Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объединений






Современные условия значительно снижают возможности отдельных организаций в выпуске конкурентоспособной продукции. Это обуславливает создание более совершенной формы организации производства – объединений.

Объединения – единые производственно – хозяйственные комплексы взаимосвязанных единой целью и средствами ее достижения специализированных организаций, научно – исследовательских организаций, финансово – кредитных учреждений и прочих хозяйствующих субъектов.

Ключевым признаком, характеризующим ту или иную форму объединения, является степень хозяйственной самостоятельности, организаций, входящих в объединение.

Побудительные мотивы объединения организаций:

- снижение издержек производства в результате совместной деятельности;

- приобретение новых каналов реализации продукции, работ или услуг;

- повышение эффективности маркетинга;

- расширение производственных мощностей;

- освоение новых рынков сбыта;

- снижение капиталовложений и риска при создании новых производственных мощностей;

- освоение новых сфер производственно – хозяйственной деятельности;

- совместное комплексное использование источников ресурсов;

- возможность избежать сезонности в работе;

- сближение научно – технической и производственной базы;

- комплексное использование отходов производства;

- экономия на транспортных расходах, и т.п.

Картель – это договорная форма объединения хозяйствующих субъектов, при которой участники заключают соглашение о регулировании объемов производства продукции, оказания услуг или выполнения работ, о разделе рынков сбыта и источников сырья, найма рабочей силы, установления уровня заработной платы и социальных гарантий для работающих, об условиях продажи и сроках платежа. Участники картеля сохраняют коммерческую, производственную и юридическую самостоятельность. Наиболее часто предметом картельного соглашения служит цена.

Картели могут быть следующих типов:

1) внутренние – создаются в пределах национального рынка или его части, могут включать как крупные, так и малые предприятия;

2) экспортные – состоят из национальных фирм – экспортеров, но могут входить и филиалы иностранных фирм;

3) международные – создаются из фирм нескольких стран, занимающихся экспортом, импортом или обеими операциями одновременно.

Картель является типичной формой монополии и существует в зарубежных странах в скрытом виде, несмотря на антимонопольное законодательство. Ввиду активного антимонопольного противодействия правительств многих стран деятельности картелей, появились разновидности картельных союзов:

· конвенция – один из видов международного договора, устанавливающего взаимные права и обязанности государств, нормы общего характера; конвенции могут заключаться также между фирмами разных стран;

· корнер – соглашение о скупке товаров или ценных бумаг с целью последующей спекулятивной перепродажи;

· ринг – соглашение, заключаемое с целью кратковременной скупки товара или задержания его на складе для взвинчивания цен и получения монопольной прибыли;

· джентльменское соглашение.

Трест – такая форма объединения хозяйствующих субъектов, при которой все объединяющиеся предприятия теряют свою коммерческую и производственную самостоятельность и подчиняются единому органу управления трестом, т.е. это передача контроля над ранее независимыми предприятиями в форме контрольного пакета акций или особого доверительного сертификата другому хозяйствующему субъекту – создателю треста или группе создателей, объединенных в доверительный совет. Таким способом достигается огромная концентрация капитала, позволяющая проводить в рамках объединенных в трест предприятий единую техническую политику. Общая прибыль, полученная трестом, распределяется в соответствии долевым участие отдельных предприятий входящих в трест.

Возникли тресты в США во второй половине 19 века и получили там наибольшее распространение. Тресты также имели распространение в хозяйственной практике и в странах бывшего Советского союза. В отечественной практике трест признавался юридическим лицом и рассматривался единым субъектом хозяйствования, работающем на началах коммерческого расчета. Ему предоставлялись права, необходимые для организации производства и сбыта продукции на объединяемых фабриках и заводах, снабжения их сырьем и материалами. Аппарат управления трестом ведал вопросами специализации производства, распоряжался денежными средствами и материальными ценностями, осуществлял административные функции. Трест находился под контролем органов государственного управления и нес полную ответственность перед государством за выполнение производственных планов, качество выпускаемой продукции и сохранность вверенного ему имущества. До нашего дня тресты сохранились в общественном питании, строительстве. В промышленности они потеряли свое значение основного звена управления.

