Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительная (компаративная) педагогика 3 страница






Учеником осмысливается тема нового материала и основные вопросы, подлежащие усвоению.

4. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ .
Учитель организовывает учебно-познавательные действия учащихся

по овладению изучаемым материалом.

Овладение изучаемым материалом происходит под руководством учителя и представляет собой своеобразный процесс самостоятельного «открытия» учеником уже имеющихся в науке знаний.

Система познавательных действий включает в себя: восприятие нового материала, его осмысление, последующее повторение, более глубокое и прочное овладение знаниями, умениями и навыками.

В реальном процессе обучения эти познавательные действия не изолированы друг от друга и находятся в тесной взаимосвязи.

Восприятие это отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств и признаков познаваемых предметов, явлений, процессов.

Сущность восприятия состоит в том, что учащиеся с помощью органов чувств, т.е. слуховых, зрительных, осязательных и обонятельных ощущений воспринимают внешние свойства и признаки изучаемых явлений.

Ощущение – это простейшее субъективное переживание, данное каким-то внешним раздражителем органам чувств (И. П. Павлов).

После прекращения ощущения и восприятия в сознании человека остаются следы восприятий в виде слуховых, зрительных, осязательных, вкусовых представлений.

Представление это низшая форма знания, единичное образное знание.

Деятельность учащихся по осмыслению изучаемого материала и формированию научных понятий означает работу мысли.

Мышление работает только тогда, когда в сознании имеется для этого необходимый материал, наличие определенного количества представлений, примеров, фактов. Чем больше образовано в сознании представлений, чем они четче и ярче, тем больше имеется материала для работы мысли.

Мыслительные операции:

- анализ воспринятых свойств и признаков изучаемых предметов и явлений;

- логическая группировка существенных и несущественных признаков и свойств изучаемых предметов и явлений;

- мысленное постижение сущности изучаемых предметов и явлений;

- проверка обоснованности, истинности сделанных выводов.

Суть осмысления состоит в том, что как бы доходчиво учитель ни объяснял новый материал, учащиеся должны самостоятельно открыть для себя научную истину. Результатом осмысления является образование понятий.

Понятие форма научного знания, в которой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений, и которая выражается через четкие и ясные формулировки.

В понятиях выражается то единичное и особенное в познаваемых предметах и явлениях, которое одновременно является и всеобщим, характеризует сущность этих предметов и явлений.

Результатом осмысления является не только понимание, но и умственное развитие личности в целом.

Изучаемый материал нужно не только понимать, но сохранять в памяти и уметь воспроизводить.

Знать материал – значит:

- уметь осмысленно его воспроизводить (полностью);

- уметь воспроизводить в сокращенном виде;

- уметь выделять главные положения;

- уметь разъяснять сущность;

- уметь доказывать правильность и обоснованность усвоения теоретических положений;

- уметь отвечать на прямые и косвенные вопросы;

- уметь расчленять материал на смысловые части;

- уметь иллюстрировать своими примерами и фактами;

- уметь письменно отвечать на вопросы;

- уметь применять знания на практике;

- меть устанавливать связь изученного с ранее пройденным;

- уметь переносить усвоенные знания на объяснение других явлений или фактов;

- уметь выделять мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изученном материале, выражать к ним свое отношение.

Применение усвоенных знаний на практике предполагает формирование умений и навыков, которые формируются в процессе упражнений.

На каждом этапе усвоения знаний, с точки зрения М. А. Данилова, к известному присоединяется неизвестное, к главному и существенному присоединяется производное, менее существенное. Это требует обобщения и систематизации.

Как бы хорошо ни был усвоен материал, знания поступают в кратковременную память и быстро забываются. Чтобы предотвратить забывания и перенести знания в долговременную память необходимо повторение.

5. ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ .
Эмоциональность обучения означает такой характер организации

учебной работы, при котором у учащихся возбуждается интерес и внутреннее влечение к активной учебно-познавательной деятельности.

Реализуя данный компонент, учитель придает учебной деятельности учащихся эмоционально-положительный характер. Ученик проявляет эмоционально-положительное отношение и волевые усилия в учебно-познавательной деятельности.

6. РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ .
Учитель осуществляет регулирование и контроль за ходом учебно - познавательной деятельности учащихся. Ученик осуществляет самоконтроль и внесение коррективов в учебно-познавательную деятельность.

