Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы дифференциального обучения.






К формам дифференциации обучения могут быть отнесены варианты различных организационных образовательных страте­гий. В отличие от видов, форм дифференциации обучения немно­го, их всего три:

• «жесткая» — селективная;

• гибкая — элективная;

• переходная.

Селективная форма дифференциации обучения

Форма дифференциации обучения, условно названная нами жесткой, или селективной, предполагает создание специализи­рованных учебных заведений для детей с особенностями разви­тия. В современном образовании широко представлены специ­альные школы для детей, отобранных по разным основаниям (ум­ственные способности, этнические особенности, религиозные верования и др.).

Селективная форма дифференциации обучения имеет свои достоинства и недостатки. Несомненным достоинством являет­ся то, что в условиях специальной школы (для одаренных детей, для детей с различными проблемами в развитии и т.п.) проще от­работать содержание, подобрать и ввести адекватные этому со­держанию формы, методы и средства обучения.

Своеобразной платой за это яв­ляется комплекс практически неразрешимых социально-педаго­гических проблем, возникающих у учащихся. Исключение из ес­тественного окружения, вырывание из круга «нормальных» свер­стников, — как правило, неизбежные следствия поступления в специальную школу. Это не может не нарушить естественных эмоциональных и социальных связей ребенка с микросредой. Платой за дифференцированное образование становится разру­шение экологии детства.

 

Элективная форма дифференциации обучения

Гибкая, или элективная, форма дифференциации обучения предполагает совместное обучение детей с определенными осо­бенностями в общем потоке учащихся. Во многих странах мира ширится движение за инклюзивное образование, предполага­ющее, что дети-инвалиды или, например, одаренные дети, обу­чаются в среде своих условно «нормальных» сверстников. Но поскольку эти категории детей имеют существенные отличия в плане обучения, их образование должно дифференцировать­ся если не на уровне организации, то на уровне содержания и методов.

 

Переходная форма дифференциации обучения

Форма дифференциации обучения, обозначенная нами как переходная, предполагает существование в одной школе клас­сов для разных категорий учащихся. Во многих школах наряду с ычными классами функционируют классы для одаренных детей (лицейские, гимназические и др.) и классы для детей с про­блемами в обучении и развитии (коррекционные). Не менее рас­пространены в рамках этой формы и различные варианты про­фильной дифференциации, например, в одной школе параллель­но действуют классы математические, гуманитарные, естествен­нонаучные и т.п.

Переходная форма дифференциации обучения имеет давнюю историю. Ее широкое внедрение в образовательную практику стартовало в начале XX века. Этот процесс связывают с именем известного немецкого педагога Й.А. Зиккенгера из города Мангейма, поэтому она иногда именуется «мангеймской системой».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.