Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительная (компаративная) педагогика 2 страница






Процесс движение вперед, изменение.

Педагогический процесс развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых (И. П. Подласый).

Педагогический процесс представляет собой систему состоящую из множества подсистем, внедренных одна в другую или объединенных между собой другими типами связей (схема 2).

Педагогический процесс это главная, объединяющая система. В ней слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями их протекания, формами и методами реализации.

Схема 2

 

    Педагогический процесс
    Процесс формирования
    Процесс развития
    Процесс воспитания
  Процесс обучения
  Сотрудничество учителей и учеников

В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступает система образования в целом, школа, класс, учебное занятие и др.

Универсальной характеристикой педагогического процесса является педагогическое взаимодействие.

Взаимодействие субъектов педагогического процесса имеет своей конечной целью интериоризации накопленного социального опыта, выработанного человечеством.

Педагоги и воспитанники являются субъектами педагогического процесса.

Непосредственно педагогический процесс как систему характеризуют цель, задачи, содержание, методы, формы организации, достигаемые при этом результаты.

Исходя из этого основными компонентами педагогического процесса являются: целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Цель – является системообразующим фактором педагогического процесса. Целевой компонент предполагает определение цели и задач педагогической деятельности.

Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую, так и в каждую конкретную задачу.

Деятельностный компонент предполагает взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом.

Результативный компонент отражает эффективность протекания педагогического процесса, характеризует достигнутые изменения в соответствии с поставленной целью.

§ 2. Целостность педагогического процесса

Целостная, гармоничная личность может быть сформирована при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления.

Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов обучения, воспитания, развития и формирования, а новое качественное образование.

Целостность главная характеристика педагогического процесса, подчеркивающая подчинение всех составляющих его процессов единой цели.

Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов. Сложная диалектика внутри педагогического процесса заключается:

- в единстве и самостоятельности процессов, его образующих;

- в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных подсистем;

- в наличии общего и сохранении специфичного.

Специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс проявляется при определении их формирующих функций.

Доминирующая функция обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Каждый из процессов помимо доминирующей функции в целостном педагогическом процессе выполняет и сопутствующие функции.

Например, в содержании обучения преобладает формирование представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих влияние на воспитанность и развитость личности. В содержании воспитания доминирует формирование взглядов, убеждений, чувств, ценностных ориентаций, идеалов, мотивов, но в то же время формируются знания, умения, навыки, что в свою очередь, также способствует развитию и фор-мированию личности.

Специфика процессов, входящих в целостный педагогический процесс, проявляется при выборе методов обучения, воспитания и форм организации. Обучение использует методы направленные на передачу и усвоение информации, активизации и стимулирования познавательной деятельности учащихся, воспитание – методы, направленные на формирование сознания, формирование опыта поведения, методы, воздействующие на мотивационную и эмоциональную сферы личности.

Что касается форм, то в обучении используется преимущественно классно-урочная форма, в воспитании – разнообразные формы воспитательной работы.

Имеют свою специфику и методы контроля и самоконтроля. В обучении, как правило, применяются устный, письменный контроль, зачеты, экзамены. Контроль за результатом воспитания осуществляется посредством наблюдения, использования специальных диагностик уровня воспитанности, анализа результатов деятельности.

§ 3. Движущие силы педагогического процесса

Движущей силой педагогического процесса как и любого другого процесса является разрешение противоречий. Различают противоречия объективного и субъективного характера.

Наиболее общим внутренним противоречием объективного характера является несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые предъявляются к ним со стороны общества.

Другим объективным внутренним противоречием является несоответствие между активно-деятельностной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни. Оно характеризуется целым рядом частных:

- между общественными интересами и интересами личности;

- между коллективом и личностью;

- между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания;

- между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса.

К субъективным противоречиям относятся следующие:

- между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию;

- между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения;

- между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса;

- между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками на преимущественно словесное воспитание;

- между возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении человека и тенденцией к технократизации педагогического процесса и др.

 

ТЕМА6

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Сущность содержания образования и его компоненты Принципы и критерии отбора содержания образования. • Государственный образовательный стандарт. • Документы, определяющие содержание образования.

