Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синектический метод






Синектика (греч. — совмещение разнородных элементов) — система методов интенсивной психологической активизации процессов нахождения решения проблемы. Методика представляет собой логическое развитие «мозгового штурма». Отличие состоит в том, что последний проводится с людьми, которые могут не иметь опыта творческой деятельности. Синектика же предполагает создание постоянных групп, которые в процессе своей деятельности накапливают опыт, разнообразные приемы и т.д.

Синектические группы представляют собой объединение людей различных специальностей, научных дисциплин, возраста и т.д. Оптимальная численность группы — 5—7 человек. В течение 8—12 месяцев группу готовят к работе. Подготовка ведется в общенаучном, профессиональном и психологическом направлении. Целью деятельности таких объединений является попытка нахождения творческого решения проблемы. Реализуется она на сессии синекторов.

Сессии синекторов, как правило, начинаются не с точной постановки задачи, а с обсуждения ее признаков. Затем руководитель сессии переключает внимание на обсуждение более конкретных вопросов, постепенно направляя дискуссию в нужное русло. Таким образом, проблема сначала формулируется в общем виде. Сессия синекторов решает задачу, вместе со специалистами в области обсуждаемых проблем. Постепенно участники подходят к пониманию проблем, формулировке ее в понимании синекторов.

Для решения сформулированной проблемы проводится " экскурсия" по различным научным областям с целью выявления возможных решений, проблем в них. В процессе экскурсии используют 4 вида аналогий (прямую, личную, символическую, фантастическую), с помощью которых производится перенос новых гипотез на проблему, выявляют состоятельность гипотез. Большое значение придается анализу магнитофонных записей заседания.

 

69. Совместная продуктивная деятельность

 

В последние годы в связи с достижениями психологии общения акцент смещается на проектирование способов учебного диалога: диалог между преподавателем и студентом, студентов друг с другом, группы студентов и преподавателя призван улучшать усвоение, влиять на мотивационную сферу познавательной деятельности учащихся и на контрольно-оценочную. Этим усиливается тенденция планировать обучение как творческий процесс, не сводимый к освоению готовых правил решения разнообразных задач. Концепцию совместной продуктивной деятельности преподавателя со студентами и студентов друг с другом (сокращенно СПД) разработал профессор В.Я.Ляудис. В качестве единицы проектирования учебной ситуации В.Я.Ляудис выделяет четыре взаимосвязанные переменные: содержание учебного предмета, структурированное в соответствии с целями обучения; условия, организующие усвоение учебного содержания и обобщенных способов учебной деятельности; систему учебных взаимодействий преподавателя со студентами и студентов друг с другом, изменяющихся в определенной логике по мере освоения новой деятельности; динамику указанных переменных в их взаимосвязи на протяжении всего процесса обучения. Организация ситуации СПД предполагает четыре основных требования:

1) включение участников с самого начала обучения в творческую продуктивную деятельность; 2) совместное планирование учащимися и преподавателями системы промежуточных задач (творческих и репродуктивных), необходимых для движения к намеченному продукту, т.е. умение преподавателя направлять совместную деятельность не только на выполнение технологической работы, но и прежде всего на совместное формирование мотивационно-смысловой сферы; 3) такое сотрудничество в учебной деятельности, в котором каждый, ориентируясь прежде всего на смысловую ее сторону, мог бы определять свой вклад в эту деятельность; 4) закономерная перестройка по ходу обучения исходных взаимодействий по этапам: введение в деятельность; действия, разделенные между преподавателем и учащимися; имитируемые действия; поддержанные действия; саморегулируемые, а затем самопобуждаемые действия. Нацеливание не на собственное умение, а на совместно достигаемый результат деятельности приносит немедленное эмоциональное принятие задачи студентами. Добившись этого, педагог уже не боится идти на конфликтные ситуации, когда студенты (или значимая их часть) выбирают, к как рода действиям они присоединяются (к новым, только намеченным, или старым, апробированным в предыдущем опыте); будут ли они вместе с педагогом искать способы решения задач или примут пассивную позицию объекта управления; будут ли они действовать как партнеры, помогая друг другу, или индивидуально. Разумеется, здесь преподаватель применяет такие приемы, как поощрение, внимание, активация сокровенных чувств и надежд, доверие, моральная поддержка и т.п. Таким образом, основным объектом усилий преподавателя выступает не столько освоение учебного содержания, сколько развивающаяся учебно-профессиональная позиция cmyентов. Увязывая на всех этапах учебные и профессиональные (свои и студентов), цели овладения деятельностью в учебно - профессиональном партнерстве и усвоения норм социального взаимодействия, преподаватели обогащают план своей работы целями разных аспектов.

