Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, значение и классификационная характеристика информационных технологий в условиях профессионального образования






 

Современный этап развития общества характеризуется рядом особенностей, к которым следует, прежде всего, отнести: возросшую значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информационного ресурса глобального масштаба; потребность в осуществлении доступной и оперативной коммуникации между отдельными специалистами и творческими коллективами для решения совместных научно - исследовательских задач и работы над едиными проектами; интегративный характер процессов, охватывающих науку, технику, образование.

Эти особенности современного социума характеризуются процессом информатизации, сущность которого заключается в непрерывном повышении уровня как профессиональной, так и информационной компетентности каждого специалиста. Основными характеристиками информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), как новой области научно - технического прогресса, существенно отличающих их от научных и производственных являются:

- динамичность совершенствования поколений технических, программных и программно-аппаратных средств (изменение поколений средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации происходит ускоряющимися темпами);

- необходимость непрерывного повышения квалификации разработчиков и пользователей информационных систем в связи с постоянно возрастающим уровнем технической и технологической сложности компонентов, составляющих средства ИКТ;

- влияние использования современных ИКТ на развитие производительных сил и существенное изменение производственных отношений;

- высокая потенциальная эффективность реализации возможностей современных ИКТ в сферах автоматизации информационной деятельности, информационного взаимодействия и организационного управления (Рисунок 1).

 

Рис.1 - Характеристики информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)

 

 

Основные черты современных информационных технологий:

- компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;

- хранение больших объемов информации на машинных носителях;

- передача информации на значительные расстояния в ограниченное время.

Для того, чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация.

Классификация информационных технологий зависит от критерия классификации. В качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих на выбор той или иной информационной технологии. Примером такого критерия может служить пользовательский интерфейс (совокупность приемов взаимодействия с персональным компьютером), реализующийся операционной системой.

Информационные технологии разделяются на две большие группы: технологии с избирательной и с полной интерактивностью.

Информационные технологии с избирательной интерактивностью принадлежат все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде. Сюда входят банки и базы данных и знаний, видеотекст, телетекст, глобальная сеть «Интернет». Эти технологии функционируют в избирательном интерактивном режиме и существенно облегчают доступ к огромному объему структурируемой информации. В данном случае пользователю разрешается только работать с уже существующими данными, не вводя новых.

Информационные технологии с полной интерактивностью содержит технологии, обеспечивающие прямой доступ к информации, хранящейся в информационных сетях или каких - либо носителях, что позволяет передавать, изменять и дополнять ее.

Информационные технологии следует классифицировать прежде всего по области применения и по степени использования в них компьютеров. Различают такие области применения информационных технологий, как наука, образование, культура, экономика, производство, военное дело.

По степени использования в информационных технологиях компьютеров различают компьютерные и бескомпьютерные технологии. В области образования информационные технологии применяются для решения двух основных задач: обучения и управления. Соответственно различают компьютерные и бескомпьютерные технологии обучения, компьютерные и бескомпьютерные технологии управления образованием (Рисунок 2).

 

 

Рисунок 2 - Компьютерные и бескомпьютерные технологии управления образованием

В обучении информационные технологии могут быть использованы:

- для предъявления учебной информации обучающимся;

- для контроля успешности ее усвоения.

С этой точки зрения информационные;

Технологии, используемые в обучении, делятся на две группы: технологии предъявления учебной информации и технологии контроля знаний.

К числу бескомпьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся бумажные, оптотехнические, электронно - технические технологии. Они отличаются друг от друга средствами предъявления учебной информации и соответственно делятся на бумажные, оптические и электронные. К бумажным средствам обучения относятся учебники, учебные и учебно - методические пособия; к оптическим - эпипроекторы, диапроекторы, графопроекторы, кинопроекторы, лазерные указки; к электронным телевизоры и проигрыватели лазерных дисков.

К числу компьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся:

- технологии, использующие компьютерные обучающие программы;

- мультимедиа технологии;

- технологии дистанционного обучения.

