Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение и эволюция






Основы менеджмента

Конспект лекций

1. Менеджмент как современная система управления……………

2. Функции менеджмента……………………………………………….

3. Основа менеджмента – организация………………………………

4. Формы и структуры управления……………………………………..

5. Мотивация в менеджменте…………………………………………

6. Коммуникации в менеджменте. Информационные

системы в менеджменте……………………………………………..

7. Управленческие решения……………………………………………..

8. Лидерство в управлении……………………………………………

9. Управление конфликтами…………………………………………….

10. Контроль в управлении…………………………………………..


.

Менеджмент как современная система управления

Широкий общественный интерес к менеджменту в значительной степени связан с переходом экономики Украины к рыночным отношениям.

Для того чтобы в условиях рыночной экономики успешно управлять сложными системами, необходимо знать основы менеджмента – теорию и практику управления. Наука требует тщательного изучения общих принципов построения и функционирования систем, структуры и процессов, а также точного определения терминологии, используемой в управлении предприятиями и организациями.

Понятие менеджмента

Окружающий нас мир состоит из трех систем:

- неживой природы – техническая система;

- живой природы – биологическая система;

- человеческое общество – социальная система.

Самая сложная – социальная система, которая имеет три типа управления: политическое, экономическое и социальное.

Управление общественным производством охватывает процессы экономического и социального управления. Управление социально-экономической системы осуществляется как взаимодействие двух подсистем:

- подсистема, которая управляет – субъект управления;

- подсистема, которой управляют – объект управления.

Современная система управления, которая наиболее полно отвечает функционированию социально-экономических систем в условиях рыночных отношений называется менеджментом.

Менеджмент – это деятельность по руководству людьми в разнообразных организациях. В упрощенном понимании, менеджмент это умение достигать поставленные цели, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджмент – это наука, отрасль человеческих знаний, помогающая осуществлять деятельность по руководству людьми в организациях.

Менеджер – определенная категория людей, социальный слой тех, кто профессионально осуществляет работу по управлению.

Возникновение и эволюция

Потребность научного подхода к управлению появилась в средине ХІХ века («промышленная революция» в Англии). В 1911 году вышла в свет книга Ф.У. Тейлора «Принципы научного управления», положившая начало менеджмента, как науки.

Эволюция менеджмента:

Предфаза (~до 1900 г.) Иерархично-пирамидальное строение организаций и предприятий, авторитарный стиль управления. Преобладание военно-административного управления. (В России – реформы Петра І).
Школа научного управления (1900 –1930) (США) Термин «научное управление» ввел Тейлор (США). Повышение продуктивности труда за счет использования человеческого фактора (наблюдение, измерение, логика и анализ трудовых процессов, учет физиологических возможностей человека). Без учета мотивации.
Классическая школа (школа «административно-бюрократического» подхода Германии, Франции, Англии) (1900 – 1903) – Файоль (Франция), Урвик (Англия), Джеймс Муки и Рейли (США), Вебер (Германия). Идеальный тип организации с четким обозначением обязанностей, правил поведения субъектов управления (бюрократический подход), что дает возможность достичь максимальной эффективности.
Школа «движение за гуманные отношения» (1930 – 1950 г.г.) США, Япония Авторы Мери Паркер Фолетт и Элтон Мейо (США) установили, что даже четко разработанные процедуры и рабочие операции, высокая зарплата всегда являются стимулами повышения производительности труда. Необходимо учитывать потребности людей и социально-психологический климат в коллективе. В 50-е годы появилось новое направление (Бихевиористская школа) – школа повдонческих наук (на основании развития психологии, социологии, соционики). Концепция (с помощью мотивации) – «от эффективности работников; к эффективности организации». Представители – Мак-Грегор, Ф. Герцберг и др.
Современная фаза (с 1940 г. – до настоящего времени) Характерно применение «суровых» методов исследования (прикладная математика, компьютеризация, статистика, инженерные науки, числовые методы) с учетом наработок предыдущих фаз развития науки – менеджмент





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.