Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные методические требования к оформлению контрольной работы






 

Основные методические требования к оформлению контрольной работы

Объем контрольной работы 20-25 печатных листов. Работа должна

быть выполнена на стандартных листах формата А 4, шрифт Times New

Roman, размер шрифта 14, полуторный межстрочный интервал. Поля:

- верхнее 10 мм;

- правое 15 мм;

- нижнее 20 мм;

- левое 25 мм.

Нумерация страниц осуществляется внизу посередине листа или в

правом нижнем углу, начиная со 2 листа.

В работе допускается наличие рисунков, графиков и диаграмм,

иллюстрирующих представленный материал.

Содержание контрольной работы.

Контрольная работа по дисциплине «Бизнес-планирование» должна

быть представлена в виде бизнес-плана по конкретному продукту (услуге).

Работа должна содержать следующие разделы:

1. Титульный лист с указанием названия дисциплины, темы работы, фамилии и группы слушателя, выполнившего работу, фамилии преподавателя, проверившего работу;

2. Содержание;

3. Разделы бизнес-плана в соответствии с рекомендуемым типовым составом;

4. Выводы по работе;

5. Список используемой литературы.

Номер страницы ставиться в центре арабскими цифрами без каких-либо обрамлений и точки. Нумерация страниц начинается с 1 листа. Титульный лист является первой страницей работы, но номер ее не ставится. Страницы нумеруются, начиная с введения, при этом ставится номер той страницы, на которой находиться первая страница введения и заканчивают нумерацию на последней странице приложения.

Терминология, наименование, обозначения должны быть едины на всем протяжении текста контрольной работы. Сокращение слов допускается только в общепринятых формах. При повторном упоминании на одной странице одного и того же термина можно применять любые другие сокращения: АСУ - автоматизированная система управления. Но в этом случае при первом упоминании полного названия в скобках должно быть указано принимаемое сокращение. Например, «автоматизированная система управления (АСУ) включает, …».

Наименование газет, журналов, марок машин и т.д. заключаются в кавычки: ЗАО «Заря», журнал «Финансист».

Содержание основного текста контрольной работы разделяются на разделы и подразделы.

Разделы нумеруются в пределах всей работы арабскими цифрами параграфы - двумя арабскими цифрами, разделенными точкой: первая означает номер соответствующей главы (раздела), вторая - параграфы. После номеров глав и параграфов ставится точка. Например, 1.3. - это третий параграф первой главы, 2.4. - четвертый параграф второй главы и т.п. Номер главы или параграфа указывают перед их заголовком, названия глав пишутся заглавными буквами с жирным выделением. Каждая из глав работы должна начинаться с новой страницы. Подразделы в составе разделов размещаются далее по тексту. Если заголовок состоит из двух и более предложений, то они разделяются точкой. Точка после написания заголовка раздела и подраздела не ставится.

Переносы и сокращения слов в заголовках не допускаются.

Подразделы и пункты нумеруются в пределах каждого раздела (главы). Название начинается с заглавной буквы, а далее пишется строчными.

Все заголовки структурных элементов следует расположить в середине строк, без какого- либо подчеркивания.

Расстояние между заголовками разделов и текстом, выполненных компьютерным способом, должно быть равно 3 интервалам; между заголовками разделов и подразделов – 1, 5 интервала.

Для лучшего восприятия содержания текста его следует расчленять на абзацы, выражающие в отдельности определенные мыслительные аспекты. Каждый абзац выделяется отступом первого слова от начала строки на 1, 25 см.

Внутри отдельных абзацев иногда приходиться делать перечисление каких-то объектов или положений. В таком случае перед перечислением ставиться двоеточие, а перед названием объекта, помещаемого в новой строке, дефис или буквы, арабские цифры со скобкой.

Оформление ссылок. Использование в тексте цифрового материала, цитирование источников вызывает необходимость ссылок. Ссылки оформляются следующим образом: [12, с. 357] или [43].

Ссылка [12, с. 357] обозначает, что цитата взята из источника 12 в списке используемой литературы, со страницы 357.

Если в тексте используется не цитата, а ссылка на автора, то оформляется ссылка только номером источника из списка используемой литературы: [43].

Ссылки печатаются тем же шрифтом, что и текст.

Оформление таблицы. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами. Нумерация может быть сплошной или в пределах каждого раздела. В последнем случае номер таблицы должен состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой: таблица 3. и таблица 4.2. Заголовок таблицы пишется строчными буквами, кроме первой заглавной. Он должен полностью отражать содержание таблицы, размещаться на одной странице с самой таблицей. Допускается альбомное расположение таблицы.

Таблица 1.

Основные финансово-экономические показатели деятельности ОАО «Ритм» в 2011-2013гг.

тыс. руб.

№ п/п Наименование показателя 2011 г. 2012 г. 2013г.
         
         
         

 

При переносе части таблицы на другую страницу слово «Таблица», ее порядковый номер и заголовок даются только один раз над первой частью. Над последующими частями пишется «Продолжение/окончание таблицы» с ее номером.

Окончание таблицы 1.