Современные средства компьютерной техники можно классифицировать. Персональные компьютеры - это вычислительные системы с ресурсами, полностью направленными на обеспечение деятельности одного управленческого работника. Это наиболее многочисленный класс вычислительной техники, в составе которого можно выделить персональные компьютеры IBM PC и совместимые с ними компьютеры, а также персональные компьютеры. Интенсивное развитие современных информационных технологий обусловлено как раз широким распространением с начала 1980 года персональных компьютеров, сочетающих в себе такие качества, как относительная дешевизна и достаточно широкие для непрофессионального пользователя функциональные возможности.

Корпоративные компьютеры (иногда называемые мини - ЭВМ или main frame) представляют собой вычислительные системы, обеспечивающие совместную деятельность большого количества интеллектуальных работников в какой - либо организации, проекте при использовании единых информационно - вычислительных ресурсов. Это многопользовательские вычислительные системы, имеющие центральный блок большой вычислительной мощности и со значительными информационными ресурсами, к которому подсоединено большое количество рабочих мест с минимальной оснащенностью (обычно это клавиатура, устройства позиционирования типа «мышь» и, возможно, устройство печати). В качестве рабочих мест, подсоединяемых к центральному блоку корпоративного компьютера, могут выступать и персональные компьютеры. Сфера использования корпоративных компьютеров - обеспечение управленческой деятельности в крупных финансовых и производственных организациях. Организация различных информационных систем для обслуживания большого количества пользователей в рамках одной функции (биржевые и банковские системы, бронирование и продажа билетов населению).

Суперкомпьютеры представляют собой вычислительные системы с предельными характеристиками вычислительной мощности и информационных ресурсов и используются в военной и космической областях, и фундаментальных научных исследованиях, глобальном прогнозировании погоды. Данная классификация довольно условленна, так как интенсивное развитие технологий электронных компонентов и совершенствование архитектуры компьютеров, а также наиболее важных их элементов приводят к размыванию границ между средствами вычислительной техники.

Интеллектуальные обучающие системы - это качественно новая технология, особенностями которой являются моделирование процесса обучения, использование динамически развивающейся базы знаний; автоматический подбор рациональной стратегии обучения для каждого обучаемого, автоматизированный учет новой информации, поступающей в базу данных.

Технологии мультимедиа (от английского multimedia - многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и том самым расширяет рамки применения компьютера в учебном процессе.

Виртуальная реальность (от английского virtual reality - возможная реальность) - это новая технология неконтактного информационного взаимодействия, создающая с помощью мультимедийной среды иллюзию присутствия в реальном времени в стереоскопически представленном «экранном мире». В таких системах непрерывно поддерживается иллюзия места нахождения пользователя среди объектов виртуального мира. Вместо обычного дисплея используются очки телемониторы, в которых воспроизводятся непрерывно изменяющиеся события виртуального мира. Управление осуществляется с помощью реализованного в виде «информационной перчатки» специального устройства, определяющего направление перемещения пользователя относительно объектов виртуального мира. Кроме этого в распоряжении пользователя есть устройство создания и передачи звуковых сигналов.

Автоматизированная обучающая система на основе гипертекстовой технологии позволяет повысить усвояемость не только благодаря наглядности представляемой информации. Использование динамического, то есть изменяющегося, гипертекста дает возможность провести диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из оптимальных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы дают информацию таким образом, что и сам обучающийся, следуя графическим или текстовым ссылкам, может применять различные схемы работы с материалом. Все это позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению.

Специфика технологий глобальной сети «Интернет» - WWW (от английского World Wide Web - всемирная паутина) заключается в том, что они предоставляют пользователям громадные возможности выбора источников информации: базовая информация на серверах сети; оперативная информация, пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт - дисках, видео и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Интернет - магазины.

Как говорилось выше, примером критерия классификации информационных технологий может служить пользовательский интерфейс (совокупность приемов взаимодействия с персональным компьютером), реализующийся операционной системой.

В свою очередь, операционные системы осуществляют командный, WIMP, SILK интерфейс. Командный интерфейс - предполагает выдачу на экран приглашения для ввода команды. WIMP - (Window - окно, Image - изображение, Menu - меню, Pointer - указатель). SILK - (Speech - речь, Image - изображение, Language - язык, Knowledge - знание). В данном интерфейсе при воспроизведении речевой команды происходит переход от одних поисковых изображений к другим, согласно семантическим связям.

