Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема №3 . Занятие № 25.

Утверждаю

Заместитель начальника военной кафедры – начальник учебной части

Полковник Б.Сейдахметов.

«___»_______________20 __г.

 

 

ПЛАН

Проведения занятия по специальности «Финансовое обеспечение боевой и хозяйственной деятельности войск» со студентами 3 курса, обучающимися по ВУС-310101

ТЕМА №3 Основы организации и правила ведения бухгалтерского учета в воинских частях, организациях и учреждениях Министерства обороны РК.

ЗАНЯТИЕ № 25. Инвентаризация. Общие положения. Порядок проведения инвентаризации.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить со студентами порядок и сроки проведения инвентаризации ГУ. Разъяснить студентам инвентаризацию основных средств, нематериальных активов и запасов.

 

ВРЕМЯ: 2 часа

МЕТОД ЗАНЯТИЯ: Лекция

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: лекционный зал

МТО: Лекционный материал, мультимедийное оборудование.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Приказ Министра финансов РК от 3 августа 2010 г. №393 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях».

2. Приказ Министра финансов РК от 15 июня 2010 г. №281 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета государственных учреждений»

3. Приказ и.о. Министра финансов РК от 02.08.2011 г. №390 «Об утверждении Альбома форм бухгалтерской документации для государственных учреждений РК».

4. Приказ Министра финансов Р К от 22.08. 2011 года № 423
«Об утверждении Правил проведения инвентаризации в государственных учреждениях».

 

№ п/п Учебные вопросы Время (мин).
I Вводная часть: - принимаю доклад дежурного по взводу; - проверяю наличие личного состава; - провожу контрольный опрос по пройденной теме; - объявляю тему, цель занятия и учебные вопросы.  
II Основная часть: 1.Правила проведения инвентаризации в государственных учреждениях. 2.Инвентаризация основных средств; инвестиционной недвижимости и нематериальных активов; запасов.  
III Заключительная часть - напоминаю тему, цели занятия и как они были достигнуты; - спрашиваю студентов, есть ли у них вопросы и замечания по данной теме; - провожу краткий опрос по пройденной теме, с целью закрепления и проверки усвоения материала; - даю задание на самостоятельную подготовку, изучить материалы лекции.  

 

 

Старший преподаватель

Подполковник запаса Н.Маманов.

ТЕМА №3. ЗАНЯТИЕ № 25.

Учебный вопрос №1. Правила проведения инвентаризации в государственных учреждениях.

 

Общие положения

 

Настоящие Правила проведения инвентаризации в государственных учреждениях (далее - Правила) разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан и устанавливают порядок и сроки проведения инвентаризации в государственных учреждениях, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов.

 

Основными задачами инвентаризации являются:

1) выявление фактического наличия долгосрочных активов, запасов, денежных средств и других активов;

2) сопоставление фактического наличия долгосрочных активов, запасов, денежных средств и других активов с данными бухгалтерского учета;

3) выявление неиспользуемых материальных ценностей;

4) проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств;

5) проверка полноты отражения в учете дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых инвестиций и ценных бумаг.

 

Инвентаризация проводится:

-перед составлением годовой финансовой отчетности;

-при смене материально-ответственных лиц (на день приема - передачи);

-при установлении факта хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

-в случае пожара или стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуациях;

-при ликвидации, реорганизации (при слиянии и присоединении, разделении, выделении и преобразовании) государственного учреждения как юридического лица.

 

Сроки проведения инвентаризации.

 

Государственные учреждения проводят инвентаризации в следующие сроки:

1) машин и оборудования, транспортных средств, инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря, нематериальных и прочих долгосрочных активов - не менее одного раза в год не ранее 1 сентября;

2) зданий, сооружений, передаточных устройств и других недвижимых объектов активов (земельные участки, многолетние насаждения и другие объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых невозможно без ущерба их назначению) - не менее одного раза в год не ранее 1 сентября;

3) библиотечных фондов - один раз в пять лет, а также в сроки, установленные соответствующими администраторами бюджетных программ;

 