Основные понятия: содержание образования, стандарт образования, учебный план, учебная программа.

§ 1. Сущность содержания образования и его компоненты

Содержание образования выступает одним из основных средств и факторов развития личности. Содержание образования имеет исторический характер, поскольку определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества.

В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно - воспитательной работы.

При таком подходе (знаниево - ориентированном) к определению сущности содержания образования в центре внимания находятся знания, они выступают абсолютной ценностью и заслоняют самого человека.

Реализация в последние годы личностно - ориентированного подхода к определению сущности содержания образования позволила абсолютной ценностью выдвинуть не отчужденные от личности знания, а самого человека. Этот подход нашел отражение в работах И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, В. С. Леднева, Б. М. Бим-Бада, А. В. Петровского.

Так, И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально - волевого отношения, усвоение которых призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества.

Согласно точке зрения С. А. Смирнова содержание образования может быть представлено следующими компонентами:

- когнитивный опыт личности;

- опыт практической деятельности;

- опыт творческой деятельности;

- опыт отношений.

Когнитивный опыт личности включает систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира.

Знания как основной элемент содержания образования – это результат познания действительности, законов развития природы, общества и мышления.

Опыт практической деятельности составляет система общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой конкретных видов деятельности.

Опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность учащихся к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности.

Опыт отношений личности представляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям.

§ 2. Принципы и критерии отбора содержания образования

Основными принципами формирования содержания образования являются следующие (В. В. Краевский):

1. Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры, личности предполагает включение в содержание образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и возможности личностного роста.

2. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения предполагает учет педагогической реальности, связанный с осуществлением конкретного учебного процесса, вне которого не может существовать содержание образования.

3. Принцип структурного единства содержания образования предполагает согласованность таких составляющих как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.

4. Принцип гуманитаризации содержания образования связан с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Содержание образования должно быть направлено на формирование гуманитарной культуры личности, характеризующей ее внутреннее богатство, уровень развития духовных потребностей и способностей, уровень интенсивности их проявления в созидательной практической деятельности.

5. Принцип фундаментализации содержания образования предполагает интеграцию гуманитарного и естественнонаучного знания, установление преемственности и междисциплинарных связей. Обучение в этой связи предстает не только как способ получения знания и формирования умений и навыков, но и как средство вооружения школьников методами добывания новых знаний, самостоятельного приобретения умений и навыков.

Для отбора содержания образования в педагогике разработана следующая система критериев (Ю. К. Бабанский).

1. Критерий целостного отражения в содержании образования задач формирования всесторонне развитой личности.

2. Критерий высокой научной и практической значимости содержания, включаемого в основы наук.

3. Критерий соответствия сложности содержания реальным учебным возможностям школьников данного возраста.

4. Критерий соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета.

5. Критерий учета международного опыта построения содержания среднего образования.

6. Критерий соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.

§ 3. Государственный образовательный стандарт

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами:

- необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений;

- вхождением в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в мире.

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала ( В. С. Леднев ).

§ 4. Документы, определяющие содержание образования

Основными документами, определяющими содержание образования, являются учебный план, учебная программа, учебная литература.

Учебный план – это утвержденный министерством образования документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок прохождения предметов по годам обучения, количество часов, отводимых на изучение каждого предмета в отдельных классах.

В учебном плане выделяются государственный и школьный компонент. Предметы, включенные в учебный план, делятся на обязательные и факультативные.

На основе учебного плана по всем предметам составляются учебные программы.

Учебная программа – это утвержденный министерством образования документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно - эстетических идей, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся.

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе (школьные учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений и т.д.).

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре соответствует учебной программе и предмету.

Функции учебника (Д. Д. Зуев):

- информационная функция – обеспечение школьников необходимой и достаточной информацией, формирующей их мировоззрение, дающей пищу для духовного развития и практического освоения мира;

- трансформационная функция состоит в том, что материал в учебнике, преобразуясь с учетом возрастных особенностей учащихся и дидактических требований, становится доступным для них, но не исключает проблемности и возможности его творческого освоения;

- систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета;

- функция закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля проявляется в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов;

- интегрирующая функция заключается в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук;

- координирующая функция способствует привлечению в процессе работы над материалом других средств обучения (карт, иллюстраций, диапозитивов, натур);

- развивающе - воспитательная функция состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на учащихся, формировании в процессе работы над ним таких качеств как трудолюбие, мыслительная активность, способность к творчеству;

- обучающая функция учебника проявляется в том, что работа с ним развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для саморазвития.

