Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Лекция13. Вывод на экран. Управление видеодисплеем.






    Общие сведения.

    Видеоподсистема состоит из 2-х основных компонентов: монитора (дисплей);

    видеоадаптера (видеоплата, графическая плата, видеоконтроллер)

    Основных типов адаптеров два:

    -первый тип продолжает цветной адаптер CGA -второй тип продолжает адаптер дисплея MDA Существует 2 режима работы адаптеров:

    -текстовый

    -графический

    (CGA работает в 2- х режимах, MDA-т только в текстовом)

    Современные видеоконтроллеры поддерживают разнообразные текстовые и графические режимы.

    Параметры определяющие режим. поддержка текста или графики разрешающая способность число одновременно выводимых цветов

    число выводимых символов

    число точек образующих каждый символ.

    Текстовые режимы различают в основном по разрешению (числу отображаемых символов по горизонтали и вертикали) и цветовой палитре.

    Графические режимы классифицируются по количеству одновременно отображаемых цветов,

    Типы графических режимов:

    монохромный

    четырехцветный

    шестнадцатицветный EGA/ VGA 256 цветный SVGA (8- битное)

    16- битное (Hicolor)

    True Color (24- битное)- True Color (32- битное)

    В настоящее время используется только шеснадцатицветный текстовый и графические режимы 4, 5, 6, 7

    Видеорежим должен позволять выполнять все требуемые в программе операции.

    Существует 2 основных способа программной установки видеорежима: с помощью функции VGA BIOS и VESA BIOS.

    Если стандарт VESA поддерживается, то определенные им функции записываются производителями видеоадаптера в ПЗУ самого адаптера. Они называются расширением прерывания BIOS 10h- VESA BIOS EXTANTION (VBE).

    Для вызова функции VBE в AH—4Fh, а в AL—номер функции. Функция может не выполнятся

    если ее не поддерживает аппаратура адаптера она отсутствует в VBE

    Всего может существовать 256 различных текстовых и графических режимов.

    Видеопамять.

    Физически расположена вместе с остальными видеокомпонентами на плате адаптера (логически - часть адресного пространства процессора).

    Для работы с видео буфером необходимо знать, где в адресном пространстве он находится и какова ее организация.

    Типичная схема использования адресного пространства в реальном режиме представлена на рисунке 11.


    Физические адреса 00000h

    Сегментные адреса 0000h

    Объем адресного пространства

     

     


    Л


     


    Системные таблицы и программы DOS


    >

    A000h B000h B800h C000h D000h F000h

    A0000h B0000h B8000h C0000h D0000h F0000h

    64 Кбайт 32 Кбайт 32 Кбайт 64 Кбайт 128 Кбайт 64 Кбайт

    >

    Свободная память для загружаемых прикладных и системных программ

    ПЗУ - расширения BIOS

    Графический видеобуфер

    Свободные адреса

    Свободные адреса

    Текстовый видеобуфер

    COMMAND.COM

    ПЗУ BIOS

    Обычная память (640 Кбайт)

    Старшая память (384 Кбайт)

     

     


    Рисунок 11. Схема использования адресного пространства в реальном режиме

    Текстовый видеобуфер включает 8 видеостраниц и занимает в адресном пространстве компьютера (за пределами обычной памяти) 32 Кбайт от сегмент­ного адреса B800h. Начинается он с видеостраницы 0, адрес которой совпадает с адресом всего видеобуфера. Каждая страница занимает 4 Кбайт, таким образом, страница 1 начинается с сегментного адреса B900h, страница 2- е адреса BA00h и т.д. Весь видеобуфер простирается до границы (сегментной) C000h

    При включении компьютера активной (видимой) становится видеостраница 0. Смена видеостраниц осуществляется вызовом функции 05h прерывания 10h BIOS.

    Любой код, записываемый в видеобуфер, сразу же отображается на экране в виде цветного символа на одном из знакомест. Каждый символ занимает в буфере поле из двух байт Младшие (четные) байты всех полей отводятся под коды ASCII

    отображаемых символов, старшие(нечетные) байты - под их атрибуты.

    Двухбайтовые коды символов записываются в видеобуфер в том порядке, в каком они должны появляться на экране: первые 80 двухбайтовых полей соответствуют первой строке экрана, Вторые 80 полей - второй строке и т.д. Все управляющие коды теряют свои управляющие функции и отображаются в виде соответствующих им символов.

    Для того, чтобы из программы получить доступ к видеобуферу надо занести его сегментный адрес в один из сегментных регистров данных. После этого, задавая те или иные смещения можно выполнить запись в любые места видеобуфера.

    Пример -Прямое программирование видеобуфера:

    ; очистка экрана; на стр 0 видеобуфера

    mov AX, 0B 800h; сегментный адрес видеоадаптера mov ES, AX; загрузим его в es

    ; выведем два символа mov BX, 80*2*5; смещение в видеобуфер в байтовый символ mov AL, ‘* ’

    mov AH, 0eh; цвет желтый цвет по черному

    mov ES: [BX], AX; запись в видеобуфере

    mov ES: [BX+162], 0B0Fh; цвет от светло- бирюзового

    ; по черному символ 0fh Запись в видеобуфер непосредственно числа 0B0F, удобно когда на экран выводится символы не имеющие закрепленных за ними клавиш.

    Формирование изображений.