Концепция СПД органично вписывается в " педагогику сотрудничества", основные идеи которой представлены ниже.

Основные идеи педагогика сотрудничества

1. Идея трудной цели. Нужно ставить перед студентами более сложную цель, указывать на ее исключительную трудность, и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута, тема хорошо усвоена. |

2. Идея опоры. Это не схема, а набор ключевых слов, знаков и других опорных сигналов, особым образом расположенных и показывающих логику изучаемого материала в виде компактной, образной (иногда разноцветной) опорной схемы, которая сильно облегчает запоминание и понимание материала, полностью исключает возможность зубрежки.

3. Идея свободного выбора. Шаталов дает ученикам 100 задач, чтобы они сами выбирали для решения любые из них и в любом количестве. Свобода выбора — самый простой путь развитию творческой мысли.

4. Идея крупных блоков. Материал сводится в крупные блоки, можно увеличить объем изучаемого материала, легче установить логические связи, выделить ведущую мысль, тенденцию.

5. Идея диалогических размышлений. Диалог преподавателя со студентами, доброжелательное и внимательное отношение к высказываниями студентов, поощрение идей, мыслей студентов, даже неудачных и неверных, поощрение активности студентов, сотрудничество преподавателя со студентами в по- иске решения учебных проблем, задач способствует развитию умственных способностей.

 

70. Модульное обучение

 

Модуль — это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Модуль часто совпадает с темой дисциплины или блоком взаимосвязанных тем. Однако, в отличие от темы, в модуле все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение учащимся занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения, которыми должен овладеть обучаемый. В модульном обучении все заранее запрограммировано: последовательность изучения учебного материала, перечень основных понятий, навыков и умений, которыми необходимо овладеть, уровень усвоения и контроль качества усвоения. Число модулей зависит как от особенностей самого предмета, так и от желаемой частоты контроля обучения. Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля. Чем крупней или важней модуль, тем большее число баллов ему отводится.Понятие базисного содержания дисциплины неразрывно связано с понятием учебного модуля, в котором базисные содержательные блоки логически связаны в систему.

При проектировании содержания дисциплины в последнее время наметилась тенденция выделять из базиса дисциплины ее понятийную базу — тезаурус, — в котором должны быть представлены основные смысловые единицы.

Для естественнонаучных дисциплин это должны быть:

— термины;

— понятия-явления, свойства, модели, величины;

— приборы и устройства;

— классические опыты.

Следует особо выделить математический аппарат, необходимый для описания механизмов протекания явлений.

Базис дисциплины, представленный в виде таких перечней, усваивается обучаемым как система знаний. Наличие понятийной базы упрощает составление единых требований ко всем формам контроля и облегчает разработку требований к междисциплинарному экзамену.

На основании тезауруса составляются вопросы и задачи, охватывающие все виды работ по модулю и выносятся на контроль (обычно в тестовой форме) после изучения модуля. изучения каждого модуля по результатам тестового кон преподаватель дает учащимся необходимые рекомендации количеству набранных баллов из возможных ученик сам может судить о степени своей успешности в овладении учеб материалом.

