Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация рабочих мест






1. По числу исполнителей: Индивидуальные и коллективные

2. По степени специализации: специализированные, универсальные

3. По виду производства: основное, вспомогательное

4. По фиксированности: стационарные, подвижные

5. По числу обслуживаемых единиц оборудования: одностаночные, многостаночные

6. С учетом пространственного расположения: в помещении, на открытом воздухе, под землей/под водой, на выстоте

7. По характеру трудовой деятельности: рабочие, служащие

Организация рабочего места -- это оснащение средствами и предметами труда, размещенными в определенном порядке.

Организация рабочего места представляет собой комплекс мероприятий, предусматривающих:

- рациональную специализацию рабочего места;

- оснащение его требуемыми наборами основного и вспомогательного оборудования;

- технологической оснастки и инвентаря;

- создание комфортных условий труда;

- оптимальную расстановку оборудования, удобное размещение оснастки и предметов труда на рабочем месте;

- бесперебойное обслуживание рабочего места в соответствии с его функциональными потребностями.

Конкретный состав и содержание работ по рациональной организации рабочего места зависят от ряда факторов: отрасли промышленности, типа производства, вида труда, степени кооперации и разделения труда, уровней технической оснащенности и механизации труда, условий труда и т.д. Но как бы ни были различны условия и типы производства, как бы ни отличались друг от друга технологии производства работ и уровни их механизации, существуют следующие общие требования к организации рабочих мест.

Под оснащением рабочих мест понимается вся совокупность находящегося в его зоне основного технологического и вспомогательного оборудования, технологической и организационной оснастки, средств сигнализации, техники безопасности и т.д.

Оснащение рабочих мест определяется их производственным профилем, специализацией и степенью механизация и автоматизации технологических процессов. Определяющим фактором при оснащении рабочих мест является тип производства, а значит и уровень специализации рабочих мест.

Средства оснащения рабочих мест делятся на предметы постоянного и временного пользования. К предметам постоянного пользования относится все, что должно находиться на рабочем месте, независимо от характера выполняемой работы:

- оборудование;

- постоянно используемые приспособления и инструменты;

- подъемно-транспортные устройства;

- вспомогательные материалы и. инструменты по уходу за оборудованием;

- инвентарь постоянного пользования.

- К предметам временного пользования относится все то, надобность в чем связана с конкретно выполняемой операцией:

- приспособления для данной операции;

- рабочие и мерительные инструменты;

- тара для хранения и передачи данной продукции.

Под планировкой рабочего места понимается масштабная схема размещения на определенном участке производственной площади (в зоне рабочего места) всех элементов его оснащения и создание различных оптимальных зон для обеспечения наиболее удобных и безопасных условий труда основным и вспомогательным рабочим.

Различают внешнюю и внутреннюю планировку рабочих мест. Внешняя планировка рабочих мест определяет рациональное размещение на рабочих местах основного технологического и вспомогательного оборудования, инвентаря и организационной оснастки. Она должна обеспечить минимальные траектории перемещения рабочего в процессе выполнения работы, максимальное уменьшение лишних движений рабочих органов человека, экономное использование производственной площади.

Внутренняя планировка рабочих мест определяет рациональное размещение технологической оснастки и инструментов в соответствующих для этого шкафах, правильное расположение заготовок и деталей на рабочих местах. Внутренняя планировка должна обеспечивать удобную рабочую позу, равномерное выполнение трудовых движений обеими руками.

Организация обслуживания рабочих мест предполагает своевременное обеспечение рабочих мест всем необходимым, включая:

- техническое обслуживание - наладку, смазку, регулировку;

- ремонтное и межремонтное обслуживание;

- обеспечение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, инструментом;

- подачу необходимых видов энергии - тепла, электроэнергии, сжатого воздуха;

- межоперационный и финишный контроль качества продукции;

- хозяйственное обслуживание - уборку, чистку оборудования;

- транспортное обслуживание и т.д.

