Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология личности




План

 

1. Личность: сущность и социальные теории развития.

2. Личность как система социальных статусов и ролей.

3. Социализация личности: агенты и механизмы.

 

Доклады:

1. Социальные типы личности и образ жизни.

2. Особенности социализационных процессов в современном украинском обществе.

Анализ статьи:

1. Бокачев И.А. Проблема личности в социологии / И.А. Бокачев // Вестник СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2004. - № 1 (11). http://science.ncstu.ru/articles/hs/11/21.pdf

2. Солодникова И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни / И.В. Солодникова // Социологические исследования. – 2007. - № 2. – С.32-39. http://www.isras.ru/files/File/Socis/2007-02/Solodnikova.pdf

 

Основные понятия:

Агенты социализации – отдельные люди и группы, организации и социальные институты, которые непосредственно и опосредовано оказывают влияние на формирование у индивида тех или иных социальных качеств.

Деперсонализация – разрушение личности.

Депривация – лишение или недостаточность условий, необходимых для нормальной жизни.

Десоциализация – утрата прежних навыков и манер поведения.

Деятельность – способ и условие существования общества, специфическая (социальная) форма отношения к окружающему миру, суть которой заключается в целенаправленном отражении и преобразовании окружающей действительности, в том числе и самого человека. Деятельность обладает такими чертами как осознанность, продуктивность, общественный характер.

Жизненный цикл - совокупность различных стадий в жизни индивида: рождение, юность, зрелость и старость.

Индивид – конкретный человек, единичный представитель человеческого рода.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие человеческой личности как следствие уникальных индивидуальных, личностных свойств и условий развития.

Интериоризация – процесс превращения внешних реальных действий, свойств предметов, социальных форм общения в устойчивые внутренние качества личности через усвоение индивидом выработанных в обществе норм, ценностей, верований и т.д.

Личность – человек, обладающий устойчивой системой социально значимых черт, обусловленных существующей системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида.

Модальная личность – человек, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов общества.

Мотив – внутреннее побуждение, импульс или намерение, которые заставляют человека делать что-либо или поступать определенным образом.

Обобщенный другой – термин Дж. Мида, обозначающий широко распространенные культурные нормы и ценности, которые мы используем в качестве системы координат для оценки себя.



Опережающая социализация – научение, помогающее индивиду достичь желаемого положения.

Периодизация развития личности— цикличность ее возрастного развития, которая обусловлена сменой пространственно-временных ориентации личности, ее потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности.

Потребность – это нужда в чем-то объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития человека, зависимость от того, что составляет условия его существования.

Ресоциализация – процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.

Ролевая напряженность – ситуация, при которой одна роль предъявляет человеку противоречивые требования.

Ролевая система – совокупность ролей, соответствующих данному статусу.

Ролевой конфликт – ситуация, при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей.

Роль – поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус.

Роль возрастная – совокупность ожиданий, связанных с возрастом.

Социализант– индивид, подвергающийся социализации.

Социализация– процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.

Социальная адаптация – это процесс приспособления индивида к новым (меняющимся) социальным условиям, который помогает личности усвоить новые «правила игры» и адекватно реагировать на внешние обстоятельства.

Социальная среда – совокупность социальных условий жизнедеятельности человека, оказывающих влияние на его сознание и поведение.



Социальный статус – позиция человека в обществе, связанная с определенными правами и обязанностями.

Социальный тип личности – совокупность повторяющихся социальных качеств, присущих многим индивидам, входящим в какую-либо социальную общность.

Социальня зрелость - социально и психологически обусловленный этап развития личности, который традиционно характеризуется обретением человеком свойств самостоятельности и самодостаточности.

Статус возрастной– социальное положение, приписываемое индивиду на основе возраста.

Статус достигнутый – статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям.

Статус основной – статус, определяющий общественное положение человека.

Статус приписанный (предписанный) – статус, унаследованный от рождения, прирожденный.

Экстериоризация – процесс, в результате которого внутренняя психическая жизнь человека получает внешне выраженную знаковую и социальную форму своего существования

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность»?

