Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речь, язык и общение






 

Актуальность этой темы можно выразить словами Платона, который, как известно, считал изобретение письменности катастрофой, ибо «слово превратилось в значок на бумаге».

Общение - это потребность человека как социального, разумного существа - носителя сознания. Общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы — становится осознанным и оформленным речью.

Общение – это также и форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. Наконец, общение - это взаимодействие людей, взаимное познание и обмен информацией с помощью различных средств коммуникации в целях установления взаимоотношений.

Выделяют следующие цели общения:

контактную — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержание взаимосвязи;

информационную — обмен сообщениями, мнениями, решениями;

побудительную — стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение каких-либо действий;

координационную — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

понимания — понимание смысла сообщения, намерений, установок, переживаний партнера по общению;

эмотивную — возбуждение в партнерах по общению эмо­циональных переживаний (обмен эмоциями); изменение собст­венных переживаний и состояний;

установление отношений — осознание своего места в системе деловых, межличностных и прочих связей сообщества;

влияние — изменение состояния партнера, его поведения, потребностей, намерений, и т. д.

В общении выделяют следующие этапы:

1. Побуждение к действию. Потребность в общении (например, когда необходимо сообщить или узнать информацию и т.д.) по­буждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Уточнение ситуации действия и общения: ориентировка в целях общения, в ситуации общения, ориентировка в личности собеседника и т.д.

3. Сам процесс общения: восприятие и оценка ответной реакции собеседника, установление обратной связи, корректировка методов обще­ния.

4. «Свертывание» действий – фаза взаимоотключения: отключение от партнера, если побудительные мотивы контакта с ним исчезли.

 

Функции общения:

 

1. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения);

2. Общение как взаимодействие людей (интерактивная сторона общения);

3. Общение как восприятие друг друга (перцептивная сторона общения).

 

1. Общение как обмен информацией.

 

В ходе совместной деятельности люди обмениваются мнениями, идеями, интересами. Общение как коммуникация предполагает обмен информацией между людьми, осуществляющийся посредством знаков (слов, жес­тов, иероглифов), которые соотносятся с определенными пред­метами и явлениями действительности. Обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера, которое возможно, когда человек направляющий информацию и человек, принимающий ее, обладают единой или сходной системой кодирования–декодирования информации – «все должны говорить на одном языке». Это важно, так как передающий и принимающий постоянно меняются местами.

По видам выделяют вербальную (от лат. verbalis - словесный) и невербаль­ную коммуникацию.

В вербальной коммуникации в качестве знаковой системы выступает язык. Язык – это система знаков (слов с их значениями), выражений и правил их со­единения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Язык является продуктом исторического развития общества, становления его культуры.

Функции языка: средство существования, передачи и усвоения общест­венно-исторического опыта; средство общения; орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти).

Общение людей с помощью языка называется речью. В речи развертывается про­цесс «говорения», в ходе которого происходит своеобразное кодиро­вание говорящим речевых сигналов (звуков, слогов, слов, предложе­ний) с их последующим декодированием слушающим.

Функции речи: обозна­чения (отличает речь человека от коммуникации животных), обобщения (сло­во обозначает не только отдельный предмет, но целую группу сходных предметов), коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

 

В психологии различают речь внешнюю и внутреннюю.

- Внешняя речь включает речь устную (диалог и монолог) и письменную. Письменная речь представляет собой разно­видность монологической речи, предполагает отсутствие обратной связи с собеседником.

- Внутренняя речь – ситуа­тивна и выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности; формируется на основе внешней.

Невербальная коммуникация, дополняющая речь и передающая эмоциональное состояние, включает такие знаковые системы:

1. оптико-кинетическую (жесты, мимика, пантомимика);

2. паралингвистическую (от лат. Para — возле, около), которая вы­ражает чувства и состояние человека с помощью качества голоса, его диапазона, тональности;

3. экстралингвистическую (от лат. Extra — вне, lingua - язык), предполагающую включение в речь пауз, смеха, определенного темпа речи;

4. пространственно-временную, которая связана со взаимным рас­положением партнеров по общению, временем общения, особой ситуацией общения (например, эффект вагонного попутчика).

 

Считается, что лишь 7% содержания сообщения пе­редается значением слов (тем, что говориться), в то время как 38% информации определя­ется тем, как слова говорятся, и 55% - выражением лица говорящего.

