Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Элементы юридической техники




1. Технические средства – юридические термины и конструкции (построение прав, обязанностей и ответственности в тексте нормативного акта или иного источника права).

2. Технические методы- общие требования, предъявляемые к процессу создания правовых норм (объективность, гуманизм, научная обоснованность).

3. Технические правила - конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правового акта, основанные на методах юридической техники: ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов; сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с абстрактностью выражения правовых предписаний; последовательность в изложении юридической информации; взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

 

 

Вопрос 32. Законы в российском праве. Законодательный процесс в РФ: понятие, особенности, стадии.

Закон - это нормативный правовой акт, который принимается представительны (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы[

Законодательный процесс – это деятельность граждан или компетентных органов государственной власти по подготовке, принятию и введению в силу законов, имеющая несколько последовательных стадий.

В федеративном государстве законодательный процесс может проходить на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации.

Законодательный процесс на федеральном уровнеимеет пять основных стадий:

Законодательная инициатива – это внесение в нижнюю палату федерального парламента текста законопроекта с пакетом сопутствующих документов (обоснованием необходимости принятия нового закона, перечнем нормативно-правовых актов, потребующих принятия, изменения или отмены вслед за принятием нового закона и т.п.). Субъекты законодательной инициативы четко определены законом. Чаще всего это глава государства, палаты и депутаты федерального парламента, правительство, высшие федеральные суды, законодательные органы субъектов федерации.

Подготовка законопроекта к принятию проходит в комитетах нижней палаты федерального парламента. Здесь анализируется текст законопроекта, проводятся парламентские слушания и экспертизы с привлечением специалистов.

Принятие закона на пленарном заседании нижней палаты федерального парламента проводится в трех чтениях: первое чтение определяет необходимость принятия закона; во втором чтении закон принимается по существу с учетом всех поправок и замечаний; третье чтение – это принятие закона в целом. В каждом чтении закон принимается простым или квалифицированным большинством (федеральные законы в Государственной Думе принимаются простым большинством - ½ от общего числа депутатов, федеральные конституционные законы – большинством в 2/3).



Рассмотрение принятого закона верхней палатой федерального парламента. В результате рассмотрения закон может быть одобрен, тогда он направляется к главе государства, или отклонен.

Промульгация – это подписание закона главой государства (в России президент рассматривает закон в течение 14 дней) и его опубликование в официальных источниках (в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации).

Дополнительные стадиизаконодательного процесса могут возникнуть:

-в результате отклонения закона верхней палатой парламента, тогда создается согласительная комиссия, которая вырабатывает рекомендации по изменению текста закона и направляет их в комитет нижней палаты, осуществлявший подготовку законопроекта (вето верхней палаты). Если текст закона будет вновь принят в первоначальной редакции квалифицированным большинством (в Государственной Думе Российской Федерации – 2/3), он должен быть одобрен;

В результате отказа подписать закон главой государства (вето главы государства). В этом случае закон также направляется в комитет нижней палаты. Вето преодолевается путем принятия и одобрения первоначальной редакции закона квалифицированным большинством в каждой палате федерального парламента (в России – 2/3 в Государственной Думе и Совете Федерации). В этом случае глава государства обязан подписать закон в более короткий срок (в России – в течение 7 дней).



На уровне субъектов федерации законодательный процесс имеет четыре основные стадии: законодательную инициативу, подготовку закона в комитете законодательного органа (Законодательного Собрания Кировской области), принятие закона на пленарном заседании законодательного органа (в двух чтениях) и промульгацию - подписание и опубликование закона высшим должностным лицом субъекта федерации (губернатором области) в официальном источнике. Дополнительная стадия может возникнуть только в случае отклонения закона на последней стадии (вето губернатора). Однако вето может быть преодолено.

В любом государстве законодательный процесс может осуществляться по процедуре проведения референдума, в данном случае законодателем будет являться народ.

Таким образом, законодательный процесс является разновидностью правотворческой деятельности законодательных представительных органов; может осуществляться на любом уровне государственной власти, а также на референдуме.

 

Вопрос 32. Законы в российском праве. Законодательный процесс в РФ: понятие, особенности, стадии.

Закон - это нормативный правовой акт, который принимается представительны (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы[

Законодательный процесс – это деятельность граждан или компетентных органов государственной власти по подготовке, принятию и введению в силу законов, имеющая несколько последовательных стадий.

В федеративном государстве законодательный процесс может проходить на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации.

Законодательный процесс на федеральном уровнеимеет пять основных стадий:

Законодательная инициатива – это внесение в нижнюю палату федерального парламента текста законопроекта с пакетом сопутствующих документов (обоснованием необходимости принятия нового закона, перечнем нормативно-правовых актов, потребующих принятия, изменения или отмены вслед за принятием нового закона и т.п.). Субъекты законодательной инициативы четко определены законом. Чаще всего это глава государства, палаты и депутаты федерального парламента, правительство, высшие федеральные суды, законодательные органы субъектов федерации.