Модуль содержит познавательную и учебно-профессиональную части. Первая формирует теоретические знания, втора профессиональные умения и навыки на основе приобретенных знаний. Соотношение теоретической и практической частей модуля должно быть оптимальным, что требует профессионализма и высокого педагогического мастерства npeподавателя.

В основу модульной интерпретации учебного курса дол быть положен принцип системности, предполагающий:

- системность содержания, то есть то необходимое и до точное знание (тезаурус), без наличия которого ни дисциплина в целом, ни любой из ее модулей не могут существовать;

- чередование познавательной и учебно-профессионалы» частей модуля, обеспечивающее алгоритм формирования познавательно-профессиональных умений и навыков;

- системность контроля, логически завершающего модуль, приводящая к формированию способностей обучаемых трансформировать приобретенные навыки систематизации в профессиональные умения анализировать, систематизировать и прогнозировать инженерные решения.

При модульной интерпретации учебной дисциплины cледует установить число и наполняемость модулей, соотношение теоретической и практической частей в каждом из н» их очередность, содержание и формы модульного koi содержание и формы итогового контроля

 

71. Виды рейтингового контроля при модульном

обучении

 

В рамках каждого модуля студент всегда имеет дело как с предметными знаниями, так и с видами деятельности, связанными с получением и использованием этих знаний. Все зависит от варианта занятий. Соответственно, контроль по модулю может быть: содержательным, деятельностным, либо содержательно-деятельностным (изучение материала, выполнение эксперимента, решение задач). Целью создания каждого модуля является достижение заранее планируемого результата обучения. Итоги контроля по модулю характеризуют в равной мере и успешность учебной деятельности студента, и эффективность педагогической технологии, выбранной преподавателем

Несомненные преимущества рейтинговой формы контроля заключаются в следующем:

— осуществляются предварительный, текущий и итоговый контроль;

— текущий контроль является средством обучения и обратной связи;

— развернутая процедура оценки результатов отдельных звеньев контроля обеспечивает его надежность;

— контроль удовлетворяет требованиям содержательной и конструктивной валидности (соответствие форм и целей);

— развернутый текущий контроль реализует мотивационную и воспитательную функции;

— развернутая процедура контроля дает возможность развивать у студентов навыки самооценки работы и формировать навыки и умения самоконтроля в профессиональной деятельности.

Рейтинговая форма контроля проста в применении. С самого начала изучения дисциплины каждый студент получает памятку, ориентирующую его в работе по рейтингу. В этой памятке содержатся перечень выполняемых заданий и шкала баллов по трем уровням исполнения. Учитываются такие поощрительные и штрафные (за нарушение сроков) баллы. В памятке сообщается об установленном диапазоне рейтинга, в пределах которого студент получает зачет или обеспечивает себе " З", " 4", " 5" за экзамен по дисциплине.

Для разработки рейтингового контроля СРС необходимо решить две группы задач:

По содержанию: проанализировать содержание, выделить темы, разделы, основные законы и понятия, знание которых обязательно для целостного восприятия предмета, а также — уровни усвоения содержания. Для каждого уровня показать конкретное содержание и степень владения им.

По деятельности: проанализировать каждый вид деятельности, представить его как совокупность последователь операций. Установить три уровня исполнения каждой операции и сформулировать критерии оценки каждого уровня представления результатов, соответствующих этим уровням.

 

72. Открытые системы интенсивного обучения

 

Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь. Разработка этих технологий должна вестись в соответствии со следующими принципами, которые непосредственно связаны с указанными выше системными требованиями:

— принцип целостности технологии, представляющей дидактическую систему;

— принцип воспроизводимости технологии в конкретной педагогической среде для достижения поставленных педагогических целей;

— принцип нелинейности педагогических структур и приоритетности тех факторов, которые оказывают непосредственное влияние на механизмы самоорганизации и саморегуляции соответствующих педагогических систем;

— принцип потенциальной избыточности учебной информации, создающий оптимальные условия для формирования обобщенных знаний.

