами на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов. Международный кредит движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процента. Классификация международных ссуд: По источникам: внутренние, внешние. По назначению: Коммерческие - непосредственно связаны с внешней торговлей и услугами, Финансовые - прямые капиталовложения, строительство объектов, приобретение ценных бумаг, погашение внешней задолженности, Промежуточные - для обслуживания смешанных форм вывоза капитала, товаров, услуг, выполнения подрядных работ. По видам: Товарные - предоставляются экспортерами импортерам в виде отсрочки платежа за проданные товары или оказанные услуги, Валютные - предоставляются банками в денежной форме. По форме предоставления: Наличные - зачисляемые на счет и в распоряжение должника, Акцептные - при акцепте тратты импортером или банком, Депозитные сертификаты, Консорциальные кредиты, Облигационные займы. По валюте займа: В валюте страны-должника, В валюте третьей страны, В валюте страны-кредитора, В международной валюте. По обеспеченности: Обеспеченные - товарными документами, векселями, ценными бумагами, недвижимостью и др., Бланковые - под обязательства должника (соло-вексель с одной подписью). По срокам: Сверхсрочные - до трех месяцев, Среднесрочные - от года до пяти лет, Краткосрочные - до одного года, Долгосрочные - более пяти лет.

26. Международные финансовые центры. Транснациональные банки (ТНБ): характерные черты, функции, организационная структура. (МФЦ) функционируют как международный рыночный механизм, который служит средством управления мировыми финансовыми потоками. Это центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, драгоценными металлами. МФЦ постепенно превращаются в мощные информационно-аналитические и организационно-управленческие комплексы, обладающие значительным кредитным потенциалом. Ведущие позиции в МФЦ занимают фирмы, обслуживающие их потребности, в том числе юридические и аудиторские, а также управленческие, они привлекают широкий круг специалистов, которые занимаются анализом состояния и перспектив мирового хозяйства и экономики стран мира. Основная функция: выработка и реализация, совместно с международными финансовыми организациями и ведущими западными государствами, долгосрочной стратегии укрепления и расширения сложившейся в конце ХХ века мировой финансовой системы. ТНБ – крупный универсальный банк, выполняющий посредническую роль в международном движении ссудного капитала. Опирается обычно на сеть заграничных предприятий, контролирует при поддержке государства валютные и кредитные операции на мировом рынке. Черты: результат развития глобальных процессов, контролируют операции в мировом масштабе, умеют быстро и гибко манипулировать ресурсами, с оздают благоприятные условия для повышения политической роли государства, направление на повышение устойчивости ТНБ, его ликвидности и эффективности. Функции: финансово-консультативное и информационное обслуживание ТНК, кредитование государств, обслуживание рынка евровалют, финансирование деятельности международных кредитно-финансовых организаций, финансирование ипотек, обслуживание населения, информационный бизнес, обслуживание рынка ценных бумаг. По типу ориентации организации структура может строиться по следующим принципам: По функциональному принципу: д ля него характерно глобальное управление, которое осуществляется определенными специалистами, управляющими отделами. По географическому принципу: данный вид предполагает сосредоточение деятельности банка на определенных регионах. По товарному или рыночному принципу: в данном случае банки ориентируются на определенные банковские продукты или отрасли. Самая эффективная структура учитывает в себе все три направления. Транснациональные банки в большинстве случаев соединяют географический и товарно-рыночный принципы, и тем самым обеспечивают себе более эффективную работу, чем национальные банки. По функциональным возможностям: 1. образование не операционного подразделения за рубежом для осуществления в основном управленческих и маркетинговых. 2. Образование международного департамента. 3. учреждение операционного отделения за рубежом.


27. Международный рынок ценных бумаг: понятие, первичный и вторичный рынки. Международный рынок ценных бумаг – это механизм, способствующий обмену финансовыми активами. Особенности международного рынка ценных бумаг: ценные бумаги отличаются от других видов помещения ссудного капитала обратимостью, т.е. возможностью для держателя в любой момент обратить их в деньги, которая в свою очередь зависит от ликвидности рынка, на котором они выступают объектами купли-продажи; международный рынок ценных бумаг - это прежде всего первичный рынок, вторичный рынок пока не получил адекватного развития. Виды фондовых рынков (по субъектам предложения): Первичный рынок – Предложение ценных бумаг осуществляет только их эмитент – индивидуальный или институциональный инвестор; Вторичный рынок – Предложение ценных бумаг осуществляют другие участники рынка ценных бумаг: централизованный (фондовая биржа); нецентрализованный. К наибольшим рынкам акций относят: США имеют самый крупный рынок акций в мире. Обыкновенные акции в США не имеют номинальной стоимости. Другая особенность акций США состоит в том, что их держатели обычно не получают преимущественных прав в случае проведения компаниями дополнительных выпусков акций. Японский рынок акций является вторым по размеру в мире. Склонность к спекуляциям за счет вложения средств в акции. Этому также способствовали огромные успехи японской промышленности и своеобразная японская философия бизнеса, явившиеся важным фактором успеха как на внутренних, так и на внешних рынках. Британский рынок акций - третий по величине. Несмотря на это, только около 5% взрослого населения являются прямыми владельцами ценных бумаг. Рынок акций в Германии, несмотря на свое развитие в последние годы, все еще остается небольшим по сравнению с промышленным и коммерческим оборотом в этой довольно крупной стране. Причина этого в основном кроется в том, что по культурным традициям немецким инвесторам гораздо больше по душе относительная надежность облигаций, чем рисковый характер акций. К наибольшим рынкам иностранных облигаций относят: Швейцарский рынок привлекает иностранных заемщиков стойкостью национальной валюты и развитостью банковской инфраструктуры. На рынок иностранных облигаций Японии допускаются эмитенты с ниже, чем на других рынках, рейтингами кредитоспособности. Основные эмитенты — национальные правительства и банки. Американский рынок привлекает иностранных заемщиков значительными размерами капиталов институционных инвесторов США и разнообразием финансовых инструментов. Объем эмиссии максимально составляет 500—700 млн долл. США для одного транша. Эмитентами облигаций выступают межнациональные институты, иностранные правительства или их агентства, частные корпорации, банки и т.п.