§ 5. Виды обучения

Основными видами обучения являются:

- объяснительно - иллюстративное;

- проблемное;

- программированное;

- компьютерное.

Объяснительно - иллюстративное обучение предполагает широкое привлечение в учебный процесс наглядности, имеет своей целью усвоение знаний.

Это пассивно-созерцательное обучение. Главная задача учителя сводится к изложению материала.

Данный вид обучения экономичен с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, но не является развивающим.

Проблемное обучение – вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а так-же исследовательскую активность, формируют творческие умения.

Характер преподавания и учения резко меняется.

Структура процесса обучения при проблемном обучении:

- создание проблемной ситуации и постановка проблемы.

Проблемная ситуация – психологическое состояние затруднения, невозможность объяснить факт или решить задачу с опорой на имеющиеся знания. Проблема – это теоретический или практический вопрос, требующий анализа.

- выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснования их и выбор одной или нескольких.

Гипотеза – это предположение о возможном объяснении противоречия, заключенного в проблеме, о связи фактов или явлений, причин наблюдаемого.

- опытная проверка принятых гипотез и анализ материалов, источников для доказательства выдвинутых положений;

- обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже усвоенную систему, закрепление и применение.

К достоинствам проблемного обучения относится то, что ученики включаются в активную интеллектуальную или практическую деятельность, при этом испытывают положительные эмоции, приобретают глубо-кие знания, интеллектуальные, творческие умения.

Программированное обучение рассматривается как сложная динами-ческая система, которая управляется на основе прямой и обратной связи с управляющим центром.

Основными принципами программированного обучения (Б. Скинер) являются:

- подача информации небольшими порциями;

- установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;

- предъявление ответа для самоконтроля;

- дача указаний в зависимости от правильности ответа.

Положительная сторона этого вида обучения состоит в том, что позволяет установить прочную и обратную связи, развивает самостоятельность. Недостатком является то, что данный вид обучения не вскрывает самого хода, не стимулирует творчества.

С программированным обучением тесно связано компьютерное. С помощью компьютеров, снабженных специальными обучающими программами возможно решать различные дидактические задания: предъявление, выдача информации, управление ходом обучения, контроль и коррекция результатов, выполнение тренировочных упражнений и т.д.

 

 

ТЕМА 8

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Основные понятия: закономерность, закономерность обучения, принцип, принципы обучения, правило.

§ 1. Понятие о закономерностях обучения

Фундамент теории обучения, ее методологическую основу составляют закономерности и принципы, в которых отражаются научные подходы к педагогической деятельности.

Закономерность – это категория, в которой раскрываются объективные связи, неопровержимо действующие зависимости между явлениями.

Закономерности обучения представляют собой объективно существующие, устойчивые, необходимые связи между условиями этого процесса и его результатами.

Существуют следующие группы закономерностей:

дидактические – характеризуют связи между целями, содержанием, методами, формами и средствами обучения;

гносеологические – определяют связи между познавательной деятельностью учащихся и объективной действительностью;

психологические – раскрывают связь между познавательной деятельностью учащихся и характером организации учебного процесса;

организационные – отражают связь результатов обучения с материально-техническим оснащением преподавания и учения.

В современной дидактике в качестве приоритетных выделяются следующие конкретные закономерности.

- цели, содержание и методы обучения всегда носят социально обусловленный характер, отражающий требования общества к уровню образованности личности;

- обучение всегда связано с воспитанием;

- эффективность процесса обучения зависит от условий, в которых он осуществляется (материально-технических, гигиенических, психологических);

- успешность учения зависит от внешних стимулов и внутренних побуждений деятельности учащихся.

Закономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения.

§ 2. Принципы и правила обучения, их характеристика

Принцип – исходное положение, на которое надо опираться в какой - либо деятельности.

Принципы обучения положения, на которые надо опираться при преподавании основ наук. Они отражают основные требования к организации обучения, деятельности учителя и учащихся.

Анализ педагогической литературы позволяет в качестве основополагающих выделить следующие принципы.

1. ПРИНЦИП НАУЧНОСТИ .
Принцип научности означает опору на науку как источник системы

фактов, понятий и закономерностей, изучаемых в школе по соответствующим предметам.

Данный принцип проявляется в отборе материала и применяемых методах обучения, предупреждает проявление вульгаризации, излишнее упрощение, искажение отдельных научных положений, употребление ненаучных терминов.

