Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






однополярного мира






 

1. Страны ОПЕК, добившись контроля над ценообразованием, значительно увеличили мировые цены на нефть, что резко изменило платежные балансы всех стран мира. После первого нефтяного шока, вызвавшего скачок цен на энергоносители, в развитых странах наступил самый тяжелый после кризиса перепроизводства 1929— 1933 гг. экономический кризис 1974— 1975 гг., при котором высо­кие темпы инфляции сопровождались спадом производства и большой безработицей.

2. Антикризисные меры, проводимые на основе кейнсианства, смешанного с монетаризмом, не могли преодолеть причины кризиса, кроющиеся в дея­тельности неподконтрольных государствам транснациональных корпораций (ТНК). Выход из кризиса обеспечил еврорынок. Используя его инструменты, страны-экспортеры капиталов, где в основном базируются ТНК, выступили в роли посредников, обеспечив перекачку нефтяных капиталов из стран-экспортеров нефти развивающимся странам-импортерам нефти, в результате чего резко возросла задолженность последних.

3. Дополнительным импульсом к развитию еврорынка стал переход к многовалютному стандарту с демонетизацией золота и рыночным определением плавающих валютных курсов. Его базой стали СПЗ, средневзвешенный курс которых исчисляется по методу валютной корзины набора валют ведущих стран. Так как рыночные курсы валют, на основе которых рассчитываются СПЗ, в свою очередь определяются по отношению к доллару США, то развитие пошло в направлении долларового стандарта.

4. Учеными Римского клуба, исследовавшими природу экономических кризисов и проблемы окружающей среды, было доказано, что периодические кризисы перепроизводства ведут к глобальной катастрофе. Для ее недопущения ТНК выбрал концепцию функционального суверенитета, предполагающую либерализацию мировой экономики с передачей части экономических функций государств международным организациям.

5. Во время кризисов усиливается спрос на доллары США. Для недопущения импорта инфляции через обесценивающиеся доллары страны ЕС в 1979 г. ввели европейскую валютную систему (ЕВС), организованную по принципу европейской валютной змеи. Ее базой стала европейская валютная единица (ЭКЮ), частично обеспеченная золотом. Принципы функционирования ЕС с передачей некоторых прав государств наднациональным органам усиливали позиции лидера — ФРГ за счет других стран ЕС.

6. Интеграционная деятельность ЕС усилила его конкурентоспособность по отношению к США, что проявилось во время второго нефтяного шока1979— 1980 гг., когда доля нефтедолларов, направляемая в США, снизилась, по сравнению с ЕС. Для улучшения своего платежного баланса США взвинтили ставки за кредиты. Процентной гонке последовали страны ЕС. Монопольное повышение процентных ставок обеспечил диктат ТНК и скоординированная финансовая политика США и ЕС. В результате увеличилась доля неторговых платежей в международных расчетах, что определило большее влияние еврорынка на курсы валют по сравнению с торговыми балансами. Посредством передвижения «горячих денег» еврорынок стал способным вызвать валютный кризис в любой стране. Так как в международных расчетах всегда преобладают доллары США, то валютный кризис всегда используется в их пользу.

7. Политика высоких процентов помогла привлечь нефтедоллары для инвестирования экономики развитых стран. Разногласия стран, входящих в ОПЕК, помешали им выработать единую ценовую стратегию. Падение доходов повлекло их отказ от инвестиционных проектов. Диспропорциональность экономики, выразившаяся в отставании сельского хозяйства и в росте социального неравенства, заставила страны ОПЕК обратиться за займами на мировой рынок ссудных капиталов.

8. Кризис 1980— 1982 гг. знаменовал кризис стратегии государственного регулирования экономики, основанного на запуске умеренной инфляции. Выбор был сделан в пользу монетаризма, который рассматривает мир как «единую мастерскую» с гибкими товарными ценами и валютными курсами, обеспечивающими экономическое равновесие. Вмешательство государства в экономику признается в области денежно-кредитной политики и институциональных преобразований. Поскольку прирост денежной массы в обращении зависит от прироста золотовалютных резервов государства и, прежде всего, от перспектив получения им займов на еврорынке, то практическая реализация рекомендаций монетаризма означает усиление власти ТНК в экономике всех государств для построения однополярного мира.