28. Понятие еврорынка. Евробумаги: классификация, особенности. Еврорынок — часть финансового рынка (наднациональный рынок), на котором проводятся операции по кредитам и займам в евровалютах. Рынок евровалют включает как межбанковские сделки, так и операции с небанковскими клиентами. Характерной особенностью рынка евровалют является специфика процентных ставок, все они ориентируются на ставки межбанковского рынка ведущих финансовых центров. Обычно это лондонская межбанковская процентная ставка. Евровалюта — любая денежная единица, вложенная в кредитные учреждения за пределами страны происхождения и находящаяся вне контроля и юрисдикции органов этой страны. Несмотря на приставку «евро», такой валютой может стать любая и в любом регионе мира. Еврорынки не имеют статуса государственных рынков, а операции на них не подпадают под государственное налоговое или валютное регулирование конкретной страны. В настоящее время к мировым еврорынкам относятся Нью-Йорк, Лондон, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Токио, Сингапур, Сянган. Отличительные черты: огромные обороты финансовых ресурсов, использование свободно конвертируемых валют и международных платежных единиц, универсализация валютно-кредитных операций, использование новейших средств связи и коммуникации, жестокое структурирование, они политически нейтральны. Операции на рынке евровалют: предоставление кредитов; выпуск еврооблигаций; краткосрочные сделки. Классификация евробумаг: еврокоммерческие векселя — документарно оформленные векселя в евровалютах на три-шесть месяцев с премией к процентной ставке по евродолларовым депозитным сертификатам; депозитные сертификаты — свидетельства банков о депонировании денежных средств в евровалютах. Срочность депозитных сертификатов колеблется от тридцати дней до пяти лет; евроноты — краткосрочные обязательства с плавающей процентной ставкой.

29. Внешнеинвестиционная политика: содержание и структура. Понятия «инвестиционный режим» и «инвестиционный климат». Внешнеинвестиционная политика государства –это структурная составляющая внешнеэкономической политики современного государства, представляющая собой систему форм и методов государственного воздействия на разнонаправленные потоки международных инвестиций с целью возрастания положительных экономических и социальных эффектов в национальной экономике. Структура внешнеинвестиционной политики: Интернациональный уровень: Регулирование международными экономическими организациями, региональными экономическими организациями и интеграционными объединениями, двусторонними соглашениями о взаимной защите и поощрении инвестиций и избежание двойного налогообложения. Национальный уровень: Политика привлечения иностранных инвестиций (регулирование ввоза) и содействия зарубежным инвестициям (регулирование вывоза). Инвестиционный режим - законодательно закрепленный тип взаимоотношений принимающей страны и иностранных инвесторов: Режим наибольшего благоприятствования (принимающая страна относится к инвесторам одной страны не менее благоприятно, чем к другим); Национальный режим (принимающая страна предоставляет зарубежным инвесторам, такие же благоприятные условия хозяйствования, как и национальным); Справедливый и равноправный режим (принимать иностранный капитал на условиях, учитывающих интересы инвестора, должны быть справедливыми и равными по отношению к национальному бизнесу); Принцип транспарентности (предполагает своевременное уведомление инвесторов об изменениях в инвестиционных режимах принимающих стран). Инвестиционный климат страны - вся совокупность условий приема и функционирования иностранного капитала в стране, определяющая степень инвестиционной привлекательности страны-реципиента для иностранного инвестора. Факторы инвест. климата страны (по ЮНКТАД): Институц. условия: Экономическая, политическая и социальная стабильность, Отношения с подразделениями ТНК, Порядок вхождения на рынок и правила поведения, Международные торговые и инвестиционные соглашения, Политика приватизации, Торговая и налоговая политика, Система урегулирования споров. Эконом. условия: Размер и структура рынка, ВВП на душу населения, стоимость средств и активов, издержки вхождения на рынок.