Наиболее полно эти принципы могут быть реализованы в учебном процессе благодаря разработке и применению открытых систем интенсивного обучения. Эти системы дают студенту возможность выбора подходящей ему технологии обучения и разработки индивидуальной программы формирования и актуализации личности. Но реализация синтеза открытых систем интенсивного обучения возможна лишь при соблюдении ряда условий. Это:

всесторонний учет характеристик педагогической среды, в которой будет проходить процесс обучения. Содержательные характеристики педагогической среды определяются знаниями, умениями и навыками; познавательным и культурным потенциалами; формами и методами организации обучения и самостоятельной работы студентов;

соблюдение принципа адаптации процесса обучения к личности студента. Этот принцип реализуется на практике через нелинейное структурирование дисциплины (составление ее внешнего и внутреннего модулей) и составление разветвленной программы ее изучения студентами;

Ускорение индивидуального освоения студентами общенаучных и специальных знаний благодаря проектированию логического конструкта дисциплины, в котором даны базовая линия в свернутом виде.

Алгоритм проектирования обобщенного логического конструкта дисциплины включает следующие процедуры:

1. представление содержания в виде системы отдельных элементов;

2. проектирование матрицы взаимосвязей элементов и содержания для выделения базисных знаний;

3. моделирование базисных знаний в символической, физической или иной форме;

4. преобразование модели базисных знаний, с целью деления наиболее общих понятий и системных связей между ними;

5. формирование общих структур познавательной деятельности, характерных для данной области научного знания;

6. разработка системы частных задач, решаемых обоими способами.

Усвоение студентами логического конструкта той или дисциплины требует познавательной деятельности, аде» ной принципам его структурирования, а именно:

— выделения всеобщих отношений, ключевых принципов и идеи данной области знаний;

— моделирования этих отношений;

— овладения процедурой перехода от общего к частному и наоборот, от модели к объекту и обратно.

Кроме того, интенсификация индивидуального познав тельного процесса может быть достигнута за счет предельна увеличения плотности потока информации путем максимального профилирования общенаучных и общетехнических курсов. Учебный материал курса должен быть ориентирован на решение задач профессиональной подготовки будущего специалиста, вписываться в предлагаемую студентам систему научных знаний; содержание ключевых тем должно соответствовать передовым достижениям в области данной науки, практических занятиях должны решаться прикладные npoфеcсиональные задачи.

Разработка и синтез открытых систем интенсивного обучения представляет одно из самых перспективных направлен развития образовательных технологии, способствующих не только интенсификации обучения, но и самоорганизации, формированию и самоактуализации личности.

 

73. Информационные технологии

 

В последние года понятие " компьютерные технологии" обучения все чаще заменяют термином " информационные технологии". (НИТ—новые информационные технологии обучения). Все информационные технологии связаны с компьютерным обучением. Для их реализации требуется:

• создать технологические условия, аппаратные и программные средства, телекоммуникационные системы, обеспечивающие выполнение указанных условий;

• обеспечить индустриально-технологическую базу для производства в рамках международного разделения труда в национальных конкурентоспособных информационных технологий и ресурсов;

• обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информации и знаний;

• подготовить квалификационные кадры;

• реализовать комплексное внедрение информационных технологий в сферу производства, управления, образования, науки, культуры, транспорта, энергетики.

Международные образовательные учреждения разрабатывают новые направления деятельности для создания условий перехода на информационные технологии:

—совершенствование базовой подготовки учащихся школ и студентов высших и средних учебных заведений по информатике и НИТ;

—переподготовка преподавателей в области НИТ;

—информатизация процесса обучения и воспитания;

—оснащение системы образования техническими средствами информатизации;

—создание современной национальной информационной среды и интеграция в нее учреждений образования;

—создание на базе НИТ единой системы дистанционного образования в России;

На повестке дня стоит интеграция России в мировую информационную систему и обеспечения доступа к современным информационным супермагистралям, к международным банкам данных в области образования, науки и промышленности, культуры и здравоохранения,

Наискорейший способ включения в мировую образовательную систему — создание учебным заведениям России условий для использования глобальной сети Интернет, считающейся моделью коммуникации в условиях глобального информационного общества.

