Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Филосоия Фейербаха






Основные сочинения Л. Фейербаха: «К критике философии Гегеля», «Сущ­ность христианства», «Предварительные тезисы к реформе фило­софии», «Основные положения философии будущего». Идеолог радикальной буржуазии, бывший ученик Гегеля, он выступил с развернутой критикой взглядов своего учителя. Вот его характер­ные высказывания: «Мыслимое бытие не есть действительное бы­тие», «Философия Гегеля - рациональная мистика».

Влияние Фейербаха на философскую мысль было колоссаль­ным. Фейербах продолжил материалистическую линию Демокри­та, Эпикура, Спинозы, французских материалистов XVIII в. «Ма­терия есть существенный объект ума». Природа создала не только «мастерскую желудка», но и «храм мозга», утверждал Фейербах.

Основой познания он считал чувства, именно они «читают книгу природы». Но он не был узким эмпириком, сенсуалистом, так как высоко оценивал значимость разума. Признавал он и роль практики в познании (она разрешает сомнения), но в то же время практику он сводил к чувственной деятельности.

И все же и этот замечательный мыслитель остался на уровне метафизического материализма. Диалектику Гегеля он просто от­бросил, не пытаясь ее переработать. Это значит, что рациональное «зерно» гегелевской диалектики он не разглядел из-за общего от­рицательного отношения к философии своего предшественника.

В трактате истории Л. Фейербах опирается на антропологиче­ский принцип (антропос - человек). Реально существующий дух, по его мнению, имеет только земную основу, и этой основой яв­ляется человек: «Единство бытия и мышления истинно и имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого единства бе­рется человек».

Вместе с тем сущность человека понимается им как исключи­тельно жизнь человеческого разума и сердца (чувств). Люди прос­то совершали ошибку, приписав свою собственную сущность богу или абсолютной идее, считал Фейербах. Он утверждал, что надо теперь создать истинную религию - религию самого человека, ос­новной заповедью которой будет всеобщая любовь людей друг к другу. Но почему раньше люди ошибались, а теперь все вдруг ста­нут любить друг друга? Только потому, что философ все им объ­яснил? Сама духовная сущность человека, ее формирование и из­менение должны получить объяснение из собственной материаль­ной основы общества. Но Фейербах, рассматривая человека в отрыве от исторических условий и социальной среды, не сумел найти эту основу.

Марксизм как заключительный этап немецкой классической философии






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.