    Адаптеры хранят содержимое изображения в оперативной памяти, таким образом, что определенному адресу в памяти соответствует определенное место на экране дисплея. Цвет элемента изображения на экране формируется из 4- х сигналов: красного, синего, зеленого и яркость.

    В текстовых режимах используется байт для задания цвета, яркости и мигания символа, а также цвета фона.

    В графических режимах единица изображения - отдельный пиксель (от 1­32 битного кодирования).

    Управление видеодисплеем.

    Можно выполнить -4- я способами используя службы языка программирования используя службы ОС используя видео-службы ROM BIOS

    прямое управление аппаратными средствами через обращения к памяти или портам ввода-вывода.

    Графический режим.

    Вывод текста

    В графическом режиме знаки формируются пиксель за пикселем программным знаковым генератором, входящим в ROM BIOS(прерывание 10 h обеспечивает данную службу).

    Программный знаковый генератор обращается к таблице битовых комбинаций, чтобы определить какие пиксели отображать на экране для данного знака (в ROM памяти каждой PC содержится таблица (принятая по умолчанию) битовых комбинаций знаков.

    В стандартной таблице каждый символ описывают 8 байтов.

    Основные графические режимы VGA

    Номер Разрешение Число цветов
    11h 640x480  
    12h 640x480  
    13h 640x480  

     

    Отображение пикселей в памяти графических режимов.

    При использовании графического режима пиксели хранятся в виде

    последовательности битовой полей. При этом соблюдается

    взаимнооднозначное соответствие между этими битовыми полями, хранящимися в памяти, и пикселями, отображаемыми на экране.

    Расположение полей битов видеопамяти (видеобуфера) зависит от видеорежима. В 256 цветных режимах каждой точке изображений на экране монитора соответствует один байт видеопамяти, в который записывается код точки. Этот код не используется непосредственно, а служит индексом в специальном массиве, содержащем 256 строк по три элемента - таблице цветов ЦАП. Каждый из 3 - х элементов таблицы дает интенсивность одного из основных цветов электронно-лучевой трубки (красный, зеленый, синий).

    Значения интенсивностей, выбранные из строки, соответствующей хранящемуся в видеопамяти кода, поступают в ЦАП.

    Отображения видеопамяти на экран в цветном режиме с разрешением 640х480.

    Столбец 0 столб 1 столб 2
    Байт 0 Байт 1 Байт 2   Байт
            Байт
     
    Байт Байт      

     

    В режиме VGA 320x200 с 256 цветами для отображения видеопамяти на основное адресное пространство используется 64 000 байт, располагающихся с адреса A000h: 0000h. Дальнейшее увеличение разрешения или числа цветов приводит к тому, что объем видеопамяти превышает максимальные границы сегмента в реальном режиме (65 535 байт), а затем и размер участка адресного пространства, отводимого для видеопамяти (160 Кб, от A000h: 0000h до B800h: FFFFh. С адреса C800h: 0000h начинается область ROM BIOS). Чтобы вывести изображение, используются два механизма - переключение банков видеопамяти для реального режима и LFB (линейный кадровый буфер) для защищенного.

    Работа в современных графических режимах.

    Большинство из выпускаемых сейчас видеоадаптеров относятся к классу SVGA.

    Некоторые режимы видеоадаптеров SVGA.

    Разрешение в пикселях Число цветов Номер режима
    800х600   103h
    800х600   115h
    2024х768   117h
    1280х1024   107h

     

    Современные видеоконтроллеры отличаются от VGA тем, что обеспечивают работу с высокими разрешениями и позволяют использовать линейную адресацию видеопамяти.

    Организация видеопамяти в режимах типа Direct Drow.

    В режимах группы Direct Drow (Hi Color u True Color) информация поступает на цифро- аналоговый преобразователь непосредственно из видеопамяти соответственно красная, зеленая и синяя составляющие цвета точки представлены отдельными полями и выделенной для хранения точки области видеопамяти (от 2 до 4 байтов на точку).

    В режимах Hi Color точка кодируется 16 разрядным словом, причем существует 2 варианта представления цвета:

    Формат HiColor15 Формат HiColor16

    В режимах HiColor точка кодируется 16-разрядным словом, причем существует два варианта представления цвета,: HiColorl5 (формат 1: 5: 5: 5) и HiColorl6 (формат 5: 6: 5). Через X на рисунке обозначена зарезервированная (неотображаемая) область данных. Из видеопамяти на экран информация отображается слева направо и сверху вниз.

      14 10     4 0
    Х Красный Зеленый Синий
            4 0
    Красный Зеленый Синий
                 

     

    В режимах True Color для хранения каждого компонента цвета точки выделена по одному байту видеопамяти, существует два формата.

    True Color 24

    Байт 8 Байт 2 Байт 3
    Красный зеленый Синий

     

    True Color 32

    Байт 3 Байт 2 Байт 1 Байт 0
    Х красный зеленый синий

     


     

    Т. о в 24- разр. True Color.

    Основная литература: 6[131-266];

    Дополнительная литература: 11[70-81], 16[85-103, 153-181], 18[152-153]

    Контрольные вопросы:

    1. Из каких основных компонентов состоит видеоподсистема.

    2. Перечислите параметры, определяющие режим видеоконтроллера.

    3.Перечислите типы графических режимов, используемых в настоящее время.

    4. Из каких сигналов формируется цвет элемента изображения.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.