         
         
         

Оформление рисунков. Все рисунки, схемы, графики в контрольной работе относятся к рисункам. Каждый рисунок должен иметь номер и название, которые указываются внизу под рисунком одной строкой. Рисунки подлежат или сплошной нумерации по всему тексту контрольной работы или нумерации по главам, как и таблицы.

Рис. 3. Эйлеров цикл

Оформление формул. В качестве символов в формуле рекомендуется применять обозначения, установленные соответствующими стандартами.

Формулы выполняются специальными надстройками MicrosoftEquation 3.0 или MathType. В конце формулы размерность не проставляется. После формулы помещается перечень пояснений к символам и числовым коэффициентам, если они не пояснены ранее в тексте. Пояснения к формулам пишутся после запятой и с новой строки, без абзацного отступа, начиная со слова «где» без двоеточия.

Перечень пояснений располагается колонкой, причем символ отделяется от его расшифровки знаком «тире». Буквенные обозначения даются строго в той последовательности, в которой они приведены в формуле. В конце расшифровки каждого символа через запятую дается его размерность в сокращенном написании. Например:

(3)

где

- время оборота автомобиля, ч;

- расстояние груженой ездки, км;

- техническая скорость, км/ч;

- время простоя под погрузкой и разгрузкой, мин.

Если работа содержит ряд формул, то они нумеруются арабскими цифрами, которые записываются на уровне нижней строки формулы справа в круглых скобках. Нумерация применяется сквозная или в пределах каждого раздела. При ссылках на формулы дается ее полный номер в скобках: «…в формуле (1)…».

Формулы в приложениях нумеруются аналогично нумерации таблиц и рисунков.

Оформление списка использованных источников.

Все источники, включаемые в список, нумеруются последовательно. Для правильного составления списка использованной литературы (полезно посмотреть как он оформляется в какой-либо монографии по учетно-аналитическим вопросам).

Если по тексту требуется отдельные пояснения в виде сносок, то непосредственно после слова, к которому дается пояснение, на уровне верхней линии шрифта помещается знак сноски арабской цифрой.

Сама сноска располагается в конце страницы с абзацного отступа и отделяется от текста короткой тонкой линией с левой стороны страницы.

Сноска к данным, расположенным в таблице, дается в конце таблицы над линией, закрывающей таблицу.

Непосредственно перед текстом сноски ставится ее знак и тире. Пример: «… к минимальной месячной оплате применяются коэффициенты[1]»

Допускается вместо цифр знаков сносок использовать звездочки, но при этом на одной странице их должно быть не более четырех.

В список использованных источников включаются только источники, использованные при выполнении работы.

Очередность размещения источников в списке использованной литературы:

I. Законодательные и нормативные акты

В этом разделе вначале указываются законодательные акты в порядке очередности их принятия (Кодексы, Федеральные законы). Затем указываются подзаконные акты (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы министерств и ведомств) и методические материалы (методические указания, методические рекомендации, разъяснения, письма и т.п.)

II. Учебники, учебные пособия, монографии

Источники размещаются строго в алфавитном порядке по фамилии автора, в случаях, когда работа выполнена коллективом авторов - в алфавитном порядке по названию работы.

III. Статьи из периодической печати

Статьи указываются строго в алфавитном порядке по фамилии авторов.

IV. Статистический и практический материал

V. Иностранная литература

VI. Интернет-ресурсы

Перечень использованных в работе источников из сети Интернет должен приводиться с указанием адреса сайта.

В список литературы должны включатся источники, изданные, как правило, за последние пять лет. Нумерация источников осуществляется нарастающим итогом.

Пример оформления списка использованных источников приведен в Приложении 8.

К защите работа представляется в сброшюрованном (сшитом) виде. Последовательность брошюровки материала: обложка, титульный лист (по форме); содержание; текстовая часть глав, заключение, список использованной литературы, приложения.

 

Обложка контрольной работы по дисциплине «Бизнес-планирование»

 

Обложка должна отражать содержание всего документа, например: «Бизнес-план компании «Петровский» на 2014-2017 гг.» Необходимо указать цель разработки бизнес-плана, например: «Цель разработки бизнес-плана - получить 10 млн. рублей посредством выпуска 100 000 обыкновенных акций стоимостью 100 рублей каждая», указать месторасположение фирмы и разработчиков бизнес-плана. В колонтитулах понадобиться разместить информацию для контроля документооборота: изменяющиеся данные поместить в верхнем колонтитуле, статичные - в нижнем. Например, в верхнем колонтитуле можно указать: «Бизнес-план компании «Петровский». Документ № БП-2014.014 от 7 сентября 2014 г.», где БП - бизнес-план, 2014 - год создания данного варианта бизнес-плана, 01Ч - это № 1, черновой вариант, при оформлении окончательного варианта бизнес-плана букву «Ч» можно не указывать. В нижнем колонтитуле можно указать: «Конфиденциально, коммерческая тайна». Колонтитулы печатаются мелким шрифтом (можно 8 пунктов).