Аттестация рабочих мест - совокупность мероприятий, включающих всестороннюю оценку каждого рабочего места на его соответствие прогрессивным требованиям техники, технологии, экономики, организации, условий труда и техники безопасности.

Оценка условий труда и техники безопасности на рабочем месте анализируются санитарно-гигиенические условия труда, объемы физического труда и степень тяжести, наличие монотонного труда, обеспеченность техники безопасности и норм охраны труда, подтверждение прав на использование льгот за условия труда.

При оценке рабочих мест должны учитываться достижения передового отечественного и зарубежного опыта, использоваться ГОСТЫ, ОСТЫ, санитарные и строительные нормы и правила, нормы технологического проектирования, межотраслевые и отраслевые нормативы по труду, типовые проекты (карты) организации труда на рабочем месте, методика оценки тяжести работ, технические материалы и документы, стандарты предприятий и т.д

При аттестации рабочих мест служащих оцениваются такие показатели, как соответствие рабочего места типовому проекту организации труда, рациональность его планировки и оснащения средствами механизации, вычислительной техники и т. п., соответствие санитарно-гигиенических и эстетических условий труда нормативным требованиям, наличие документов требуемого качества для выполнения плановых заданий и обоснованности принимаемых решений. В процессе аттестации анализируется наличие норм времени, нормированных заданий, обслуживания, управляемости, должностных инструкций, а также соответствие квалификации работников сложности и характеру выполняемых работ.

41. Виды и классификация норм труда. Отличие норм от нормативов труда. Методы изучения затрат рабочего времени: хронометраж и фотография рабочего времени (назначение и стадии проведения.,

Нормы труда – это основа установления объема ресурсов, необходимых для достижения заданных производственных результатов в т.ч и определение численности персонала.

Виды и классификация норм труда:

1) Суммарные

- опытные

- статистические

2) Аналитические

-аналитические расчетные – это установление норм на основе нормативных док-ах;

-аналитические исследования – это непосредственно проведение измерения затрат ресурсов и анализ полученных результатов. В настоящее время этот метод явл-ся базовой.

Классификация норм труда:

1) Нормы труда по содержанию

-норм времени – это количество времени необходимого одному работнику либо в группе работниках в соотв-щий квалификации для выполнения производственное задание или изготовления единицы продукции;

-норма выработки – это количество единиц продукции который м.б. произведено работникам либо в группе работникам в соотв-щий квалификации единицы времени;

-норма обслуживания – это количество единиц оборудования, которое м.б.обслужено одним работникам либо в группе работникам в соот-вии квалификации за отчетный период;

-норма численности – это количество работников, в соот-щий квалификацию необходимое для выполнения производственное задание;

-норма управляемость – это количество работников, которое может находится непосредственно подчинения у одного руководителя.

2) По сроку работников нормы труда

-условно – постоянные – действовать в течение использовании оборудований сырья и т.д.

-временные нормы – установливается на период освоения нового оборудования, нового технологии, использованич нового сырья и т.д.

-сезонные нормы – установливается на сезонные работы(сельс.хозяйства, строительство)

-разовые нормы – установливается на аварийные работы и устранения последствии, аварий и катастрофа.

3) По сфере применении нормы

-межотраслевые

-отраслявые нормы(действующие в отраслях)

-действующие нормы

4) По сфере численности нормы

5) По степени укрупнении нормы

-дифференцированные – норма рассчитанная на трудовой прием или трудовую операцию;

-укрупненные нормы – рассчитаются на несколько трудовых операций либо изготовление, детали.

-комплексные нормы – разрабатываемая на законченное изделие.

Отличие нормы от нормативы:

- нормативы многократно используются для установление различных норм на работы одного вида, а норма используется для конкретной работы;

- нормативы установливаются для множества значения факторов, а в норме соотвествует строга опр.значения факторов;

- нормативы действуют долга, а нормы пересматриваются при изменении условий, на которые они были установлены.

Таким образом НОРМЫ – это нормативы скоректированные с учетом особенности производственного процесса.

