Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативно-правовой акт. Официальный документ установленной формы: изданный в пределах компетенции уполномоченного государственного органа; с соблюдением установленной






Официальный документ установленной формы: изданный в пределах компетенции уполномоченного государственного органа; с соблюдением установленной законодательством процедуры; содержащий общеобязательные правила поведения; рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

Закон - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке.

Подзаконный акт - принятый компетентным органом, основанный на законе и не противоречащий ему правотворческий акт.Обладает меньшей юридической силой в сравнении с законом, его правовой характер определяет, соответствует ли он закону или входит в противоречие с ним.

Принципы международного права – это нормы международного права, имеющие обязательный характер для всех субъектов международного права.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции).

Правовой обычай - это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательной нормы поведения.Государственное санкционирование обычая производится двумя способами:

а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю);

б) использованием обычая в качестве нормативной основы судебного решения.

Особенности правовых обычаев: носят локальный характер; тесно взаимодействуют с другими социальными нормами, в частности, с религиозными.

Статья 5 ГК РФ: Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Правовой прецедент - это решение по конкретному делу, которое служит образцом для принятия в будущем решений по другим делам, возникшим в связи с аналогичными фактическими обстоятельствами.

Виды правовых прецедентов: Судебные. Административные.

Нормативный договор - соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции.

Особенности нормативных договоров: предназначены регулировать наиболее устойчивые и типичные виды общественных отношений; заключаются в публичных интересах для достижения общественно полезных целей; распространяют свое действие на неопределенный круг лиц; рассчитаны на неоднократное применение.Пример: Федеративный договор.

Доктринакак источник права - придание некоторым положениям научных работ в области юриспруденции общеобязательного значения. Применяется в исламском праве.

 

 

Вопрос 25. Нормативно-правовые акты в российском праве: понятие и основные виды.

Нормативно-правовой акт - официальный документ установленной формы: изданный в пределах компетенции уполномоченного государственного органа; с соблюдением установленной законодательством процедуры; содержащий общеобязательные правила поведения; рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

Виды нормативных актов:

Законы- конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта федерации.

Подзаконные акты – указы президента, постановления правительства, инструкции приказы министерств и ведомств, акты местных органов гос. власти, акты местных органов гос. управления, акты муниципальных органов, локальные нормативные акты.

Закон - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке.

Виды законов в российском праве:

1) Конституция РФ - основополагающий учредительный правовой акт;

2) федеральные конституционные законы-базовые законы, прямо предусмотренные Конституцией, развивающие некоторые положения Конституции;

3) федеральные законы - акты текущего законодательства;

4) законы субъектов Федерации – действуют только на территории определенного субъекта федерации (например, Закон Кировской области).

Подзаконный акт- принятый компетентным органом, основанный на законе и не противоречащий ему правотворческий акт.Обладает меньшей юридической силой в сравнении с законом, его правовой характер определяет, соответствует ли он закону или входит в противоречие с ним.

Вопрос 26. Пределы действия нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

В РФ законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок.Закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые ужесуществовали до момента вступления его в юридическую силу.

Пределы действия нормативно-правовых актов во времени. Придание закону обратной силы возможно в двух случаях: если в самом законе об этом сказано; если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Нормативные акты утрачивают свою силу на следующих основаниях:

1) по истечении срока действия акта, на который он был принят;

2) в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

3) на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Пределы действия НПА в пространстве -определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего: на всю территорию РФ; на территорию субъекта РФ; на территорию муниципального образования; на территорию, указанную в самом нормативном акте; на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

Пределы действия НПА по кругу лиц. На территории РФ нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, иностранцев, лиц без гражданства. Существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны и т.д.).

 

 

Вопрос 27. Договоры нормативного содержания: понятие и сфера применения в российском праве.

Договор нормативного содержания - это соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права.

Виды нормативных договоров: международные договоры, внутригосударственые договоры.

Особенности нормативных договоров: предназначены регулировать наиболее устойчивые и типичные виды общественных отношений; заключаются в публичных интересах для достижения общественно полезных целей; распространяют свое действие на неопределенный круг лиц; рассчитаны на неоднократное применение.

Отличие нормативных договоров от обычных договоров: Не носят индивидуально-разового характера.

Участники, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведения - новую норму права, выступая правотворческими субъектами.

Отличие нормативных договоров от нормативных актов: Нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.

Международный договор - это соглашение между двумя или несколькими государствами или иными субъектами международного права, устанавливающее их взаимные права и обязанности.

Ратификация - это утверждение международного договора высшим органом государственной власти, в результате чего он приобретает обязательную для этого государства силу.

Статья 15 Конституции РФ Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Виды внутригосударственных нормативных договоров: В конституционном праве - Федеративный договор. В административном праве – административные договоры. В трудовом праве – коллективные трудовые договоры.