Синдикат – представляет собой объединение хозяйствующих субъектов, в котором распределение заказов на закупки сырья и реализацию производимой продукции осуществляется через единую снабженческо – сбытовую сеть. В синдикате централизуется вся коммерческая деятельность участников, включая определение цен, объемов поставок и т.п. При этом юридическая и производственная самостоятельность входящих в синдикат предприятий сохраняется, а коммерческая – утрачивается.

В нашей стране синдикаты существовали в годы нэпа. Они представляли собой объединения промышленных трестов с целью централизации оптового сбыта продукции, закупки сырья и планирования торговых операций. В 30 – х г.г. синдикаты были упразднены и на их базе созданы промышленные или производственные объединения.

Концерн – наиболее распространенная форма объединений, характеризующаяся тем, что входящие в концерн предприятия имеют ограниченную самостоятельность, единую собственность и систему контроля. Как правило создаются по принципу объединения фирм, связанных единым технологическим процессом производства, начиная с добычи сырья, и кончая реализацией готовой продукцией через собственную торговую сеть (вертикальное комбинирование). Возглавляется правлением, тактическое и текущее оперативное руководство правление поручает совету директоров, членами которого, как правило, являются наемные менеджеры.

Консорциум – объединение хозяйствующих субъектов различных организационно – правовых форм на основе временного соглашения о совместной деятельности с целью осуществления единого проекта или проведения крупных финансовых операций, это одна из форм объединения производственного и банковского капитала. Входящие в консорциум предприятия полностью сохраняют свою самостоятельность, но в той части совместной деятельности, которая касается реализации целей консорциума, они подчиняются совместно выбранному руководству. После выполнения поставленной задачи консорциумы прекращают свою деятельность или преобразуются в иной вид договорного объединения.

Первоначально возникли в финансово – кредитной сфере. Как правило, создаются для реализации крупных хозяйственных проектов в области строительства, освоения месторождений полезных ископаемых, сложных научно – технических задач. В 60 – е годы появились консорциумы, в которых участниками стали выступать целые государства (международный консорциум спутников связи ИНТЕЛСАТ).

Корпорация – объединение предприятий, создаваемое в целях защиты каких – либо интересов хозяйственных субъектов, входящих в корпорацию. Рассматривается в двух аспектах:

- союз партнеров, созданный для защиты каких – либо привилегий их участников (корпорация адвокатов, студентов);

- акционерные компании.

Вступление и выход осуществляются на добровольной основе по решению органов управления и собственников хозяйствующих субъектов.

Первые корпорации возникли в США в середине 19 века в железнодорожном строительстве, а к началу 20 века стали главной формой организации крупного промышленного производства. Создаются в целях экономической, социальной и правовой защиты прав и интересов входящих в нее участников.

Холдинг – держательная компания, уставной капитал которой образуют контрольные пакеты акций входящих в нее предприятий. Бывает следующих видов:

1) чистый холдинг – создается для финансового контроля и управления дочерними предприятиями;

2) смешенный холдинг – создается с целью определенной предпринимательской деятельности.

Могут создаваться тремя путями:

· по решению государственного органа управления в процессе разгосударствления и приватизации экономики;

· методом добровольного объединения акционированными предприятиями своих контрольных пакетов акций;

· путем скупки фирмой акций других хозяйствующих субъектов на рынке ценных бумаг.

Франчайзное объединение – гибридная форма объединений предприятий крупного и мелкого предпринимательства, основанная на франчайзе.

Франчайзинг (от франц. франшиза - льгота, привилегия) - представляет собой договор, заключенный между крупной корпорацией и сетью мелких фирм или бизнесменов, в соответствии с которым франчайзер обязуется поставлять мелким фирмам или бизнесменам, действующих в рамках оговоренной территории, свои товары, рекламные услуги и другие технологии ведения бизнеса. За это франчайзи обязуется предоставлять франчайзеру услуги в области реализации его товаров. Важным условием договора является обязанность мелкой фирмы или предпринимателя иметь деловые контакты только компанией франчайзером, а также вести бизнес по ее технологии.