 

 

Содержание бизнес-плана

 

Бизнес-планы внешне могут значительно отличаться друг от друга в зависимости от цели, которую преследует автор при его написании и направлении деятельности предприятия, но вместе с тем состав их разделов практически не изменяется, то есть он содержит краткое описание - резюме, характеристику отрасли, описание самой компании и продукции (услуг, работ), которую собирается производить или предоставлять населению, исследование и анализ состояния внешней среды, конкуренции, маркетинговый, производственный и финансовый планы, а также оценку возможных рисков и их страхование.

Согласно Методическим рекомендациям Министерства экономического развития и торговли РФ бизнес-план инвестиционного проекта, реализуемого в рамках инвестиционной политики предприятия, включает следующие разделы:

1.Вводная часть (резюме).

2.Обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие.

3. Описание проекта (в оптимальном объеме представляется информация о продукции (услугах), показывается новизна решения технологических, технических, рецептурных, потребительских и прочих проблем).

4.Производственный план реализации проекта (экономический потенциал, технологический потенциал, материально-техническое обеспечение, трудовой потенциал и правовая защита производства).

5.План маркетинга и сбыта продукции предприятия (оценка внешней среды, потенциальных покупателей и потребителей услуг, оценка конкурентов и конкурентной борьбы, комплексное исследование рынка, стратегия маркетинга).

6.Организационный план реализации проекта (управление проектом, финансовые ресурсы, юридические аспекты).

7. Финансовый план реализации проекта (план прибыли, движение денежных потоков, анализ безубыточности, финансовый анализ отдельных видов продукции).

8. Оценка экономической эффективности затрат, осуществляемых в ходе реализации проекта.

Автор может самостоятельно формировать структуру бизнес-плана по степени важности и необходимости разделов в зависимости от вида бизнеса. В приложении 4 приводится примерный состав Бизнес-плана. Вначале можно набросать примерное содержание. Не существует единственно правильного и твердого порядка, в котором должно быть изложено содержание бизнес-плана. Это во многом зависит от типа бизнеса.

В контактную информацию входит информация о том, с кем и как можно связаться. По желанию можно ввести пункт «контроль документооборота» при существовании необходимости распространения бизнес-плана среди внешних пользователей. Пункт «регулирование документооборота» может содержать указание на право собственности, получение разрешений, данные о получателях. Так как обычно план составляется для внешних пользователей, то может понадобиться включить в него перечень профессиональных консультантов и информацию о том, как с ними можно связаться. Это могут быть банкиры, юристы, аудиторы, бухгалтера.

 


Резюме

 

Резюме для руководства представляет собой бизнес-план в миниатюре, объем этого раздела занимает одну страницу. Резюме задает тон всему бизнес-плану. Руководство при ознакомлении с бизнес- планом в первую очередь ознакомится с резюме, поэтому очень важно не слишком навязчиво разрекламировать компанию и ее цели. При этом необходимо открыто показать читателю основные риски проекта, отмечая существующие возможности страхования данных рисков.

Текст резюме должен быть предельно прост и лаконичен, минимум специальных терминов, он должен быть каждому, так как может быть представлен для ознакомления специалистам других сфер экономики. Работа над написанием этого раздела играет важную роль вследствие того, что потенциальный инвестор или кредитор, ознакомившись с резюме, сделает свои первые выводы о компании. Если резюме сразу не произведет благоприятного впечатления, то кредитор может не заинтересоваться бизнес-планом в целом.

Процесс написания резюме начинается с формулирования миссии фирмы или ее основной стратегической ориентации. Миссия - это генеральная цель фирмы, отражающая основные аспекты ее деятельности и декларирующая то, чему фирма хочет себя посвятить. Таким образом, миссия является лицом или визитной карточкой фирмы, показывая ее место и роль в экономике региона, страны.

Написание резюме вначале работы поможет облечь идеи в более определенную форму. Завершив работу над финансовым разделом бизнес-плана, можно вернуться к резюме и переписать его с учетом всех выявленных в ходе работы финансовых показателей.

 


Текущее состояние предприятия

 

В этом разделе необходимо подробно описать предприятие, чтобы убедить инвестора либо потенциального партнера, что ваше предприятие эффективно, имеет налаженное производство и способно в дальнейшем приносить прибыль. Здесь приводятся:

а) общее описание предприятия и ее коммерческой деятельности: указываются дата создания и ее юридическая форма; что производит предприятие и (или) какие услуги предоставляет; краткая история предприятия; владельцы и акционеры, количество работников; сбыт, прибыль и объем производства за прошедшие два-три года;

б) управленческий аппарат и персонал: необходимо предоставить краткую характеристику менеджеров, указать период их работы в компании, образование, квалификацию и опыт работы в данной отрасли;

г) основные группы производимых продуктов и услуг: следует описать основные группы продуктов или услуг, которые компания изготовляет и реализует, место компании на рынке; охарактеризовать главных клиентов компании; описать динамику сбыта товаров и услуг на протяжении последних двух-трех лет деятельности.

 


Анализ рынка

 

В этом разделе проводится обзорный анализ состояния отрасли, в которой предприятие намерено работать.

Типичный процесс исследования рынка включает четыре этапа:

а) определение необходимой информации для анализа;

б) поиск и сбор данных;

в) анализ данных;

г) план мероприятий, позволяющих использовать эти данные.

