Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие и специфические закономерности психического развития детей, имеющих нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата






Специфика детской инвалидности состоит в том, что ограничение жизнедеятельности в этом случае возникает в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, становления личности. Детская инвалидность представляет собой очень большую проблему по той причине, что она накладывает ограничения не только на проявления личности, но и на ее формирование.

Дети-инвалиды лишены доступных здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, они не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта. Они также часто испытывают затруднения в предметно-практической деятельности, ограничены в проявлениях игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций.

В структуре причин детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания (более 60%), заболевания внутренних органов (до 20%), заболевания опорно-двигательного аппарата (9 - 10%), нарушение зрения (13%) и слуха (14%).

 

Психическое развитие слепорожденных детей имеет те же закономерности, что и развитие зрячих детей, однако тяжелое первичное поражение зрения проявляется в различных вторичных отклонениях и особенностях психического развития детей. Для слепых детей характерна своеобразная ориентировочная реакция на звук. Глубокие дефекты зрения отрицательно влияют на формирование двигательных навыков слепорожденного ребенка. Потеря зрения оказывает влияние на своеобразие эмоционально-волевой сферы и характера. Трудности в учении, игре, овладении профессией, бытовые проблемы вызывают сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях своеобразие характера проявляется в неуверенности, пассивности, склонности и самоизоляции, в других - в раздражении, возбудимости и даже агрессивности.

Ослепших детей отличает от слепорожденных время потери зрения, утрачено после рождения (в дошкольном или школьном возрасте). Большое значение для их развития имеет сохранность раннее сформированных зрительных представлений. Нормальная мыслительная деятельность такого ребенка опирается на сохранные анализаторы. У слепого ребенка в условиях специального обучения формируются приемы и способы использования кожного, слухового, двигательного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу, на которой развиваются психические процессы.

Слабовидение оказывает влияние на психическое и физическое развитие ребенка: замедлены процессы запоминания, затруднены мыслительные операции. Отставание физического развития таких детей может быть следствием ограниченных движений. Поэтому эти дети нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения.

 

Расстройство функции различных анализаторов, особенно, таких как зрительный, слуховой и речевой относятся к одним из самых тяжелых видов нарушений, ведущих к социальной недостаточности. Особенно тяжелая социальная недостаточность развивается при врожденных дефектах слуха, так как в этом случае отсутствуют речевые навыки, и без трудоемкого специального обучения они не могут развиваться.

Глухота - стойкий первичный дефект; немота, обусловленная ею, вторична.

К категории глухих, по мнению Б. Д. Корсунской, относятся дети, полностью лишенные слуха, или имеющие остатки слуха, которые не могут служить основой для самостоятельного овладения речью. Глухота развивается при тотальном поражении слухового анализатора. При частичном его поражении наблюдается тугоухость. Глухота бывает врожденной и приобретенной.

Приобретенная глухота наступает в возрасте до двух лет, т. е. до того, как ребенок овладел речью.

К группе детей с нарушениями сенсорной деятельности, по мнению Боскиса Р. М, относятся дети с нарушениями слуха (слабослышащие и глухие).

Глухие дети - дети с тотальным (полным) выпадением слуха, который не может быть самостоятельно использован ими для накопления речевого запаса.

Среди глухих детей Боскис Р. М. выделяет:

а) глухих без речи (ранооглохшие);

б) глухих, сохранивших в той или иной мере речь (позднооглохшие).

Ранняя глухота резко ограничивает возможность овладеть словесной речью и приводит к глухонемоте, так как ребенок не может разборчиво воспринимать ее, подражать окружающим.

Компенсаторные возможности глухих детей помогают им в преодолении своего основного дефекта - нарушение функций слухового анализатора. Сохранные анализаторы используются глухими детьми для познания окружающей действительности, ориентировки в быту. Наглядно зрительные формы познания преобладают у глухих детей над словесно-логическими. Чтение, письменные работы, а не устная речь, в основном, формируют словесно-речевую систему глухого ребенка. Он оперирует наглядными образами, представлениями о внешнем мире. Потребность в общении с окружающими не может быть реализована с помощью речи.

 

К детям с проблемами в развитии относятся дети и с тяжелыми нарушениями речи. В настоящее время все виды речевых нарушений делятся на две группы:

Нарушение устной речи:

Дисфония - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

Брадилалия - патологически замедленный темп речи, может быть органической или функциональной по своей природе.

Тахилалия патологически ускоренный темп речи.

Заикание - нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Нарушение письменной речи:

Дисграфия - частичное специфическое расстройство процесса письма.

Дислексия - нарушение чтения, вызванное поражением или недоразвитием речевых отделов центральной нервной системы.

 

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата составляют около 10% от всех детей-инвалидов. Среди всех нарушений, связанных с нарушением ОДА, самым распространенным является детский церебральный паралич (ДЦП).

Детский церебральный паралич - тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте.

Для выявления возможностей психического развития детей, страдающих церебральным параличом, большое значение имеет оценка условия развития их сенсорных функций, ориентировочно-познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими.

Нарушение сенсорного восприятия приводит к невозможности установления с детьми эмоционального контакта, что, в свою очередь, тормозит появление первых положительных эмоций. Так, улыбка у детей с ДЦП возникает лишь к 3-6 месяцам. Для детей с детским церебральным параличом в возрасте от 5 месяцев до 1 года характерно неравномерное развитие отдельных психических функций: восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.