Интернет создана в США в 70-е гг., сейчас с установлением мировой схемы адресов и обязательной системы определения кодов Интернет получила широкое распространение в системе высшей школы и научно-исследовательских учреждений. Вплоть до начала 90-х гг. Интернет оставалась преимущественно компьютерной сетью, с помощью которой ученые обменивались результатами своих работ, студенты различных университетов поддерживали связь друг с другом. Гипертекстовые системы в компьютерных обучающих программах — одна из составляющих информационных технологий — применяется при разработке справочных систем, систем коллективного принятия решения, обучающих систем, систем электроннной документации и диагностики. Применение гипертекстовой технологии в обучении правело к созданию нового класса программ учебного назначения: электронных книг, электронных энциклопедий.

Термин " гипертекст" введен в 1963 году для обозначения понятия — " комбинации текста на естественном языке способностью компьютера осуществлять интерактивный выбор следующей порции информации или динамичного воспроизведения нелинейного текста, который не может быть напечатан обычным способом на листе бумаги", " гипертекст — способ хранения и манипулирования информацией, при котором она хранится в виде сети связанных между собой узлов". Гипертекстовый документ имеет связи между отдельными небольшими фрагментами (слово, фраза, часть рисунка, пиктограмма) одного кадра с другим кадром или определенным местом в кадре. Эти фрагменты на экране дисплея выделяются цветом или другими средствами и называются " опорными или выделенными фрагментами, кнопками». Выбор такой кнопки вызывает на экран содержание связанного с ней элемента (кадра, узла). Вызванный кадр также может содержать выделенные фрагменты. Читатель документа, таким образом, просматривает документ в интересующей его последовательности.

Первоначально понятие " гипертекст" относилось только к информации, представленной в виде текста. Однако сейчас оно распространилось и на информацию, представленную в графической форме. Применение гипертекстовой технологии к работе с информацией представлено не только в виде компьютерных, но и других сред — мультимедиа. Мультимедиа — это бурно развивающаяся область информатики. Продукты мультимедиа применяют многообразные разновидности информации: компьютерные данные, теле- и видеоинформацию, речь и музыку. Такое объединение ведет к использованию разнообразных технических устройств регистрации и воспроизведения информации, допускающей управление от компьютера телевизором, видеомагнитофоном, аудиосистемой, проигрывателем компакт-дисков СД, магнитофоном и электронными музыкальными инструментами.

Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, т. е. зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным, учебная информация может подаваться и письменным текстом, и речью, с видеосюжетом и музыкальным сопровождением, причем обучаемый сам активно определяет характер и объем получаемой информации.

С 1995 г. в России разрабатывается система дистанционного образования (СДО). Она не заменяет, а дополняет очную и заочную формы обучения. СДО — это гибкая, адаптивная, модульная технология обучения. Она ориентирована на потребителя, опирается на НИТ и коммуникационные технологии, считается экономически эффективной. Дистанционное образование незаменимо в рыночной экономике при высокой степени перепрофилирования и вынужденной миграции населения

Таким образом, информационные технологии способствуют формированию единого образовательного пространства в рамках всего мирового сообщества. Информационные технологии оказывают социализирующее воздействие на личность, способствуют развитию саморегуляции, стимулируют деятельность учащихся, что способствуете повышению эффективности учебной работы вообще.

 

74. Инновационное обучение.

Акмеологический подход

 

В настоящее время осознается необходимость смены образовательной парадигмы:

" Основное противоречие современной системы образования — это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу — максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию"






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.