Важно правильно сформулировать идею проекта с учетом действительного состояния дел в отрасли, чтобы инвестор положительно оценивал шансы нового предприятия по сравнению с другими. Для этого в бизнес-плане рекомендуется провести краткий исторический экскурс, дать анализ текущего положения дел в сфере деятельности и определить тенденции ее развития.

Этот раздел требует комплексного рассмотрения потенциальной емкости рынка и информацию о таких определяющих факторах, как:

- определение круга потребителей, прогноз их платежеспособного спроса;

- прогноз цен;

- прогноз объемов реализации;

- изучение динамики продажи в отрасли;

- изучение возможностей, преимуществ, недостатков потенциальных конкурентов, резервов их опережения;

- динамику роста численности предприятий, действующих в данном секторе рынка;

- количество новых продуктов, вышедших на рынок;

- анализ возможностей и угроз рынка.

Описание рынка. Разрабатывая прогноз потребления, необходимо определить, который из клиентурных рынков будет заинтересован в вашем товаре. Таких рынков может быть пять:

1) потребительский рынок - отдельные лица и хозяйства, которые могут приобретать товары и услуги для личного пользования;

2) рынок изготовителей - предприятия, покупающие товары и услуги для использования в процессе производства;

3) рынок посредников - предприятия, покупающие товары и услуги с целью их перепродажи;

4) рынок государственных учреждений - организаций, покупающих товары и услуги с целью их использования в сфере коммунальных услуг;

5) международный рынок - зарубежные покупатели, включая зарубежных потребителей, изготовителей, посредников и государственные учреждения.

Необходимо провести сегментирование рынка, т.е. определить ту группу потребителей, на которую ориентирован товар. Основание для сегментирования являются определенные признаки: потребности, уровень доходов, географическое расположение, потребительские признаки и т.д.

Желательно описать недавнюю историю рынка, на котором работает компания, а также дать приблизительную текущую и прогнозированную (на два-три года) емкость рынка в товарном и денежном выражении.

Тенденции рынка. Необходимо описать сегодняшнее состояние рынка в таких сферах, как рыночный спрос, включая платежеспособность и поведение основных групп клиентов; рыночные поставки необходимых товаров, включая самые типичные каналы распространения; основные типы товаров, политику цен и платежей.

Следует определить любые политические, экономические, технологические и социальные тенденции, которые могут существенно повлиять на состояние рынка в ближайшие два-три года, а также спрогнозировать результат влияния этих тенденций. При планировании выхода на несколько рынков анализ проводится по каждому из них и дается сравнительная оценка эффективности работы на каждом рынке.

В этом разделе следует произвести анализ конкурентов компании. определить основные типы конкурентов (прямые конкуренты, потенциальные конкуренты, товары-субституты), для каждого типа назвать конкретных конкурентов, дать их краткую характеристику, выявить основные сильные и слабые стороны.

Необходимо выделить основные конкурентные преимущества компании перед остальными фирмами, работающими в данной сфере деятельности.

 

 


Стратегия и операционный план

 

Раздел «Стратегия и операционный план» расставляет приоритеты развития среди ряда направлений бизнеса. Для определения «очередности» вкладывания средств в развитие той или иной продукции и (или) услуги можно воспользоваться матрицей БКГ (Бостонской консалтинговой группы).

Сравнивая несколько видов бизнеса, необходимо нарисовать кружочки на диаграмме - большие для большого бизнеса и маленькие для менее важных видов деятельности. На диаграмме проявится соотношение видов бизнеса, с помощью которого можно будет выстроить очередность направления средств и усилий по видам деятельности.

Далее необходимо разработать бизнес-стратегии, которые помогут достичь всех желаемых целей.

Существуют по три вида каждой из четырех приведенных ниже стратегий:

• интеграционные стратегии (вертикальная регрессивная, вертикальная прогрессивная, горизонтальная);

• стратегии интенсивного роста (глубокое внедрение на рынок, расширение границ рынка, совершенствование товара);

• стратегии диверсификации (концентрическая, горизонтальная, конгломератная);

• стратегии защиты рынка (совместные предприятия, экономия, изъятие капиталовложений).

Для оценки стратегии существуют семь критериев:

1) коэффициент отдачи инвестиций (ROI);

2) риск потери инвестиций;

3) собственность и контроль (от чего нужно отказаться?);

4) потенциал для роста;

5) стабильность трудоустройства и заработки;

6) престиж;

7) социальная ответственность.

Описание стратегии включает в себя описание ниши или сегмента рынка, уникального товара и т.п.; пояснение своего конкурентного преимущества в данной области; представление разработанной стратегии на долгосрочный период; определение желаемых целей; определение потенциального денежного вознаграждения от реализации этой стратегии (данный момент более подробно рассматривается в разделе бизнес-плана, посвященного финансовым вопросам).

Создание операционного плана заключается в разработке общего плана для бизнеса в целом и более подробного плана для каждого функционального подразделения.