Операционные системы подразделяются на однопрограммные, многопрограммные и многопользовательские.

Однопрограммные - SKP, MS DOS. Они поддерживают пакетный и диалоговый режимы обработки информации.

Многопрограммные - UNIX, DOS 7.0, OS/2, WINDOWS; позволяют совмещать диалоговую и пакетную технологии обработки информации.

Многопользовательские - (сетевые операционные системы) - INTERNET, NOVELL, ORACLE, NETWARE осуществляют удаленную обработку в сетях, а также диалоговую и пакетную технологии на рабочем месте.

Перечисленные формы информационных технологий широко используются в настоящее время в экономических информационных системах (ЭИС).

Информационная технология включает в себя системы автоматизации проектирования (САПР), где в качестве объекта может быть отдельная задача или элемент экономической информационной системы (ЭИС), например, CASE - технология, утилита Designer пакета Clarion.

Неотъемлемой частью информационной технологии является электронная почта, представляющая собой набор программ, позволяющий хранить и пересылать сообщения между пользователями. В настоящее время разработаны технологии гипертекста и мультимедиа для работы со звуком, видео, неподвижными картинками.

Классифицируя информационную технологию по типу носителя информации, можно говорить о бумажной (входные и выходные документы) и безбумажной (сетевая технология, современная оргтехника, электронные деньги, документы) технологиях.

Информационные технологии классифицируются по степени типизации операций: пооперационные и попредметные технологии.

Пооперационная, когда за каждой операцией закрепляется рабочее место с техническим средством. Это присуще пакетной технологии обработки информации, выполняемой на больших ЭВМ.

Попредметная технология подразумевает выполнение всех операций на одном рабочем, например, при работе на персональном компьютере месте, в частности, АРМ.

Также существует классификация технологий и связанных с ними информационных систем по виду ставящихся перед ними, для решения задач, и по виду запускаемых процессов обработки различной информации. Данная классификация состоит из двух основных этапов. Первый этап начинается с шестидесятых годов прошлого века и заканчивается в семидесятые годы прошлого века. За это десятилетие информационные технологии только начали развиваться. Первые шаги в обработке информации. Для этого использовались специальные вычислительные центры. Вся информация использовалась в режиме коллективного использования.

Второй этап стал рождением полноценных информационных технологий, основной целью которых в то время было решение всевозможных стратегических задач. Этот этап начался с восьмидесятых годов и идет и по сей день, пока не появиться революционной разработки или слишком не изменяться цели и задачи информационных технологий, открывающих новый этап в совершенствовании этой сферы деятельности человека.

Еще одна классификация посвящена техническому обеспечению, используемому для информационных технологий. Первый этап связан с решением трудностей с обработкой огромных, по тем временам, объемов данных, в сложных условиях, когда производительности и аппаратных ресурсов не хватает. Второй этап это массовое появление у пользователей ЭВМ серии IBM/360. Третий этап возвестил о превращении компьютера в инструмент непрофессионального пользователя.

Средства ИКТ обладают определенными дидактическими возможностями, реализация которых создает предпосылки интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие интеллекта обучаемого, активизацию познавательной деятельности, на самостоятельную генерацию знания и продуцирование информации. К основным из них относятся [ 2, с. 126 ]:

- интерактивный диалог между пользователем и средствами ИКТ, который характерен тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя;

- компьютерная визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе (наглядное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса);

- компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуальных» (представление на экране математической, информационно - описательной, наглядной модели адекватно оригиналу);

- аудиосопровождение информации, синхронное и асинхронное по отношению к предъявляемому материалу;

- представление информации на основе гипермедиа - технологии совмещения и представления аудио, анимационной, графической, текстовой информации с помощью гипертекстовых связей;

- архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования;

- автоматизация процессов вычислительной, информационно - поисковой деятельности;

- обработка результатов эксперимента с возможностью многократного учебного повторения фрагмента или самого эксперимента;

- автоматизация процессов информационно - методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатами усвоения.