 

ТЕМА 7

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА

Предмет и задачи дидактики. • Функции обучения. • Методологические основы обучения. • Структура процесса обучения

Основные понятия: дидактика, образование, обучение, преподавание, учение.

§ 1. Предмет и задачи дидактики

Дидактика ( от греч. «didaktikos» – поучающий и «didasko» – изучаю - щий ) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.

Дидактика наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Исходя их этого важнейшими категориями дидактики являются образование и обучение.

При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают знаниями, вырабатывают умения и навыки применения их на практике, усваивают способы творческой деятельности и, вместе с тем, глубоко осмысливают мировоззренческие и нравственно - эстетические идеи.

Развивающее и воспитательно-формирующее влияние обучение на личность повлекло за собой возникновение в педагогике особого понятия, обозначающего этот процесс –образование. Уточним это, рассматриваемое ранее, понятие.

В современной дидактике оно рассматривается в двояком смысле: образование как процесс и образование как результат (Е. В. Бондаревская).

Образование как процесс освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной, практической, творческой деятельности, ценностных ориентаций и отношений. Образование является средством удовлетворения фундаментальных потребностей человека, обогащения его индивидуального опыта, личностного и профессионального самоопределения.

Образование как результат достигнутый уровень в овладении знаниями, способами деятельности, мировоззренческими идеями, нравственными ценностями, нормами поведения.

Путь к образованию – обучение. Это целенаправленное организованное взаимодействие обучающегося и обучаемого для достижения педагогических целей. Сущность процесса обучения состоит в стимулировании и организации активной учебно-познавательной деятельностью учащихся по овладению ими знаниями, умениями, навыками, развитию познавательного интереса, активности, способностей.

Будучи сложным и многогранным, специально организованным процессом общения, обучение есть специфический процесс познания, управляемый педагогом.

Процесс обучения является двусторонним: с одной стороны деятельность педагога как преподавание, с другой – деятельность учащихся как учение.

Преподавание определяется как система действий, направленная на организацию условий для учебно - познавательной деятельности школьников.

Учение это целенаправленная, мотивированная регулируемая деятельность по восприятию, осмыслению и применению системы знаний, в результате которой происходит развитие и воспитание обучающегося.

Поскольку процесс обучения представляет собой подсистему, входящую в целостный педагогический процесс, для него также характерны основные компоненты, позволяющие реализовать системность данного явления: целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

В соответствии с этим положением основными категориями дидактики также являются: цель, содержание, метод, средство, форма, результат.

Цель то, к чему стремится обучение, будущее, на достижение которого направлены его усилия.

Содержание система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, норм эмоционально-оценочного отношения к миру, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Метод путь, способ достижения цели и задач обучения.

Средство предметная поддержка учебного процесса (слово педагога, его речевая и экспрессивная культура, учебники, классные доски, раздаточный материал, наглядные пособия, ТСО и т.д.).

Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.

Результат это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Определение основных категорий дидактики позволяет выявить предмет исследования данной науки.

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет содержание, методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач.

Предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

§ 2. Функции обучения

Необходимость реализации задач формирования всесторонне гармонически развитой личности в «рамках» современной дидактической системы обуславливает следующие функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую.

Образовательная функция состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений и навыков и ее использование на практике.

Знания понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения.

Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта.

Овладение знаниями в процессе обучения носит специфический характер и выражается не в открытие новых теоретических идей, а в познании того, что уже добыто в науке и что нужно понять, сохранять в памяти и использовать, т.е. сделать индивидуальным достоянием каждого обучаемого.

Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформировать специальные (по предмету) и общеучебных умений и навыков.

Умения это владение способами применения (приемами, действиями) усваиваемых знаний на практике.

Навык составной элемент умения, автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Умения формируются в результате упражнений. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Воспитательная функция обучения вытекает из его содержания, форм и методов и реализуется посредством организации общения учителя и учащимися.

