Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация документов. Документ— зафиксированная на материальном носителе информация о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека с






Документ— зафиксированная на материальном носителе информация о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Документ — это письменное доказательство действительного осуществления или права на осуществление хозяйственной операции. Юридическое значение документа чрезвычайно важно для управленческой деятельности, которая зависит, прежде всего, от правильности и своевременности составления документов.

Современная организация делопроизводства начинается с классификации документов по заданным признакам.

 

По средствам фиксации все документы в организациях можно подразделить на следующие группы:

 

• письменные — документы рукописные и машинописные, а также изготовленные на множительных аппаратах и изданные типографским способом. В общем документообороте они составляют примерно 95% всех документов;

• графические — чертежи, схемы, планы, карты, графики, рисунки и т. п. Большое преимущество этих документов в том, что они наглядны и доступны для любого специалиста, не владеющего иностранным языком, поэтому находят все большее применение в народном хозяйстве;

• фотокинодокументы — разновидность документов, которые дают возможность запечатлеть те объекты или процессы, фиксация которых с помощью других средств была бы затруднительной, а иногда и невозможной. Фотодокументы дают представление об объекте или процессе в статическом состоянии, кинодокументы позволяют увидеть эти же самые объекты или процессы в их динамике;

• фонодокументы. — фонограмма — новое прогрессирующее средство фиксации.

 

По видам деятельности независимо от средств фиксации нее документы принято разделять на три большие группы:

 

• организационно-распорядительные;

• по финансово-расчетным операциям;

• по снабжению и сбыту.

Организационно-распорядительные документы имеют исключительно важное значение. В них отражены вопросы общего руководства предприятием и его производственной деятельностью. Эти документы составляются работниками всех подразделений предприятия. Документы по организации учета и отчетности составляют непосредственно работники отдела учета.

Документы по финансово-расчетным операциям составляют в основном работники финансового отдела и бухгалтерии. Правильно составленные документы по финансово-расчетным операциям способствуют рациональному использованию денежных средств.

Документы по снабжению и сбыту составляют преимущественно работники планового отдела, отделов материально-технического снабжения и сбыта, а также работники учета.

По месту составления документы подразделяются на:

• внутренние, составленные работниками данного предприятия;

• внешние, поступающие от других предприятий и лиц.

 

По содержанию документы делятся на:

• простые, содержание которых посвящено одному вопросу;

• сложные, содержание которых охватывает несколько вопросов.

По форме документы бывают:

• индивидуальные — содержание каждого документа имеет свои особенности, например докладная записка;

• трафаретные — часть документа отпечатана, а часть вписывается при составлении (документы такой формы увеличивают производительность и освобождают работников от однообразного и непроизводительного труда);

• типовые — созданные для группы однородных предприятий, например правила внутреннего трудового распорядка.

По срокам исполнения документы подразделяются на:

• срочные, требующие исполнения в определенный срок, установленный законом, инструкцией, приказом;

• несрочные, для которых срок исполнения не установлен. Однако для несрочных документов на предприятиях также существуют определенные сроки: сутки — для телеграмм и три-пять дней — для корреспонденции.

По происхождению документы принято делить на:

• служебные, затрагивающие интересы предприятия, цеха, отдела, группы работников;

• личные, касающиеся конкретного лица и являющиеся именными.

По назначению документы могут быть представлены в виде:

• подлинников;

• копий;

• выписок;

• дубликатов.

Подлинник — это документ, составленный в первый раз, под-писанный и надлежащим образом оформленный.

Копия — это повторное, абсолютно точное воспроизведение подлинника (с пометкой «Копия»), засвидетельствованное в установленном порядке соответствующим должностным лицом.

Иногда для работы требуется выписка из определенных разделов подлинного документа. При оформлении выписки необходимо указывать, из какого документа она сделана. Правильность составления выписки подтверждается подписями должностных лиц и печатью.

При утере владельцем подлинного документа организации вправе выдать ему дубликат (с пометкой «Дубликат»), имеющий одинаковую силу с подлинником.

Дубликат — вторично воспроизведенный подлинный документ, целиком повторяющий оригинал, включая подписи. Дубликат подписывают те же должностные лица, но это не обязательно. Слово «Дубликат» пишется вверху справа.

По юридической силе документы классифицируются на:

• подлинные, которые выдаются уполномоченными работниками организации с соблюдением всех правил;

• подложные, содержание или реквизиты которых не соответствуют действительности.

Подлинные документы, составленные по установленной или произвольной форме, могут быть действительными, т. е. имеющими в данное время юридическую силу, и недействительными, т. е. утратившими юридическую силу (например, договор, срок действия которого истек).

По степени обязательности документы подразделяются на-

• директивные;

• информационные.

По ограничению доступа к документу с целью защиты информации от несанкционированного доступа или ознакомления информацией посторонних лиц документы делятся на:

 

• для служебного пользования, которыми могут пользоваться все работники аппарата, но содержание этих документов не подлежит опубликованию;

• конфиденциальные (коммерческая тайна) — ими может пользоваться ограниченный круг лиц;

• секретные — документы, которыми пользуются адресат и исполнитель, а также работники, имеющие специальное разрешение (доступ);

• совершенно секретные — документы, с которыми имеет право знакомиться только адресат.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.