2. Провести анализ основных теорий личности в социологии.

3. Дайте объяснение статусно-ролевой концепции личности как интегративного показателя положения личности в системе социальных связей и отношений.

4. Какие подходы к типологизации личности Вам известны?

5. Через какую социологическую категорию раскрывается процесс становления личности, усвоения ею ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе?

6. Дать развернутую характеристику основным факторам, оказывающим влияние на формирование человеческой личности. Выделить факторы индивидуализации. Что представляет содержательно процесс ресоциализации?

7. Дайте определение номинальным и ранговым параметрам в обществе. Покажите последствия соединения этих параметров.

8. Дайте определение социальной позиции, покажите основные виды социальных позиций в современной структуре общества.

9. Что собой представляет социальный статус? Что такое предписанные и достигаемые статусы?

10. Дайте характеристики основным видам социальных ролей. Разверните основные положения ролевой теории общества.

11. Дайте определение социального типа личности.

12. Какую концепцию социальных типов личности разработал В.Ядов?

 

Дополнительная литература:

1. Андрущенко В. Характер особистості: гармонія національних і загальнолюдських цінностей, шляхи формування / В. Андрущенко // Вища освіта України. - 2009. - № 1. - С. 13-19.

2. Бегматов А.С. О динамике взаимосвязи общества и личности / А.С. Бегматов // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 1. - С. 149-158.

3. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека. Фактор семьи / Ю.А. Васильчук // Общественные науки и современность. - 2008. - № 3. - С. 52-63. http://www.ecsocman.edu.ru/data/2010/10/20/1214791062/Vasilchuk.pdf

4. Грошева И.А. Модальная личность: портрет с отклонениями / И.А. Грошева // Социологические исследования. - 2009. - № 3. - С. 82-88. http://www.ecsocman.edu.ru/data/861/731/1223/MODALNAYa_LIChNOST_PORTRET_S_OTKLONENIYaMI.pdf

5. Кон М.Л. Социальная структура и личность в процессе радикальных социальных изменений: анализ Украины в период трансформации / М.Л. Кон, В. Хмелько, В. Паниотто, Х.-Ф. Хунг. // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2005. - № 3. - С. 24-64. http://www.ecsocman.edu.ru/data/087/784/1219/02_Kohnx26Khmelkox26Paniottox26Hung.pdf

6. Кочкина О.Н. Влияние семейных традиций на первичную социализацию детей / О.Н. Кочкина // Социально-гуманитарные знания. – 2008. - № 5. – С.128-140.

7. Матусевич В. Неконсистентный и маргинальный - два определения одного статуса / В. Матусевич // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2009. - № 2. - С. 104-112. http://www.ecsocman.edu.ru/data/2010/11/11/1214795553/matusevich.pdf

8. Махмадамінова Г.А. Соціалізація неповнолітніх у соціально неблагополучних сім'ях: Автореф. дис... канд. соціол. наук: 22.00.04 / Г.А. Махмадамінова; НАН України. Ін-т соціол. — К., 2006. — 16 с. http://www.nbuv.gov.ua/ard/2006/06mgasns.zip

9. Мнацаканян М.О. Парадоксальный человек в парадоксальном обществе / М.О.Мнацаканян // Социологические исследования. – 2006. - №6. http://www.isras.ru/files/File/Socis/1-6-2006/mnacakanyan.pdf

10. Резник А. Личность и гражданское общество: опыт теоретического осмысления / А. Резник // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2002. - № 3. – С.68-80.

11. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество / Д. Рисмен // Социологические исследования. - 1993. - № 3. - С. 121-129. http://www.ecsocman.edu.ru/data/790/876/1216/017.pdf

12. Рубчевский К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация / К.В. Рубчевский // Общественные науки и современность. - 2003. - № 3. - С. 147-151. http://www.ecsocman.edu.ru/data/724/890/1216/rubchevskij.pdf

13. Федоренко Л. П. Моделирование социализации личности: ретроспектива социального осмысления проблемы / Л. П. Федоренко // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 1. - С. 306-317.

 

Семинарское занятие № 7


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Пожаловаться на материал