Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром профессий






Вторым этапом нашего исследования явилось проведение формирующего эксперимента, направленного на формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста в процессе специально организованной деятельности

С учетом специфики проводимого нами исследования специально организованная деятельность включала подготовку и проведение занятий с детьми старшего дошкольного возраста и организацию сюжетно-ролевых игр с целью закрепления полученных знаний и представлений о трудовой деятельности взрослых и её социальной значимости.

Для организации образовательного процесса по ознакомлению с миром профессий после определения уровня сформированности представлений детей о труде взрослых, нами был составлен перспективный план по ознакомлению с трудом взрослых и формированию представлений о мире профессий (Приложение….). Данный план реализовался в экспериментальной группе на протяжении 8-ми недель по следующим темам:

- «Знакомство с профессией Строитель»

- «Знакомство с профессией Водитель»

- «Знакомство с профессией Актер»

- «Знакомство с профессией Продавец-кассир»

- «Знакомство с профессией Врач»

- «Знакомство с профессией Художник»

- «Знакомство с профессией Агроном»

- «Знакомство с профессией Фермер»

На каждой неделе проводилась работа в соответствии с намеченной темой и поставленными целями, а так же организовывалось наблюдение за поведением детей в игровой деятельности.

Подробное содержание данной работы, включающей компоненты комплексного метода руководства по обогащению опыта детей и проведению сюжетно-ролевых игр, отражено в плане (Приложение А).

В соответствии с содержанием плана мы также уделяли большое внимание созданию пространственно-игровой среды, которая в значительной степени способствовала закреплению в памяти детей знаний и представлений, полученных в ходе обогащения имеющегося у них опыта.

Для этого мы использовали предметы-заместители, необходимые для проведения запланированных сюжетно-ролевых игр, картинки, отображающие профессии, карты-схемы трудового процесса видов труда взрослых, а также игровые зоны, специально оформленные для проведения сюжетно-ролевых игр в «Магазин», «Больницу» и др.

Особое внимание уделялось также активизации общения взрослого с детьми во время проведения занятий, предполагающей вопросы к детям, предложения, напоминания, обращение воспитателя к ребенку, поощрение, объяснения и т.д. Мы считаем, что непосредственное общение педагога с детьми существенно помогло им овладеть необходимым для формирования представлений о труде взрослых и его социальной значимости.

В соответствии с планом в течение первой недели велась работа по теме «Знакомство с профессией «Строитель». Основная цель которого, формирование у детей представления о профессиях, ознакомление детей с профессией «строитель», с некоторыми профессиональными действиями, с инструментами – помощниками строителя (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

Вторая неделя была посвящена теме «Знакомство с профессией «Водитель». Основные цели занятия это расширение знания детей о различных видах транспорта в городе, воспитание уважения к людям, работающим на транспорте (ПРИЛОЖЕНИЕ В).

На третьей неделе организовывалась работа по теме «Знакомство с профессией «Актер». Намеченной целью для нас стало дать детям первоначальное представление о профессии «актер» (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).

Тема четвертой недели «Знакомство с профессией «Продавец-кассир», целью данного занятия было дать детям представление о профессии «продавец-кассир» (ПРИЛОЖЕНИЕ Д).

В течение пятой недели осуществлялась деятельность по теме «Знакомство с профессией «Врач», направленная на знакомство с профессией врача (медсестры): с некоторыми профессиональными действиями, предме­тами-помощниками (ПРИЛОЖЕНИЕ Е).

Шестую неделю мы посвятили теме «Знакомство с профессией «Художник». Основной целью выступило ознакомление детей с профессией и творчеством художника (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж).

Седьмую неделю мы посвятили теме «Знакомство с профессией «Агроном». Основная цель: расширять кругозор детей, знаниями о профессиях работников сельского хозяйства (агроном, доярка, ветврач) (ПРИЛОЖЕНИЕ К).

На протяжении восьмой недели работа велась по теме «Знакомство с профессией «Фермер». Основная цель: познакомить детей с профессией фермера, профессиональными действиями, предметами-помощниками в труде (ПРИЛОЖЕНИЕ Л).

Ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги.

В старшем дошкольном возрасте мы вводим ребенка в мир предметов и показываем, как они создаются взрослыми в процессе труда, трудовые действия и важность качественного результата труда для всего общества. Особое внимание уделяем тому, чтобы информация, полученная детьми во время непосредственной образовательной деятельности, закреплялась, расширялась и переходила на качественно новый уровень (ЗУНы в игровую деятельность и положительное, заинтересованное отношение к труду взрослых).

После проведенных занятий полученные представления мы закрепляли в игровой деятельности через организацию сюжетно-ролевых, дидактических, конструктивно-строительных игр. Также детям предлагалось отразить свои впечатления в изобразительной деятельности.

Можно отметить, что каждый ребенок, участвующий в эксперименте, после серии занятий стал говорить о труде взрослых более осознанно, уважительно.

После проведения индивидуальных бесед, детям было предложено поговорить о том, важны ли профессии, какую пользу приносят представители определенных профессий.

Беседа несла оживленный характер, ребята с удовольствием отвечали на вопросы, рассказывали о важности труда взрослых.

Таким образом, изменение характера представлений и отношения к труду взрослых, пониманию его значимости стало очевидным. Дети стали бережнее относиться к предметам рукотворного мира, проявлять любознательность к процессу труда и возможности его отражения в игре. Расширился спектр представлений о профессиях взрослых. В частности это профессии сельскохозяйственного профиля для детей, проживающих в городской местности. Для детей, проживающих в сельской местности это знания о процессе труда художника, актера…………. (допиши сама на основе результатов эксперимента). Дети с удовольствием реализовывают полученные впечатления в игровой деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.