30. Внешнеинвестиционная политика и проблемы и значение привлечения инвестиций в РБ. Основное направление инвестиционной деятельности в РБ – привлечение прямых иностранных инвестиций. Это объясняется большим износом основных фондов большинства предприятий страны. В связи с этим, необходимо привлекать инвесторов, которые будут иметь долгосрочный интерес к хозяйственной деятельности в Беларуси, т. е. привлечение стратегических иностранных инвесторов. Для привлечения необходимо обладать относительно более дешевой по сравнению с другими странами квалифицированной рабочей силой, научно-техническим потенциалом, обладать хорошей производственной инфраструктурой, занимать удобное географическое положение, иметь емкий рынок конечной продукции. РБ, в той или иной степени, обладает этими условиями. Факторы, отталкивающие иностранных инвесторов: нестабильность валютного режима; низкая покупательская способность населения; остановка многих промышленных предприятий; неопределенность политики приватизации. В связи с этим, инвестиционная активность проявляется лишь в отраслях с быстрой отдачей, и практически отсутствуют долгосрочные инвестиционные проекты. Основные инвесторы: субъекты хозяйствования России (44, 3% от всех поступивших инвестиций), Соединенного Королевства (19, 2%), Нидерландов (10, 2%), Кипра (6, 5%), Австрии (3, 9%), Германии (3, 4%). Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в организации торговли (35, 5% от всех поступивших инвестиций), транспорта (26, 6%), промышленности (19%).

 

31. Международная миграция трудовых ресурсов: понятие, причины, виды, современные тенденции развития. Международная миграции рабочей силы – перемещение и переселение трудоспособного населения из одной страны в другую, вызванная причинами экономического и иного характера и сопровождаемая сменой постоянного места жительства с целью трудоустройства. Причины: Экономические –межстрановые различия в оплате труда, кризисное состояние или структурная перестройка национальной экономики, отсутствие потребности в работниках той или иной квалификации, желание повысить свой профессиональный уровень, возможность получить иностранный опыт, переизбыток рабочей силы и безработицы, желание установить деловые контакты или контакты для будущей работы; Другие – воины, конфликты, политические и религиозные противоречия, экологические бедствия и природные катаклизмы, дискриминация по полу, национальности, религии, состоянию здоровья, причины личного характера. Факторы, сдерживающие миграцию: Нехватка средств, обремененность семьей, собственностью, нехватка информации, Незнание законов других стран, Страх потерять основную работу, Неразвитость транспорта и транспортные расходы. Виды миграции: Постоянная – более 1 года, Временная – менее 1 года, Сезонная – ежегодный выезд, Маятниковая(приграничная); Легальная и Нелегальная; Интеллектуальная и Низкоквалифицированная; По направлениям: Из развивающихся стран и стран с транзитивной экономикой в развитые, Миграция между экономически развитыми странами, Между развивающимися странами, Миграция высококвалифицированной рабочей силы из экономически развитых стран в развивающиеся, Международная и трудовая миграция. Последствия миграции: +принимающей: в бюджет поступают дополнительные налоги, Привносится новый опыт и умения, стимулирование производства и занятости, страна не несет затрат на его воспитание и образование, иммигранты улучшаю демографическую ситуацию, омолаживая нацию. – принимающей: Повышается конкуренция местному населению, Рост недовольства местного населения вследствие нетерпимости, Уменьшение реальной з\п в среднем по стране из-за демпинга иммигрантов. + донора: Уменьшение безработицы, снижение социальной напряженности, связанное с перенаселением, Денежные(валютные) переводы из-за рубежа, Снижение нагрузки на госбюджет за счет уменьшения социальных расходов, Возможность возврата высококвалифицированной рабочей силы, приобретение дополнительного опыта, деловых связей. – донора: Утечка умов, истощение НТР и интеллектуального потенциала, Потеря бюджетных средств потраченных на воспитание и образование, Потеря подоходного налога, налога на собственность и других налогов, которые теперь будут уплачены другой стране. В стране доноре ухудшается демографическая ситуация.

32. Миграционная политика. Формы и методы государственного и международного регулирования миграции. Миграционная политика РБ. Государственная миграционная политика – целенаправленная деятельность государственных органов по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в другую страну или из нее с целью защитить интересы трудящихся мигрантов, национальной рабочей силы, а также обеспечить защиту интересов стран. Виды: Эмиграционная – создание благоприятного эмиграционного климата и регулирование объемов и структур миграционных потоков, Иммиграционная – защита национального рынка труда от потока мигрантов и рациональное использования их труда. Методы госрегулирования эмиграции: Прямые – квота, запрет на выезд определенной специальности, поощрение выезда специалистов, работа которых за рубежом требует экспорта отечественной продукции, ограничение выдачи заграничных паспортов по разным причинам, лицензирование деятельности по трудоустройству за рубежом; Косвенные – предоставление льгот по






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.