Классификация изучения затрат рабочего времени:

1) по цели исследовании

- фотография рабочего времени – это исследование затрат рабочего времени в течении смены или рабочего дня;

- хронометраж – это исследование затрат рабочего времени приходящегося на трудовую операцию;

- фотохронометраж – это исследование затрат рабочего времени в течение смены и на отдельные трудовые операции;

2) по количеству наблюдаемых объектов

- фотография, хронометраж м.б. индивидуально, т.е. наблюдение за 1 работник;

- групповые, наблюдение введется 3мя 2мя работниками рабочей места которых расположены друг другу близка;

- массовые фотогр/хронометраж – это наблюдение за большим количеством работником, как правило методам маршрутном перемещением.

Этапы проведения фотография рабочего места:

1) подготовка к проведению – определ. Цель наблюдения, установления потерь;

2) проведения непосредственних замеров

3) обработка данных проведения - продолжительность индексируем затраты, разработка сводка времени;

4) анализ результатов – анализируется структура затрат времени, и наличие нерегламентирующие времени;

5) разработка плана мероприятии по улучшению использования раб.времени.

 

Подбор персонала: понятие и основные этапы. Достоинства и недостатки внешних и внутренних источников привлечения кандидатов. Пути поиска кандидатов: их характеристика и частота использования.

Маркетинг персонала – вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами. Эти ресурсы образуют стратегический потенциал, с помощью которого возможно решение конкретных целевых задач.

Маркетинг персонала означает содержательное расширение функции производственного маркетинга в область управления человеческими ресурсами. Он включает следующие понятийные элементы:

маркетинг как основной принцип управления, ориентированного на рынок;

маркетинг как метод систематизированного поиска решений. Через использование современных методов исследования рынка формируется база данных, как для стратегических, так и для оперативных решений;

маркетинг как средство достижения конкурентных преимуществ. Ориентированная и целенаправленная коммуникативная политика решают стратегическую задачу по предоставлению на рынке собственной организации как конкурентоспособной и привлекательной.

Функции маркетинга:

1. информационная – создание информационной базы для планирования и сегминтирования РТ по целевым направлениям.

Источники:

· Изучение требований предъявляемых к должностям и к рабочем местам.

· Исследование внешней и внутренней среды организации

· Анализ рынка труда

· Изучение имиджа организации как работодателя

 

Документы, регламентирующие требования к должности

· Справки

· Проф. Стандарты

· Должностные инструкции

· Модель компетенции

· Технологические регламенты

 

 

Внешние факторы среды организации

Общеэкономическая ситуация и состояние отрасли деятельности   Анализ данного фактора показывает тенденции экономического развития, конкурентную ситуацию, взаимодействие с профсоюзами, ситуацию в области образования  
Развитие технологий   Определяет изменение характера и содержание труда, его предметной направленности, что в свою очередь, формирует изменение требований к специальностям и рабочим местам, подготовке и переподготовке персонала  
Особенности социальных потребностей   Учет данного фактора позволяет представить структуру мотивационного ядра потенциальных сотрудников организации определяемую характером складывающихся в заданный момент времени общественных, производственных отношений  
Развитие законодательства   При решении вопросов персонал – маркетинга следует учитывать вопросы трудового законодательства, его возможного изменения в обозримом периоде времени, особенности законодательства в области охраны труда, занятости и т.п.  
Кадровая политика организаций конкурентов   Изучение форм и методов работы с кадрами в организациях-конкурентах с целью выработки собственной стратегии поведения, направленной на изменение кадровой политики  
     

Внутренние факторы

Цели организации   Четкость и конкретность системы целеполагания определяет строгую направленность долгосрочной политики организации. Ее цели и задачи формируют стратегию маркетинга в области персонала  
Финансовые ресурсы   Точная оценка потребности и возможностей организации в финансировании мероприятий по управлению персоналом определяет выбор альтернативных или компромиссных вариантов в области планирования потребности в персонале, ее покрытие, использование кадров, их подготовки Кадровый потенциал организации  





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.