В процессе обучения при усвоении содержания образования формируются взгляды, убеждения, отношения, качества личности.

Правильно организованное обучение способствует реализации его развивающей функции, которая предполагает развитие речи, мышления, памяти, сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности. Данная функция, как и две предыдущие, осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителя и учителей на всестороннее развитие личности школьника.

§ 3. Методологические основы обучения

Обучение как специфический процесс познания, управляемый педагогом, предполагает включение учащегося в познавательную деятельность.

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

Поскольку обучение связано с организацией познавательной деятельности учащегося, с целью выявления сущности данного процесса необходимо рассмотрение его методологических основ.

Наиболее распространенными в педагогической практике США и Западной Европы являются такие теории познания как бихевиоризм и прагматизм.

Бихевиористические теории отождествляют психическую жизнь человека и животных. С их точки зрения процесс обучения – это искусство управления стимулами с целью вызова или предотвращения определенных реакций, сводящийся к формуле «стимул-реакция».

Соответственно, процесс учения – совокупность реакций на стимулы. Сознательная деятельность человека в процессе обучения объясняется не психическими, а физиологическими процессами.

Прагматисты (Дж. Дьюи) сводят обучение к расширению личного опыта ученика.

Основной метод получения знаний, умений и навыков – «обучение через делание», посредством выполнения практических заданий, упражнений. Обучение может способствовать только тому, что заложено в человеке от рождения. Прагматисты отрицают необходимость формирования систематических знаний, умений и навыков.

Отечественная дидактика стоит на позиции, что методологической основой процесса обучения является материалистическая теория познания.

Данная теория показывает, что процесс познания осуществляется от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. С помощью ощущений воспринимаются внешние свойства, особенности и признаки изучаемых явлений. После накопления в сознании определенного количества представлений, примеров, фактов начинает работать мышление. Результатом осмысления является понимание. Затем полученные знания могут быть применены на практике.

§ 4. Структура процесса обучения

Обучение как способ организации педагогического процесса представляет собой систему, включающую следующие основные компоненты: целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Помимо этого, важнейшими компонентами данного процесса являются потребностно-мотивационный и эмоционально-волевой.

Поскольку процесс обучения представляет собой союз преподавания и учения, обучающую деятельность педагога и познавательную деятельность учащихся, то каждый из компонентов в структуре процесса обучения носит двусторонний характер.

1. ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ .
Процесс обучения в школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной деятельностью учащихся, мысленное предвосхищение его конечных результатов.

Реализуя цели обучения, учитель определяет цель и задачи учебно-познавательной деятельности учащихся, учащийся осознает цель и задачи учения.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, выражающаяся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии.

2. ПОТРЕБНОСТНО - МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ .
Важнейшим компонентом учения являются мотивы. Мотивы – это те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия, либо учебную деятельность в целом.

Деятельность учителя состоит в формировании потребности в знаниях и мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся, деятельность учащегося – в развитии и углублении потребности и мотивов учебнопознавательной деятельности.

Все многообразие мотивов учебной деятельности можно представить тремя взаимосвязанными группами:

- непосредственно - побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость, новизна, занимательность, внешние привлекательные атрибуты школьника; интересное преподавание, привлекательность личности учителя; желание получить похвалу, награду (непосредственно по мере выполнения задания), боязнь получить отрицательную отметку, быть наказанным, страх перед учителем, нежелание быть объектом обсуждения в классе и т.п.;

- перспективно - побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого, социального, практически-прикладного значения предмета, тех или иных конкретных знаний и умений; связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью (поступление в институт, выбор профессии, создание семьи и т.п.); ожидание в перспективе получение награды, признания, воздание почестей; развитое чувство долга, ответственности;

- интеллектуально - побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т.п.

3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ .
В процессе обучения учитель, в соответствии с основными нормативными документами, определяет содержание материала, подлежащего усвоению учащимися. Им выделяются главные теоретические положения и те мировоззренческие и нравственно-этические идеи, которые заключены в изучаемом материале. Продумываются вопросы, связывающие новый материал с ранее изученным, определяются умения и навыки, которые необходимо выработать в процессе обучения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.