Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Досократовский период. Натурфилософия.






Принята следующая условная периодизация античной философии раннего досократовского периода (6-5 вв. до н.э.), куда входят ионийская философия (Милетская школа, Гераклит (540 – 480 г.г. до н.э.), италийская философия (Пифагор (VI в. до н.э.), Парменид (540 – 470 г.г. до н.э.), Зенон (ок. 460 г. до н.э.), философская школа Демокрита (460 – 370 г.г. до н.э.).

Милетская философская школа – по названию города Милет на побережье Малой Азии.

Элейская философская школа по названию города Элея в Южной Италии.

Главными представителями милетской школы были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Предметом философствования милетской философской школы были идея возникновения сущего. Утверждалось, что в основе всех вещей лежит основа – материя, основным свойством которой является движение, что и послужило причиной возникновения мира; движение служит причиной изменения всего, каждая вещь содержит единство противоположностей. «Все», то есть мир, содержит живую душу (гилозоизм). Обсуждалась проблема главного первоначала материи и движения. В качестве такого субстрата рассматривались вода, воздух, огонь, земля. Взгляды расходились лишь по вопросу приоритета каждого из них. Вместе с тем, Анаксимандр считал, что и эти первоначала имеют происхождение из «беспредельного», которое Анаксимандр обозначил словом «апейрон » (Подробно: Философия медицины под ред. Шевченко Ю.Л. Шевченко. С 71-73).

Элейская философская школа: ее главные представители – Ксенофан, Парменид, Зенон. Новым явлением в философии этой школы было то, что мифологические, языческие боги, число которых было неизмеримо, объявлялись плодом фантазии людей. В то же время Бог (один) признавался как сама природа, данность мира, неотъемлемая ее часть; он понимался как мышление и вечность. В замыслах этого – разлитого в мире – бога не было человека: он появился из движения земли и воды.

Проблема движения детально рассмотрена Зеноном (апории Зенона), где указывалось, что очевидность движения не так проста (Ахилл и черепаха, летящая стрела).

К первому периоду античной философии относят Гераклита (г. Эфес). Первоначалом всего он считал огонь, потому что он наиболее изменчив и именно поэтому составляет основу всех космических процессов. Гераклит был убежден, что мир был всегда, к его возникновению не причастен никто, он постоянно будет вечным огнем: то воспламеняющимся, то угасающим, что в мире все изменчиво, и все состоит из противоположностей, которые переходят друг в друга.

К первому периоду античной философии относится и школа, где особо выделяется идея атомизма, авторами которой был Левкипп и его ученик Демокрит. В этой концепции утверждалось, что все состоит из мельчайшего неделимого – атомов, но в каждой вещи или предмете они группируются особым способом. Некоторые атомы можно почувствовать через их истечение (запах). Самым тонким видом истечения атомов считалась мысль. Такой материалистический подход к пониманию бытия обусловил и учение Гиппократа (Подробно: Философия медицины под ред. Шевченко Ю.Л. Шевченко. С 74-75). Линию материалистической философии античности принятио называть линией Демокрита.

Пифагорейская школа (по имени Пифагора) разрабатывала идею принципов и гармонии мира через смыслы чисел и их сочетание. Идея бесконечности мира объяснялось через бесконечность числа.

Исчисление велось от верховного понятия – верховной единицы, которая отождествлялось с Богом как началом Всего.

Первый период развития античной философии называется натурфилософским. Натурфилософия античности положила начало развитию учения о бытии – онтологии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.