В отечественных научных разработках реализацией возможностей средств ИКТ в сфере образования, в том числе профессионального, занимается отрасль педагогической науки - информатизация образования, которая рассматривается как целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой разработки и оптимального использования средств ИКТ, используемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях, ориентированный на реализацию целей обучения, развития индивида, включающий в себя подсистемы обучения и воспитания [ 3, с. 75 ].

Несмотря на то, что в настоящее время уже никого не удивить наличием компьютерной техники в учебном заведении или возможностью выхода в глобальную информационную сеть, методологически в образовании господствует традиционный подход со всеми вытекающими противоречиями, обусловленными нереализованностью возможностей средств ИКТ в целях совершенствования системы образования, адекватно запросам современности. Немаловажным является и тот факт, что быстрота изменений, происходящих в областях, связанных с совершенствованием и развитием ИКТ, не имеет аналогов в прошлом, а образование, в свою очередь, использует эти технологии в режиме запаздывания и к тому же не самым активным образом, «полученные в учебных заведениях знания все чаще успевают морально устаревать, прежде чем выпускники успеют получить дипломы и аттестаты» [ 4, с. 107 ].

Вместе с тем, общеизвестно, что образовательный процесс, как никакой другой, для своего эффективного прохождения требует реализации принципов научности, доступности, систематичности, определенной структуризации представления учебной информации, а профессионально значимая информация, предназначенная для усвоения современным студентом, неукоснительно расширяется содержательно и структурно, усложняется, что несомненно создает определенные трудности для ее представления, извлечения, усвоения и использования. Все это влечет за собой необходимость создания новой стратегии образования, включающей в себя научные исследования в области информатизации профессионального образования, основанных на пересмотре парадигмы профессиональной подготовки высококвалифицированного специалиста в контексте использования средств ИКТ.

К основным фундаментальным исследованиям педагогической науки в области научных основ развития информатизации профессионального образования в условиях массовой коммуникации и глобализации современного общества можно отнести следующие: понятийно - философские, научно - педагогические, физиолого - гигиенические, инженерно - программистские, эргономические, социально - экономические, нормативно-правовые. В настоящее время также проводятся исследования по общим закономерностям и особенностям профессионального образования в связи с использованием средств ИКТ, разрабатываются концептуальные модели и проектируются исследовательские прототипы программных средств и систем, обеспечивающих реализацию возможностей средств ИКТ в профессиональной деятельности и в процессе подготовки к ее осуществлению.

Информатизация образования рассматривается в настоящее время, как новая область педагогического знания, которая ориентирована на обеспечение сферы образования методологией, технологией и практикой решения следующих проблем и задач [ 2, с. 126 ]:

- научно - педагогические, методические, нормативно - технологические и технические предпосылки развития образования в условиях массовой коммуникации и глобализации современного информационного общества;

- создание методологической базы отбора содержания образования, разработки методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества массовой коммуникации и глобализации;

- методологическое обоснование и разработка моделей инновационных и развитие существующих педагогических технологий применения средств ИКТ в различных звеньях образования, в том числе форм, методов, и средств обучения;

- создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информационного ресурса, по продуцированию информации;

- разработка исследовательских, демонстрационных прототипов электронных средств образовательного назначения, в том числе программных инструментальных средств и систем;

- использование распределенного информационного ресурса Интернет и разработка технологий информационного взаимодействия образовательного назначения на базе глобальный телекоммуникаций;

- продуцирование педагогических приложений в сетях на базе потенциала распределенного информационного ресурса открытых образовательных систем телекоммуникационного доступа;

- разработка средств и систем автоматизации процессов обработки учебного исследовательского, демонстрационного, лабораторного эксперимента, как реального, так и «виртуального»;

- создание и применение средств автоматизации для психолого - педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых, их продвижения в учении, установления интеллектуального потенциала обучающегося;

- осуществление педагогико - эргономической оценки средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий, используемых в сфере образования;

- совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных баз и банков данных научно - педагогической информации, информационно - методических материалов, телекоммуникационных сетей, а также совершенствование процессов информатизации управления образовательным учреждением (системой образовательных учреждений) (Рисунок 3).