Подготовка законопроекта к принятию проходит в комитетах нижней палаты федерального парламента. Здесь анализируется текст законопроекта, проводятся парламентские слушания и экспертизы с привлечением специалистов.

Принятие закона на пленарном заседании нижней палаты федерального парламента проводится в трех чтениях: первое чтение определяет необходимость принятия закона; во втором чтении закон принимается по существу с учетом всех поправок и замечаний; третье чтение – это принятие закона в целом. В каждом чтении закон принимается простым или квалифицированным большинством (федеральные законы в Государственной Думе принимаются простым большинством - ½ от общего числа депутатов, федеральные конституционные законы – большинством в 2/3).

Рассмотрение принятого закона верхней палатой федерального парламента. В результате рассмотрения закон может быть одобрен, тогда он направляется к главе государства, или отклонен.

Промульгация – это подписание закона главой государства (в России президент рассматривает закон в течение 14 дней) и его опубликование в официальных источниках (в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации).

Дополнительные стадиизаконодательного процесса могут возникнуть:

-в результате отклонения закона верхней палатой парламента, тогда создается согласительная комиссия, которая вырабатывает рекомендации по изменению текста закона и направляет их в комитет нижней палаты, осуществлявший подготовку законопроекта (вето верхней палаты). Если текст закона будет вновь принят в первоначальной редакции квалифицированным большинством (в Государственной Думе Российской Федерации – 2/3), он должен быть одобрен;

В результате отказа подписать закон главой государства (вето главы государства). В этом случае закон также направляется в комитет нижней палаты. Вето преодолевается путем принятия и одобрения первоначальной редакции закона квалифицированным большинством в каждой палате федерального парламента (в России – 2/3 в Государственной Думе и Совете Федерации). В этом случае глава государства обязан подписать закон в более короткий срок (в России – в течение 7 дней).

На уровне субъектов федерации законодательный процесс имеет четыре основные стадии: законодательную инициативу, подготовку закона в комитете законодательного органа (Законодательного Собрания Кировской области), принятие закона на пленарном заседании законодательного органа (в двух чтениях) и промульгацию - подписание и опубликование закона высшим должностным лицом субъекта федерации (губернатором области) в официальном источнике. Дополнительная стадия может возникнуть только в случае отклонения закона на последней стадии (вето губернатора). Однако вето может быть преодолено.

В любом государстве законодательный процесс может осуществляться по процедуре проведения референдума, в данном случае законодателем будет являться народ.

Таким образом, законодательный процесс является разновидностью правотворческой деятельности законодательных представительных органов; может осуществляться на любом уровне государственной власти, а также на референдуме.

Вопрос 33. Непосредственное правотворчество народа. Референдум как правовой институт. Виды референдумов в РФ и порядок их проведения.

Правотворчество –это сознательно-волевая деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией по созданию юридических норм путем принятия, изменения или отмены нормативно-правовых актов.

Принципы правотворчества:

- демократизм – выявление и закрепление в нормах права воли и интересов народа;

- законность – соблюдение компетентности и процедуры принятия правовых актов;

- исполнимость – учет финансовых, организационных, юридических, кадровых условий, которые позволят им реализоваться.

- научность – обоснованность актов, учет доктрин, социологических данных, прогноза последствий действия норм;

- своевременность – учет степени зрелости регулируемых отношений;

- профессионализм – компетентность, общая и юридическая грамотность субъектов правотворчества;

- планирование – четкое распределение правотворческой работы по этапам, по предмету, по времени.

Виды правотворчества:

1. По способу придания правовому акту юридической силы:

- компетентное правотворчество - правотворчество компетентных государственных органов и должностных лиц;

- делегированное правотворчество - создание норм права по поручению субъектов правотворчества (законодатель в Гражданском кодексе позволяет хозяйствующим субъектам создавать обычаи делового оборота);

- санкционированное правотворчество – утверждение государственными органами нормативных актов, принятых органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, (регистрация уставов муниципальных образований, общественных объединений, юридических лиц).

2. По виду создаваемых форм права:

- законотворчество – создание и принятие текстов законодательных актов;

- подзаконное правотворчество - создание указов, постановлений, положений и др. подзаконных и локальных актов;

- создание судами и административными органами правовых прецедентов виде правоприменительных актов в англо-саксонской правовой системе;

- создание и санкционирование правовых обычаев;

- установление законодателем принципов права;

- заключение субъектами правотворчества нормативных договоров и соглашений;

- признание государством разработанных учеными правовых доктрин.

3. Самой распространенной классификацией видов правотворчества является классификация по субъектам правотворчества (см. ниже).