2. ПРИНЦИП ПРОБЛЕМНОСТИ .
Проблемность обучения обусловлена сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Учащиеся включаются в познавательный процесс только при условии необходимости разрешения проблем, вопросов и задач. Противоречие между знанием и незнанием возбуждает у школьников внимание и потребность в решении возникшей познавательной проблемы. Реализация проблемного обучения включает выполнение ряда обязательных этапов. Важным является создание проблемной ситуации. Это состояние интеллектуального затруднения, которое переживают ученики и которое стимулирует потребность самостоятельного добывания знаний. Функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации познавательной деятельности учащихся, развития их мышления и воображения.

3. ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

Наглядность обучения основана на особенностях развития мышления учащихся, которое развивается от конкретного к абстрактному.

На ранних этапах развития ребенок мыслит больше образами, чем понятиями. Понятия же и абстрактные положения осмысливаются легче, если они подкрепляются фактами и примерами.

Многие трудные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными.

Различают следующие виды наглядности:

- естественная наглядность: реальные предметы и явления в их натуральном виде, модели, муляжи;

- иллюстративные пособия: картины, рисунки, фотографии;

- графические пособия: диаграммы, графики, схемы;

- различные аудиовизуальные средства: кинофильмы, компьютерная техника, магнитофонные записи, телевизионные передачи.

Я. А. Коменский дал четкую формулировку принципу наглядности в известном «золотом правиле» дидактики: «Все, что возможно предоставлять для восприятия чувствами: видимое – для восприятия зрением, слышимое – для восприятия слухом, запаха – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания».

4. ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ И СОЗНАТЕЛЬНОСТИ.

В таком парном сочетании данный принцип был предложен извесными советскими дидактами Б. П. Есиповым и М. А. Даниловым. Это сочетание имеет глубокий смысл: сознательность предполагает осмысление, активность – стремление к знаниям, включение ведущих мотивов, характеризующих познавательную активность, что означает единство мышления и деятельности.

Данный принцип обусловлен двусторонним характером процесса обучения, в котором учение возможно лишь тогда, когда активен и деятелен ученик. Без активной и сознательно осуществляемой учебно-познавательной деятельности учащиеся не могут овладевать изучаемым материалом и развивать свои умственные способности.

Сознательность усвоения является важнейшим условием запоминания, поскольку чрезвычайно трудно заучить то, что не поддается осмыслению.

5. ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

Принцип доступности отражает необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения, не допускает его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным. Сущность данного принципа сводится к тому, чтобы изучаемый материал был доступен по уровню трудности, но требовал определенных усилий для его усвоения.

Сделать обучение доступным – значит правильно:

- определить его содержание: общий объем знаний, умений, навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся;

- определить по каждому предмету степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала, доступного для школьников данного возраста и уровня развития;

- определить количество учебного времени, отводимого для изучения каждого учебного предмета.

Правильно определенная посильность обучения способствует развитию познавательной активности и ускорению развития личности учащихся в целом.

6. ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.

Принцип систематичности отражает логику самого учебного предмета. В каждом предмете имеется система взаимосвязанных понятий, вытекающих одно из другого.

Данный принцип обосновывает необходимость изучения учебного предмета в системе, т.е. предполагает усвоение знаний в таком порядке, когда новая информация опирается на предшествующую, уже усвоенную, и в свою очередь определяет следующий этап познавательной работы.

Материал считается усвоенным, если у человека образовалась система ассоциаций, связей между новым и старым. Мозг работает эффективно, если получает нагрузку небольшими порциями, но систематически и регулярно.

Систематичность проявляется в установлении связей между отдельными темами, предметами, находит место в работе учителя в системе требований, оценки знаний.

Систематичность должна быть и в работе ученика: в оформлении тетрадей, в последовательности выполнения домашних заданий.

К. Д. Ушинский отмечал: «Только система дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».

7. ПРИНЦИП ПРОЧНОСТИ ОБУЧЕНИЯ .
Принцип прочности усвоения знаний предполагает такую проработку

учебного материала, когда он становится достоянием учащихся: частью их сознания, основой привычек и поведения.