Рисунок 3 - Информатизация образования

 

Итак, поле деятельности определено, хочется верить, что ученые - педагоги достойно справятся с поставленными задачами и предложат универсальную концепцию модернизации профессионального образования на основе ИКТ.

 

 

1.2. Особенности применения информационно - методического обеспечения в процессе преподавания дисциплины: «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания»

 

Информационные технологии предусматривают: применение интеллектуальных обучающих систем; совершенствование компьютерной техники; использование средств телекоммуникаций.

Согласно определению Г. Н. Александрова и Д. Дуайера, интеллектуальные обучающие системы это:

а) системы искусственного интеллекта, развивающиеся в направлении понимания процессов человеческого познания, реализующие возможности накопления и применения знаний о результатах обучения каждого обучающегося для выбора индивидуальных обучающих воздействий и управления процессом обучения для формирования комплексных знаний и умений;

б) экспертно - обучающие системы, формирующие модель обучаемого, диагностирующие знания обучаемых на основе знаний экспертов в данной предметной области, сопровождающие решение задач на уровне репетитора;

в) базы знаний учебного назначения, содержащие модель конкретной предметной области, данные о формируемых умениях обучаемого и способах использования этих умений;

г) базы данных, необходимые для хранения различной информации (текстовой, графической, справочной).

Прогнозируемое дальнейшее совершенствование компьютерной техники позволит осуществить более успешное использование интеллектуальных обучающих систем. В настоящее время существует множество моделей ЭВМ различного назначения. В силу объективных обстоятельств чаще всего в учебных заведениях России используются IBM - совместимые компьютеры, обладающие большими дидактическими возможностями. Компьютеры, построенные на базе процессора Pentium, позволяют реализовывать в учебном процессе технологии мультимедиа (от латинского multum - много, media - размышление).

Мультимедиа - многокомпонентная информационная среда, составляющие которой целесообразно разделить на три группы: аудиоряд, видеоряд, текстовая информация. Мультимедиа является современной компьютерной технологией, которая позволяет объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию. Поэтому в результате воздействию аудио и визуальной информации сразу подвержены несколько органов чувств, что, согласно исследованиям психологов, значительно повышает запоминание изучаемого материала [ 11, с. 79 ].

Системы мультимедиа предоставляют пользователям компьютерных обучающих программ возможность преобразовывать представленную информацию по разным параметрам, управлять работой различных устройств, лабораторных стендов. Такая система обеспечивает при этом возможности анализа действий пользователя, развития коммуникации между обучаемым и преподавателем и реализации более широкого спектра обучающих воздействий.

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования нынешним социально - экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. Именно поэтому личностная направленность образования сегодня является одной из основных тенденций развития средней специальной школы, а на первый план образования выступает задача реализации принципа активности в обучении: создание условий для выявления и развития способностей студентов, развитие учебно - познавательной активности и творческой самостоятельности.

Без изучения среднего профессионального образования как педагогического явления не могут быть глубоко осмыслены вопросы развития форм и методов обучения и воспитания, пути совершенствования профессионального образования специалистов среднего звена, важнейшим из которых является научное обеспечение профессиональной подготовки.

Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых видится в глубоких преобразованиях системы профессионального образования.

Ведущей целью образования в новых экономических условиях России является подготовка личности, конкурентоспособной в условиях рынка труда, обладающей личностными и профессиональными качествами, обеспечивающими умение решать задачи во всех видах ее деятельности (от профессиональных до лично - бытовых) и отвечать за их решение. В этой связи основная педагогическая задача на всех этапах непрерывного образования есть поиск и реализация оптимальных путей развития личности, способной к самоактуализации в процессе многолетней интеллектуально активной социальной, трудовой жизни [ 2, с. 126 ].

