Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные положения темы.






Модуль 1

Общие вопросы экономической теории

 

Тема 1 Предмет и метод экономической теории

Основные этапы развития экономической науки, вклад медиков в экономическую теорию

 

Проблемы, предлагаемые для изложения на лекции

1. Экономическая наука, ее предмет и метод. Место экономической теории в системе экономических наук и ее функции.

2. Экономические категории и экономические законы.

3. Зарождение экономической мысли. Меркантилисты, физиократы, представители классической политической экономии.

4. Главные направления современной экономической мысли.

Основные положения темы.

1. Предметом экономической теории является изучение проблем эффективного использования ограниченных природных ресурсов для максимального удовлетворения растущих потребностей в товарах и услугах.

2. Изучение экономической теории будущими врачами обусловлено рядом причин, прежде всего общего характера:

а) она дает представление о социально-экономических процессах в обществе, раскрывает их закономерности и помогает понять их;

б) способствует формированию гражданской позиции, что является необходимым условием эффективного участия в общественной жизни, разумного принятия индивидом важнейших решений в гражданском, демократическом обществе.

Кроме перечисленных общих моментов, экономические знания могут быть использованы и непосредственно в профессиональной деятельности врачей:

Во-первых, деятельность врача имеет не только медицинскую, социальную, но и экономическую составляющую, прямо связанную с предметом экономики и без учета которой невозможно в условиях ограниченности ресурсов расширять производство медицинских услуг. В процессе своей деятельности врач должен стремиться к максимальному результату при минимальных затратах. А это предполагает внедрение новых медицинских технологий, использование взаимозаменяемых лекарств и процедур и др.

Во-вторых, при внедрении новых медицинских технологий и процедур, выбора лечебных препаратов, которые постоянно обновляются, предпочтение, при прочих равных условиях, должны иметь те, которые приводят к экономии используемых ресурсов, что предполагает расчет экономической эффективности их использования.

В-третьих, действие на рынке медицинских услуг довольно большого числа автономных производственных единиц, призвано стимулировать конкуренцию, особенно в таких видах медицинского обслуживания, как лабораторные, стоматологические и прочие специализированные услуги. Успех в условиях конкуренции возможен лишь при четком видении перспектив развития различных видов медицинских услуг, что предполагает знание основ маркетинга, изучаемого экономикой. Маркетинговый анализ на рынке медицинских услуг позволяет фиксировать даже незначительные подвижки в экономической конъюнктуре, а следовательно, и оперативно реагировать на них. Не владея экономической ситуацией (а это возможно лишь на основе использования экономических знаний), невозможно стать конкурентной личностью.

В-четвертых, медицинская деятельность профилактической направленности (производство и продажа «нелечебных» медицинских услуг) является непривлекательным с экономической точки зрения сегментом рынка медицинских услуг для предприятий, традиционно функционирующих в этой сфере, что проявляется в эпизодическом характере предоставления таких услуг и в связи с этим их крайне низкой эффективности при несомненной их необходимости. Разрешение этого противоречия - в изучении функционирующих в здравоохранении форм собственности и основанных на них организационно-правовых форм предприятий, которые могут функционировать в здравоохранении, в частности, в создании некоммерческих организаций, не ставящих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, но обеспечивающих повышение эффективности здравоохранения в целом.

В-пятых, известно, что нередко цены на медицинские процедуры и фармакологические препараты бывают очень высокими, и поэтому они доступны не всем гражданам. Социальная эффективность здравоохранения снижается.

Выработка такой стратегии ценообразования на рынке услуг здравоохранения, которая, с одной стороны, делает эти услуги доступными, а, с другой, не разрушает сам конкурентный рыночный механизм, предполагает понимание особенностей функционирования этого рынка, с его спецификой спроса и предложения и формирования рыночной цены, как правило, неэластичной, что и предопределяет необходимость его регулирования. Какими формами и методами осуществлять такое регулирование? Ответ на этот вопрос также дает изучение экономики.

Перечисленные и другие аспекты профессиональной деятельности медиков предопределяют необходимость формирования экономического мышления врача в процессе изучения экономики в условиях рыночного здравоохранения.

