Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздаточная коробка






На полноприводных автомобилях устанавливается раздаточная коробка, которая служит для распределения крутящего момента, передаваемого от коробки передач, между ведущими мостами автомобиля. В раздаточной коробке также устанав­ливается устройство для включения переднего ведущего моста автомобиля, а на некоторых автомобилях от раздаточной ко­робки осуществляется отбор мощности для привода вспомога­тельных механизмов.


На автомобиле КАМАЗ-4310 установлена раздаточная короб­ка с межосевым дифференциалом (рис. 17.13). Коробка крепится к раме автомобиля на четырех резиновых подушках. В верхней час­ти картера 17 имеется люк, закрытый крышкой 3 для установки коробки отбора мощности, а в его заднем торце установлена ко­робка отбора мощности 6 на лебедку с муфтой включения 5.

 

 

Рис.17.13.Раздаточная коробка КАМАЗ-4310:

1-ведущий вал; 2-ведущее зубчатое колесо; 3-крышка люка для установки коробки отбора мощности; 4-колесо отбора мощности; 5-муфта включе­ния лебедки; 6-коробка отбора мощности; 7-маслосборник; 8-шестерня понижающей передачи; 9-роликовый подшипник; 10-саттелиты; 11-вал привода среднего и заднего мостов; 12-обойма дифференциала; 13-ко-ронное колесо дифференциала; 14-ведущее колесо дифференциала; 15-шестерня дифференциала; 16-межосевой дифференциал; 17-картер раз­даточной коробки; 18-шестерня повышающей передачи; 19-муфта; 20-муф-та блокировки дифференциала; 21-вал привода переднего моста; 22-вил-ка; 23-пневматическая камера; 24-шток; 25-мембрана; 26-электропневмок-лапан; 27-промежуточный вал; 28-муфта; 29-промежуточная шестерня

Внутри картера на подшипниках размещены: ведущий вал 1 с ведущим зубчатым колесом 2 и колесом отбора мощности; промежуточный вал 27 с промежуточной шестерней 29 и шес­терней 8 понижающей передачи; вал 21 привода переднего мо­ста с шестерней 18 повышающей передачи; вал привода двух ведущих мостов.

На валу 11 привода среднего и заднего мостов установлен цилиндрический межосевой дифференциал 16. Он состоит из шестерни 15, четырех саттелитов 10, обоймы дифференциа­ла 12, коронного зубчатого колеса 13, смонтированного в разъемном корпусе дифференциала, и ведущего зубчатого колеса 14.

При разблокированном дифференциале происходит распре­деление крутящего момента между передним, средним и зад­ним мостами. При этом обеспечивается равномерная сила тяги на всех ведущих мостах, и устраняются перегрузки в трансмис­сии. При движении в тяжелых дорожных условиях дифферен­циал для обеспечения необходимой проходимости автомобиля должен быть заблокирован.

Блокировка и разблокировка межосевого дифференциала осуществляется дистанционно (из кабины водителя) при помо­щи мембранной пневматической камеры 23. Между корпусом и крышкой камеры установлена резинотканевая мембрана 25. К ней возвратной пружиной прижимается шток 24, на котором укреплена вилка 22, связанная с муфтой 20 блокировки диффе­ренциала. Для блокировки на панели приборов перемещают рычаг крана включения межосевого дифференциала. При этом сжатый воздух поступает в полость между крышкой корпуса пневматической камеры и мембраной 25, шток 24 с вилкой 22 перемещает муфту 20 направо, соединяя вал 21 привода пере­днего моста с передней частью корпуса дифференциала 16. В результате дифференциал блокируется, валы 21 и 11 привода ведущих мостов оказываются жестко связанными и вращаются с одинаковой частотой.

Переключение передач в раздаточной коробке осуществля­ется также дистанционным приводом при помощи мембранных пневматических камер 23. Воздух в камеры подается через электропневмоклапаны 26, управляемые из кабины водителя трех-позиционным переключателем. Для предотвращения одновре­менного включения двух передач в раздаточной коробке име­ется механизм блокировки.