4) материалов для учебных, научных и других целей, хозяйственных материалов и канцелярских принадлежностей, медикаментов и перевязочных средств, топлива, горючих и смазочных материалов, кормов и фуража, тары, материалов в пути, запасных частей к машинам и оборудованию, прочих материалов, спецодежды и других предметов индивидуального пользования - не менее одного раза в год, но не ранее 1 октября;

5) продуктов питания и спирта - не менее одного раза в квартал;

6) драгоценных металлов и драгоценных камней - два раза в год по состоянию на 1 января и на 1 июля;

7) денег, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности - в сроки, установленные руководителем государственного учреждения (как правило 1 раз месяц), но не реже одного раза в квартал;

8) движение на счетах учета денежных средств и их эквивалентов производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерской службы государственного учреждения, с данными по формам отчетов территориальных подразделениях Казначейства и выписок обслуживающих банков второго уровня - в сроки, установленные руководителем государственного учреждения, но не реже одного раза в квартал;

9) расчетов по платежам в бюджет по обязательным социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды, с депонентами - не менее одного раза в квартал;

10) расчетов с разными дебиторами и кредиторами - не менее двух раз в год;

11) остальных статей баланса - по состоянию на 1 января.

 

Ценности, которые были ранее подвергнуты внеплановой проверке в течение года, также подлежат инвентаризации в установленные сроки.

 

Порядок проведения инвентаризации

 

. Для проведения инвентаризации приказом руководителя государственного учреждения создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, устанавливаются сроки начала и окончания инвентаризации.

 

Инвентаризационная комиссия создается из работников государственного учреждения в составе не менее 3 человек, включая главного бухгалтера.

Инвентаризационная комиссия возглавляется руководителем государственного учреждения или его заместителем.

Руководитель государственного учреждения обеспечивает условия для полной и точной проверки фактического наличия объектов учета в установленные сроки.

В государственных учреждениях с большой номенклатурой ценностей в меж инвентаризационный период по распоряжению руководителя государственного учреждения проводятся выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.

Создание центральной инвентаризационной комиссии, проведение инвентаризации в государственных учреждениях, обслуживаемых централизованной бухгалтерией, утверждение календарного плана проведения инвентаризации, а также распределения работнико в для участия их в инвентаризационных комиссиях утверждается приказом руководителя государственного учреждения. На основании этого приказа руководителями государственных учреждений, обслуживаемых централизованной бухгалтерией, назначаются свои инвентаризационные комиссии.

 

Инвентаризационная комиссия проводит инвентаризацию материальных ценностей и денег по местам их хранения отдельно по материально-ответственным лицам.

Проверка фактического наличия имущества производится при непосредственном участии материально ответственных лиц.

Инвентаризация проводится инвентаризационной комиссией только в полном составе.

 

Прежде чем приступить к проверке фактического наличия материальных ценностей инвентаризационная комиссия производит:

- опломбирование подсобных помещений, подвалов и других мест хранения ценностей, имеющих отдельные входы и выходы;

- проверку исправности всех вес измерительных приборов;

-получает последние на момент инвентаризации отчеты о движении материальных ценностей и денег.

 

На день до начала инвентаризации должна быть закончена обработка всех документов по приходу и расходу ценностей, произведены соответствующие записи в карточках (книгах) аналитического учета и выведены остатки.

 

Материально-ответственные лица, до начала инвентаризации дают расписку в том, что к началу инвентаризации все документы, относящиеся к приходу и расходу ценностей, сданы в бухгалтерскую службу и все ценности, поступившие на их ответственное хранение, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

На складах и в других местах хранения материальные ценности должны быть рассортированы и уложены по наименованиям, сортам, размерам и прочим параметрам. На материальные ценности должны быть повешены ярлыки с подробными сведениями, характеризующими эти ценности, с указанием их количества, массы (веса) и меры.

 

Наличие материальных ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей в виде исключения определяется на основании документов при обязательной проверке фактического наличия части этих ценностей. Определение массы (веса или объема) навалочных материалов допускается проводить на основании обмеров и технических расчетов, о чем в описях делается соответствующая отметка.

Если инвентаризация материальных ценностей, находящихся на складах или в других закрытых помещениях, не закончена в тот же день, помещения должны быть опечатаны при уходе инвентаризационной комиссии. Печать на время инвентаризации хранится у председателя инвентаризационной комиссии. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в закрытом помещении, где проводится инвентаризация (в шкафу, сейфе).