3. Изучение реальной экономики происходит с помощью абстрактного мышления, которое в изучаемых экономических явлениях выделяет их существенные свойства, отвлекаясь от несущественных, что предполагает использование методов индукции и дедукции. Отмеченные методы тесно связаны с методами анализа и синтеза. Важное место в исследовании экономических явлений занимают исторический и логический методы, рассматриваемые в единстве. Кроме отмеченных, может использоваться метод, связанный с экономико-математическим моделированием. Построение моделей предполагает использование функционального анализа, выявляющего функциональную зависимость одного экономического явления от другого.

4. Взаимосвязь между экономическими явлениями обычно выражается с помощью графиков. При этом определяющий из двух переменных факторов откладывается на горизонтальной линии, зависимый переменный фактор определяется на вертикальной линии. Между двумя переменными может существовать положительная, или прямая зависимость, когда их величины изменяются в одном и том же направлении. Тогда такая зависимость изображается на графике в виде восходящей линии, то есть имеющей положительный наклон.

5. Между двумя переменными может существовать отрицательная, обратная зависимость, когда их величины изменяются обратно пропорционально. Эти переменные на графике изображаются в виде нисходящей линии, то есть имеющей отрицательный наклон.

6. Между двумя переменными может существовать положительная прямая зависимость, когда их величины изменяются прямо пропорционально. Эти переменные на графике изображаются в виде восходящей линии, имеющей положительный наклон.

7. Если независимая переменная не меняет своей величины, а зависимая может принимать бесконечное значение, то наклон прямой равен бесконечности.

8. Наклон кривой в любой точке определяется измерением наклона прямой в месте касания ее с этой точкой.

9. В системе экономических дисциплин экономическая теория занимает центральное место, так как является базовой дисциплиной, методологической основной для конкретных экономических дисциплин (экономика здравоохранения, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства и др.), а также функциональных наук таких, как финансы, статистика, основы денежного обращения и кредита и др.

10. Экономическая теория выполняет ряд функций. Важнейшие из них практическая и прогностическая. Наблюдая экономические факты, а затем анализируя и систематизируя их, экономисты формулируют обобщения, которые называются теориями, законами, моделями. Формулирование таких обобщений является главной задачей экономической теории. Таким образом, экономическая теория является инструментом познания экономической реальности. Однако экономика не является кабинетной наукой, а разработка экономических теорий, законов и моделей является не самоцелью, а средством воздействия на конкретные экономические процессы, на реальную жизнь. «Мостиком», который соединяет различные экономические обобщения, с одной стороны, и их реализацию в практическую деятельность – с другой, является экономическая политика, осуществляемая на основе прогнозирования развития экономики на длительную перспективу. Экономическая политика представляет собой совокупность мер и решений, направленных на достижение конкретных экономических целей (стабильного уровня цен, полной занятости и др.).

11. Экономическая теория прошла длительный путь своего развития. Этапы становления экономической теории отражают специфику хозяйственной деятельности той или иной эпохи, представляют попытку ее теоретического осмысления с целью выработки конкретных рекомендаций, направленных на преодоление проблем и противоречий экономического развития.

12. Зарождение экономической теории связано с разработкой таких направлений экономической мысли, как меркантилизм, физиократия, классическая политическая экономия, которые изучали национальное богатство общества, пути его возникновения и возрастания. У истоков экономической теории стояли люди, имеющие медицинское образование: У. Пети, Ф. Кенэ, Барбон, Мендевилль и др. Важнейшей вехой на пути формирования экономической теории явился марксизм, названный по имени великого немецкого экономиста К. Маркса, который исследовал производственные отношения и экономические законы капиталистического общества с целью обоснования объективной необходимости экономической и политической борьбы пролетариата для замены капитализма социализмом.

13. К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX – начале ХХ века. Главными из них являются следующие направления экономический мысли:

а) неоклассическое, возникшее во многом в качестве ответной реакции на марксизм. Неоклассики стоят на позициях отрицания необходимости вмешательства государства в экономику, так как последняя, по их мнению, является саморегулируемой системой. Таким образом, неоклассики отстаивают принципы свободы предпринимательства и рынка;

б) кейнсианское, названное по имени великого английского экономиста Дж. Кейнса, который подошел к рассмотрению экономики как целого (макроэкономике), разработал методы государственного регулирования экономики после Великой депрессии и обосновал необходимость их использования в современной рыночной экономике;

в) институционально-социологическое направление, изучающее формы и стимулы экономического поведения человека в условиях ограниченности ресурсов, ставящее благо человека во главу экономической политики государства.

 

Вопросы, предлагаемые для обсуждения на семинарских занятиях






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.