Таким образом, новые информационные технологии - могут рассматриваться как одно из важнейших средств реализации новых образовательных приоритетов:

- фундаментальность образования как выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, то есть интеграция предметных образовательных линий;

- целостность образования как внедрение единых циклов фундаментальных дисциплин с ориентацией на междисциплинарные связи;

- ориентация педагога на развитие интересов личности, индивидуализацию образовательного процесса;

- ориентация на новые формы организации познавательной деятельности учащихся.

Поскольку новые информационные технологии, являясь логическим продолжением идей программированного обучения и компьютерных технологий, находятся в процессе своего развития, то семантическое содержание этого понятия, введенное впервые академиком Г. С. Поспеловым, продолжает постоянно уточняться.

Мы под новыми информационными технологиями обучения понимаем целостную обучающую систему, представляющую собой интеграцию технической, дидактической, пользовательской и информационно - образовательной среды, обеспечивающую выполнение последовательности совместных действий субъектов образовательной деятельности в условиях информатизации образования, направленных на достижение проектируемых результатов обучения рабочих кадров.

С развитием информационных технологий профессиональная деятельность преподавателя выходит за рамки классно - урочной системы и активизируется в сети Интернет. Она представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие преподавателя на студента средствами глобальной сети «Интернет». В современных условиях расширяются возможности для самообразования, совершенствования профессиональных качеств самого преподавателя. В век информатизации, глобализации и межкультурной интеграции системы образования во всем мире обновляются и отражают новые парадигмы: экономика, основанная на знаниях и обучение на протяжении всей жизни. В процессе формирования профессионализма большую роль играет информационная культура человека, умение ориентироваться в современных средствах коммуникации, пользоваться информационными ресурсами для саморазвития и самосовершенствования.

Сегодня на рынке труда идет конкуренция. Задача школы, техникума, высшего учебного заведения - воспитать конкурентоспособную личность. Дипломное проектирование с элементами исследовательской деятельности, использованием информационных технологий повышает стремление студентов участвовать в познавательной деятельности, желание получить новую информацию. Профессионализация проекта повышается за счет использования фактических данных с предприятий лесного профиля региона; проведение экспериментальных исследований в сфере профессиональной деятельности; контроль качества и испытание продукции; использование статистических методов регулирования технологических процессов; поиск и обработку результатов измерений; анализ финансово - хозяйственной деятельности организаций [ 5, с. 105 ].

Усиление роли информационно - коммуникационных технологий в образовании делает необходимым формирование информационно - коммуникационной компетенции преподавателей. Умение применять информационно - коммуникационные технологии для решения профессиональных проблем и задач в реальных ситуациях педагогической деятельности способствует реализации личностно - ориентированной парадигмы образования.

Будущие специалисты должны видеть и понимать практическую значимость изучаемого материала для своей профессиональной деятельности в последующем, работая с информационными системами, формируя качества и углубляя знания по дисциплине, необходимые при работе на производстве, учится понимать информационную культуру, все это должно осуществляться с высокой степенью наглядности и информатизации.

Широкое внедрение систем гипертекста привело к появлению электронных книг, предназначенных, как правило, для самостоятельного обучения. Сейчас наиболее распространена следующая классификация электронных книг по их назначению: энциклопедические, информационные, обучающие и экзаменующие.

Отечественная практика показывает, что электронные книги используются чаще всего именно в тех учебных заведениях, в которых и для которых они создавались, так как учебные программы даже однопрофильных средних учебных заведений порой значительно отличаются. До сих пор, к сожалению, электронные книги часто создаются специалистами в области программирования без участия профессиональных педагогов и сводятся к созданию компьютерной версии содержания учебника по выбранной теме. Поэтому появление по - настоящему качественных электронных книг, ориентированных на эффективное обучение широкого круга обучаемых, возможно только при объединении усилий преподавателей, программистов и психологов, а также создании таких универсальных программных средств, которые бы позволили педагогам самостоятельно разрабатывать качественные учебные программы.

В работе авторов А. В. Веселова, Д. М. Гришечкина, А. И. Тихонова (рассматривается пример инструментальной системы для подготовки и использования электронно - справочных изданий (учебников, справочников, каталогов) большого объема с гипертекстовой организацией материала [ 12, с. 56 ].