Общий план определяет основные связи и критические пути (рис.2), создает базис для разработки операционных планов подразделений предприятия. Каждый операционный план в свою очередь ставит серию операционных/текущих задач, которые представляют собой мероприятия по достижению целей, поставленных на очень короткий временной период (менее 1 года). Строгое выполнение задач, поставленных в операционном плане, ведет к достижению стратегических целей предприятия.

Операционный план включает в себя три основных элемента: производство, маркетинг и сбыт, административную поддержку.

 


Финансовый план

 

Данный раздел бизнес-плана включает в себя: назначение средств и источники финансирования проекта, условия финансирования и залог, прибыльность проекта, анализ точки безубыточности, прогноз сбыта, капитальные затраты, текущие расходы, отчет о прибылях и убытках, финансовый баланс, отчет о движении наличности и условия финансирования.

Назначение средств и источники финансирования проекта несет в себе информацию о получении средств для создания или расширения предприятия, т.е. здесь необходимо указать, сколько необходимо средств для реализации данного проекта; источники получения средств; ожидаемый срок возврата вложенных средств и получения инвесторами прибыли.

Необходимо дать краткое описание стоимости проекта по таким категориям:

1. новые закупки (земля, помещения и сооружения, включая транспортирование, страхование, установку и строительство)

2. улучшение инфраструктуры;

3. увеличение оборотных средств (начальные расходы, дополнительные запасы сырья и готовых изделий, новые административные расходы и расходы на маркетинг и сбыт);

4. непредвиденные расходы проекта (приблизительно 15-20% суммы первых трех категорий расходов).

Если предприятие планирует покупку оборудования, необходимо дополнительно указать его количество, тип, изготовителя оборудования, а также у кого и на каких условиях оно будет приобретено.

Особое внимание следует уделить источникам, за счет которых будет осуществляться финансирование проекта. Источники необходимо распределить на несколько категорий (собственные денежные средства компании, внешнее финансирование (денежные и товарные кредиты, инвестиции).

Условия финансирования и залог - здесь необходимо точно указать объем необходимого кредита, подробно разработать графики его получения и погашения, рыночную стоимость залогового обеспечения, которое предлагается для гарантирования займа, по результатам экспертной оценки имущества.

Раздел «Прибыльность проекта» разрабатывается с целью обобщения картины составных частей плана. Расчеты финансового плана позволяют прийти к выводу о реальности проекта с экономической точки зрения.

Раздел включает в себя: прогноз объема реализации; прогнозированный отчет о доходах предприятия; прогнозированный баланс; отчет о движении денежных средств; динамику изменения основных финансовых коэффициентов. Прогноз объема реализации дает представление о той части рынка, на которую рассчитывает предприятие. Этот документ составляется на основании изучения ситуации на рынке.

Таблица 1.

Оперативный план (отчет)

Показатели Месяц (квартал, год) Всего за период
план факт план факт
Рыночный потенциал фирмы по данному товару, в ед. товара          
Доля фирмы в отраслевом рынке по данному товару, %          
Цена товара, руб.          
Объем продаж, в ед. товара          
Охват рынка, %          
Количество произведенных товаров, в ед. товара          
Запасы товара на складах фирмы на конец отчетного периода, в ед. товара          

 

План (отчет) о доходах и расходах по производству товаров показывает получит ли предприятие прибыль от продажи товаров и предоставления услуг.

Этот документ разрабатывается экономической службой.

Таблица 2.

Структура плана (отчета) о доходах и расходах

Показатели Месяц (квартал, год) Всего за период
план факт план факт
Выручка от продажи данного товара          
Производственные издержки, связанные с производством и реализацией товаров, по статьям          
Общепроизводственные издержки по статьям          
Налоги и отчисления          
Чистая прибыль          
Прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы          

 

В структуру план-отчета рекомендуется включать перечень следующих показателей:

Таблица 3.

Структура плана (отчета) о доходах и расходах (доп. показатели)

Показатели Месяц (квартал, год) Всего за период
план факт план факт
Выручка от продажи товаров          
Денежные издержки на производство и реализацию товаров          
Налоги          
Отчисления          
Дивиденды          
Инвестиции          
Закупки          
Процентные издержки          
Погашение кредитов          
Суммарные затраты денежных средств          
Добавление к активной части баланса          

 

Прогнозированный отчет о доходах предприятия содержит: поступления от продажи товаров (реализации услуг); расходы на производство товаров; общепроизводственные расходы (по видам); отчисления в бюджет; чистую прибыль.

Анализ безубыточности проекта — это определение точки безубыточности (х), то есть минимум объема выпускаемой продукции, при котором доход от продажи равен издержкам производства. Желательно произвести расчет точки безубыточности проекта в товарном и денежном выражении.

х = Спос / (Р - Спер), (2)

где

Спос - постоянные издержки;

Р - цена продажи единицы продукции;

Спер - удельные переменные расходы

Балансовый отчет (бюджет) подводит итого экономической и финансовой работы предприятия за отчетный период и разрабатывается службой главного бухгалтера предприятия.

Таблица 4.