9. США первыми из стран приняли меры к дерегулированию национального финансового рынка, чтобы сделать его конкурентоспособным с еврорынком. К евродолларам стали относить всю массу долларов, используемых для депозитно-ссудных операций во всех странах, включая США. Для повышения своей конкурентоспособности европейские финансовые центры устремились к либерализации своих финансовых рынков, что обеспечило к началу 90-х гг. их финансовую интеграцию с еврорынком. Гигантский импорт капитала для финансирования бюджетного дефицита США, спекуляция недвижимостью, рост задолженности стран Латинской Америки, частных лиц по кредитным карточкам и промышленного сектора развитых стран привели к тому, что ножницы между реальной экономикой и раздутыми финансами раскрылись до уровня, положившего начало депрессии 90-х гг.

10. Для противостояния гегемонии США страны Западной Европы решили создать экономический и валютный союз (ЕВС) с единой общеевропейской валютой «евро». Чтобы вызвать доверие к евро, Маахстриктское соглашение предусматривает выполнение странами, претендующими на членство ЕВС, критериев конвергенции, а, по сути, проведение ими дефляционной политики.

11. Повышение процентных ставок еврорынка, «съедающее» поступления от экспорта, вызвало в 80-х гг. кризис неплатежеспособности развивающихся стран и смену в них курса индустриализации на открытость экономики для иностранных инвесторов. Вывоз капитала регулируется МВФ и Всемирным банком, жесткость условий которых тем выше, чем больше задолженность страны. Так как доллары служат залогом для многочисленного выпуска денег в других странах, то для удовлетворения растущего на них спроса платежный баланс США имеет дефицит, являющийся источником мировой инфляции. Получая займы, развивающиеся страны проводят политику финансовой стабилизации, ведущую к росту внешней задолженности и к новым заимствованиям под условия либерализации движения товаров и капиталов и распродажи национального богатства инвесторам. Происходит усиление главенствующей роли США в организации мировой экономики, сопровождаемое повсеместно ростом социального расслоения.

12.Для противостояния ТНК развивающиеся страны объединяются в региональные валютные группировки. Однако их объединение с целью создания зоны свободного движения товаров, капиталов и услуг для стран-членов и привлечения иностранных инвестиций лишь усиливает зависимость от развитых стран.

13. В 80-х гг. СССР продолжил эксперименты с нормативным распределением прибыли и институциональными преобразованиями экономики. Тенденция увеличения разрыва между темпами роста заработной платы и производительности труда, ведущая к росту спекуляций и очередей, дополнилась тенденцией роста товарооборота с развитыми странами с ухудшением сальдо торговых взаиморасчетов с ними. Страна все более превращалась в сырьевой придаток мировой экономики, зависящий от мировых цен на нефть, импорта оборудования и продовольствия. В условиях ухудшения конъюнктуры на мировом рынке нефти, отсутствия в стране Центра разработки социально эффективной стратегии, власть обратилась за помощью в МВФ. Началась трансформация централизованного управления отечественными инвестициями в пользу привлечения иностранных инвестиций, что нанесло последний удар по стратегическому преимуществу СССР в конкурентной борьбе с США и, в конечном счете, развалу супердержавы. Условия выделения помощи государствам СНГ, образовавшимся на месте СССР, определяемые МВФ и Всемирный банк, содействовали трансформации их стратегий в долговые, поставившие под угрозу безопасность этих государств.

14. Альтернативой для стран-членов СЭВ был выход на социально эффективную стратегию развития, допускающую все формы собственности, эффективно работающие на устойчивый рост реальной платежеспособности национальной валюты. Однако все реформы, проводимые в них под флагом демократизации партийной номенклатурой, усиливали стихийную организацию, а с ней и бюрократизацию экономики. Росли темпы инфляции и внешняя задолженность стран. В конце концов, произошло накопление критических условий для развала СЭВ и перехода его стран к финансовой стабилизации. Так как власть, раскрутившая высокие темпы инфляции, потеряла кредит доверия у граждан, то переход к финансовой стабилизации был осуществлен с помощью МВФ, потребовавших проведения жесткой денежно-кредитной политики с замораживанием заработной платы и открытием экономики для иностранных инвесторов.

15. Выросший к 90-м гг. государственный долг более не дает государствам возможностей для маневра экономическими ресурсами. Отсрочку кризиса мировой экономики дал экономический кризис в Восточной Европе и СССР. Политика дефляции в развитых странах сопровождается низкими темпами экономического роста, снижением инвестиционной активности и ростом безработицы. Состояние платежного баланса США продолжает ухудшаться. Все более обостряется проблема безработицы для стран ЕС. Общепринятая оценка выхода Японии из экономического спада в долгосрочной перспективе — пессимистическая. Власти развивающихся стран смирились с быстрорастущей зависимостью национальных экономик от краткосрочного, в основном спекулятивного капитала, ведущей к периодическим региональным кризисам, усиливающим влияние США в регионах.