 

Сведения о фактическом наличии объектов учета записываются в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) или акты инвентаризации (далее по тексту «описи»).

Описи составляются в двух экземплярах отдельно по местам нахождения материальных ценностей и материально-ответственным лицам, ответственным за их сохранность.

Один экземпляр передается в бухгалтерскую службу, а второй остается у материально-ответственного лица.

Описи подписываются председателем и всеми членами инвентаризационной комиссии. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку инвентаризационной комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам инвентаризационной комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

На ценности, пришедшие в негодность, составляется отдельная инвентаризационная опись. В протоколе инвентаризационной комиссии они отмечаются отдельно с указанием причин их порчи и/или виновных в этом лиц.

Описи заполняются вручную или с помощью компьютерной техники, без подчисток и помарок.

На каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества ценностей в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (в штуках, килограммах, метрах) эти ценности показаны.

Исправления ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильной записи и проставления над зачеркнутыми данными правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами.

В описях не допускается оставлять незаполненные строки.

На последних листах описей в незаполненных строках ставятся прочерки.

На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчете итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

При проверке фактического наличия объектов учета в случае смены материально-ответственных лиц, принявший ценности, расписывается в описи в их получении, а сдавший - в их сдаче.

 

По окончании инвентаризации оформленные описи сдаются в бухгалтерскую службу государственного учреждения для проверки, выявления и отражения в учете результатов инвентаризации.

Данные бухгалтерского учета, проставляемые в описях, подтверждаются подписью главного бухгалтера государственного учреждения.

Все материальные ценности, а также арендованные долгосрочные активы, учтенные на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для ценностей, учитываемых на балансе.

 

По окончании инвентаризации проводятся контрольные проверки с целью установления правильности проведения инвентаризации.

Контрольные проверки инвентаризации должны проводиться с участием членов инвентаризационных комиссий и материально-ответственных лиц по окончании инвентаризации, но обязательно до открытия склада (кладовой, секций), где производилась инвентаризация.

Результаты контрольных проверок инвентаризаций оформляются актом согласно приложению 1 к настоящим Правилам. Учет проводимых контрольных проверок ведется бухгалтерской службой в специальной книге согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

 

Результаты инвентаризации отражаются в ведомости согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

Работа инвентаризационной комиссии оформляется протоколом.

В протоколе инвентаризации также указывается информация о проведении теста на обесценение активов в соответствие с Правилами ведения бухгалтерского учета государственных учреждений, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года № 393, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6443. Наличие факта обесценения активов с объяснением причин возникновения подтверждается независимым экспертом, утверждается администратором бюджетных программ при согласовании с уполномоченным органом по управлению государственным имуществом.

 

Учебный вопрос № 2. Инвентаризация основных средств; инвестиционной недвижимости и нематериальных активов; запасов.

 

1.При инвентаризации зданий и сооружений комиссия проверяет наличие правоустанавливающих документов, нахождение по объектам, учтенных на балансе государственного учреждения.

Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся на балансе государственного учреждения.

 

 

До начала инвентаризации основных средств необходимо проверить:

- наличие и состояние инвентарных карточек, описей и других регистров аналитического учета;

- наличие и состояние технических паспортов и другой технической документации;

- наличие документов на активы, сданные или принятые государственным учреждением в аренду, на хранение и во временное пользование.

 

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

Для оформления данных инвентаризации долгосрочных активов (зданий, сооружений, передаточных устройств, машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, библиотечного фонда и прочих долгосрочных активов) применяется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) согласно приложению 4 к настоящим Правилам, которая составляется по наименованиям в соответствии с основным назначением и их инвентарными номерами.

В случае отсутствия технической документации об этом указывается в описях в графе «Примечание».

Машины, оборудование и транспортное средство заносятся в описи с указанием заводского номера по техническому паспорту организации - изготовителя, год выпуска, назначение, мощности.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, и прочие основные средства одинаковой стоимости, поступившие одновременно и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в инвентаризационных описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов и инвентарных номеров.