Примерная структура аналитического балансового отчета

Баланс (форма 1)
Активы Пассивы
1. Внеоборотные активы Нематериальные активы Основные средства Незавершенное производство Долгосрочные финансовые вложения Прочие внеоборотные активы Итого 2. Оборотные активы Запасы НДС по приобретенным ценностям Дебиторская задолженность (> 12 мес.) Дебиторская задолженность (< 12 мес.) Краткосрочные финансовые вложения Денежные средства Прочие оборотные активы Итого   3. Капитал и резервы Уставной капитал Резервный капитал Целевые финансирование и поступления Нераспределенная прибыль прошлых лет Непокрытый убыток прошлых лет Нераспределенная прибыль отчетного года (чистая прибыль) Непокрытый убыток отчетного года Итого 4. Долгосрочные обязательства Займы и кредиты Прочие долгосрочные обязательства Итого 5. Краткосрочные обязательства Займы и кредиты Кредиторская задолженность Задолженность участникам по выплате доходов Доходы будущих периодов Резервы предстоящих расходов Прочие краткосрочные обязательства Итого
Всего активов Всего пассивов

 


 

Таблица 5.

Примерная структура отчета о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках (форма 2) За отчетный год За прошлый год
1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг Валовая прибыль Коммерческие расходы Управленческие расходы Прибыль (убыток) от продаж 2. Операционные доходы и расходы Проценты к получению Проценты к уплате Доходы от участия в других организациях Прочие операционные доходы Прочие операционные расходы 3. Внереализационные доходы и расходы Прочие внереализационные доходы Прочие внереализационные расходы Прибыль (убыток) от налогообложения Налог на прибыль Прибыль (убыток) от обычной деятельности 4. Чрезвычайные доходы и расходы Чрезвычайные доходы Чрезвычайные расходы Чистая прибыль (нераспределенная прибыль отчетного года)    

 

Для того чтобы получить сумму первоначальных инвестиций, составляется специальная форма:


 

Таблица 6.

Первоначальные инвестиции

Категория инвестиций Величина, тыс. руб.
1. Земля 2. Подготовка и освоение площадки 3. Сооружения и объекты гражданского строительства: а) здания и объекты гражданского строительства б) вспомогательные объекты и объекты обслуживания 4. Основной акционерный капитал 5. Машины и оборудование  
Всего первоначальных инвестиций  

 

Расходы на пусконаладку и сдачу в эксплуатацию, включающие вознаграждения за руководства пусковыми операциями, зарплату, отчисления на социальное страхование и дополнительные выплаты по персоналу, занятому на пусконаладке, стоимость потребленных производственных и вспомогательных материалов, затраты на вспомогательные и прочие средства, необходимые для пусконаладки приведены в таблице:

Таблица 7.

Расходы на пусконаладку и сдачу в эксплуатацию

Категория Величина, тыс. руб.
Предынвестиционные исследования Подготовительные изыскания Руководство осуществлением проекта Составление подробных планов, участие в торгах Надзор, координация, пусконаладка и сдача гражданских сооружений, оборудования и предприятия Создание административного аппарата по найму и подготовке рабочих ИТР и служащих Соглашение о поставках Установление контактов Предварительные расходы и расходы на выпуск ценных бумаг  
Итого  

 

Оборотный капитал - это финансовые средства, необходимые для эксплуатации объекта в соответствии с его производственной программой.

Таблица 8.

Расчет потребности в оборотном капитале

Статья Потребность
  При работе
Год на полную
пуска мощность, тыс. руб.
1. Текущие активы    
Суммы по счетам, подлежащим оплате    
Стоимость товарно-материальных ценностей    
а) сырье и материалы    
б) запчасти    
в) незавершенная продукция    
г) готовая продукция Наличность    
Текущие пассивы    
2. Подлежащие оплате счета (кредиторов)    
3. Оборотный капитал    
Всего    

 

Исходя из сумм расходов на подготовку производства, фиксированных инвестиций и расчетов чистого оборотного капитала, можно исчислить общую потребность в финансовых ресурсах.

Таблица 9.

Общая потребность в финансовых ресурсах

Категория инвестиций Величина
Первоначальные инвестиции Капитальные расходы в период подготовки производства Оборотный капитал (при работе на полную мощность)  

 

Отчет о движении денежных средств - это документ, с помощью которого можно оценить движение средств при реализации проекта с разбивкой по времени (а именно: сколько средств необходимо к началу реализации и при выполнении работы). Главная цель этого отчета убедиться в возможности обеспечения синхронности поступления и расходования денег, а также проверить возможность ликвидности дела в случае необходимости.

 

Таблица 10.

Отчет о движении денежных средств

Показатели Сумма по годам (кварталам), руб.
      n
квартал квартал      
                     
                       
Выручка от реализации                      
Затраты, всего                      
в том числе:                      
Амортизационные отчисления                      
Выплата процентов                      
Прибыль от реализации                      
Налог на прибыль                      
Чистый доход от реализации                      
Чистый денежный поток, всего                      
Чистый доход от реализации                      
Амортизационные отчисления                      
Рост (погашение задолженности)                      
Средства от продажи (покупки) основных средств                      
Капиталовложения                      
Прирост оборотного капитала                      
Остаток денежных средств на начало периода                      
Накопленная денежная наличность                      
Коэффициент текущей стоимости привыбраннойставке дисконтирования (ставке дохода на собственный капитал)                      
Текущая стоимость денежных потоков(дисконтированная)                      
Сумма текущих стоимостей денежных потоков                      

 

Динамика изменения основных финансовых коэффициентов показывает, как изменяются в процессе реализации проекта основные финансовые коэффициенты:

¾ валовой прибыли;

¾ операционной прибыли;

¾ чистой прибыли;

¾ быстрой ликвидности;

¾ соотношения собственных и привлеченных средств;

¾ погашения кредиторской задолженности и др.

