Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Терминологический словарь






Аксиомы права – фундаментальные принципы человеческого сосуществования в сфере права, самоочевидные, не требующие доказательств, сложившиеся в результате многовекового опыта социально – правовых отношений в обществе. Аксиомы права лежат в основе правосознания. В концепции права и правосознания И.А. Ильина основу существования права составляют три духовных взаимосвязанных закона (аксиомы права): закон духовного достоинства, закон автономии, закон взаимного признания.

Антропология правовая – направление (раздел) философии права, в рамках которого рассматриваются проблемы взаимоотношения человека с правовой реальностью, антропологические основания права.

Атрибуты права – неотъемлемые свойства права и правовых явлений, отражающие их сущностные характеристики.

Бытие – центральная философская категория для обозначения реального и действительного наличия/ присутствия материальных и духовных явлений различной природы, вне зависимости от сознания человека. В некоторых случаях используется как синоним понятий «существование» и «сущее».

В узком смысле «легистской» в традиционной китайской философии называлась «школа закона».

Гносеология правовая – направление (раздел) философии права, в рамках которого постигаются теория и методология познания правовой реальности.

Государство - это правовая организация публичной власти в обществе.

Гуманизация права – ориентация развития права на гуманистические ценности и нравственные идеалы, среди которых центральным является признание ценности человека как свободного существа, наделённого правами и свободами.

Гуманизм – философский, морально – этический, естественно – правовой принцип признания человека, его личности, прав и свобод абсолютной ценностью.

Деонтология (от греч.Deon- должное; logos – знание, учение, мысль) –учение о должном. Раздел юриспруденции и этики, изучающий вопросы должного морального и правового поведения. Понятие деонтологии было введено в научный оборот английским учёным И. Бентамом в 1834 г.

Детерминизм географический – научный подход, используемый в философии, правовой науке, культурологии, социологии, определяющий факторы географической среды определяющими в развитии социальных явлений, государств, мировоззрения и др.

Диалектический подход – философский подход (метод, учение), основывающийся на признании внутренней противоречивости вещей и явлений. При объяснении сущности вещей и явлений рассматривает различные, диаметражно противоположные теории, точки зрения.

Дике (от греч.Dike - правда, справедливость, правда) – принцип правды и справедливости как единый закон мироустройства. Термин восходит к древнегреческой мифологии, в которой богиня Дике олицетворяла справедливость и правду в обществе.

Доктрина – систематизированное учение определённой научной направленности, обосновывающее важнейшие явления и процессы.

Естественное право (от лат.Jusnatural – право естественное) - совокупность неотъемлемых принципов и прав, данных человеку от природы и независимых от социальных условий. А общей теории права и философии права естественное право противопоставляется позитивному праву как искусственно созданному, изменчивому, зависящему от воли законодателя, социальных и исторических условий. От этого названия происходит философско – правовое направление – юснатурализм, основывающееся на приоритете естественного права над позитивным.

Закон юридический – юридический акт, принятый в установленном государством порядке высшим органом государственной власти, формально закреплённый, регулирующий наиболее значимые в обществе отношения.

Идеология – система общественных идей, теорий, взглядов, отображающих социальную действительность с точки зрения интересов определённых социальных групп (возрастных, политических, национальных, профессиональных и т.п.).

Индивидуальное правосознание – один из видов (уровней) правосознания, выражающийся в системе правовых понятий и представлений, присущих каждому конкретному индивиду и формирующихся под влиянием внешних (демографических, профессиональных, общественно-политических) и внутренних (глубины правовых знаний, мотивации правового поведения, наличие правового опыта и др.) факторов.

Интегративный подход – современный, синтезированный подход к пониманию сущности, природы и значения права, основанный на представлениях о праве как единстве правовых идей, норм, представлений, чувств и отношений (действий), реализующихся в реальной правовой действительности и служащих правопорядку. Основная задача подхода – преодоление недостатков традиционных подходов к праву.

Интериоризация – процесс принятия (перевода) внешних социальных установок, позиций, ценностей во внутренние убеждения.

Истина – философская категория, выражающая результат процесса постижения сущности изучаемых вещей, процессов мира.

