Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых и его социальной значимости






 

В первой главе дипломной работы мы рассмотрели теоретические аспекты проблемы формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста, разработали и теоретически обосновали модель и комплекс организационно-педагогических условий повышения эффективности данного процесса.

Следуя логике теоретико-экспериментального исследования, необходимо раскрыть цель экспериментальной работы, а также этапы и методы педагогического эксперимента.

Цель экспериментальной работы заключается в реализации модели формирования представлений о труде взрослых и его социальной значимости у детей старшего дошкольного возраста.

Задачами реализации цели выступили:

ü выделение критериев, показателей, подбор диагностических методик по определению уровня сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста;

ü разработка и реализация перспективного плана работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых и его социальной значимости;

ü определение эффективности использования модели формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста представлений о труде взрослых и его социальной значимости.

Данная цель и задачи определили этапы и методы экспериментальной работы.

1) Констатирующий этап заключается в определении уровня сформированности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста. Основными методами на данном этапе выступили: наблюдение, сравнение, анализ. Инструментарием данного этапа выбрана «Беседа с детьми о труде взрослых» (модифицированная методика О.В.Дыбиной) [ссылка или приложение], методика «Профессиональная деятельность взрослых» (Л.В.Куцакова) (), диагностическая методика Г.А.Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых» ().

2) Формирующий (основной) этап заключается в проведении формирующего эксперимента, направленного на реализацию выделенных компонентов модели формирования представлений о труде взрослых (целевого, содержательного, процессуально-методического) посредством составления и реализации перспективного плана по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с разными профессиями.

3) Контрольный (заключительный) этап заключается в уточнении гипотезы, объяснении полученных данных экспериментальной работы, обобщении и формулировки выводов по экспериментальной части исследования. В качестве основных методов на данном этапе выступили: сравнение, интерпретация, объяснение, систематизация, методы наглядного представления материалов, математические и статистические методы.

Основными критериями определения сформированности представлений о труде взрослых мы выделили: интерес к труду взрослых, знание об орудиях труда той или иной профессии, отношение детей к труду взрослых и его результатам.

Исследование проводилось на базе четырёх учреждениях дошкольного образования ГУО «Ясли-сад № 8», ГУО «Ясли-сад №12» г. Барановичи, ГУО «Омельнянский детский-сад №4» и ГУО «Вулька-Обровский детский сад № 10» Ивацевичского района с общим охватом 64 ребенка старшего дошкольного возраста. Экспериментальную группу составили дети старшего дошкольного возраста, посещающие учреждения дошкольного образования «Ясли-сад № 12» г. Барановичи и ГУО «Вулька-Обровский детский сад № 10» Ивацевичского района в количестве 30 детей. В контрольную группу вошли 34 ребёнка из ГУО «Ясли-сад № 8» и ГУО «Омельнянский детский-сад №4» Ивацевичского района.

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента на основе выделенных критериев и показателей показал следующие данные.

По результатам беседы с детьми (модифицированная методика О.В.Дыбиной) мы выявили, что высокий уровень в экспериментальной группе показали 9 детей (30%), средний 17 (56, 7%) детей, низкий 4 (13, 3%) ребёнка. В контрольной группе результаты следующие: высокий уровень имеют 8(23, 5%) детей, средний уровень — 22 (64, 7%) ребёнка, низкий — 4 (11, 8%) ребёнка (Таблица 2.1).

Таблица 2.1 — Беседа с детьми (модифицированная методика О.В.Дыбиной) Кристина переделай таблицы одна контрольная группа (суммируй данные) и одна экспериментальная (общий результат по всем детям)

уровни группы Высокий Средний Низкий
  КГ-1 кол-во % кол-во % кол-во %
  30%   60%   10%
КГ-2   14%   71%   14%
ЭК-1   13%   73%   13%
ЭК-2   47%   40%   13%

 

Результаты ответов детей по методике «Профессиональная деятельность взрослых» (Л.В.Куцакова) определились следующим образом: высокий уровень в экспериментальной группе показали 4 ребёнка (13, 3%), средний 14 (46, 7%) детей, низкий 12 (40%) детей. В контрольной группе результаты следующие: высокий уровень имеют 3(8, 8%) ребёнка, средний уровень — 19 (55, 9%) детей, низкий — 12 (35, 3%) детей (Таблица 2.2).