Принцип прочности тесно связан со всеми другими принципами дидактики, поскольку знания будут прочными, если в их восприятии участвовали разные органы чувств, если ученик воспринимал их сознательно и его мысль работала активно, если материал был ему доступен, но имелись посильные трудности, стимулирующие работу мысли, если знания давались ему систематично, последовательно и укладывались у него в голове в определенную систему, если формировался интерес и позитивное отношение к изучаемому материалу.

Принцип прочности обучения требует, чтобы учащиеся совершали в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывали работу по его запоминанию, применению знаний на практике и их повторению.

8. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ, РАЗВИВАЮЩИХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ОБУЧЕНИЯ.

Реализация данного принципа имеет ряд аспектов:

- необходимость тщательного продумывания конкретных образовательных, развивающих и воспитательных задач;

- подбор фактического материала, позволяющего глубоко осмысливать изучаемый материал, развивать мышление и творческие способности, способствовать формированию мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

- выбор методов обучения, которые активизировали бы мышление, самостоятельность, обеспечивали бы глубокое овладение мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями;

- реализация тесной связи теории с практикой, обучения с общественно-полезной деятельностью и производительным трудом.

Принципы обучения выполняют нормативную функцию. Это означает, что они не просто советуют или подсказывают учителю, как ему действовать, а являются руководством к действию через правила.

Правило – это описание деятельности учителя и ученика в определенных условиях, это алгоритм действий в конкретной ситуации для достижения намеченной цели.

Например, реализация принципа прочного усвоения знаний, требует от учителя соблюдения следующих правил:

- не приступать к изучению нового учебного материала предварительно не сформировав интерес к нему;

- четко выделять в изучаемом материале главную и дополнительную информацию, соблюдать логику подачи учебного материала;

- обучать наглядно;

- для каждого урока определять способы активного включения учащихся в процесс учения, чередовать устную и письменную работу, применять систему тренировочных и творческих упражнений и т.д.

 

ТЕМА9

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Понятие метода, приема обучения. • Различные подходы к классификации методов обучения. • Выбор методов обучения. • Средства обучения.

Основные понятия: метод, метод обучения, прием обучения, средство обучения.

§ 1. Понятие метода, приема обучения

Метод ( от греч. methodos – путь к чему - либо ) обозначает способ деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Метод обучения способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленной на решение комплексных задач учебного процесса ( Ю. К. Бабанский ).

Методы обучения выполняют обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную функции.

Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. В нем находят отражение объективные закономерности, принципы, цели, содержание, формы обучения.

Благодаря применяемым на уроке методам осуществляется обучающая деятельность учителя и учебно-познавательная деятельность учащихся, реализуются постоянные цели и задачи и достигаются определенные результаты.

В каждом методе выделяется объективная и субъективная части.

Объективная часть обусловлена теми постоянными положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе, независимо от его использования различными педагогами. В ней отражены общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности.

Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.

В структуре метода выделяют приемы.

Прием – составная часть метода, конкретное действие в его реализации. Например, используя метод объяснения, учитель может прибегать к таким приемам, как: запись на доске основных понятий, анализ схем и таблиц в учебнике, демонстрация слайдов и т.д. Приемы призваны обеспечить более успешное решение какой-то конкретной задачи: активизации внимания, стимулирования мышления, проявления самостоятельности.

§ 2. Различные подходы к классификации методов обучения, их характеристики

Метод как многомерное образование имеет много сторон. В связи с этим существует множество классификаций методов.

Классификация методов – это упорядоченная по определенному признаку их система.

Ученые предлагают классифицировать методы по следующим осно-ваниям: 1). По источнику знаний ( Е. В. Перовский, Е. Я. Голант ):

- наглядные (демонстрация картин, портретов, таблиц, диафильмов; наблюдение за природными явлениями и т.д.);

- словесные (рассказ, объяснение, дискуссия, рассуждение, беседа, проблемное изложение и т.д.);

- практические (упражнение, составление схем, таблиц, изготовление приборов, макетов и т.д.).