Историческая школа права – направление философско – правовой мысли и правового знания в целом, рассматривающее право как продукт стихийного образования норм, принимаемых индивидами под влиянием различных исторических обстоятельств и факторов.

Категории – наиболее общие научные понятия, выражающие основные, существенные стороны действительности и отношения человека к миру.

Коллективное правосознание – один из видов (уровней) правосознания, выраженный в правовых чувствах, знаниях, стереотипах поведения тех или иных социальных групп, классов, слоев общества.

Коммуникативная (феноменолого - коммуникативная) теория права (разработана Поляковым А.В.) – основывается на понимании права как элемента культуры и как психосоциокультурной подсистемы общества, как результат непрерывной человеческой коммуникации, получающей правовое значение при интерпретации институционализированных правовых текстов, в которых устанавливаются права и обязанности субъектов социального взаимодействия. Поэтому право невозможно понять, как в целом, так и в теоретических формах его выражения, вне социокультурного и исторического контекста.

Легистский тип правопонимания – (от лат.Lex. - закон) – разновидность позитивистского подхода к праву (некоторыми правоведами используются как синонимы), основывается на понимании права как продукта деятельности государства, охраняемого с помощью государственного аппарата принуждения.

Либертарно-юридический тип правопонимания ( разработан отечественным учёным, академиком РАН, В.С. Нерсесянцем в 70-90-х гг. ХХ века) - подход к пониманию права как явления, включающего в себя (онтологически, гносеологически и аксиологически) свободу индивидов. Название подхода было использовано его автором для обозначения отличия данного типа правопонимания, с одной стороны, от юснатурализма (от лат. iusnaturale - естественное право), с другой - от легизма (от лат. lex - закон) как обобщенного наименования всех позитивистских учений о праве.

Личность – это целостность социальных и психологических свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений. Личность формируется в процессе социализации, в ходе которой происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества и развивается развитие самосознание.

Мировоззрение – система знаний, ценностей, принципов, идеалов, выражающих общее и особенное в понимание мира и отношении к нему человека.

Норма – усредненное условие существования какого-либо явления; правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми в обществе.

Норма социальная – совокупность актов действия, характеризующихся высокой степенью однородности и повторяемости, в которых воплощается система доминирующих социальных ценностей. Норма является одним из элементов (наряду с санкциями) механизма социального контроля.

Нормы моральные – разновидность социокультурных норм, взгляды и принципы поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недозволительном, совести, чести, справедливости. Основным отличием нравственных норм от других социальных нормативов является их неформальный, официально несанкционированный характер, распространение на некоторые социальные группы.

Нормы религиозные – это правила, основывающиеся на религиозной вере и убеждениях, регулирующие поведение верующих в повседневной жизни и закрепленные в освященных источниках (книгах). Религиозные нормы трактуются как проявление божественной воли, не имеют рационального обоснования и распространяются на группу верующих.

Общее благо - это основная цель, смыл и искомый результат правового типа организации социально-политического сообщества людей, подразумевающий обеспечение удовлетворения основных духовных и материальных потребностей индивидов на основе согласования интересов.

Общественное правосознание – один из видов (уровней) правосознания, выражающийся в системе правовых идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, настроений и переживаний, характерных для общества в целом и складывающийся на основе общности культурных и национальных особенностей развития.

Общество – исторически складывающаяся и развивающаяся в процессе жизнедеятельности людей совокупность отношений между ними. В широком смысле, общество – это система всех существующих способов и форм взаимодействия и объединения людей. В узком смысле, общество - любые типы и виды социальных групп.

Онтология правовая -это учение (раздел) философии права, изучающий формы бытия правовой действительности.

Парадигма (от греч. π α ρ ά δ ε ι γ μ α, «пример, модель, образец») - совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов. Обеспечивает преемственность развития науки и научного творчества.

Позитивное право (от лат.Jus pozitivum – право положительное) - право, действующее в настоящее время в пределах границ государства. Основными чертами позитивного права являются выраженность в источниках права, установленных или признанных государственной властью, изменчивость и зависимость от воли законодателя и социальных условий.