Субъекты правотворчества:

- народ (граждане) государства на референдуме по принятию закона;

- компетентные государственные органы: законодательные органы (создают законы), исполнительные органы (создают подзаконные акты), суды в англо-саксонской правовой системе (создают прецеденты);

- компетентные должностные лица: федеральный министр, губернатор, мэр города;

- органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения;

- предприятия, учреждения, организации, их трудовые коллективы и должностные лица при создании локальных правовых актов (коллективного договора на предприятии, устава акционерного общества);

- общественные объединения – профсоюзы по вопросам трудового законодательства;

- субъекты правотворческой инициативы, круг которых определяется конституцией (глава государства, законодательные органы, исполнительные органы и высшие суды, депутаты парламента, законодательные органы субъектов федерации).

Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме, участвовать в выдвижении инициативы проведения референдума, а также в иных законных действиях по подготовке и проведению референдума в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом. Не имеет права участвовать в референдуме гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим международным договором Российской Федерации.

На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. На референдум не могут выноситься вопросы:

1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

7) отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, препятствующим проведению референдума по данному вопросу.

 

Вопрос 34. Юридическая техника: понятие и содержание.

Юридическая техника –это совокупность правил, приемов и средств подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования нормативно-правовых, правоприменительных и интерпретационных актов.

Виды юридической техники:

правотворческаятехника – средства создания нормативно-правовых актов (законов, подзаконных актов);

правоприменительная техника - средства создания правоприменительных актов (решений и приговоров суда, приказов и распоряжений);

интерпретационная техника - средства создания актов нормативного толкования (постановлений высших федеральных судов и иных компетентных органов).

Виды средств юридической техники:

1. Средства юридического выражения воли законодателя:

- определение оптимальной структуры и выбор способа изложения нормы права (нормативное построение);

- отраслевая типизация норм права (определение предмета правового регулирования и помещение нормы в соответствующий источник права).

2. Текстуально-документальные средства:

- реквизиты нормативно-правового акта (наименование, название, дата принятия, вступления в силу);

- структурное построение нормативно-правового акта: рубрикация материала, его расчлененность и согласованность;

- юридическая терминология: выбор общеупотребительных, специальных неюридических (эпидемия, взрыв), и специальных юридических (статус, полномочие, хищение) терминов;

- язык и стиль нормативно-правового акта: приемы целесообразного использования языковых средств.

3. Особые средства юридической техники:

- правовые презумпции – предположения о наличии или отсутствии конкретных фактов, основанные на связи между предполагаемыми и наличными фактами (презумпция невиновности);

- правовые фикции – несуществующее положение, признаваемое существующим на основе закона (объявление умершим);

- правовые аксиомы – очевидные истины, не требующие доказательства (закон обратной силы не имеет, никто не может быть судьей в собственном деле);

- правовые символы (дорожные знаки, символы государственной власти);

- примечания и приложения (схемы, таблицы, утвержденные образцы документов, описание границ муниципального образования и т.п.).

Таким образом, для правильного составления правового акта необходимо владеть комплексом особых средств юридической техники.

 

Вопрос 35. Систематизация нормативно-правовых актов: инкорпорация, консолидация, кодификация.

Систематизация НПА -это деятельность по упорядочению нормативных актов, приведению их в согласованную систему. Необходима для обеспечения доступности законодательства, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения коллизий, ликвидации пробелов.

Инкорпорация -форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике).Пример: Собрание законодательства РФ.

Консолидация -форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.Нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.).

Кодификация-форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания.Устраняются устаревшие нормы, противоречия в нормах, создаются новые нормы, обеспечивается их согласованность, логичность.

В РФ действует 20 кодексов.

Вопрос 36. Реализация норм права: понятие и основные формы.

Реализация норм права -это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов. Правонарушения не могут служить способом осуществления правовых норм.

Соблюдение норм права -это в основном пассивная форма поведения субъектов - воздержание от совершения неправомерных действий;она касается главным образом правовых запретов.

Исполнение норм права -это активная форма поведения субъектов – выполнение обязанностей, функций, полномочий. Распространяется в основном на обязывающие нормы.

Пример: исполнение обязанности по уплате налогов.

Использование норм права -направлено на осуществление предоставленных субъекту прав и возможностей; характерный признак – добровольность.

Пример: заключение договора.

Применение правовых норм -это способ реализации права, который связан с властными действиями компетентных органов и должностных лиц,носит процессуально-процедурный характер,состоит из ряда последовательных стадий,связано с вынесением правоприменительных актов,направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

Основания для применения норм права. Необходимость привлечения правонарушителя к ответственности.Необходимость принудительного исполнения обязательств (возврат долга, уплата штрафа, налога, соблюдение условий договора).Возникновение спора о праве (раздел имущества, спор о детях, наследстве и т.д.).


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.033 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал