Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От автора






Современное научное знание о психике, о душевной жизни человека развивается в двух направлениях: с одной стороны, оно пытается ответить на вопросы об устройстве и ценности этой жизни сегодня, в конце XX столетия, с другой – возвращается к множеству былых ответов на эти вопросы. Оба направления нераздельны: за каждой проблемой сегодняшней научной психологии стоят достижения прошлого.

На извилистых, порой запутанных путях истории науки возводились несущие конструкции всей системы обусловленных логикой и опытом представлений о поведении и сознании. Помочь читателю проследить, как из века в век создавалась эта система, задача этой книги. В ней конспективно представлены наиболее значимые, на взгляд автора, результаты, полученные историками психологии, теми, кто занят изучением событий, занесенных в летопись психологического познания.

Конечно, подход каждого исследователя своеобразен, на нем сказываются приметы времени. Кроме того, историк изучает то, что уже свершилось. И все же – " ничто так не меняется, как неизменное прошлое"; оно по-разному видится в зависимости от методологических воззрений исследователя.

В смене научных теорий и фактов, которую иногда называют " драмой идей", есть определенная логика – сценарий этой драмы. Вместе с тем производство знаний всегда совершается на конкретной социальной почве и зависит от внутренних, непознанных механизмов творчества ученого. Поэтому для того чтобы воссоздать полноценную картину этого производства, любую научную информацию о психическом мире необходимо рассматривать в системе трех координат: логической, социальной и личностной.

Знакомство с историей науки имеет значение не только в познавательном плане, т.е. с точки зрения приобретения информации о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях, открытиях и заблуждениях. Оно исполнено также глубинного личностного, духовного смысла.

Человек не может осмысленно жить и действовать, если его существование не опосредовано какими-то устойчивыми ценностями, несравненно более прочными, чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой: они надежно сохраняются, когда обрывается тонкая нить индивидуального сознания. Приобщаясь к истории науки, мы ощущаем причастность к великому делу, которым веками были заняты благородные умы и души и которое незыблемо, пока существует человеческий разум.

Этим установкам автор стремился следовать в своих историко-психологических работах, многие положения которых использованы в данном пособии.

 


РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
Анциферова Л. И., Ярошевский М. Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.
Аристотель. О душе. М., 1937.
Аристотель. Соч. Т. 1. М., 1975
Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М., 1975.
Бернштейн Н. А. Очерк по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
Бехтерев В. М. Объективная психология. М., 1991.
Бехтерев В. М. Объективное изучение личности. Пг., 1923.
Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические произведения. В 2-х т. М., 1979.
Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985.
Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983.
Бэкон Ф. Новая Атлантида. М., 1954.
Бэкон Ф. Новый Органон. М., 1938.
Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. М., 1930.
Валлон А. От действия к мысли. М., 1956.
Введенский А. И. Психология без всякой метафизики. Пг., 1917.
Выготский Л. С. Собр. соч.. В 6-ти т. М., 1982.
Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1976.
Гербарт И.-Ф. Избранные произведения. М., 1938.
Геродот. История. М., 1993.
Гоббс Т. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1964, Т. 2.
Грановский Т. Д. Лекции по истории средневековья. М., 1964.
Грот Ц. Я. Основы экспериментальной психологии. М., 1986.
Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950.
Джемс У. Психология. М., 1991.
Ждан А. Н. История психологии: от античности до наших дней. М., 1990.
Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.
Ибн-Сина. Канон врачебной науки. Кн. 1. Ташкент 1954.
Из истории русской психологии. М., 1961.
История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.
История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. М., 1990.
Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М., 1930.
Коффка К. Основы психического развития. М.-Л., 1934.
Лазурский А. Ф. Общая и экспериментальная психология. СПб., 1912.
Ланге Н. Н. Психология. М., 1914.
Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разуме. М.-Л., 1936.
Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Т. 1, 2. М., 1983.
Личность в XX столетии. М., 1979.
Локк Д. Избранные философские произведения. В 2 т. М., 1960. Т. 1.
Лопатим Л. М. Аксиомы философии. М., 1996.
Лопатим Л. М. Философские характеристики и речи. М., 1995.
Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1936.
Материалисты Древней Греции. М., 1955.
Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995.
Овчаренко В. И. Психоаналитический глоссарий. Минск, 1994.
Павлов И. П. Полн. собр. соч. В 6 т. М.-Л., 1951. Т. 3.
Петровский А. В. Вопросы теории и истории психологии. М., 1984.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2-х т. Ростов-на-Дону, 1996.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.
Платон. Соч. В 3-х т. М., 1968.
Потебня А. А. Слово и миф. М., 1989.
Психологическая наука в СССР. В 2-х т. М., 1959.
Психология: словарь под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М., 1989.
Сеченов И. М. Избранные произведения. В 2 т. М., 1958. Т. 2.
Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975.
Соловьев В. С. Избранное. СПб., 1994.
Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1957. Т. 1.
Уарте X. Исследование способностей к наукам. М., 1960.
Уотсон Д. Психология как наука о поведении. Одесса, 1925.
Ухтомский А. А. Доминанта. Л., 1966.
Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.
Фрейд А. Психология " Я" и защитные механизмы личности. М., 1993.
Фрейд 3. " Я" и " ОНО". В 2-х т. Тбилиси, 1991.
Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.
Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1990.
Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.
Хрестоматия по психологии. М., 1987.
Челпанов Г. А. Мозг и душа. М., 1912.
Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. М., 1927.
Шпет Г. Г. Внутренняя форма слова. М., 1927.
Юнг К. Архетип или символ. М., 1991.
Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1993.
Ярошевский М. Г. Выготский: в поисках новой психологии. СПб., 1993.
Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.