2). По соответствующему этапу обучения ( М. А. Данилов, Б. П. Есипов ):

- приобретения знаний;

- формирования умений и навыков;

- применения знаний на практике;

- закрепления знаний;

- проверки знаний, умений, навыков. 3). По характеру познавательной деятельности ( И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин ):

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- проблемное изложение;

- частично-поисковый (эвристический);

- исследовательский.
Поскольку успех обучения в решающей степени зависит от внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер познавательной деятельности, степень самостоятельности и творчества могут быть положены в основу классификации методов обучения. Сущность выделенных в ней методов:

- объяснительно - иллюстративный метод обучения состоит в том, что
учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти. Сообщение осуществляется с помощью слова (рассказ, лекция, беседа), печатного слова (учебник, дополнительное пособие), наглядных пособий (картины, схемы, кино-диафильмы, натуральные объекты), практического показа (показ способа решения задач и т.д.).

Учащиеся выполняют ту деятельность, которая необходима для первого уровня усвоения знаний, – слушают, смотрят, ощупывают, читают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают. Они осознанно воспринимают готовую информацию. Знания, полученные в результате использования объяснительно-иллюстративного метода, не формируют навыков и умений пользоваться этими знаниями;

- репродуктивный метод обучения используется с целью приобретения учащимися навыков и умений – второго уровня усвоения знаний. Учитель системой заданий организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности, дает задания, а учащиеся их осуществляют: решают сходные задачи, выполняют действия по образцу, составляют планы,

воспроизводят физические и химические опыты. Главный признак репродуктивного метода обучения – воспроизведение способа деятельности по заданиям учителя. Это позволяет получать знания, умения и навыки, формирует основные мыслительные операции, но не гарантирует развитие творческих способностей;

- частично - поисковый или эвристический метод – метод, при котором учитель организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска. Педагог конструирует задания, расчленяет его на вспомогательные составляющие, намечает шаги поиска, а сами шаги выполняют ученики. Они воспринимают задания, осмысливают его условия, решают часть задачи, осуществляют самоконтроль, мотивируют свои действия;

- суть метода проблемного изложения состоит в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, но при этом показывает путь решения в подлинных, но доступных учащимся противоречиях. Назначение этого метода в том, что учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблем, учащиеся контролируют убедительность этого движения, мысленно следят за его логикой. При проблемном изложении учитель может пользоваться словом, логическим рассуждением, чтением текста, демонстрацией опыта, кинолентой, магнитной записью.

Проблемное изложение может быть индуктивным или дедуктивным. Своеобразие метода в том, что ученик не только воспринимает, осознает и запоминает готовые научные выводы, но и следит за логикой доказательств, за движением мысли учителя, контролирует его убедительность. У него возникают сомнения, вопросы;

- исследовательский метод обучения выполняет весьма важные функции: обеспечивает творческое применение знаний на практике; обеспечивает овладение методами научного познания; формирует черты творческой деятельности; является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности. Это метод, при котором учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования учащимися, знает ее результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются проявить в ходе решения.

Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой, но новые для школьников.

Исследовательские задания, подготовленные учителем, представляют собой небольшие поисковые задачи, требующие прохождения всех или большинства этапов процесса исследования:

- наблюдение и изучение фактов и явлений;

- выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию (постановка проблем);

- выдвижение гипотез;

- построение плана исследования;

- осуществление плана, состоящего в выяснении связей изучаемого с другими явлениями;

- формулирование решения, объяснения;

- проверка решения;

- практические выводы о применении полученных знаний.
4). Достаточное распространение в дидактике получила классификация методов обучения, отражающая целостный процесс обучения, предложенная академиком Ю. К. Бабанским. В ней выделяют три группы методов:

- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Данная классификация методов обучения представлена на схеме 3.

В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния учителя сочетаются с самоорганизацией деятельности учащихся, стимулирующие влияния педагога ведут к развитию мотивации учения у школьников, контролирующие действия сочетаются с самоконтролем.

Первая группа методов представлена четырьмя аспектами (подгруппами): аспект передачи и восприятия информации, логический аспект, аспект мышления, аспект управления.

Классификация методов обучения

Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности

Аспект передача и восприятие информации Логический аспект Аспект мышления Аспект управления
Словесные Наглядные Практические Индуктивные Дедуктивные Репродуктивные Проблемно-поисковые Методы самостоя-тельной работы и ра-боты под руково-дством преподавателя
Методы стимулирования и мотивации умения
Методы стимулирования и мотивации интереса к учению Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении
Методы контроля и самоконтроля в обучении
Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля
           

Схема 3

В первую подгруппу методов входят: словесные, наглядные и практические методы (аспект передачи и восприятия информации).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.