Франчайзер - головная компания, которая предоставляет какие - то определенные права, включая право на пользование торговой маркой;

Франчайзи - мелкая компания, которая по договору получает от франчайзера какие - то определенные права, включая право на пользование торговой маркой, но при этом выступает как самостоятельный производитель, является юридическим лицом, имеет свой расчетный счет и самостоятельный баланс, может иметь различную форму: дилера, торгового предприятия, дочернего предприятия, филиала и т. д. Часто в отечественной практике, если франчайзер является зарубежным партнером, то франчайзи называют оператором.

Выделяют три основных типа франчайзинга:

1) франчайзинг на продажу готового товара - франчайзи платит франчайзеру за право продавать товары с его торговой маркой; например дилер по торговле автомобилями;

2) франчайзинг на производства товаров - франчайзи получает от материнской компании право на производство и сбыт ее товаров, причем он использует сырье и материалы, купленные у этой компании, например, завод по разливу безалкогольных напитков;

3) франчайзинг на вид деятельности - франчайзи покупает право на открытие собственной фирмы с использованием названия компании франчайзера и с сохранением профиля его деятельности, например, сеть закусочных.

Данная форма объединений широко развита в США, франчайзными соглашениями там охвачено более 500 тысяч малых фирм и ежегодно их число растет примерно на 25 тысяч. На долю таких объединений в США приходится примерно 1/3 всей розничной торговли, впервые эта форма бизнеса была использована в 50 - е годы американскими автомобильными и нефтяными компаниями. В настоящее время активно используют эту форму объединения такие фирмы, как “ Макдональдс “, “ Пицца Хат “, “ Пепсико“. В России франчайзингом активно занимается “Дока - пицца“ (г. Тольяти), “ Довгань “. Франчайзинг может получить распространение и в Беларуси, если появится достаточное число крупных компаний, которые смогут взять на себя роль франчайзера.

К преимуществам можно отнести следующие:

· расширение бизнеса через торговые предприятия франчайзи, не затрагивая собственного капитала;

· высокое качество товаров, изготавливаемых на крупных, специализированных фирмах;

· стандартизация, продукции, услуг, управления и т. д.;

· учет запросов покупателей;

· более низкие цены;

· возможность использования уже проверенных экономических методов франчайзера.

В общем, фирма франчайзи приобретает некоторую гарантию своего существования; экономит средства на маркетинговых исследованиях, консультациях и других услугах профессионалов; имеет гарантию поставок сырья, материалов и полуфабрикатов; открывает свое дело с меньшим риском; получает поддержку и советы от крупной фирмы. А фирма - франчайзер расширяет сферу сбыта своей продукции, проникая на небольшие и отдельные рынки, и следовательно имеет информацию для быстрого реагирования на изменения спроса; привлекает дополнительный капитал; устанавливает строгий оперативный контроль за качеством продукции и услуг, производимых и реализуемых франчайзи.

Недостатки:

· франчайзинг не гарантирует богатства, он может оказаться самым надежным способом организации своего дела, но не обязательно самым дешевым. По мнению некоторых специалистов, затраты на франчайзинг на 10 - 30 % выше, чем на создание собственного независимого предприятия;

· крупные компании отказываются от небольших контрактов, а также ограничивают франчайзи в возможности получения прав на технологию, “ ноу-хау “ и другие нематериальные ценности;

· плата (взносы), которую необходимо выплачивать франчайзеру может составлять до 20 5 от объема продаж;

· большая зависимость от франчайзера, который может вмешиваться во все сферы бизнеса, вплоть до таких деталей, как униформа служащих и цвет стен;

· франчайзи обязан покупать товары только у франчайзера по любой цене, которую он назначит;

· чем выше стандартизация продукции, тем меньшим спросом она пользуется за рубежом.

Внедрение рыночных методов хозяйствования привело к появлению в Республике Беларусь огромного числа предпринимателей, которые на свой страх и риск занимаются мелкой розничной торговлей одних и тех - же товаров. Безусловно, что реализация франчайзной формы организации бизнеса позволит упорядочить их деятельность, повысить действенность контроля за качеством производимых товаров и оказываемых услуг, сбор налогов от коммерческой деятельности, культуру обслуживания, а также снизить степень риска предпринимателей. Но в отечественной практике, пока более известно и принято создание дочерних предприятий и филиалов. К франчайзной форме организации бизнеса в Беларуси можно отнести “ Кодак “.

 

 

4. Лекция - экономическая среда функционирования организации

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.