Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






При окраске переплетов фонарей запрещается становиться непосредственно на переплеты.






2 Квалификационная характеристика по малярным работам 2-го, 3-го, 4-го разрядов

2-й разряд

Характеристика работ. Контроль и приемка подготовительных малярных работ простых деталей, узлов и изделий, требующих дальнейших окончательных малярных работ, а также деталей, узлов и изделий, не требующих чистовых и отделочных работ, соответственно чертежам, образцам и техническим условиям. Отбор проб проверки качества основных материалов и составов, употребляемых при выполнении работ.

Должен знать: технические условия и государственные стандарты на принимаемые детали, узлы и изделия; основные виды и способы производства подготовительных и простых окончательных малярных работ по дереву и металлу; классификацию и виды брака по основным операциям.

3-й разряд

Характеристика работ. Контроль и приемка малярных работ по отделке средней сложности деталей, узлов и изделий, не требующих дальнейших отделочных работ. Приемка подготовительных малярных работ деталей, узлов и изделий, требующих дальнейших чистовых и отделочных работ соответственно чертежам, эскизам, образцам и техническим условиям. Проверка качества всех материалов и составов, употребляемых при выполнении работ. Ведение учета и отчетности по качеству на принятую и забракованную продукцию.

Должен знать: технические условия и государственные стандарты на принимаемые детали, узлы, изделия и применяемые материалы; технологию, виды и способы производства чистовых подготовительных и окончательных малярных работ по дереву и металлу; сорта, качество и свойства материалов, применяемых в малярных работах, правила и способы приемки; методы профилактики брака; формы учета и отчетности принятой и забракованной продукции.

4-й разряд

Характеристика работ. Контроль и приемка по чертежам, рисункам, макетам и по техническим условиям сложных художественных отделочных работ по металлу и дереву после окраски изделий различными сортами красок и лаков, после сложных разделок под различные породы дерева и камня, лакировочных и живописных работ. Контроль и приемка многослойного различной толщины термозащитного покрытия деталей и узлов. Определение сорта и качества особо ценных отделочных и термозащитных материалов и составов. Определение пригодности к работе рабочего инструмента, приспособлений, шаблонов, трафаретов и схем. Оформление установленной документации.

Должен знать: технические условия и государственные стандарты на принимаемые детали, узлы, изделия и применяемые материалы; виды и способы производства подготовительных и окончательных отделочных работ по металлу и дереву; сорта, качества и свойства красок, лаков, политур и других химических материалов, применяемых в малярных работах; геометрические размеры всей поверхности покрытия; физико-химические свойства материалов; устройство, назначение и условия применения контрольно-измерительных инструментов.

 

3 Организация рабочего места

Для успешного выполнения малярных работ большое значение имеет правильная организация труда.

Выше было указано, что производство малярных работ можно начинать только при условии, если окрашенные поверхности не будут подвергаться порче при производстве последующих строительных и монтажных работ. Исключение составляет производство электропроводки, для которой до начала малярных работ должны быть установлены фарфоровые ролики и деревянные розетки. Повторим вкратце эти основные правила. Должны быть закончены строительные работы, в том числе стекольные, монтажные (центральное отопление, водопровод, канализация, вентиляция), и исправлены все повреждения на поверхностях столярных изделий. Помещения, где производится окраска, должны быть полностью освобождены от инвентаря, материалов, полы должны быть выметены и вымыты, чтобы предотвратить запыление поверхностей.

Поверхности под окраску должны быть высушены и тщательно подготовлены. При окраске известковыми составами поверхность может быть сырой. При окраске внутренних помещений нельзя устраивать сквозняки, так как они вызывают ненормальную сушку окрашенной поверхности.

Основной задачей организации строительного производства является создание условий, способствующих максимальному повышению производительности труда. Производительность труда зависит от организации труда, применения механизмов, своевременного снабжения готовыми малярными составами.

Для правильной организации труда маляров необходимо: удобно и правильно расставить у рабочего места подмости, материалы и приспособления, применять правильные приемы работы, пользоваться доброкачественными материалами и хорошими инструментами и приспособлениями. Между объединенными в звенья и бригады рабочими работа должна быть так распределена, чтобы каждый из них выполнял работу, соответствующую его квалификации, и чтобы квалифицированные рабочие не выполняли работ, которые могут делать неквалифицированные рабочие (подноску материалов, перестановку подмостей и т. п.).

Рабочие высшей квалификации должны выполнять более сложную работу, а рабочие с низкой квалификацией — простую работу.

Если бригада состоит из рабочих одной профессии (например, маляров), то такая бригада носит название специализированной; количество рабочих в такой бригаде может быть от 10 до 25.

Если в бригадах участвуют рабочие нескольких профессий, отвечающих за выполнение работы полностью, то такая бригада называется комплексной. Например, при окраске фасада здания в комплексную бригаду войдут маляры, производящие окраску, мотористы, производящие подъем материалов и обслуживающие механизмы, подсобные рабочие, занимающиеся подноской материалов и малярных составов.

Общее число рабочих в комплексной бригаде может доходить до 30—40. Комплексная бригада делится на специализированные звенья — звенья маляров, подсобных рабочих, мотористов и т. д. Во главе бригады стоит бригадир, во главе звена — звеньевой. Бригадир назначается производителем работ из числа наиболее квалифицированных рабочих. В обязанности бригадира входит распределение работы среди членов бригады и наблюдение за качеством работы, за сроком ее выполнения. Сам бригадир также производит наиболее квалифицированную и сложную работу.

Каждой бригаде выдается наряд, который составляет производитель работ или десятник. Наряд выдается за день до начала работы. В наряде указывается, какую работу надо произвести и количество ее, срок начала и окончания работы, количество рабочих, расценки на единицу работы и сумма заработной платы всей бригады.

Порядок производства работ, сроки их выполнения, количество работ и необходимое количество рабочих по квалификациям, обеспечение механизмами и их расстановка, количество. материалов и сроки их поступления указываются в проекте организации работ.

При малярных работах внутри помещения сперва всегда производится окраска клеевыми составами, если такая окраска предусмотрена проектом организации работ. Одновременно с клеевой окраской выполняется подготовка поверхностей под масляную окраску (окон, дверей и т. п.).

Окраска масляными составами за последний раз ведется по окончании клеевой окраски. Вытягивание филенок, набивка трафаретов производятся по окончании всех малярных работ и после осушки окрашенной поверхности.

До начала работ необходимо обеспечить фронт работ, т. е. полностью подготовить достаточное количество поверхности под окраску, заготовить материалы для выполнения малярных работ, малярные составы, леса и подмости, инструменты и приспособления При производстве малярных работ механизированным способом необходимо на место работы доставить механизмы и проверить их до начала работы.

Для приготовления шпаклевок, грунтовок, колеров при работе нескольких десятков маляров (40—50) выделяется один маляр- колерщик, умеющий подбирать и изготовлять колеры и другие малярные составы. Изготовление колеров производится в колерной мастерской (организация которой описана в гл. 6, п. 1). Готовые малярные составы подносят малярам подсобные рабочие, не имеющие Квалификации.

Шпаклевка, покраска кистями-ручниками, макловицами на высоте не более 2 м производятся с полу, а свыше 2 м работа производится с лестниц-стремянок с передвижением их по ходу работы. При окраске потолков устанавливаются подмости с укладкой доски на две стремянки. При окраске помещений свыше 10 м пользуются передвижными деревянными башнями.

Работа с краскопультами выполняется двумя рабочими, причем один из них производит окраску или огрунтовку с помощью удочки, а другой обслуживает краскопульт. Точно так же работа с электрокраскодувкой выполняется звеном из двух рабочих: один обслуживает аппарат, а другой наносит окрасочный слой. При работе с пневматическими аппаратами (работающими от компрессорной установки), при пользовании двумя пистолетами от одной компрессорной установки звено состоит из трех рабочих: двое работают на окраске поверхностей пистолетами-краскораспылителями, а третий их обслуживает.

4 Подготовка поверхностей под окрашивание

К началу малярной отделки должны быть: полностью закончены все монтажные и общестроительные работы по устройству стен, перекрытий, перегородок, кровли; оштукатурены кирпичные стены и стыки панелей перекрытий, перегородок, а также места пропуска стояков санитарно-технических трубопроводов; установлены дверные и антресольные блоки и вставлены шкафы; смонтированы и опрессованы системы отопления, водопровода и канализации; установлена электротехническая арматура и приборы; очищены помещения от строительного мусора и остатков материалов. Выполнение этих требований позволит исключить случаи повреждения окрашенных поверхностей. Малярные работы рекомендуется начинать, как правило, с верхних этажей.

В помещениях, сдаваемых под отделку в холодное время года, должна быть обеспечена температура воздуха не ниже +10 °С, а относительная влажность - не более 70 %, а также надежная их вентиляция. Влажность оштукатуренных и бетонных поверхностей, подлежащих окрашиванию, не должна превышать 8 %, а деревянных - 12 %. Нанесение масляных составов на поверхности с более высокой влажностью допускается лишь при использовании известковых, цементных, полимерцементных и некоторых синтетических окрашивающих составов.

Фасады подлежат окрашиванию только после устройства ограждений балконов, карнизных свесов кровли, желобов, оконных сливов и завершения работ по герметизации и заделке стыков между стеновыми панелями крупнопанельных зданий.

Не допускается окрашивание фасадов в жаркую сухую погоду при непосредственное воздействии солнечных лучей, а также во время дождя, сильного ветра, снегопада, по наледи.

Малярные работы включают следующие процессы: подготовку поверхностей под окраску; заготовку и нанесение малярных составов подготовительных слоев (грунтовок, подмазочных паст, шпатлевок) с последующей их обработкой; нанесение окрасочного состава, а в случае необходимости отделку окрашенных поверхностей.

• Подготовка и обработка поверхностей под окраску состоит из технологических операций. Этот вид работ является одним из самых трудоемких и многооперационных, требующий особой тщательности исполнения, так как им и определяется соответствующая категорийность конечного качества окраски. В зависимости от вида и качества запроектированного окрасочного покрытия при подготовке поверхностей выполняют следующие операции: очистку от пыли, брызг и потеков раствора, жировых пятен и высолов, подсушивание сырых мест; разрезку трещин " и вырубку сучков и засмолов; огрунтовывание; заполнение трещин и раковин подмазочными пастами или шпатлевками; шлифование.

• Очистку и сглаживание поверхностей ютполняют посредством исполь

зования стальных шпателей, скребков, стальных щеток, лещади, пемзы или

затирочно-шлифовальных машин при больших объемах работ. Пыль удаля

ют сжатым воздухом или щетками. Жировые и масляные пятна смывают

5 %-ным раствором тринатрийфрсфата или кальцинированной соды, разво

дя их в воде с температурой 30...40 °С, используют при этом ветошь, щетку

или кисть. После истечения 0, 5...1 ч поверхность нейтрализуют 5 %-ным

раствором соляной кислоты. Масляные пятна также могут удаляться пастой

из жженой магнезии, затворенной бензином, толуолом, бензолом или дру

гими растворителями, а высолы - металлическими щетками с обработкой

поверхности слабым раствором соляной кислоты и последующей промыв

кой чистой водой и высушиванием.

Открытые металлоконструкции и некоторые фасадные стены, подлежа

щие окраске, очищают с помощью электрощеток или пескоструйных

аппаратов эжекционного типа.

• Разрезку трещин на поверхностях выполняют или параллельно с зачисткой или после нее малярным ножом или стальным шпателем на глубину не менее 1, 5...2 мм.

• Вырубку сучков и засмолов на деревянной поверхности производят на глубину 2...3 мм. На следующем подготовительном этапе выполняют огрунтовку поверхностей жидкими окрасочными составами, наносимыми перед каждой шпатлевкой сплошным ровным слоем. Необходимость ее вызвана тем, что обычно пористое основание под окраску должно быть пропитано составом, аналогичным окрашивающему. Нанесение шпатлевок и окрашивающих составов без огрунтовкй вызовет неравномерность их высыхания, образование пятен, слабую адгезию и другие дефекты. Зачастую в качестве грунтовки применяют разбавленный до нужной концентрации окрашивающий состав: под клеевое окрашивание с известесодержащим основанием используют подогретую до 50...60 °С квасцовую грунтовку, а поверхности, не содержащие извести, огрунтовывают мыловаром; под силикатную окраску - силикатную грунтовку; под казеиновое окрашивание - казеиновую грунтовку; под эмульсионные составы - эмульсионную или латексную грунтовку. Под масляную окраску выполняют грунтовочную проолифку с помощью кистей или валиков, применяя, как правило, олифу-оксоль с добавлением в нее 5...10% пигмента под цвет масляного колера. Этот грунтовочный состав высыхает в течение 24 ч. При водных составах окраски первоначальное огрунтование может осуществляться в 2...3 приема, а при неводных составах - в один прием. Грунтовочные составы, как правило, наносят механизированным способом посредством ручных и электрокрас-копультов, различных краскораспылителей и малярных удочек, а также шпатлевочных агрегатов. Для ручной грунтовки используют малярные кисти, валики и др. При этом необходимо учитывать, что огрунтовку меднокупоросным составом выполняют только вручную, так как его распыление вредно действует на здоровье рабочих, а при попадании брызг этих составов на поверхности, окрашенные синтетическими красками, образуются пятна. Толщина слоя грунтовок водных и из олиф, приготовленных на основе искусственных смол, должна быть 8...15 мкм, а на основе природных масел 25...50MKм.

• Предварительно прогрунтованные расширенные разрезкой трещины в отдельно поврежденных местах штукатурки и бетонных конструкций, а также образовавшиеся щели на деревянных поверхностях заполняют подмазочными пастами или шпатлевками, наносимыми вручную деревянными или стальными шпателями, с последующей заделкой сглаживанием и зачисткой для обеспечения гладкости и однородности основания под окраску. В зависимости от качества поверхности, подготавливаемые под окраску, подразделяются на следующие четыре группы: 1) поверхности, не требующие обработки шпатлевками; 2) поверхности, облицованные древесноволокнистыми плитами, а также другие, на 15 % площади которых производится заделка трещин и шпатлевка; 3) оштукатуренные и другие поверхности, на 35% площади которых производится заделка трещин и шпатлевка; 4) поверхности, на всей площади которых производится заделка трещин и шпатлевка. Качество поверхностей бетонных, железобетонных, гипсобетонных и других конструкций заводского изготовления, предназначенных под окраску, не должно вызывать необходимости шпатлевания их перед окраской.

• Сплошное шпатлевание загрунтованных поверхностей производится лишь при улучшенных и высококачественных окрасках. Оно выполняется равномерным слоем 0, 5...2 мм за 1...3 раза в зависимости от категории окраски с огрунтовкой каждого слоя. В ручном способе шпатлевку наносят шпателями различных конструкций и размеров посредством набора ими порции материала и намазывания на поверхности движениями в одном направлении. Разравнивают шпатлевку движениями в разных направлениях. Для механизированного способа нанесения шпатлевки используют серийно выпускаемые шпатлевочные агрегаты типа СО-150, обеспечивающие подачу шпатлевки по шлангам к удочкам и воздушное распыливание. Струю шпатлевки направляют под прямым углом к шпатлюемой поверхности и движением удочки сверху вниз наносят ее полосами, захватывая 40...50 мм уже обработанного поля. Расстояние между поверхностью и распылителем 200...300 мм. Механически нанесенный слой шпатлевки разравнивают шпателем-полутерком или шпателем с резиновым наконечником.

• Шлифование высохшей шпатлевки выполняют вручную пемзой или наждачной шкуркой или механизированно шлифовально-затирочными машинами. Эту операцию проводят после каждого подмазывания и шпатлевания, а также в особых случаях при качественной отделке и после грунтующего и первого окрасочного слоя.

• Нанесение окрасочных составов осуществляют предварительно заготовленными к применению окрасочными составами путем покрытия подлежащих окраске полностью подготовленных поверхностей конструкций (бетонных, кирпичных, деревянных, оштукатуренных, металлических и др.) по вышеописанной технологии. При. этом окрасочные составы должны представлять собой жидкотекучую однородную массу с вязкостью 15... 180 с по вискозиметру ВЗ-4 и соответствовать запроектированным и утвержденным эталонам колерной книжки. Нанесение окрасочных составов на поверхность необходимо выполнять с широким применением средств комплексной механизации и лишь при небольших объёмах малярных работ допускается, в порядке исключения, ручное окрашивание маховыми кистями, макловицами, валиками

• Водные известковые составы наносят электрическими краскопультами с соплом диаметром 3...4 мм и насадкой со щелевидным отверстием или ручными кистями. Перерывы при окраске внутренних помещений допускаются только после окраски всего помещения или доведения окраски до угла или какого-либо архитектурного членения. При окраске ручной краскораспылитель перемещают параллельно в вертикальном или горизонтальном направлении. Для создания на поверхности равномерно-укрывистой красочной пленки необходимо форсунку центробежного типа перемещать кругообразными движениями удочки. При ручной окраске состав наносят методом " кисть в кисть".

• Клеевые составы накладывают дважды краскопультами, валиками, малярными удочками или кистями. Их нужно использовать в течение одной смены, так как при хранении более 2 сут они загнивают. Потолки окрашивают в два приема: сначала поверхность покрывают жидким меловым колером с помощью маховой кисти (движение кисти - по направлению света от окна). Затем, когда просохнет первый слой, поверхность покрывают тонким слоем колера из краскопульта. Для механизированной окраски стен применяют ручные краскораспылители.

• Водоэмульсионные составы наносят краскопультами, пневмоваликами, краскораспылителями марок СО-71А и СО-19Б с соответствующими компрессорами или кистями вручную.

• Синтетические краски высокой вязкости наносят в один слой, а менее вязкие — в два слоя, причем второй слой накладывают после полного высыхания первого.

• Масляными окрасочными составами покрывают поверхности стен и

потолков краскораспылителями, валиками или вручную. Небольшие гори

зонтальные и вертикальные поверхности окрашивают с помощью маховых

кистей массой 200...300 г; оконные и дверные устройства, металлические

решетчатые конструкции, трубы, радиаторы - кистями-ручниками. Боль

шие поверхности окрашивают меховыми валиками и ручными краскорас

пылителями. Масляные краски наносят за 2 раза. Сначала отдельными точ

ками, а затем параллельными непрерывными и зигзагообразными движе

ниями кисти распределяют краску по поверхности и после этого разравни

вают в вертикальном или горизонтальном направлении, отрывая кисть от поверхности.

Масляные составы для механизированной окраски, выполняемой с помощью краскораспылителя, должны быть более жидкими, чем для работы кистями. Поэтому до начала работы их разжижают растворителями. Вязкость масляного состава по вискозиметру ВЗ-4 должна быть130...35 с. Краскораспылитель держат вертикально к поверхности, на расстоянии 250...500 мм от неё и перемещают по прямым горизонтальным или вертикальным линиям. При этом смежные полосы должны немного перекрывать друг друга, что обеспечивает равномерную укрывистость поверхности краской.

При бескистевой окраске окрасочный состав наносят на подготовленную поверхность обычными или пневматическими валиками. Валиком можно наносить масляные, эмалевые и другие неводные окрасочные составы. Применение пневматических валиков в несколько раз повышает производительность труда. Удобно применять пневматические валики с подачей к ним краски под давлением. С этой целью валик с помощыр шланга соединяют с красконагнетательным бачком, в котором под давлением находится окрасочный состав. Краска из бачка вытесняется и поступает по резинотканевому рукаву в перфорированную, трубку, на которую плотно насажен поролоновый валик. Валик, впитав окрасочный состав, при прокате наносит его на обрабатываемую поверхность.

Наружные поверхности окрашивают водными и неводными составами в определенной технологической последовательности.

• Известковые составы наносят по штукатурке. Окрашивают поверхность за 2 раза краскопультом, валиком или кистями.

• Известково-цементные составы наносят один раз без предварительной огрунтовки маховыми кистями врастушевку. Можно также использовать ручной краскораспылитель СО-71А со щелевой насадкой и соплом диаметром 3...4 мм.

• Цементными составами окрашивают обычно в два приема. Первое покрытие наносят кистью, втирая жидкую краску в поверхность. Второе покрытие делают через 2 ч. Для краскопультов и ручных краскораспылителей состав разводят водой до рабочей вязкости 40...50 с по ВЗ-4.

• Силикатными гидрофобизирующими составами покрывают поверхность в два приема с помощью краскопульта или валика. Через 15...20 ч после огрунтовки (жидким калиевым стеклом плотностью 1, 15 г/см3) наносят первый слой, через 15...20 ч - второй. Вязкость состава по ВЗ-4 для первого слоя 13 с, для второго - 18...20 с. Гидрофобизирующие силикатные краски готовят в количестве, рассчитанном на одну рабочую смену.

• Перхлорвиншовыми составами покрывают поверхность за 2 раза вали

ком или ручным краскораспылителем. Второй слой наносят после высы

хания первого через 24 ч. Кистями окрашивают оконные откосы, узкие

тяги и т.п. Наносят краску на поверхность, предварительно огрунтован-

ную белой грунтовкой (из мела и 10%-ного перхлорвинилового лака).

При производстве малярных работ в зимних условиях водные и малярные составы (грунтовки, шпатлевки и кодеры) приготовляют в отапливаемом помещении. Водные составы готовят на подогретой воде, а масляные подогревают в сосудах с двойными стенками, пространство между которыми заполнено теплой водой. Малярные составы подают на рабочее место подогретыми до 15 °С. В момент нанесения на поверхность они должны иметь температуру, град, не ниже: водные огрутовочные составы — 5; водные окрасочные составы - 8; неводные составы - 10.

Поверхности окрашивают после полного их высыхания. Оконные переплеты лучше покрывать краской в отдельном отапливаемом помещении. Для этого их снимают и выдерживают в помещении на протяжении 4 сут, после чего окрашивают, сушат и навешивают на свои места.

При отрицательных температурах наружные поверхности можно окрашивать только неводными составами: масляными, лаковыми или эмалевыми. Наружные малярные работы с применением известковых, цементных или эмульсионных составов можно выполнять, если температура в течение суток не падает ниже +5 °С.

Окрашивать неводными составами разрешается при температуре до — 15 °С. Сами составы подогревают до температуры не ниже +15 °С. На поверхностях не должно быть инея и наледи. Для ускорения высыхания рекомендуется вводить в окрасочный состав до 8 % сиккатива. Вязкость масляных составов должна быть (по ВЗ-4) на 3...5 с ниже; чем при работе в летних условиях.

Окраска перхлорвиниловыми и цементно-перхлорвиниловыми красками (время высыхания до 3 ч) допускается при температуре воздуха не выше+4 ° С, но не ниже -15 ° С.

После нанесения и отвердения последнего малярного слоя окрашенная неводными составами поверхность, как правило, обрабатывается флейцеванием. При этом сглаживают штрихи и следы кисти или наложенные слои краски сухой кистью - флейцем, после чего поверхность становится глянцево-гладкой. Могут выполняться также другие альфрейные работы

• Контроль качества малярных работ производится после высыхания

водных окрасок и образования прочной пленки на поверхностях, окрашен

ных масляными составами, эмалями, лаками. Прежде всего обращается

внимание на соответствие малярной отделки проекту и утвержденным

эталонам цвета и фактуры окрашенных поверхностей - паспортам-выкрас-

кам, а также требованиям СНиП Ш-21-73*. При этом поверхности, окра

шенные водными составами, должны быть однотипными. Полосы, пятна,

потеки, брызги, отмеливание, места исправления, выделяющиеся на общем

фоне, не допускаются.

Наличие следов кисти допускается лишь при простой окраске, если они не заметны на расстоянии 3 м от окрашенной поверхности. Поверхности, окрашенные масляными, синтетическими, эмалевыми и лаковыми составами, должны иметь однотипную фактуру (глянцевую или матовую).

Просвечивание нижележащих слоев краски, пятна, отлипы, морщины, потеки, пропуски, куски пленки, видимые крупинки краски, неровности и следы кисти не допускаются. Местные искривления линий и закраски в сопряжениях поверхностей, окрашенных в различные цвета, при высококачественной окраске не допускаются, при улучшенной - не должны превышать 2 мм, а при простой - 5 мм. Бордюры, фризы и филенки должны быть одинаковой ширины на всем протяжении и не иметь видимых стыков.

Поверхности, обработанные губкой или валиками, должны иметь однородный рисунок. Пропуски, пятна и перекосы линий, а также смещение рисунка на стыках при накатке его валиками не допускается.

5 Приготовление грунтовочных составов

Составы, применяемые при подготовке поверхности под окраску, должны, как правило, приготовляться на том связующем, что и окрасочный состав.

Необходимо учесть, что многие малярные составы обладают невысокой жизнестойкостью при хранении (загнивают, расслаиваются, необратимо изменяются в результате химических реакций и т. д.), поэтому их целесообразно приготовлять в небольших количествах на 1-2 дня. К ним относят большинство водных составов на основе клеевых, цементных, известковых связующих, а некоторые — на основе синтетических смол и эмульсий.

Ниже приведены рецептуры некоторых известковых составов, которые можно приготовить самим, используя приведенные выше вещества.

Грунтовочные составы 1 и 2 («мыловар»). Мыло, нарезанное мелкой стружкой, растворяют в 2-3 л кипящей воды, после чего вводят в раствор олифу при энергичном перемешивании. Мыло-масляный раствор медленно вливают в гасимую в 5 л воды известь (состав 1) или в известковое тесто (состав 2) и тщательно перемешивают до получения однородной массы. Затем смесь разбавляют водой до 10 л и процеживают через сито. Если грунтовки «мыловар» применяются под клеевую окраску, то необходимо использовать щелочестойкие пигменты.

Для грунтовки сильно закопченных (пожелтевших) поверхностей количество мыла можно увеличить до 0, 4, а олифы до 0, 3-0, 4 кг на 10 л состава.

Для грунтования в один слой 10 кв. м оштукатуренной или деревянной поверхности необходимо 3, 5 л грунтовки «мыловар».

Шпатлевочный состав (состав 3). Известковое тесто разводят водой, добавляют просеянный гипс и смешивают с водой или известковым молоком.

Паста подмазочная (состав 4). Известковое тесто разводят водой и смешивают с мелким песком, затем разводят гипс известковым молоком и вливают в раствор, интенсивно перемешивая.

Окрасочные составы (составы 5 и 6) приготовляют из ювести и воды с добавлением для подцветки пигментов (щелочностойких).

Состав 5. Известковое тесто разводят в 1, 5-2 л воды, затем добавляют в него растворенную поваренную соль, пигментную пасту и, подливая воду, доводят до нужной густоты.

Состав 6. Готовят так же, как и состав 5. Известковые окрасочные составы, приготовленные из извести-кипелки, при применении для наружных работ дают прочные покрытия, особенно свежеприготовленные, применяемые не позднее чем через 10 часов после приготовления состава.

Грунтовочные составы (состав 7). Медный купорос растворяют в 3 л горячей воды в эмалированной, пластмассовой или деревянной посуде. В отдельной посуде (клееварке) растворяют в 2 л воды предварительно замоченный и набухший клей, а затем в него вливают растворенное в отдельной посуде мыло. В горячий мыльно-клеевой раствор при быстром перемешивании вводят олифу. В полученную эмульсию при постоянном перемешивании тонкой струей вливают раствор медного купороса, засыпают мел и доводят объем до 10 л. Получается однородная зеленовато-голубоватая суспензия, которую процеживают через сито и применяют в горячем виде (при температуре 50-60 градусов). Не допускается хранить грунтовку в металлической таре.

Очистку окрашиваемой поверхности от сажевой копоти, пыли и др. загрязнений часто проводят, применяя так называемую «травянку» — состав 7 без добавления мела и олифы.

Для уничтожения ржавых пятен на поверхности часто используют раствор медного купороса. Для приготовления 10 л раствора нормальной крепости требуется 0, 5 кг купороса; средней крепости — 0, 7 кг; крепкого раствора — 1 кг. Раствор необходимо использовать в горячем виде.

Состав 8 приготовляют на основе алюминиевых квасцов аналогично изготовлению купоросной грунтовки (состав 7). Если грунтуемые поверхности сильно загрязнены, грунтование проводят 2-3 раза, при этом для нанесения первого слоя используют более концентрированный раствор при температуре 70-80 градусов.

Для огрунтовки 10 кв.м поверхности необходимо до 4-5 л состава 7 или 8.

Шпатлевочные составы (состав 9). Для приготовления шпатлевки в горячий 10-процентный клеевой раствор добавляют олифу и тщательно перемешивают до получения однородной эмульсии. Затем небольшими порциями в нее вводят мыльный раствор и вновь перемешивают. Сухой мел насыпают на противень, делают в нем углубление в виде воронки, вливают в него эмульсию и все тщательно перемешивают шпателем до получения однородной пасты. Густота массы регулируется изменением соотношения вводимого количества эмульсии и мела.

Олифа повышает прочность и замедляет высыхание, что облегчает нанесение и разравнивание шпатлевки по поверхности. Мыло придает шпатлевке пластичность, что способствуя ее разравниванию.

Состав 10 приготавливают аналогично составу 9. При увеличении содержания олифы процесс нанесения шпатлевки улучшается.

Окрасочные составы 11 и 12. Просеянный мел помещают в сосуд и заливают его водой в количестве 10% от массы сухого мела так, чтобы она только покрыла мел, затем добавляют красящий пигмент, предварительно замоченный в воде, и перемешивают. Пигмент добавляют постепенно, постоянно сличая пробу с образцом. Подобрав нужный колер (оттенок), добавляют 20-процентный раствор клея до требуемой консистенции. Если краска полностью покрывает опущенную в нее оструганную палку и стекает с нее ровной струей — густота краски достаточна, если на полке образуются просветы — в краску нужно добавить мел и пигменты. При окраске в светлые тона вместо столярного клея рекомендуется использовать мучной клейстер. Клеевую краску лучше наносить теплой: при этом она лучше сходит с кисти; второй слой наносят при более низкой температуре.

Для простой клеевой окраски стен по ранее окрашенной или перетертой штукатурке на 10 кв.м поверхности потребуется 2, 5 кг мела и 0, 2 кг сухого пигмента.

Грунтовочные составы 13 и 14 для малярных работ готовят на казеиновом клее или используют казеиновые краски. Сухую казеиновую краску разводят в 5 л воды, подогретой до 60-70 градусов, и процеживают через сито для устранения комков. Перемешивание проводят в течение 15-20 минут, после чего вводят олифу — при сильном перемешивании до получения устойчивой эмульсии. Затем вводят алюминиево-калиевые квасцы, предварительно растворенные в 0, 5 л воды, и добавляют воды до 10 л. Добавление квасцов следует вести осторожно, до начала загустения состава, так как введение избыточного количества квасцов может привести к свертыванию эмульсии. Если грунтовка будет наноситься кистью или валиком, квасцы можно не вводить.

Для грунтовки на сухом казеиновом клее на 10 л состава необходимо 0, 9-1, 2 кг клея, 7, 0-7, 5 кг мела и 0, 2-0, 3 кг олифы. Приготавливают грунтовку аналогично приготовлению состава 13.

Шпатлевочные составы 15 и 16 готовятся аналогично составу 13 на сухом казеиновом клее, с дополнительным введением мела до требуемой консистенции. Готовые шпатлевочные составы следует использовать в течение 2 суток, так как они имеют склонность к загниванию.

Для подготовки поверхности под водоэмульсионную краску (в том числе и поверхностей, ранее окрашенных масляными красками или эмалями) наиболее целесообразно прошпатлевать их карбоксилатексно-меловой или поливинилацетатной шпатлевкой. Поверхность, подготавливаемую под окраску, грунтуют поливинилацетатной краской, разведенной водой в соотношении 1: 1 или 10-процентным раствором поливинилацетатной дисперсии. При такой подготовке поверхности повышается адгезия к ней красочного состава. При этом клеевой 10-процентный раствор вводят в готовую водоэмульсионную краску, которую затем вливают в мел, как описано при приготовлении состава 9, и тщательно перемешивают.

Для приготовления шпатлевочных составов под водоэмульсионные покраски могут быть использованы также грунтовочные составы, приведенные выше, а также окрасочные составы, приобретенные в розничной торговле, в которые после приготовления в соответствии с инструкцией нужно добавить сухой просеянный мел. Можно также использовать различные клеи (типа «Бустилат»), однако до использования их на больших площадях необходима предварительная проверка.

Грунтовочные и шпатлевочные составы под масляные краски и эмали могут быть приготовлены в домашних условиях. В таблице 28 приведен ряд основных рецептов таких составов.

Масляные грунтовочные составы подразделяют на подкрашенные пигментами олифы, употребляемые для первого грунтования (проолифки) поверхностей, и на жидкоразведенные масляные краски, применяемые для грунтования прошпатлеванных поверхностей.

Составы 17-19. В олифу вводят пигмент или малярную краску, тщательно перемешивают и пропускают через сито. При использовании натуральной олифы для разжижения составов добавляют до 0, 1-0, 3 кг раствбри-теля.

Составы 20 и 21 готовят, предварительно получив эмульсию. Для этого в олифу, смешанную с сиккативом (состав 21), постепенно вливают клеевой раствор с введенным раствором мыла (состав 20) и тщательно перемешивают. В полученную эмульсию добавляют сухой просеянный мел аналогично рекомендациям приготовления состава 9.

Для заделки грубых дефектов на оштукатуренных поверхностях используют так называемые подмазки, которые представляют собой те же шпатлевки, только более густой консистенции. Для повышения качества подмазок часть мела (до 1/3) заменяют на гипс. При введении гипса повышается скорость схватывания подмазок, что необходимо учитывать при работе с ними. Применяют также масляно-меловую подмазку. Готовят ее так: олифу в количестве 1л хорошо перемешивают с 1л 10-процентного раствора клея до получения однородной эмульсии. Затем при тщательном перемешивании в эмульсию добавляют мел до получения подмазки нужной консистенции. Масляно-меловую подмазку применяют для заделки различных дефектных мест на деревянных оштукатуренных поверхностях до их огрунтовки под окраску масляными красками.

6 Приготовление и нанесение на поверхность шпатлевочных составов

Поверхности, подлежащие окраске, не всегда бывают гладкими, поэтому их приходится шпаклевать два-три раза.

Под клеевую и масляную окраску применяют различные шпаклевки и приготавливают их по разным рецептам. Для масляных и лаковых шпаклевок мел должен быть сухим и тонким, что повышает их качество. Шпаклевки легче и чище ровняется.

По густоте шпаклевки должны напоминать рыхлое тесто — слишком густые с трудом разравниваются.

Шпаклевка под клеевую окраску готовится так: берут 1 кг клеевого раствора 10-процентного, 25 г олифы, около 2, 5 кг мела просеянного (до рабочей густоты).

Клеевой раствор подогревают, добавляют в него олифу и перемешивают до получения однородной эмульсии. Затем добавляют мел до образования шпаклевки нужной густоты. Олифу вводят в шпаклевку, чтобы она была прочной, медленнее сохла, легче наносилась и разравнивалась на поверхности.

