Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стимулирование персонала.






Мотивирование — это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Оно может осуществляться:

а) нормативными способами — побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.;

б) принудительными способами, основывающимися на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;

в) стимулированием - воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ - стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.

Стимул - средство воздействия и влияния для побуждения к действиям, определенному поведению. То есть стимулы - это внешние побудители в труде, деятельности, работе. Стимул может стать или не стать мотивом. Мотивом он станет тогда, когда встретится с " внутренним" - потребностью. Грубо говоря, если волк сыт (потребность в пище сейчас не актуальна), то он не побежит за зайцем (заяц - стимул), а если от зайца ушла любимая зайчиха и ему не хочется не только есть, но и жить (на данный момент у бедняги потребность в любви не находит разрешения, ее влияние сильнее влияния потребности в пище и в безопасности), то никакая морковка (стимул) его не утешит, и он не станет убегать от волка (стимул), как его ни пугай. Но если он морковь любит не меньше, чем изменщицу-зайчиху, то не исключено, что его депрессию как рукой (простите, лапой) снимет. Здесь речь идет о конфликте потребностей и борьбе мотивов.

Классификация форм стимулирования труда. Термин " стимулирование" имеет также двоякое значение. В одном контексте он используется для обозначения набора, комплекса соответствующих средств (форм, методов). В другом контексте он применяется в смысле процесса использования различных стимулов и тех результатов, к которым они могут привести или фактически приводят.

Говоря о первом значении термина " стимулирование" как наборе средств (форм, методов), приведем некоторую классификацию форм стимулирования:

1. Материальные стимулы, к которым относятся в первую очередь заработная плата, включая все виды премий и надбавок.

2. Моральные стимулы. В настоящее время формы морального стимулирования в России практически не используются под надуманным предлогом формирования рыночных отношений и попыток перевести отношения между работодателем и работником только на платную основу, хотя на Западе их очень активно применяют. Вспомним такой элемент стимулирования советских времен как экраны соцсоревнования. Он взят на вооружение многими компаниями (особенно в Японии), потому что это открыто, понятно и прозрачно. Моральные стимулы (грамоты, почетные знаки, представление к наградам, доска почета и пр.) подразделяются на индивидуальные и коллективные, могут быть корпоративного, муниципального, городского, регионального, государственного значения.

3. Социальные стимулы. К ним относятся: бесплатное пользование дошкольными учреждениями, бесплатное питание на работе, бесплатное медицинское обслуживание, кредитование бесплатного получения образования, оплата транспортных расходов, бесплатное пользование спортивными сооружениями, повышение квалификации за счет предприятия, покупка для работников жилья, скидка на покупку товаров.

4. Социально-натуральные стимулы: выделение работникам на заработную плату товаров, выпускаемых предприятием, покупка для работников продукции широкого спроса других предприятий (машины, телевизоры и другая бытовая техника), строительство и выделение в пользование работникам на бесплатной основе или с частичной оплатой дач, гаражей и т.д., льготная покупка вышеперечисленных товаров, включая продукты питания, выделение льготных кредитов, представление отсрочки платежей на определенный период.

5. Стимулы социальной карьеры: стремление быть признанным в своем коллективе, расширение области полномочий в принятии решений, полная реализация своего творческого потенциала, неуклонное продвижение по службе, избрание в руководящие органы управления, участие в работе государственных органов управления.

6. Дополнительные стимулы: стимулирование за участие, разработку и внедрение рационализаторских предложений и изобретений, разовые выплаты за вклад в создание прибыли предприятия, льготная продажа акций и облигаций своим работникам.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.