Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Черты базовых






«локус-контрольных» типов

 

Это устанавливалось неоднократными экспериментами, а затем проверялось и перепроверялось разными авторами. В результате было определено, что тяготеющие к интернальной модели (признающие собственную ответственность) более успешны в жизни, обладают большей уверенностью в себе и целеустремленностью, более независимы, уравновешены, контактны и доброжелательны. Им присуща моральная нормативность (следование правилам общества), доверчивость, сердечность, утонченность, развитая сила воли, богатое воображение. При необходимости принятия рискованных решений они незаменимы.

Экстерналы (предпочитающие считать, что события жизни не следуют из их поступков, а происходят из-за сложившихся обстоятельств) в крайнем проявлении – их антиподы: неуверенные, неуравновешенные, подозрительные, беспокойные и даже агрессивные. Они действуют на основе догматизма, авторитарности, в руководстве директивны и привержены негативным санкциям.

Эти типы отличаются друг от друга и по способу поиска информации об окружении. Оказывается, тот, кто ориентирован на интернальный локус контроля (берущие ответственность на себя), больше интересуется сведениями о возможных проблемах здоровья, чаще использует меры предосторожности для его сохранения или поправки. По данным ряда исследований, причины этого проистекают из раннего детского опыта, а именно, из поощрения родителями внимания к правильному питанию, гигиене, профилактике заболеваний и т.д.

Экстерналы чаще имеют проблемы психологического порядка, что в общем-то понятно, но они еще и гораздо сильнее подвержены социальному воздействию, предоставляя возможность активно этим пользоваться интерналам, которым вообще-то нравится управляемое ими самими окружение.

Это значит, что между собой эти самые интерналы могут и не ладить, а экстерналами они, случается, и манипулируют. Поэтому, не забывая о том, что «чистых» типов локуса контроля среди людей нет, зададимся вопросом: а как узнать человеку, «сколько в нем какого локуса»...

Профессор Дж. Роттер не только предложил систематизацию как таковую, сформулировав отличительные признаки входящих в нее групп, но и разработал методику определения локус-контроля. На постсоветском пространстве она была адаптирована в Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева (Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М.).

 

4.2 Защитные механизмы «Я» и зрелость личности

 

Психоанализ описывает основную психодинамическую функцию тревоги – помогать человеку избегать осознанного выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение этих импульсов надлежащими способами в подходящее время, избегая психологического стресса. Защитные механизмы «Я», по мнению психоаналитика, помогают осуществлению этих функций, а также ограждают человека от захлёстывающей его тревоги.

Фрейд определял защитные механизмы «Я» как сознательную стратегию, которую использует индивид для защиты от открытого выражения импульсов Оно и встречного давления со стороны Сверх-Я.

Фрейд полагал, что «Я» реагирует на угрозу прорыва импульсов Оно двумя путями:

1)блокированием выражения импульсов в сознательном поведении;

2)искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.

Психологи утверждают, что все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:

1)они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана;

2)они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

Надо отметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты, обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги. Некоторые основные защитные стратегии рассмотрим ниже.

 

Активные механизмы:

· агрессия – открытое активное противодействие, давление словом и/или действием на других людей или на себя (аутоагрессия);

· сублимация – перевод активности на другие цели, вывод энергии в замещающую деятельность: физическую (хозяйственные дела, спорт, драки), социальную (общение, развлечения, игры, аналогичная деятельность) или духовную (творчество, игра, медитация);

· регрессия – возврат к ранее сформировавшемуся шаблону, образу поведения, инфантильная реакция;

· реактивные образования (реакция формации) – трансформация травмирующего мотива в свою противоположность, парадоксальная реакция;

· компенсация – возмещение, уравновешивание деятельности за счёт дополнительных ресурсов (например, повышение активности).

 

Пассивные механизмы:

· бегство – избегание, уход, удаление от источника фрустрации;

· отрицание – игнорирование травмирующего восприятия (воздействия);

· вытеснение – исключение из сознания неприемлемого материала;

· рационализация (мотивирование) – использование интеллектуальных способностей для оправдания, благовидной интерпретации своих действий;

· проекция – перенос, приписывание собственных чувств, желаний, личностных черт, не признаваемых у себя самого, другим людям;

· интроекция (идентификация) – перенос на себя черт, чувств или желаний других людей.

4.3 Зрелость личности.

 

Зрелость личности – это уровень развития физических, социальных и духовных качеств человека, позволяющий вести самостоятельную жизнь, обеспечивать себя и отвечать за свое поведение. Может наступать в разном возрасте, а по отдельным параметрам может вообще не наступить. Связана она со степенью осознанности поведения. Наиболее зрелая личность – самоактуализировавшаяся.

Г. Олпорт выделил следующие характеристики поведения зрелых функционально автономных и мотивированных осознанными процессами людей:

· широкие границы Я – могут смотреть на себя со стороны, активно действуют, им все интересно;

· способность к теплым и сердечным отношениям – дружеская интимность и сочувствие, терпимость (толерантность);

· эмоциональная неозабоченность. Самопринятие – управление эмоциями;

· реалистические восприятие, опыт и притязания – чувство реальности, принятие мира таким, как он есть;

· цель в жизни;

· способность к самопознанию и чувство юмора – самообъективность;

· цельная жизненная философия – доминирующие ценностные ориентации.

В целом можно отметить, что чем больше зрелая, гармонично развитая личность, тем в меньшей степени ей нужна психологическая защита. Еще более это относится к человеку, развивающему свою духовность.

Развивать свою духовность – это:

- учиться воспринимать мир не как враждебное поле битвы, а как школу, в которой учатся не требовать от окружающих подстраиваться под них, а понимать, что все, в конечном счете, зависит от самого человека);

- учиться принимать мир таким, каков он есть - как целое, состоящее из разнообразных и уникальных проявлений;

- учиться ощущать единство с миром, жить в гармонии и радости, а не в тоске и унынии;

- учиться не ограничивать свободу других людей, не навязывать им своего и не «цепляться» за них;

- учиться любить, верить и надеяться;

- учиться чувству юмора.

 

Помощь в личностном развитии заключается в формировании зрелой личности, и базироваться она должна на изложенных выше принципах духовности. Помощь в развитии личности – это сопровождение этого развития, а не навязывание каких-то программ, которые нравятся именно нам. Помощь в развитии личности – это, наконец, способствование формированию человека свободного, способного любить, быть искренним, открытым и опираться на свой внутренний мир, не навязывая его другим.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.