Чтобы определить когда инвестиционный проект начнет приносить прибыль (доход), необходимо рассчитать срок окупаемости денежных вложений:

Т = Ип / Дг, (3)

где

Т - срок окупаемости;

Ип - первоначальные инвестиции;

Дг - ежегодные доходы.

При проведении расчетов срока окупаемости по вышеприведенной формуле не учитываются такой фактор, как временная стоимость денежных средств, зависящий от инфляции, ставки дисконта.

Временная стоимость денежных средств определяется путем умножения будущих доходов и расходов на коэффициенты дисконтирования (R), который рассчитывается по следующей формуле:

R= 1/(1+r)n (4)

где

r - процент изменения ценности денег, обычно принимается на уровне среднего процента по банковским кредитам, записывается в виде коэффициента;

п - номер года с момента начала инвестиций.

Таким образом, расчет окупаемости инвестиций можно провести с помощью заполнения таблицы следующего типа:

Таблица 11.

Расчет окупаемости инвестиций

Периодвремени, лет Инвестиционные затраты (-) и чистые денежные потоки (+, -), тыс. руб. Коэффициент дисконтирования при ставке r, (например r = 10% или 0 %) Текущая стоимость проектных денежных потоков, тыс. руб. Текущая стоимость нарастающим итогом, тыс. руб.
  -500   -500 -500
    0, 909090909 90, 90909091 -409, 0909091
    0, 826446281 123, 9669421 -285, 1239669
    0, 751314801 126, 2208866 -158, 9030804
    0, 683013455 143, 4328256 -15, 47025476
    0, 620921323 198, 6948234 183, 2245686

 

Дисконтированный срок окупаемости можно разложить на две составляющие: целую (j) и дробную (d) части. Из таблицы видно, что целая часть составляет 5 лет, а дробная часть срока окупаемости определяется по формуле:

d = (I0 - [CF1 + CF2 +... + CFj]) / CFj+1

d= 15, 47/198, 69 = 0, 0779

Срок окупаемости данного проекта составит 4, 0779 года, т.е. 4 года и 29 дней: 0, 0779/[1/365] = 29 (365 дней в году).

 

Оценка риска и их страхование

 

Необходимость оценки риска в бизнес-плане обусловлена тем, что потенциальные инвесторы должны видеть реалистичность оценки существующей ситуации, которая заключается в анализе как положительных сторон бизнеса, так и существующих рисков, а также возможность снижения уровня их влияния. Необходимо рассмотреть основные факторы, которые могут быть основой успеха проекта, а также основные угрозы, связанные с рыночной средой, и указать, как можно предостеречь деятельность предприятие от них.

Основными являются риски, связанные с поведением контрагентов и конкурентов, с изменениями во внешней среде: рыночной конъюнктуры, появлением новых товаров на рынке. Также существуют такие специфические риски как несоблюдение запланированного проектного бюджета, отсутствие гарантированных источников финансирования программы. Этот раздел содержит: факторы, ограничивающие развитие данного типа бизнеса, важные факторы успеха, альтернативные сценарии, а также страхование рисков.

Величину риска измеряют двумя показателями:

¾ среднее ожидаемое значение - средневзвешенная величина всех возможных результатов, когда вероятность каждого результата считается частотой или весом соответствующего значения. Например, если при вложении средств в проект прибыль 100 тыс. руб. получена в 50 случаях из 100 (вероятность 0, 5), прибыль 50 тыс. руб. - в 30 случаях и прибыль 40 тыс. руб. - в 40 случаях, то среднее ожидаемое значение составит 100 × 0, 5 + 50 × 0, 3 + 40 × 0, 4 = 81 тыс. руб.;

¾ колеблемость ожидаемого значения - степень отклонения ожидаемой величины от среднего значения, которая определяется путем расчета дисперсии и среднего квадратического отклонения.

Для уменьшения риска и повышения надежности проекта проводят анализ чувствительности, т.е. определяют степень влияния на эффективность основных критических факторов. В процессе анализа чувствительности изменяют значение одного из критических факторов и, при прочих неизменных значениях, определяют степень влияния его на эффективность проекта (рентабельность, срок окупаемости, чистую текущую стоимость и др.).

Основные факторы, имеющие большое значение при расчетах анализа чувствительности: цена единицы продукции (услуги, работы), объем продаж, себестоимость единицы продукции (услуги, работы), уровень инфляции в плановый период, время задержки платежей за поставленную продукции.

По результатам анализа чувствительности в процессе планирования предусматривают также мероприятия, которые уменьшат степень риска при реализации проекта.