К проблемам, связанным с использованием гипертекстовых систем и систем гипермедиа, следует также отнести отсутствие (до недавнего времени) их классификации. Первая, относительно удачная, попытка классификации, была предпринята Тай Конклином, который предложил разделить все гипертекстовые системы по принципу их использования на четыре группы.

1. Системы, имеющие сверхбольшие объемы хранимой информации и сравнительно простой пользовательский интерфейс, они используются в основном для просмотра информации (Memex, Augument/NLS, XanXanadu, Textnet).

2. Системы поддержки решений, позволяющие множеству людей участвовать в обсуждении процесса проектирования (системы типа IBIS: Issue - Based Information System, gIBIS, WE, Team - Work Station).

3. Просмотровые гипертекстовые системы, используемые в целях обучения, при работе со справочными материалами (KMS, Hyperties).

4. Универсальные гипертекстовые системы (NoteCards, FRESS, Intermedia, Neprune, Guide, HyperCards, PlaneText).

 

Средства телекоммуникаций (от латинского tele - вдаль, далеко, kommunico - делаю общим, связываю, общаюсь), включают в себя компьютерные сети, телефонную, телевизионную, спутниковую связь для обмена разнообразной информацией между пользователем и центральным информационным банком данных или между пользователями.

Самым сложным электронным учебным ресурсом с точки зрения его разработки и самым эффективным с точки зрения его применения в обучении можно назвать электронный учебно - методический комплекс. Электронный учебно - методический комплекс представляет собой самостоятельное систематизированное учебное средство, включающее в себя полный набор учебно - методических материалов, целью которого выступает обучение студентов по учебным программам наряду с управлением обучающего процесса. Располагаться физически такой комплекс может либо на сервере учебного заведения или в локальной сети учебного класса, либо может быть записан на CD или DVD диски.

Несмотря на высокую трудоемкость процедуры первоначальной разработки электронного учебно - методического комплекса, издержки на его создание вполне окупаются при использовании в процессе обучения студентов. Грамотно построенный электронный комплекс можно не только применять на лекционных занятиях в качестве наглядного средства, но и предлагать студентам для самостоятельного освоения учебного материала. Кроме того, такой универсальный комплекс будет необходим для поддержки учебного процесса в системе дистанционного образования, которое сегодня становится очень популярным во всем мире.

Прежде чем применить разработанный электронный учебно - методический комплекс в учебном процессе, его необходимо подвергнуть экспертизе в компетентном органе или структурном подразделении среднего учебного заведения, отвечающем за качество выпускаемой продукции. После рекомендации к использованию в обучении данный программный продукт предлагается студентам.

При создании электронного учебно - методического комплекса следует обратить внимание на некоторые важные моменты. Во - первых, его содержание обязательно должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта по указанной в описании специальности, а также современному уровню научно - технического прогресса в данной области знаний. Во - вторых, структура электронного учебно - методического комплекса должна состоять из логически взаимосвязанных элементов или модулей. Каждый отдельный модуль должен открываться в отдельном электронном окне, иметь свою целевую установку, направленную на решение частных задач. В - третьих, интерфейс электронного комплекса необходимо выстроить таким образом, чтобы он имел строгий и выразительный вид, наглядные панели инструментов, был прост в освоении технологии работы с ним пользователя. В - четвертых, программное исполнение электронного комплекса должно учитывать возможность технологически несложного совершенствования и модернизации содержания учебного курса в будущем. В - пятых, электронный учебно - методический комплекс должен быть максимально интерактивным, содержать достаточное количество мультимедийных данных, иметь удобные средства поиска необходимой информации [ 4, с. 106 ].

Мультимедиа технологии включают в себя совокупность информации цифрового характера (текстовая, графическая, анимационная), визуальной аналоговой информации (видеофрагменты, фотографии, рисунки) и слуховой аналоговой информации (звуки, музыка, речь). Использование мультимедийной информации в процессе обучения способствует более качественному восприятию и запоминанию учебного материала.

В процессе профессиональной подготовки студентов с использованием электронных учебных ресурсов преподавателю необходимо грамотно распределять соотношение их совместной деятельности (Таблица 1).

 

Таблица 3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.