При включении в раздаточной коробке повышающей пере­дачи (передаточное число 0, 92) муфта 19 перемещается вправо и вводится в зацепление с зубчатым венцом шестерни 18 повы­шающей передачи. В этом случае крутящий момент от зубча­того колеса 2 ведущего вала 1 через промежуточную шестерню 29, шестерню 18 повышающей передачи и муфту 19 передается на дифференциал и распределяется между валами 11 и 21 при­вода ведущих мостов.

Для включения понижающей передачи (передаточное число 1, 69) необходимо муфту 28 сместить вправо. При этом соеди­няют шестерни 29 и 8. Крутящий момент от зубчатого колеса 2 ведущего вала 1 через промежуточную шестерню 29 и муфту 28 передается на шестерню 8 понижающей передачи, далее через ведущее колесо 14 на переднюю часть корпуса дифференциала 16, а затем через механизм дифференциала распределяется меж­ду валами 11 и 21 привода ведущих мостов.

Рис.17.14. Схема управления раздаточной коробкой автомобиля

ЗИЛ-131:

1-рычаг раздаточной коробки; 2-электропневматический клапан включе­ния привода переднего моста; 3-трубка выпуска воздуха (сапун); 4-соеди-нительный шланг сапуна; 5-соединительный шланг включения переднего моста; 6-раздаточная коробка; 7-стержень включения вилки первой пере­дачи; 8-стержень вилки включения второй передачи; 9-трубка, идущая от тормозного крана; 10-тяга включения первой передачи; 11-тяга включения второй передачи в раздаточной коробке; 12-стяжная пружина; 13-коробка передач; 14-серьга рычага раздаточной коробки; 15-подушка подвески; 16-болт крепления коробки к продольной балке; 17-шайба; 18-продольная балка подвески; 19-распорные втулки; 20-шайба

Рис.17.15.Электромагнитный пневматический клапан:

1-электромагнит; 2-корпус клапана управления раздаточной коробкой; 3-седло клапана; 4-впускной клапан; 5-пробка клапана; 6-распорная втулка; 7-стержень клапана; 8-выпускной клапан; 9-уплотительное кольцо; 10-шток; 11-дисковая пружина; 12-корпус; 13-крышка; 14-сердечник

На автомобиле ЗИЛ-131 установлена механическая разда­точная коробка, имеющая две передачи. Передаточное число первой передачи 2, 08, второй передачи 1, 0. Переключают пе­редачи раздаточной коробки рычагом 1 (рис. 17.14), имеющим три положения. При перемещении рычага назад включена вто­рая (прямая) передача, при перемещении рычага вперед вклю­чена первая (понижающая) передача; среднее положение - ней­тральное. Для предотвращения одновременного включения двух передач служит механизм блокировки шарикового типа. Для облегчения управления автомобилем в сложных условиях движения по бездорожью, а также для предохранения от пере­грузок трансмиссии автомобиль имеет автоматическое управ­ление включением переднего моста при включении первой пе­редачи в раздаточной коробке. При этом, выключатель пере­днего моста, установленный на стержне вилки включения пер­вой передачи, замыкает электрическую цепь электромагнита 1 (рис. 17.15), который выталкивает сердечник 14 и давит на шток 10. Воздух от тормозного крана через впускной клапан 4 поступает в пневматическую камеру раздаточной коробки, и мембрана воздействует на стержень камеры включения сколь­зящей каретки. Таким образом, автоматически включается привод переднего моста. При выключении первой передачи размыкается цепь электромагнита, закрывается воздушный клапан, и возвратная пружина автоматически выключает пе­редний мост.

При движении автомобиля (например, по скользкой доро­ге) может возникнуть необходимость включения переднего мо­ста на второй передаче в раздаточной коробке, и этом случае цепь электромагнита, управляющего включением переднего моста, может быть замкнута принудительно при помощи пере­ключателя, установленного на переднем щитке кабины води­теля. О включении переднего моста в обоих случаях сигнализи­рует контрольная лампа на щитке приборов.

По сравнению с раздаточной коробкой автомобиля КАМАЗ-4310, на ЗИЛ-131 отсутствует межосевой дифференциал, а в остальном, с учетом изложенного выше, значительных разли­чий в устройстве и работе этих агрегатов нет.

17.3.1.Возможные неисправности раздаточной коробки, при­чины и способы их устранения






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.