Федеративный договор - Подписан в 1992 г., о разграничении предметов ведения и полномочий внутри РФ между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации.

Административный договор - это основанное на нормах административного права соглашение, имеющее своим предметом совершение управленческих действий, в котором хотя бы одна из сторон является органом государственного управления.
Пример: соглашения о разграничении сфер ведения или договоры о делегировании полномочий одним органом государственной власти другому.

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по вопросам: формы, системы и размеры оплаты труда; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; рабочее время и время отдыха и т.п.

 

 

Вопрос 28. Правовой обычай: понятие и сфера применения в российском праве.

Правово́ й обы́ чай (Обычное право) — исторически сложившийся источник права и правило поведения.

Правовой обычай — представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

В РФ правовой обычай распространен незначительно (например, ст. 5 ГК РФ – признает существование обычаев делового оборота, некоторые правовые обычаи также содержит Кодекс торгового мореплавания и т.д.). Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организа­ции добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых исполь­зуют субъективные права, исполняют обязанности и соблю­дают установленные законом запреты.

Применение права имеет следующие признаки: 1) осуществляется органами или

должностными лица­ми, наделенными функциями государственной власти; 2) имеет

индивидуальный характер; 3) направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав, обязанностей, ответ­ственности; 4) реализуется в специально предусмотренных процес­суальных формах; 5) завершается вынесением индивидуального юридичес­кого решения.

Применение норм права — сложный процесс, включа­ющий несколько стадий. Первая стадия — установление фактических обстоятельств юридического дела, вторая — выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, третья — принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Первые две стадии являются подготовительными, третья — заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение — акт при­менения права.

Обычай формируется постепенно. Должно пройти определенное время с момента его возникновения, чтобы обычай приобрел силу. Обычай закрепляет, содержит то, что складывалось в результате длительной практики в обществе, он может отражать как общие позитивные моральные, духовные ценности народа, так и предрассудки, расовую нетерпимость.Особенность обычая, отличающая его от других источников права, состоит в том, что он сохраняется в сознании народа, передается из поколения в поколение в устной форме. Как правило, обычай действует в определенной местности в рамках сравнительно небольшой группы людей или на сравнительно небольшой территории, является своеобразной традицией данной местности.

Для того чтобы обычай реально применялся в обществе, необходимо признание его юридической силы государством. Право не существует вне государства, поэтому обычай может приобрести общеобязательный характер наряду с другими источниками права лишь при условии придания ему законности государством. Однако в современных условиях существует более широкий перечень способов легального (официального) санкционирования обычаев в целях включения их в систему формально-юридических источников. Это признание их: государственными органами (законодательными, исполнительными, судебными и т. д.); органами местного самоуправления и другими негосударственными организациями; государствами и (или) международными организациями в сфере публичных и частных международных отношений.

Правовые обычаи подразделяются на определенные виды и подвиды. Можно выделить обычаи:

· secundum legem (в дополнение к закону), который действует наряду с законом, дополняя его в случае пробела или невозможности истолковать ситуацию с помощью законодательства;

· praetor legem (кроме закона), который также существует параллельно с законодательством страны, однако очень ограничен процессом кодификации и первенством закона в современном романо-германском обществе;

· adversus legem (против закона), который в настоящее время играет весьма незначительную роль в связи с верховенством закона или судебной практики (в зависимости от правовой семьи) в иерархии источников права.

По юридической значимости обычаи делятся на основные и субсидиарные (дополнительные).

В зависимости от времени возникновения все правовые обычаи делятся на две основные группы: первую составляют санкционированные компетентными органами обычаи, сложившиеся еще в доклассовых или раннеклассовых обществах; во вторую входят относительно новые правовые обычаи, которые возникают в современных условиях.

В современном обществе каждое государство по-своему решает, какое место отвести обычаю в иерархии источников права.

Статья 5 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) дает определение обычаю делового оборота: «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе».

Специфика этого источника (формы выражения) права в современных условиях состоит в том, что в законе дается только отсылка к действующим обычаям, сам же обычай в нормативном акте не приводится.

Таким образом, обычай — это правило поведения, сложившееся в ходе его действительного (фактического) применения в течение длительного времени в определенной местности либо определенной группой людей, не записанное в официальных документах, однако санкционированное государством.

 

Вопрос 29. Правовой прецедент: понятие и роль в различных правовых системах.

Правовой прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел.

Распространен преимущественно в странах англосаксонской правовой семьи.

Сходство правового прецедента с другими источниками права: подлежит обязательному официальному опубликованию; распространяет свое действие на неопределенный круг лиц; содержит нормы, обязательные для применения.

Особенности правовых прецедентов:

1. Казуистичность - максимальная конкретность, т.к. прецедент вырабатывается на основе решения единичных случаев.

2. Множественность - существует достаточно большое количество инстанций, которые могут создавать прецедент.

3. Гибкость - существует возможность выбора одного прецедента из нескольких.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.