Применяют клеевую шпаклевку с мылом, которую готовят так: берут 1 кг клеевого раствора 10-процентного, 25 г олифы, 15 г мыла, мел просеянный (до рабочей густоты).

Мыло нарезают тонкими стружками, кладут в горячий клеевой раствор и мешают до тех пор, пока оно полностью растворится и получится однородная эмульсия. В горячую эмульсию тонкой струйкой добавляют олифу и перемешивают до тех пор, пока образуется однородная мыльно-масляно-клеевая эмульсия, на которой замешивают тонко просеянный мел. Мыло способствует более легкому разравниванию шпаклевки по поверхности.

В состав шпаклевки на растительном клее входит 1 кг клеевого раствора 5-процентного, 30 г олифы (лучше натуральной), мел просеянный (до рабочей густоты)

Клеевой раствор готовят из крахмала или муки. В горячий состав вливают тонкой струей олифу, тщательно размешивая. В полученную эмульсию добавляют просеянный мел до получения необходимой густоты и перемешивают до получения однородной массы.

Клеевая шпаклевка с грунтовкой готовится так: берут 150 г клеевого раствора 10-процентного, 900-1000 г грунтовки купоросной или квасцевой, мел просеянный (до рабочей густоты).

Купоросную грунтовку смешивают с клеевым раствором, на полученной жидкости замешивают мел, получая однородную тестообразную массу.

Шпаклевки под масляную окраску. Для сплошной шпаклевки под масляную краску полов, оконных переплетов, дверей и других поверхностей применяют следующие составы:

Полумасляная шпаклевка на оксоли. Берут 1 кг олифы (оксоль), 50 г сиккатива, 20 г мыла хозяйственного, 200 г клеевого раствора 10-процентного, мел просеянный (до рабочей густоты).

Мыло режут тонкой стружкой, кладут в горячий клеевой раствор и тщательно перемешивают. Можно мыло растворить в небольшом количестве воды, влить в клеевой раствор и перемешать.

В мыльно-клеевой раствор тонкой струей вводят, помешивая, олифу и сиккатив. В эмульсию добавляют мел и размешивают до получения однородной массы рабочей густоты. Таким же образом готовят полумасляную шпаклевку на натуральной олифе. Ее состав: 1 кг олифы натуральной или оксоли, 250 г растворителя (скипидар или лаковый керосин), 50 г сиккатива, 20 г мыла жидкого, 200 г клеевого раствора 10-процентного, мел сухой просеянный (до рабочей густоты).

Применяют под масляную окраску и масляную шпаклевку. Ее состав: 1 кг олифы натуральной, 100 г сиккатива, мел просеянный (до рабочей густоты).

Олифу смешивают с сиккативом, в полученную эмульсию добавляют мел и все тщательно перемешивают. Эта шпаклевка высыхает медленно, но имеет повышенную прочность. Применяют ее для подготовки полов, оконных переплетов, подоконников, наружных дверей и других поверхностей, подверженных воздействию влаги.

Шпаклевку всегда делают несколько жиже, чем подмазку, чтобы она лучше заполняла мелкие неровности. Для приготовления шпаклевки нужно брать материалы самого тонкого помола, иначе на поверхности будут образовываться царапины и неровности, которые трудно счищать при шлифовке. Нормальной густоты шпаклевка хорошо прилипает к шпателю и держится на вертикальной поверхности. Она наносится на поверхность ровным и тонким слоем сначала толщиной 3-4 мм. Затем ее разглаживают до толщины 1 мм, сильно нажимая двумя руками на шпатель, который держат под небольшим углом к поверхности. Для обработки оштукатуренных стен и потолков лучше применять деревянные шпатели, а для деревянных поверхностей — металлические. После сплошной шпаклевки хорошо высушенную поверхность шлифуют пемзой или шкуркой. Шпаклевку следует хранить на небольшом металлическом противне или в невысоком деревянном ящике, накрыв мокрой тряпкой. При высококачественной отделке дверей, подоконников, столов и т.п. после подмазки, шпаклевки и зачистки поверхности снова грунтуют и только потом окрашивают, причем при нанесении масляных красок каждый последующий слой кладут только после того, как совершенно высохнет нанесенный ранее.

7 приготовление водных окрасочных составов и окраска ими поверхностей

К водным окрасочным составам относятся клеевые краски на животных и растительных клеях, на карбоксиметилцеллюлозном водорастворимом клее КМЦ, а также известковые, силикатные, казеиновые и синтетические водоэмульсионные краски. Водные краски образуют неводостойкие, полуводостойкие и водостойкие покрытия. Их, как правило, приготовляют на строительном объекте.

Мастер, осуществляя контроль за производством малярных работ, должен следить за качеством применяемых водных окрасочных составов, которые по внешнему виду должны представлять собой однородную массу без комков, а по цвету выкраски – соответствовать утвержденным эталонам колерной книжки. Кроме того, необходимо следить, чтобы применяемые красочные составы перед употреблением тщательно перемешивались и проверялась их вязкость. Значение последней определяют, как правило, с помощью вискозиметра ВЗ-4.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.