Правовая герменевтика - теория постижения сущности, природы, назначения права посредством истолкования смыслов, содержащихся в разнообразных правовых текстах (законах, постановления, инструкциях, решениях, приговорах, договорах и т.д.).

Правовая идеология – это совокупность идей, теорий, концепций, категорий, в которых выражено отношение индивидов, социальных групп и общества в целом к закономерностям возникновения, функционирования и развития государства и права.

Правовая культура – это система правовых ценностей и норм, характерных для социальных групп или общества в целом и образующая специфический социальный институт.

Правовая психология – эмпирическая ступень (элемент) правосознания, возникающая под влиянием окружающей правовой действительности на сознание отдельных индивидов и социальных групп и выраженная в чувствах, эмоциях, переживаниях.

Правовая социализация – это аспект общего процесса социализации, направленный на освоение индивидом правовых ценностей и норм и принятие их в качестве внутренних установок социального поведения.

Правовой (юридический) позитивизм - подход к анализу правовых явлений, заключающийся в признании в качестве правовых только норм позитивного права. С точки зрения позитивизма право отождествляется с законом.

Правовой дуализм - это представление о двух действующих одновременно системах права (права естественного и позитивного).

Правосознание – объективно существующая система взаимосвязанных идей, эмоций, оценок, выражающих отношение индивидов, социальных групп, общества в целом к праву как целостному явлению, социальному институту, и правовым явлениям в частности. Выделяют теоретический и обыденный уровень правосознания.

Психологический подход к праву – основан на признании психики определяющим фактором в формировании правовых явлений.

Социализация – социальный процесс и одновременно результат становления личности. Начальной точкой этого процесса является индивид, конечным же продуктом выступает зрелая личность со своим устойчивым мировоззрением, социально и экономически независимая, способная следовать социальным нормам, руководствуясь внутренними ценностными установками.

Социальные нормы (их виды) - это моральные, нравственные, религиозные, эстетические, корпоративные и др. правила поведения.

Социальный эволюционизм – понимание общественного исторического процесса развития как части общего процесса эволюции Вселенной. Принцип эволюционизма был использован в органической теории Г. Спенсера для объяснения сущности общества, его структуры и социальных явлений.

Сравнительно-правовой метод (сравнительное правоведение/правая компаративистика) – метод общей теории права, основанный на изучении правовых систем различных государств путем сопоставления правовых институтов, принципов и категорий.

Структура правосознания – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов (элементов), обеспечивающих целостность правосознания, его развитие и функционирование. Структурные элементы правосознания-правовая психология и правовая идеология.

Табу – (от полинез. – «то, что выпадает из общего пользования») – у первобытных народов полный запрет на определённые действия или слова, нарушение которого могло повлечь традиционные устои, принципы мироздания. За нарушение табу предусматривались жёсткие санкции (например, изгнание из племени, убийство или требование от нарушителя совершения самоубийства, совершение соразмерных «преступлению» жертвоприношений).

Тип правопонимания - философско-юридический (методологический) подход к обоснованию сущности права, закономерностей его происхождения, форм, взаимоотношений с государством.

Философия права (правовая философия) – раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, оснований и места в мире, ценности и значимости, роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

Философская рефлексия - осознание, осмысление мышлением определенного вида деятельности, осуществляемое на основе представлений о предельных основания бытия мира, человека, общества, выражаемое в системе наиболее общих понятий.

Философская рефлексия права (от позднелат. reflexio – обращение назад) – способность субъекта правосознания к самоанализу, осознание ими духовно – практических связей с социально – правовой реальностью; отражение права и правовых явлений в сознании индивида.

Философско-правовая парадигма - философская основа определённого типа правопонимания; сложившийся комплекс философско-мировоззренческих установок, принципов, подходов к пониманию природы права.

Философско – правовая проблема – проблема, разрешаемая совместным применением философского и теоретико – правового знания в целях более глубокого осмысления сущности правовых явлений.

Философско – правовое учение – концептуально – оформленная философская концепция права, основанная на определённом историческом типе философствования.

Ценность - человеческое, социальное определение объектов окружающего мира, характеризующее их (положительное или отрицательное) значение для индивида, группы, общества.

Эпистемология – раздел философского знания, изучающий особенности развития, генезиса и функционирования научного познания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.