 

Заключение

 

В заключении необходимо подчеркнуть, что бизнес-план был подвергнут самому тщательному и детальному анализу, который показал, что представленный бизнес будет жизнеспособным при любых реалистичных сценариях.

Также необходимо продемонстрировать, что составитель бизнес- плана твердо убежден в следующем:

Найдена надежная, новая область бизнеса, основанная на новой, но проверенной технологии с уникальными и существующими возможностями.

В результате проведения тщательного и детального анализа рынка заключено, что конкурентные товары настолько отличны от существующих аналогов, что составят им мощную конкуренцию в этом секторе экономики.

Основываясь на проведенном анализе, в бизнес-плане разработана надежная стратегия для быстрого проникновения на основные рынки и для последующего закрепления своих позиций.

Проверены потенциальные риски и многие из них превращены в процессе анализа и исследования в потенциал, исключены другие негативные риски и сделаны легко контролируемыми.

Организован бизнес в соответствии с текущими требованиями, который в дальнейшем позволит быстро достичь запланированного роста.

Сформирована высококвалифицированная управленческая команда, обладающая необходимым опытом и знаниями.

Определены дополнительные кандидаты с необходимым высоким уровнем квалификации для дальнейшего пополнения управленческого и рабочего персонала предприятия.

Следует отметить, что финансовые анализы и прогнозы довольно сдержаны, но все же демонстрируют, что данный вид бизнеса является эффективным и весьма прибыльным. Следовательно, коллектив предприятия убежден в выполнении и даже перевыполнении представленных прогнозов.

 


Темы контрольных работ по дисциплине «Бизнес-планирование»

 

1. Разработка бизнес-плана инновационного проекта

2. Разработка бизнес-плана бани-сауны

3. Разработка бизнес-плана организации автосервиса

4. Разработка бизнес-плана АЗС

5. Разработка бизнес-плана архитектурного бюро

6. Разработка бизнес-плана бильярдного клуба

7. Разработка бизнес-плана боулинга

8. Разработка бизнес-плана аптеки

9. Разработка бизнес-плана расширения завода металлических труб

10. Разработка бизнес-плана зоомагазина

11. Разработка бизнес-плана рекламного агентства

12. Разработка бизнес-плана организации ремонтно- строительной компании

13. Разработка бизнес-плана ресторанного бизнеса

14. Разработка бизнес-плана кафе быстрого питания

15. Разработка бизнес-плана компании по печати фотографий на футболках

16. Организация компании, предоставляющей доступ к сети Интернет

17. Организация компьютерного клуба

18. Разработка бизнес-плана консалтинговой компании

19. Бизнес-план интернет-кафе

20. Бизнес-план интернет-магазина

21. Бизнес-план кофейни

22. Бизнес-план на получение в лизинг оборудования для производства стеклопакетов

23. Бизнес-план расширения торговой организации

24. Разработка бизнес-плана по открытию парикмахерской

25. Бизнес-план организации паркетного цеха

26. Бизнес-план проката роликовых коньков

27. Бизнес-план расширения производства мебели

28. Бизнес-план производства одноразовой посуды

29. Разработка бизнес-плана продовольственного магазина

30. Бизнес-план предприятия по выращиванию и продаже грибов

31. Бизнес-план предприятия по разработке программного обеспечения

32. Бизнес-план предприятия по ремонту бытовой, видео, аудио и оргтехники

33. Бизнес-план предприятия по организации корпоративного питания

34. Бизнес-план предприятия по производству фиточая

35. Бизнес-план предприятия по производству упаковки

36. Бизнес-план предприятия по переработке пластиковых отходов

37. Бизнес-план предприятия по сборке и продаже компьютеров

38. Бизнес-план предприятия по доставке воды

39. Бизнес-план мини-типографии

40. Бизнес-план пиццерии

41. Бизнес-план передвижной автолавки

42. Бизнес-план салона красоты

43. Бизнес-план салона сотовой связи

44. Бизнес-план свинофермы

45. Бизнес-план солярия

46. Бизнес-план спортивного комплекса

47. Бизнес-план стоматологического кабинета, клиники

48. Бизнес-план сельскохозяйственной лизинговой компании

49. Бизнес-план тату салона

50. Бизнес-план тира

51. Бизнес-план фирмы по производству изделий из полиэтилена

52. Бизнес-план фитнес клуба

53. Бизнес-план хлебопекарни

54. Бизнес-план торговли цветами

55. Бизнес-план туристической фирмы

56. Бизнес-план теннисного корта

57. Бизнес-план эвакуации автомобилей

58. Бизнес-план диспетчерской службы такси

59. Бизнес-план цеха по производству композитных изделий, цех по выпуску изделий из искусственного камня

60. Бизнес-план частного ЖЭУ

61. Разработка бизнес-плана по расширению производственной линии на предприятии

62. Разработка бизнес-плана по созданию страхового негосударственного фонда

63. Разработка бизнес-плана по внедрению инновационных технологий в производство

64. Разработка бизнес-плана организации детского дошкольного учреждения

65. Разработка бизнес-плана организации образовательного учреждения

66. Разработка бизнес-плана создания бизнес-инкубатора

 

 


[1]коэффициенты рекомендованы…






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.