Объект, подвергшийся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию, вследствие чего изменилось основное его назначение, вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

 

В случаях, когда произведенные капитальные работы (надстройка этажей, пристройка новых помещений) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) в соответствии с критериями признания активов не отражены на балансе государственного учреждения, инвентаризационная комиссия должна по соответствующим документам определить сумму изменения стоимости объекта с отражением в описи и причины, по которым произведенные изменения объектов не получили отражения на балансе государственного учреждения.

При выявлении объектов, не числящихся в учете, а также объектов, по которым в учетных регистрах отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в инвентаризационную опись недостающие сведения и технические показатели по этим объектам, например: по зданиям - указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному и внутреннему обмеру), площадь (общая и полезная), число этажей (без подвалов, полуподвалов), год постройки и другие.

 

Оценка выявленных и неучтенных объектов недвижимости с момента проведения последней инвентаризации должна быть произведена по рыночной стоимости в соответствии с законодательством Республики Казахстан об оценочной деятельности.

Оценка выявленных и не учтенных с момента проведения последней инвентаризации прочих объектов основных средств и нематериальных активов должна быть произведена по рыночной стоимости, которая устанавливается по действительному техническому состоянию.

 

Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся вне места нахождения государственного учреждения (отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование, подвижной состав железнодорожного транспорта) подлежат инвентаризации до момента временного их выбытия.

По основным средствам, инвестиционной недвижимости и нематериальным активам, не пригодным к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, составляется отдельная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ).

При проведении инвентаризации основных средств выявляются излишние, не используемые в государственных учреждениях объекты, которые подлежат отражению в бухгалтерском учете в соответствии с главой 15 настоящих Правил.

Одновременно с инвентаризацией основных средств, инвестиционной недвижимости и нематериальных активов, находящихся на балансе государственного учреждения проверяются арендованные и находящиеся на ответственном хранении объекты.

По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

 

2. При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:

- наличие документов, подтверждающих права государственного учреждения на его использование;

- правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

 

 

Инвентаризация запасов

 

Инвентаризация запасов производится по местам хранения и отдельно по материально-ответственным лицам. Инвентаризация должна производиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.

При хранении запасов в разных изолированных помещениях у одного материально-ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение о пломбируется, после чего комиссия переходит для работы в следующее помещение.

Комиссия в присутствии материально-ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально-ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

 

Для отражения данных фактического наличия запасов составляется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) запасов согласно приложению 4 к настоящим Правилам по каждому отдельному наименованию с указанием номенклатурного номера, вида, группы, сорта и количества в единицах измерения.

 

На запасы, находящиеся на ответственном хранении, составляется отдельный акт инвентаризации материальных ценностей, принятых (сданных) на ответственное хранение согласно приложению 5 к настоящим Правилам.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей, находящихся в пути, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

На товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, составляется отдельный акт согласно приложению 6 к настоящим Правилам, в котором по каждой отправке приводятся следующие данные: наименование и количество (согласно документам бухгалтерского учета), дата отгрузки, а также перечень и номера отгрузочных документов.

Спецодежда и предметы индивидуального пользования, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам нахождения и материально-ответственным лицам.

При инвентаризации спецодежды и предметов индивидуального пользования, выданных работникам, допускается составление групповых инвентаризационных описей с указанием в них ответственных за эти предметы лиц, на которых открыты личные карточки, с распиской их в описи.

Спецодежда и предметы индивидуального пользования, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей - накладных или квитанций организаций, осуществляющих эти услуги.

Спецодежда и предметы индивидуального пользования, пришедшие в негодность и не списанные, в инвентаризационную опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

Запасы, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются после инвентаризации. Эти запасы заносятся в отдельную инвентаризационную опись под наименованием «Запасы, поступившие во время инвентаризации».

В описи указывается, когда, от кого они поступили, дата и время приходного документа, наименование, количество, цена и сумма.

Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии делается отметка «Оприходовать после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти запасы.

 

На больших складах при продолжительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера государственного учреждения в процессе инвентаризации запасы отпускаются материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

Эти запасы заносятся в отдельную опись под наименованием: «Запасы, отпущенные во время инвентаризации».

В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии.

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы МБК | Государственные мероприятия по защите жизни и деятельности человека в сфере туризма




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.