Таблица 2.2 — Методика «Профессиональная деятельность взрослых» (Л.В.Куцакова)

уровни группы Высокий Средний Низкий
  КГ-1 кол-во % кол-во % кол-во %
  5%   65%   30%
КГ-2   14%   43%   43%
ЭК-1   27%   66%   7%
ЭК-2   0%   27%   73%

 

Диагностическая методика Г.А.Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых» показала, что высокий уровень в экспериментальной группе показали 7 детей (23, 3%), средний 20 (66, 7%)детей, низкий 3 (10%) ребёнка. В контрольной группе результаты следующие: высокий уровень имеют 5(14, 7%) детей, средний уровень — 26 (76, 5%) детей, низкий — 3 (8, 8%) ребёнка (Таблица 2.3).

Таблица 2.3– Диагностическая методика Г.А.Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых».

уровни группы Высокий Средний Низкий
  КГ-1 кол-во % кол-во % кол-во %
  10%   80%   10%
КГ-2   21%   71%   7%
ЭК-1   13%   67%   20%
ЭК-2   33%   67%   0%

 

Качественный анализ полученных результатов показал, что дети старшего дошкольного возраста достаточно хорошо владеют знаниями и представлениями о разных профессиях взрослых: знают названия разных профессий, называют орудия труда, результат трудовой деятельности взрослых. Однако достаточного интереса к трудовой деятельности взрослых не проявляют. Это определяются тем, что дети не интересуются процессом трудовой деятельности, не определяют социальную значимость той или иной профессии, не используют в игровой деятельности.

Для выделения направлений формирующего эксперимента мы определили средний уровень сформированности представлений о труде взрослых как среднее значение по трём методикам. Результаты получились следующие: высокий уровень в экспериментальной группе показали 7 детей (11%), средний —17 (27%)детей, низкий 6 (9%) ребёнка. В контрольной группе результаты следующие: высокий уровень имеют 5(8%) детей, средний уровень — 22 (34%) ребёнка, низкий — 6 (9%) ребёнка (Рисунок 2.1).

Рисунок 2.1– Средний уровень сформированности представлений о труде взрослых

Обобщенный анализ показал, у большинства детей вопросы данных методик вызвали некоторое затруднение. Большинством детей были названы самые простые и распространенные профессии: продавец, врач, учитель. Дети не называли профессии в сельскохозяйственной сфере, производственной и сфере обслуживания.

Было отмечено, что практически все дети сразу же назвали профессии своих родителей. Вопрос об орудиях труда по каждой из профессий также вызвал некоторые замешательства у детей.

Некоторые ребята смогли назвать профессии взрослых, но не смогли с легкостью рассказать о сопутствующих профессии орудиях труда. Можно сделать вывод, что названных профессий было довольно немного, ответы о процессе работы и орудиях труда очень скудны.

После индивидуальной беседах с детьми, выяснилось, что дети не понимают вопроса «Кто работает? Что делает?», не различают сходные профессии, соотносят профессию только с отдельным конкретным человеком. Четкое разделение понятий «труд» и «работа», «специальность» и «профессия» позволяют не только установить между ними реальную взаимосвязь, но также и ответить на вопрос о том, что выбирает человек, имея в виду профессию.

Таким образом, полученные результаты позволяют нам сформулировать направления организации образовательного процесса формирующего эксперимента. Такими направлениями стали: организации систематической работы по формированию знаний и представлений о труде взрослых в системах «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника»; создание и реализация организационно-педагогических условий формирования знаний о социальной значимости труда взрослых, которые включают работу воспитателей по прогнозированию и планированию образовательного процесса по обозначенной проблеме, работу с детьми, посредством использования разных форм, методов и средств специально организованной деятельности детей и работу с родителями.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.