16. Большие надежды мировое сообщество связывает с высокими темпами экономического роста Китая. Однако быстрый рост сопровождается усилением диспропорциональности экономики Китая, высокими темпами инфляции и растущей внешней задолженностью, ведущей, в конечном счете, к его зависимости от ТНК.

17. Для всех стран с трансформируемой экономикой характерно стремление к привлечению иностранных инвестиций и отсутствие собственной стратегии развития, что, учитывая растущую финансовую нестабильность в мировой экономике, делает эти страны «заложниками» глобализации.

18. Дефолт России в 1998 г. объясняется реализацией ею долговой стратегии и ухудшением платежного баланса по текущим операциям. Растет диспропорциональность экономики и зависимость ее от движения иностранных инвестиций. Не имея представлений о социально эффективной стратегии развития, и, следовательно, качественного инструментария для прогнозирования развития российской экономики, Правительство вынуждено продолжать институциональные преобразования экономики и обращаться к внешним заимствованиям при ухудшении конъюнктуры на мировых рынках нефти. Благодаря высоким мировым ценам на нефть России удалось быстро вернуться в фазу финансовой стабилизации, сопровождаемую низки ми темпами экономического роста, низкой инвестиционной активностью, растущей безработицей и закреплением ее сырьевой ориентации в мировой экономике. Цивилизованное вступление России в ВТО предполагает трансформацию ее корпоративной стратегии в социально эффективную стратегию.

19.Ситуация 90-х гг. радикально отличается от других периодов тем, что мир стал однополярным во главе с США. В 1997 г. частный капитал, направляющийся в развивающиеся страны, достиг своего максимума. После кризиса в странах Юго-Восточной Азии вырос спрос на доллары, и поток капиталов из развивающихся стран стал значительно превышать поток капиталов, направляемый в них. Диспропорциональное развитие экономики США и возвращение спекулятивного капитала на родину может повлечь репатриацию эпицентра глобального кризиса в США. Для его недопущения США были вынуждены проводить дефляцию, что способствовало свертыванию производства, росту безработицы и дефицита платежного баланса по текущим операциям. После пика фондового бума стагнация промышленного производства в США сменилась его спадом. Для оживления производства США нужна инфляция. Для этого США значительно снизили ставку рефинансирования ФРС и увеличили военные расходы на создание НПРО.

20.Практика развития глобализации показывает, что смена фазы циклического развития мировой экономики предполагает очередной нефтяной шок. Возможная война США против Ирака, объявившего о возможности прекращения поставок нефти, вызовет еще больший рост цен на нефть, что, в связи с ростом акцизов на энергоносители в США, дополнительно пополнит доходы их бюджета. Запуск инфляции, как правило, сопровождается протекционизмом. Коррекция курса доллара и протекционизм ведут к «взрыву» сложившейся международной финансовой системы с репатриацией эпицентра кризиса в США. Его оттяжку дает " согласие» других государств продолжать дефляцию, что будет означать применение к ним валютного демпинга со стороны США и не может длиться бесконечно. Для контроля над будущими нестабильными регионами основываются новые военные базы США. «Мирным» разрешением кризиса для США станет трансформация корпоративной стратегии в социально эффективную стратегию.

21. Учитывая последствия глобального кризиса для США, могло создаться впечатление, что страны ЕС усилят свои позиции в мировой экономике, благодаря переходу к платежным расчетам в «евро». Однако положенные в основу дефляционные принципы конвергенции ведут к высокому уровню безработицы в этих странах. Введение единой азиатской валюты (юаня или союза юаня и иены) также будет обслуживать дефляционную фазу развития азиатско-тихоокеанского региона (АТР).

22. Сегодня основной проблемой глобализации является растущая пропасть между развитыми и развивающимися странами, защита окружающей среды. Рост помощи бедным странам, крупные инвестиционные проекты не могут преодолеть корневые причины глобального кризиса, кроющиеся в цикличности развития. Построение однополярного мира вызвало не только рост взаимозависимости развития национальных экономик, но и усиление хаотичности в принятии решений международных экономических организаций, ведущей к разрушению стратегической стабильности. Задача ее восстановления значительно упрощается при переходе к многополярному миру, в котором крупным государствам (блокам государств) отводится принципиально новая роль — разработка и реализация социально эффективных стратегий, нацеленных на цивилизованное развитие глобализации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.