Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет №7. Источники римского права




Источники римского права.
Институции Гая (1. 2) дают такое перечисление отдельных видов источников права: законы (plebiscita), сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов (responsa prudentium) обычное право Обычное право. Устный источник права, применялся когда не было sine lege закона, ни определенного права. С установлением римского мирового господства в новых условиях правовой жизни обычай стал выполнять новые задачи - именно функцию отмены и преодоления явно устаревших норм цивильного, квиритского и в ней обычай осуществлял задачи расчистки места для новых норм и в этом смысле имел большое значение для после Пунических войн стали выходить из применения формальные сделки и обряды квиритского права. Наряду с прежним обычаем появляется новый - судебный, и судебная практика. При Юлиане обычай отменял закон. В начале домината в практике законодательства оформилась тенденция, противоположная теории Юлиана, и было запрещено действие обычаев, которые отменяют законы. В 319 г. н.э. последовало новое распоряжение: Consuetudinis ususque longaevi non vilis auctoritas est, verum non usque adeo suivalitura momento, ut aut rationem vincat aut legem (C. 8. 52. 2). (Авторитет обычая и долговременного применения представляется немалым, однакоего не следует доводить до такого значения, чтобы он преодолевал разум илизакон.) Закон. В Древнем Риме законом являлось решение комиций - народного собрания (populus) центуриям, трибам). Для полной силы закона требовалось содействие трех органов римского государства. Такими являлись: (1) Магистрат, имевший должен был сначала выработать письменный проект закона (rogatio legis), и спрошение закона. (2) Народ, собранный магистратом в комиции, мог принять или отвергнуть проект целиком, но не обсуждал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и положительного или отрицательного ответа со стороны народа (" как просишь" antiquo legem). (3) Наконец, закон, предложенный магистратом и принятый народом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената (auctoritas patrum). Принятые таким образом законы носили название к концу республики законы, полководцами в завоеванных провинциях (leges datae). 3.Эдикты магистратов и преторское право. При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы. Особенно большое значение получили эдикты преторов (содержавшие при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита). Эдикты преторов послужили источником образования особой системы преторского (или гонорарного, от honores, почетные должности) права. 4. Сенатусконсульты. В начале принципата превратились в законодательные акты постановления сената (редкие при республике). С I до середины III вв. н.э. сенатусконсульты являлись основной формой законодательства, хотя и прикрываемой стройной формулой, что сенат только полагает, советует и рекомендует. В сенатусконсультах нередко а затем предоставлялось преторам указать в эдикте средства их практического осуществления, так что некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами. 5. Юриспруденция. 3 аспекта (функции) юристов: Cavere – составление формул различных частноправовых актов, совершаемых отдельными лицами. Agere – составление иска, дача разъяснений по его предъявлению и рекомендации по вопросам представительства, поведения в суде. Responere – консультации по правовым вопросам. Толкование права, в случае отсутствия норм могли дать правовую оценку. Юрист, зная букву закона в случае возникновения несправедливости, разрешая вопрос, должен полагаться на дух закона и учитывать волю сторон (лица). 426г. н.э. – закон о цитировании. В нем перечислены 5 основных юристов, мнение которых приравнивалось к закону: Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин. В случае противоречия между ними – точка зрения Папиниана. Результат деятельности юристов: Институции. Это учебники по праву. Комментарии. Это истолкование действующего (преторского) права. Дигесты. Комментарии на работы юристов прежних времен (своих предшественников). Регулы. Это сборники афоризмов, выражений и т.д. Еще один источник римского права – сенатусконсульты (Senatus consulta). Принимались по различным вопросам. До 2в. до н.э. носили обязательный характер, имели рекомендательный характер и принимались по вопросам наследственного права и по семейным вопросам. 5. Еще один источник римского права – постановления императоров (конституции). Виды постановлений: Edicta – по вопросам общеправового характера, по управлению государственным аппаратом. Directa – судебное решение императора. Rescripta – это решение императора по отдельным казусам.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.