В процессе передачи и приема информации нередко происходят ее суще­ственные потери, вызванные барьерами общения. К ним относят преж­де всего барьеры, связанные с кодированием и декодированием ин­формации. При кодировании мысли во внутреннюю речь теряется до 30% информации (!), из внутренней речи во внешнюю переходит 80% той информации, которая перекодирована во внутреннюю речь. В зависи­мости от словарного запаса слушающего им воспринимается до 70% информации. Далее информация теряется за счёт её перевода в образы воображения и в память.

2. Общение как взаимодействие людей

В процессе общения люди обмениваются не только информацией. Взаимодействие как аспект общения про­является в организации людьми общих действий, направленных на достижение определённой цели в процессе совместной деятельности.

Все разновидности взаимодействия обычно делят на две группы.

- Действия, повышающие эффективность совместной деятельности (кооперацию);

- Действия, сни­жающие эффективность (конкуренцию).

Кооперация (от лат. cooperation - сотрудничество) предполагает объединение усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций и обязанностей.

Конкуренция же (от лат. concurro - сбегаю, сталкиваюсь) характеризуется достижением целей в условиях противоборства с другими людьми, добивающимися достижения этих же целей.

Итак, общение как взаимодействие (интеракция) определённым образом согласовывает действия отдельных участников совместной деятельности, осуществляет объединение индивидов в определенный вид общности – группу.

 

3. Общение как восприятие друг друга

 

Качества взаимодействия людей во многом зависят от того, как они отображают и интерпретируют внешность и поведение своего собеседника, оцени­вают возможности друг друга. Поэтому о бщение как восприя­тие (перцепция) включает восприятие не только физических свойств (например, внешности), но и внутренних характеристик человека, его на­мерений, мыслей, способностей, эмоций, установок. На этом основа­нии поступки другого человека объясняются и оцениваются через призму по­нимания человека, а оно, как известно, может быть субъективным.

В процессе понимания человеком человека выделяют 2 уровня:

1. - Здесь происходит осознание целей, мотивов, установок другого чело­века.

2. - Этот уровень характеризуется способностью принять цели, мотивы, установки другого человека как свои собственные. Этот уровень, как правило, отсутствует у детей и является результатом более позднего развития, хотя даже и взрослые не всегда способны понять другого на втором уровне в силу эгоцентризма (от лат. ego-я, centrum-центр окружности) - сосредоточенности индивида только на собственных интересах и переживаниях и, как следствие, неспособности понять дру­гого как отличного от него, имеющего свою точку зрения.

 

К способам понимания другого человека относят идентификацию (от лат. identificare-отождествлять) себя ему, то есть попытку поставить себя на его место, эмпатию стремление эмоционально откликнуться на проблемы собеседника, рефлексию (от лат. reflexio-обращение назад) – осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению («я знаю, что он знает, что я знаю…»).

Очень велика роль установки в процессе восприятия людьми друг друга. Например, в исследовании А.А. Бодалева разным группам людей предъявлялась фотография одного и того же человека, но в одном случае сообщалось, что он является учёным, а в другом - что он преступник. В итоге люди, описывая фотографию, находили в ней черты, подтверждающие данную им заранее установку.

На восприятие людьми друг друга влияют также их стереотипы (от греч. stereos-твердый, typos-отпечаток) - стойкие и упрощённые образы определенных явлений или человека, которые фор­мируются в условиях ограниченной информации как результат обоб­щения личного опыта индивида и нередко предвзятых представле­ний, принятых в обществе. Стереотипы, с одной стороны, сокращают время ознакомления с другими людьми, а с другой - могут привести к предубеждениям в восприятии человека (например, женщины более эмоциональны, чем мужчины, все старики страдают маразмом, все лица национальности «..x..» – жулики, и т.д.). Большая часть стереотипов - это стереотипы пола, возраста, расы, национальности, профессии, социальной принадлежности.

На основе стереотипов складываются эффекты межличностного восприятия. Это, прежде всего, эффект ореола, суть которого заклю­чается в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к позитивной оценке и других его качеств, а общее негативное впе­чатление способствует формированию негативных оценок. Существующий образ играет роль ореола, который мешает увидеть дей­ствительные черты и проявления воспринимаемого человека.

Эффекты первичности и новизны связаны со значимостью очеред­ности подачи информации о человеке для формирования представ­лений о нем. Эффект первичности проявляется в случае восприятия незнакомого человека, когда на его оценку влияет первичная инфор­мация о нем. В ситуации восприятия знакомого человека действует эффект новизны, приводящий к тому, что последняя, более новая информация о человеке становится более значимой для его оценки.

Таким образом, стереотипы и эффекты межличностного восприя­тия могут способствовать формированию искаженных знаний о человеке, тем самым негативно влияя на весь процесс общения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.